Русская линия
НГ-Религии Зураб Тодуа18.05.2005 

Знамя ислама над Ферганской долиной
Прогноз аналитиков полностью подтвердился событиями в Андижане

В потоке слухов, домыслов и комментариев, которые день за днем наслаиваются вокруг событий в Андижане, как-то незаметно на второй план отошла суть происшедшего. 20 апреля в «НГ-религиях» была опубликована статья «Амиры рвутся к власти», в которой, в частности, говорилось: «Вполне вероятно, что религиозные экстремисты захотят воспользоваться неразберихой в Киргизии и в ближайшее время (в мае-июле текущего года) попытаются организовать мятеж в Ферганской долине». Как видим, прогноз полностью оправдался.

Точный прогноз был сделан на основании анализа обстановки и сопоставления полученной из различных источников информации. Тогда было известно, что в Киргизии революция началась на юге, где проживает большая узбекская диаспора и сильны позиции исламской экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир». Также было известно о том, что киргизские религиозные экстремисты связаны с исламистским подпольем в Ферганской долине.

Революция в Киргизии ослабила контроль центральных властей над положением в южных областях страны. В такой ситуации логично было предположить, что экстремисты попытаются воспользоваться ситуацией для того, чтобы совершить мятеж в узбекской части Ферганской долины. Причем именно сейчас, когда память о киргизской революции еще свежа.

Совершенно очевидно, что мятеж в Андижане был тщательно спланирован и организован членами подпольных религиозных группировок «Хизб ут-Тахрир» и «Акромийя». Судя по всему, их план состоял в том, чтобы дезорганизовать положение в долине, поднять панику, спровоцировать власти на жесткие меры, вызвать жертвы, а потом скрыться. И это вызывает наибольшую тревогу. В дальнейшем они могут попытаться совершить такой же налет на другие города Ферганской долины — Наманган, Фергану, Коканд или Маргелан.

Стратегическая цель подобных акций очевидна: деморализовать власти и поднять людей, чтобы в следующий раз на площадь в том или ином городе вышли не 3−5 тысяч, а десятки тысяч человек, чтобы применение войск стало невозможным. В такой ситуации, вероятно, исламисты рассчитывают на то, что солдаты и чиновники дрогнут и перейдут на сторону восставших.

В пользу религиозных экстремистов работает ряд факторов. Главный из них — серьезные социально-экономические проблемы в регионе. Властям необходимо немедленно предпринимать меры по преодолению недовольства людей — снизить налоговое бремя, дать больше свободы мелкому и среднему бизнесу, пойти на действительную либерализацию экономической жизни страны. Но в условиях, когда в стране действует сильное религиозное подполье, а светская оппозиция практически отсутствует, никакой альтернативы Исламу Каримову, кроме исламистов, нет и быть не может.



Из досье «НГР»

"Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" (араб. — «Исламская партия освобождения») — суннитская религиозно-политическая организация, созданная в 1953 г. «Хизб ут-Тахрир» провозглашает себя «политической партией, идеологией которой является ислам». Название партии подчеркивает стремление ее членов достичь «полного освобождения от господства неверных». Цель партии — содействовать возвращению мусульман к исламскому образу жизни и распространению исламской веры в мире путем джихада. При этом декларируется, что реализация этой цели возможна лишь путем воссоздания единого (объединяющего весь исламский мир) теократического государства — халифата.

Филиалы «Хизб ут-Тахрир» проявляли активность в Египте, Иордании, Тунисе, Кувейте, Палестине, Турции и странах Западной Европы. С 1995 г. зафиксирована деятельность партии в Узбекистане. В последние годы в СМИ Средней Азии регулярно сообщается о деятельности экстремистов из «Хизб ут-Тахрир» и о регулярных арестах ее активистов.

Религиозная группировка «Акромийя» была основана в 1996 году бизнесменом Акрамом Юлдашевым, бывшим членом «Хизб ут-Тахрир» из Андижана. В своем сочинении «Путь к истинной вере» он доказывал, что ненасильственные методы «Хизб ут-Тахрир» разрабатывались для арабских государств и непригодны для Средней Азии. В отличие от «Хизб ут-Тахрир» Юлдашев считал, что исламская организация должна завоевывать власть на местном, а не на общенациональном уровне.

Зураб Тодуа — сотрудник исследовательского центра

http://religion.ng.ru/politic/2005−05−18/1_znamya.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru