Новые Известия | Михаил Поздняев | 18.05.2005 |
Первым регионом, с которым Центр инвестиционных программ РПЦ заключил соглашение о сотрудничестве и партнерстве, стала Тверская область. Подписание соглашения одновременно стало презентацией Центра, о котором, кстати, раньше ничего не было известно. Как заявила в Твери председатель правления ЦИП Елена Шульгина, эта организация создана по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II «для осуществления экономических программ РПЦ». То есть в дополнение к Управлению делами и Комиссии по экономическим и социальным вопросам в РПЦ появляется новая структура, занимающаяся коммерческими проектами. Как сообщила г-жа Шульгина, помимо РПЦ, учредителями ЦИП стали аппарат полномочного представителя президента РФ в ЦФО, Торгово-промышленная палата РФ, Ассоциация российских банков.
Планы, вынашиваемые Центром инвестиционных программ, впечатляют. По заявлению Елены Шульгиной, «в рамках соглашения будут строиться гостиничные комплексы, осуществляться сельскохозяйственные программы, будет возрождаться паломничество». Благодаря этому, по ее словам, у РПЦ «появятся источники финансирования благотворительных и социальных программ».
Первым проектом РПЦ с властями Тверской области станет строительство гостинично-жилищно-офисного комплекса площадью 12−15 тыс. кв. метров и стоимостью 10 млн. долларов. Он будет состоять из гостиничного комплекса на уровне международных стандартов и элитного жилья. А начиная с 2006 года, Центр инвестиционных программ РПЦ планирует строить в регионах ЦФО по 2−3 таких комплекса в год. Благодаря сотрудничеству с РПЦ губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин намерен дать толчок развитию в регионе туризма. «Развитие туристической сети, паломничества будет осуществляться на самом высоком уровне, отвечающем мировым стандартам. Это в свою очередь даст ощутимый импульс развитию территорий, экономики малых городов области», — подчеркнул глава региона.
Если все и на самом деле обстоит именно так, как заявлено в Твери, надо говорить о новых притязаниях Московской патриархии на заметную роль в бизнесе. После разговоров о безвозмездной передаче церкви земли РПЦ, похоже, пришла к выводу, что выгоднее на этой земле стоить гостиницы, чем, скажем, ее пахать или сажать капусту с огурцами. Тем более что соответствующий опыт у РПЦ уже есть. Еще в 1991 году на территории Свято-Данилова монастыря в Москве, в ста метрах от патриаршей резиденции, была открыта гостиница «Даниловская» — пятиэтажное здание со 116 номерами класса «люкс» и «полулюкс» и тремя апартаментами. Поначалу гостиница предназначалась исключительно для проживания приезжих архиереев, священников и почетных православных гостей из-за рубежа. Сегодня заказать в ней с помощью Интернета хоть «полулюкс», хоть апартаменты может практически любой желающий. Место тихое, вид из окна чудный, к услугам постояльцев охраняемая автостоянка, обмен валюты, бизнес-центр, конференц-зал, две сауны, бассейн, парикмахерская, химчистка, прачечная, ресторан с девятью залами разной вместимости и блюдами на любой вкус, бары, заказ такси и спутниковая связь. Однодневное проживание в «Даниловской» стоит по минимому 130−180 долларов. Так что рядовых паломников здесь не встретишь. Похоже, о чем-то подобном РПЦ помышляет уже в масштабах всея Руси.
Насколько реалистичны планы г-жи Шульгиной? До того, как возглавить ЦИП, она занимала ряд ответственных должностей в государственных и частных компаниях (последняя должность — председателя совета директоров ЗАО «Квинта-Холдинг»). В 2001 году приняла предложение ОАО «Росгосстрах» стать заместителем гендиректора компании, курируя маркетинг и рекламу. Послужной список солидный. Впечатляет и список соучредителей ЦИП. Другое дело, на официальных сайтах Патриархии ни подписание соглашения в Твери, ни самый факт существования ЦИП не поминаются. Не присутствовал, насколько нам известно, при подписании соглашения никто из высшего церковного руководства. Создается впечатление, что Московская патриархия, в прошлые годы обжегшись на табаке, нефтеэкспорте, добыче алмазов и авиаперевозках, теперь предпочитает до поры до времени от ЦИП дистанцироваться. Видимо, чтобы посмотреть, что из всего этого выйдет. Удастся ли еще построить комплекс в Твери? Последуют ли примеру Дмитрия Зеленина другие губернаторы? Оправдает ли вообще себя затеянный проект?
То, что руководство РПЦ дистанцируется от масштабных бизнес-проектов ЦИП, вполне объяснимо. Как говорится, и хочется, и колется. Извлекать прибыль и отдавать часть ее на строительство храмов, богаделен, помощь сирым и убогим, да на те же странноприимные дома, то есть гостиницы, — это все-таки забота купцов и банкиров. По сути, об этом говорил в декабре прошлого года на Епархиальном собрании московского духовенства Алексий II: «Тревожным признаком обмирщения православного сознания, умаления церковности, духовного ослепления является все усиливающаяся коммерциализация многих сторон приходской жизни… Священнослужители, занимающиеся социальным служением, знают, в какой нищете живет сейчас значительная часть нашего народа. И когда человека спрашивают, почему он не ходит в храм, он часто отвечает: „Если пойти в храм, надо поставить свечку, подать записочки, отслужить молебен, а за все это нужно платить. А денег у меня нет — едва хватает на хлеб. Вот совесть и не позволяет мне идти в храм“. Это печальная реальность наших дней».
Но, похоже, бизнес так притягивает к себе РПЦ, что она не в силах сопротивляться. Тем более что «греховный плод» уже испробован и оценен по достоинству, просто тогда это были сигареты, нефть и прочие товары и услуги. А сегодня более востребованными и прибыльными оказываются отели и магазины.
ЦЕРКОВНЫЙ БИЗНЕС ЗА ГРАНИЦЕЙ
Крупнейшая религиозная финансово-экономическая структура — Ватикан и католическая церковь. Институт религиозных дел (ИРД), более известный как Ватиканский банк, управляющий всеми папскими финансами, является активнейшим игроком на мировых финансовых биржах и получает дивиденды с денег, вложенных в акции крупнейших транснациональных корпораций. Ватикан владеет большими пакетами акций нескольких крупных банков — Банка Рима, Коммерческого банка Италии, Банка Святого духа и многих других. Ватикан установил тесные связи с ведущими финансовыми учреждениями мира: «Морган Гаранти», «Кредит Свисс», «Чейз Манхэттен», чикагским «Континенталь Иллинойс». Приобретя после Второй мировой войны пакет акций холдинга Societa Generale Immobiliare, Институт религиозных дел стал совладельцем сети отелей Hilton в Италии. В Вашингтоне ему принадлежат пять кварталов доходных домов, а также отель Watergate, впоследствии давший имя знаменитому скандалу с президентом США Никсоном, курорты в Мексике, жилые комплексы в Монреале. ИРД владеет пакетами акций стальных, сельскохозяйственных компаний, страховых корпораций. Ватикан является и крупным земельным собственником, ему принадлежат обширные угодья обрабатываемой земли в Италии (482 тыс. га), Германии (250 тыс. га), Испании и других странах.Основанная в 1830 году Церковь Иисуса Христа святых последних дней или мормоны, насчитывающая более 10 млн. последователей по всему миру, является крупнейшим держателем акций в промышленном и сельскохозяйственном производстве США. В 1997 году Time Magazine оценил собственность мормонов в 11 млрд. долларов, а ежегодный доход — в 600 млн. Мормонам принадлежат сотни школ, типографий, несколько газет и журналов, университет в Солт-Лейк-Сити. Именно их усилиями в этом городе дважды проводились зимние Олимпийские игры. Мормоны являются крупнейшим инвестором игорного бизнеса в Лас-Вегасе. Мормоны владеют большей частью острова Гавайи. Их средства вложены практически во все гостиничные сети Америки и мира.
Духовный лидер примерно 15-миллионной общины исмаилитов, проживающих в 28 странах мира, принц Карим Ага-хан IV является одним из богатейших людей мира. Его состояние оценивается в 8 млрд. долларов. Основанный в 1967 году Фонд Ага Хана (Aga Khan Foundation), впоследствии ставший ядром Организации Ага Хана по развитию (AKDN, Aga Khan Development Network), является крупнейшей инвестиционной корпорацией мира. Ему принадлежат авиакомпании, газеты, пароходы, судоверфи, отели, курорты. В Италии имя Ага-хана ассоциируется с туристической империей Costa Smeralda, которая, как уверены итальянцы, владеет половиной Сардинии. Именно Ага-хан стал первопроходцем развития на побережье этого острова VIP-туризма.
Зачем РПЦ гостиничный бизнес?
Николай МИТРОХИН, директор Института изучения религии в странах СНГ и Балтии:— Об организации, именующей себя Центром инвестиционных программ РПЦ, равно как о ее грандиозных планах, мне раньше слышать не приходилось. Периодически от имени РПЦ раздаются такие же громкие заявления о проектах подобного рода. То они собираются заняться экологическим землепользованием России, то создать православный телеканал. Как правило, все эти инициативы имеют, скажем так, более чем скромный масштаб, и через некоторое время все те священнослужители, которые рисковали их комментировать, не хотят об этом вспоминать. На мой взгляд, и в данном случае это использование бизнесменами «крыши» РПЦ и реально мошеннический ход. Что касается вхождения в состав учредителей новоявленного Центра весьма солидных структур, я не знаю организаций, не только связанных с Церковью, но вообще действующих на российском рынке, которые подобными административными структурами были бы учреждены и развивали бы успешную коммерческую деятельность. Чтобы несколько государственных или полугосударственных организаций с громкими названиями взяли бы и что-то учредили в пользу РПЦ, и это начало бы жить самостоятельно — таких случаев на моей памяти не было, и я сомневаюсь, что все, о чем заявлено в Твери, имеет под собой твердую основу и какую-то перспективу.
Константин РОМАНОВ, директор отдела консалтинга компании Knight Frank:
— Уже сейчас гостиницы очень востребованы, их не хватает, особенно недорогих. В той же Москве гигантский дефицит отелей, находящихся недалеко от центра — между Садовым и Третьим транспортным кольцом. А строят мало по той простой причине, что в гостиничном секторе слишком велики сроки окупаемости — в среднем 7−8 лет. И пока существуют сферы, в которых объекты окупаются за пять лет, инвестиции будут идти туда. Но ситуация будет меняться. Как только сроки окупаемости в офисном, торговом, складском секторах начнут увеличиваться, инвесторы сразу же переориентируются на то, что более перспективно и востребовано рынком — на гостиницы. Отели «трехзвездочного» формата будут востребованы в первую очередь в городах Золотого кольца, где много туристов, и в городах-миллионниках, нефтедобывающих и промышленных центрах, где будут ориентированы на бизнесменов. Кстати, в регионах за счет удешевления строительства сроки окупаемости гостиниц реально снизить до шести лет.
Алексей ЯЗЫКОВ, аналитик недвижимости инвестиционной группы «Атон»:
— Это выгодно, но ждать этой выгоды придется долго. Потому что в других сегментах рынка коммерческой недвижимости сегодня наблюдается более высокая доходность вложений. Если сравнивать рентабельность гостиницы с элитным жильем, с торговыми помещениями или офисами, у отелей окупаемость ниже. С гостиницами, и особенно с трехзвездочными, на рынке неординарная ситуация. Это касается и Москвы, и тем более регионов, где «три звезды» в европейском понимании — в большом дефиците. С одной стороны, спрос на них велик и объектов не хватает, а с другой — серьезные инвестиции пока в этот сегмент не идут.
Беседовала Наталья ТИМАШОВА