Московский комсомолец | Виктор Сокирко | 18.05.2005 |
Шутка с названием города приелась быстро, после телефонного звонка, заставшего одного из паломников, мирян, разумеется, уже на итальянской земле. Произнесенное в трубку «Я в Бари», естественно, было понято его абонентом не как географическое название. «Утром в баре? В баре города Бари?» Похихикали. Отцы, кто слышал, улыбнулись, видимо, светский язык им понятен, но не более. Тему закрыли. Бари так Бари, приехали-то совсем по другому поводу. Цель визита, я бы сказал, даже не визита, а миссии, более чем серьезная — открытие постоянного паломничества к одной из великих святынь христианского мира — мощам Святителя Николая, более известного в России как Николай Чудотворец, Никола-угодник. Так уж получилось, что долгие годы наши паломники не могли организованно посещать эти места. Владыка Ювеналий при активной поддержке губернатора Бориса Громова этот «пробел» решили закрыть — и вот мы у древних стен базилики, сооруженной более восьми веков назад.
Произошли описываемые события накануне еще одной знаменательной даты — 22 мая ежегодно христианский мир отмечает день перенесения мощей Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, в итальянский город Бари. В этом году 918-я годовщина с того дня, как по воле Папы Климента III мощи святого были перевезены в Бари, который был тогда столицей южной Италии. А вот в православном календаре этот день назван Николой летним.
Вообще-то мне, честно говоря, так и не довелось понять своим не до конца просвещенным в духовном плане умом: кому он больше наш, Николай-то?
С одной стороны — архиепископом он был в Мире Ликийской, на территории нынешней Турции, участвовал во Вселенском соборе в Никее (325 г.), мощи хранятся в Италии. Вообще на Апеннинском полуострове имя Святителя Николы весьма глубоко почитаемо, наш переводчик, например, рассказал, что свою младшую дочь он назвал Николеттой именно в честь святого. Но, с другой стороны, и нам он не чужой. Если погрузиться в анналы истории, можно вспомнить, что еще Аскольда, первого русского князя-христианина, крестили его именем. Одна из башен Московского Кремля, между прочим, названа в честь святого Николая, а если подсчитать, сколько в России его тезок — тут мы еще поспорим с итальянцами в почитании Николы. Вообще традиционно Николай Чудотворец считается на Руси заступником всех находящихся в беде, покровителем плавающих и путешествующих. Как сказано в одной старой книге, он спасает от «потопления, из глубины морской перенося на сушу». На кораблях российского флота, еще с петровских времен, обязательно находилась икона Николы-угодника. Честно говоря, заходя в храм, я и сам одну из свечей ставлю Николаю. Даже как-то приревновал Николая Чудотворца к итальянцам.
Разобраться помог владыка Ювеналий.
— Николай единопочитаем во всем христианском мире, — его высокопреосвященство просвещал меня, аки дитя малое. — Для нас, православных, он является одним из самых почитаемых святых, равно как и католики чтут Святителя Николая. Наше нынешнее паломничество к мощам Николая — большое подтверждение тому…
Согласен, что святой Николай неделим, так же, как и Спаситель, но где-то внутри засело чувство местечкового патриотизма — наш это святой, Николай Чудотворец, а значит, и в базилику, где хранятся его мощи, входим как в свой храм.
Ба, да тут знакомые лица! В смысле — надписи. На площади перед входом в базилику установлен бронзовый монумент — трехметровая статуя святого Николая Чудотворца, на постаменте которой высечено имя скульптора — «Зураб Церетели». 8 мая 2003 года статую подарили городу Бари от имени президента Владимира Путина, его автограф тоже имеется на плите: «Пусть этот дар свидетельствует не только о почитании россиянами великого сподвижника, но и о неизменном стремлении народов наших стран к укреплению дружбы и сотрудничества». А Церетели и впрямь хорош — его Николай выполнен в классическом строгом стиле. Ни тебе крыльев, ни выпученных глаз, ни зверушек каких вокруг. Аплодируем Зурабу Константиновичу за импортное исполнение святого — в строгий ансамбль базилики этот его памятник вписался необыкновенно органично.
* * *
…Базилика Святого Николы, расположенная на набережной Адриатического моря, в старой части древнего города, впечатляет скорее не размерами и архитектурной красотой, а своей монументальностью. Никаких излишеств, прямые линии стен, камням которых без малого уже тысяча лет… От одной мысли о прикосновении к такой вечности как-то не по себе становится. В старинной барийской летописи можно прочесть следующие строки: «Год 1099. Утром 3 октября приехал Папа Урбан II с архиепископами, аббатами и князьями. В Бари их приняли с большим почетом. Святитель Илья, наш архиепископ, приготовил великолепную кафедру в церкви Святого Николая. И Папа председательствовал на Соборе неделю…». Теперь по отшлифованным за столетия ступеням базилики шествуют православные священники — торжественные одеяния, старославянское пение, владыка Ювеналий в белом клобуке с златоглавым посохом в руке. Итальянцы такого зрелища отродясь не видывали и явно шокированы вхождением в храм Господень русских паломников.— Алекси? Алекси? — пытается расспросить мужчина лет пятидесяти, завидев митрополита. Патриарха всея Руси Алексия II здесь, похоже, знают, вот и приняли за него владыку Ювеналия. Приходится объяснять. Итальянец отходит в сторону и твердит, будто запоминая: «Ювенали! Ювенали!»
Батюшки тем временем спускаются в подземную крипту храма — именно там хранятся мощи. Они спрятаны ниже уровня пола и закрыты со всех сторон каменными блоками — небольшой лаз позволяет добраться до мощей лишь на корточках. Внизу небольшой глазок из стекла отделяет желающего прикоснуться к мощам паломника. Ничего сквозь него не видно, но известно, что там хранятся череп и 75 процентов костей епископа Николая. Отсутствие остальных частей скелета предание объясняет тем, что барийские моряки, которых, увидев во сне видение, послал в Миру Ликийскую Папа Климент III, торопились, боясь нападения сарацин, и потому взяли только наиболее крупные кости святого. Говорят, что еще со времен пребывания мощей в Мире в гробнице образуется жидкость — манна, или святое миро. Она представляет собой воду особенной чистоты и считается чудодейственной, ее собирают только раз в году, 22 мая. Монахи-доминиканцы, управляющие храмом, часть собранного ими миро передали и паломникам из России.
Несколько минут ушло на подготовку, и вот уже в крипте, прямо возле гробницы Святителя Николая, начинается молебен. Такое ощущение, что православные службы здесь проходили всегда. Под сводами поплыл запах ладана, зазвучали распевные молитвы, которые поддержал хор Коломенской духовной семинарии. То ли акустика в зале такая, то ли певчие, которыми руководил отец Константин, прониклись важностью момента и отдались пению с особым рвением, но звучание хора было просто бесподобным. Вскоре в подземную часть базилики потянулись привлеченные молебном прихожане, да и просто туристы, приехавшие поклониться святым мощам. Стояли, вслушиваясь в незнакомые слова, пораженные торжественным пением. Заслышав узнаваемые «Никола», «Аминь» и «Аллилуйя», радовались, понимая, что «эти странные бородатые русские» возносят хвалу святому Николаю. Крестились, но только не по-нашему…
Уже к вечеру, когда молебен был завершен и паломники собирались отъехать на патриаршее подворье — расположенный в Бари православный храм Святого Николая, — случилось чудо. Так охарактеризовал потом это событие владыка Ювеналий. В базилику возвращалась статуя Святителя. Всю предшествующую праздничную неделю она перемещалась по храмам города и теперь занимала свое законное место в базилике. Отец Джованни пригласил русских священников принять участие в этой торжественной церемонии. И вновь под своды базилики, теперь уже верхней ее части, взмыли звуки православных песнопений. Итальянские прихожане не удержались от бурных аплодисментов.
— Не боязно было, все-таки не просто новое место, а католический храм? — спрашиваю у певчего из хора Александра.
— Да нет, быстро адаптировались, — отвечает он. — Да и братья рядом, отец Константин дирижирует, ошибиться нельзя. Так что отвлекаться просто некогда было.
Александр — выпускник Коломенской духовной семинарии, учится на последнем курсе, до получения духовного сана ему осталось сдать два последних экзамена. Впрочем, он намерен продолжать учебу дальше — хочет поехать в Санкт-Петербург в духовную академию. В знаменитом коломенском хоре поет давно, причем уже весьма профессионально. Впрочем, раз именно ему, одному из немногих хористов, доверили поехать с такой важной миссией в Италию — значит, и впрямь ученик отменный.
На следующий день православная служба в базилике Святителя Николая продолжилась Божественной литургией. Прослышав об этом, в крипте собралось еще больше народу.
— Я здесь уже восемь лет живу, с тех пор как вышла замуж за итальянца и уехала из Перми, — рассказывает Галина с покрытой платком головой. — Иногда захожу в русскую церковь в Бари, но сейчас, когда услышала о службе в базилике, решила обязательно сходить. Муж мой только посмотреть пришел, говорит, что у русских очень строгая служба, сидеть нельзя.
Присутствовал на литургии и губернатор Московской области Борис Громов. Во-первых, как один из организаторов и вдохновителей этой поездки, а во-вторых, чтобы вручить базилике Святого Николы лампаду от всего Подмосковья. Ее, кстати, готовили под присмотром самого владыки — Ювеналий лично контролировал работу мастеров-ювелиров из Софрина. Отныне наша лампада будет гореть перед ликом Николая у его гробницы с мощами. Так что приезжающих сюда паломников из России будет согревать и огонь от родной земли.
Получил подарок и сам Борис Громов. Дело в том, что в этот день были именины Бориса и Глеба, и владыка Ювеналий вручил губернатору икону его святых хранителей. Вообще финальная часть визита паломников была щедра на подарки — русские с пустыми руками не приезжают. Итальянцев щедро одарили яйцами. Пасхальными, конечно же. Достались они и отцу Джованни, и президенту области Апулия Ники Вендоле, и мэру города Бари Микеле Эмилиано. Растроганные хозяева не знали, как уж благодарить таких щедрых гостей, звали еще в гости.
— Теперь сюда, по нашим стопам, приедут миллионы паломников из Подмосковья, — заверил их владыка.
…Мы улетали из Италии, увозя в себе частицу Святителя Николая: тем, кто прикоснется к мощам в его гробнице, будет заступничество и покровительство великого святого. Аминь!