Союз православных журналистов | Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) | 11.12.2023 |
26 декабря 2023 года дело митрополита Тульчинского Ионафана (Елецких), приговоренного Винницким судом к 5 годам лишения свободы, будет пересматриваться апелляционным судом. В связи с этим редакция СПЖ, регулярно освещающая этот злополучный процесс, предложила «опальному» митрополиту поговорить не только об инкриминируемых обвинениях, но и о его творческой церковно-композиторский деятельности, видении им церковно-государственных отношений.
Небольшое предисловие
Автору этих строк довелось познакомиться с владыкой Ионафаном, в то время еще молодым архимандритом, в далеком 1988 году. Тогда в год 1000-летия Крещения Руси в угасающем СССР Православной Церкви впервые за 70 лет атеизма были предоставлены условия для возрождения древних святынь, главной из которых была Киево-Печерская лавра. И первым наместником ее стал архимандрит, а вскоре — епископ Переяслав-Хмельницкий Ионафан (Елецких).
В безмолствовавшей с хрущевских времен Киево-Печерской обители зазвучали колокола, вознеслась в горний мир монашеская молитва, народ Божий с ликованием и благодарностью устремился на древние печерские холмы над Днепром. Тогда же в Дальних пещерах обильно замироточили «молчавшие» около 30-ти лет мироточивые главы преподобных Печерских — свидетельствующие о благоволении Божием. А однажды, во время одной из первых литургий, проводившейся под открытым небом, был явлен на небосклоне Крест Господень.
Беседуя с архимандритом Ионафаном (готовилось интервью для одной из республиканских газет) я, в ту пору человек малоцерковный, в жизни не общавшийся с монахами, был поражен диапазоном знаний, культурой и каким-то необыкновенным благодатным обаянием этого священнослужителя. Не ведомо мне было тогда, что общаюсь я с будущим митрополитом, церковным композитором с мировым именем, публицистом и поэтом, богословом и пламенным патриотом нашей святой земли, на которого в конце жизненного пути обрушатся столь нелепые, абсурдные обвинения.
С тех пор минуло 35 лет. И что мистически парадоксально — возрожденная и отстроенная монахами и народом Божиим, как чудесный духовный оазис, Киево-Печерская лавра — колыбель монашества Киевской Руси, главная святыня Украины, третий Удел Богородицы, в нынешнем 2023 году была кощунственно отобрана у Украинской Православной Церкви, а ее первый наместник, ныне один из старейших иерархов УПЦ, митрополит Тульчинский и Брацславский Ионафан, все эти десятилетия верой и правдой служивший Церкви Христовой и украинскому народу, в этом же году был подвергнут аресту и обвинен в государственной измене.
Теория гнилого дерева
Доктрина «плодов отравленного дерева», или же «плодов ядовитого дерева» (fruit of the poisonous tree), — концепция, введенная Верховным Судом США для оценки допустимости доказательств в уголовных делах. Суть этой концепции состоит в том, что, если источник доказательств («дерево») является ненадлежащим («отравленным»), все доказательства, полученные с его помощью («плоды»), также оказываются ненадлежащими. То есть не могут применяться при доказывании вины.
Эта концепция раскрывается в практике Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в контексте соблюдения права на справедливый суд статьей 6-ой Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Именно на эту доктрину ссылались адвокаты митрополита Ионафана в период следственных процедур и после вынесения приговора. Поскольку инкриминируемые архиерею факты, по определению адвокатуры подследственного, были подложными и вымышленными. Чего стоит, например, одна из найденных «улик». А именно: в сапоге сотрудника канцелярии Тульчинской епархии оказались пророссийские листовки, якобы изданные митрополитом Ионафаном типографским способом, а цифровые оригиналы были «обнаружены» в ноутбуке митрополита через 4 дня после изъятия!
У владыки
Владыка принял нас гостеприимно. Выглядел он уставшим и осунувшимся, лицо его было бледно, но глаза светились все той же невероятной добротой.
— Последние 19 лет вы являетесь главой Тульчинской епархии УПЦ. Именно в этой подольской епархии вас, 75-летнего архиерея, неожиданно посетили сотрудники Винницкого областного СБУ с обыском вашего временного жилища в г. Бершадь и канцелярии Тульчинского епархиального управления. По результатам обысков Винницкий городской судья вынес вам обвинительный приговор — 5 лет лишения свободы. Этот, на сегодня первый жестокий приговор архиерею УПЦ, вызвал бурю протестов Первоиерархов Православных Поместных Церквей, правозащитного христианского форума в Германии, а также — обличительную реакцию известного американского адвоката УПЦ, Роберта (Боба) Амстердама, заявившего о притеснениях епископата и духовенства нашей Церкви. Против Вас развернута клеветническая кампания в СМИ. Почему все это происходит в Украине сегодня?
— Я не читаю подобные инсинуации авторов клеветническими публикациями. Скорее всего, они заказные. Их цель очевидна — одним наскоком политически скомпрометировать УПЦ и её иерархию, обосновать запрет и деятельность УПЦ, запугать гонениями священников и прихожан. Катализатором гонений канонической Церкви, захватов экстремистами ее монастырей и храмов стало предоставление ПЦУ так называемого «автокефального» томоса, который не признал даже непризнанный «патриарх» Филарет Денисенко. Суд надо мной — один из эпизодов расправы над защитниками своей веры и Церкви.
Что же касается инкриминируемых обвинений, то моя «вина» построена следователями не на реальных фактах, а на вымышленных мотивах и на криминальном вбросе сотрудником СБУ в моё жилище типографских тиражированных цветных листовок, что зафиксировала видеокамера сотрудника СБУ, и что продемонстрировал мой адвокат зрителям на «Первом казацком» канале.
Как сказал Господь Иисус Христос, «имеющий очи, да видит» (Мф.13,15).
— Кто тогда те, кто не хочет видеть безусловное правонарушение? Они становятся его пассивными соучастниками?
— Это очевидно.
— Расскажите, владыка, как спецслужбы информативно поддерживали надуманные политические обвинения против вас? И чем более всего поразили вас действия следователей Винницкого отделения СБУ и Винницкий «первичный» судья, приговоривший Вас практически, как отметил ваш адвокат, к «пожизненному смертному приговору», учитывая преклонный возраст и тяжелые неизлечимые заболевания?
— Глава киевского СБУ публично, до суда, осознанно и уверенно обвинил меня в совершении тяжких, «неопровержимых» преступлениях против Украины, грубо нарушив право презумпции невиновности. Возникает очевидный и простой вопрос — как быть тогда с видеозаписью СБУ со вбросом их работником антиукраинских листовок и занесением их в протокол обыска в моем жилище? Это же факт саморазоблачения СБУ!
Видеозапись СБУ, обличающая должностное преступление винницких следователей, ведь это настоящая видео-улика. Её просмотрели с соответствующими комментариями сотни тысяч зрителей «Першого Козацького», многочисленные священники и прихожане. Эту запись видели представители ООН, видел американский адвокат УПЦ Роберт Амстердам, другие зарубежные юристы.
Моим обвинителям также нужно срочно найти объяснение преступному вбросу работниками СБУ в мой, изъятый следователями компьютер, трёх файлов с пресловутыми листовками — «вещдоками», появившимися через 4 дня после изъятия компьютерной техники.
Вы спрашиваете, что поразило меня в этой судебной истории? Отвечу просто и кратко: меня и моё духовенство, прихожан епархии и всех верных УПЦ, кто следил за процессом следственных мероприятий в течении минувшего года, поразили формализм и наглое бесстыдство, до боли позорящее честь и имя, истекающей кровью Украины.
Допускаю, что на судью было оказано административное давление: начало итогового заседания первичного суда внезапно было отложено на два часа. Согласитесь, довольно симптоматично.
— Владыка, вас обвиняют в приверженности «русскому миру». Однако, вы повсеместно произносите проповеди на украинском языке в приходах епархии, любите и поете украинские песни, с десяток лет тому назад перевели текст Божественной литургии на украинский язык. Какую цель ставили при этом?
— Отвечу в двух словах: перевод на украинский язык Божественной литургии носил катехизаторскую, понятийную цель. Чтобы православная молодёжь познала основную задачу своей жизни: быть в освящающей благодати святой Церкви Христа Бога и вечно жить в Его блаженном Царстве Небесном.
— Несколько слов о Вашей Чернобыльской литургии. Как она была задумана?
— Я написал несколько сотен церковных песнопений. В 30-летие Чернобыльской трагедии все украинские газеты писали о предстоящих выборах главы государства. О Чернобыле и чернобыльцах журналисты и СМИ в целом напрочь забыли. Обидно. Решил напомнить этим сочинением о нравственном долге перед погибшими героями духа. Вечная им память.
— Как вы думаете, почему, видя угрозу ликвидации УПЦ, молчат многие деятели культуры? Что им мешает?
— Увы, допускаю, многих сковал иррациональный страх и неведение Истины.
— Вы наравне с другими иерархами вошли в международную группу по мониторингу нарушений в Украине универсальных прав и свобод человека, закреплённых в документах ООН, а также мониторингу попыток полного или частичного нивелирования традиционной религиозной идентичности православных граждан Украины. Какие надежды вы возлагаете на эту деятельность?
— Надежд много, а информационные итоги — в будущем. В составе украинской группы пребывает уже несколько неполитических правозащитных иностранных обществ. Готовы основные юридические проекты и официальное заявление украинской группы. Идет их международное согласование.
— Что бы вы сказали своему духовенству и прихожанам, если Господь попустит вам быть в узах до конца Рождественского поста?
— Скажу себе и им то, чему учит Слово Божие и святые преподобные старцы: «Слава Богу за всё: и за скорбь, и за радость!». И да будет воля не моя, но Твоя, Отче Небесный, и да приидет Царствие Твое!
— Благодарю вас, владыка Ионафан, за открытое и честное интервью.
— Благодарю и вас, отец Сергий, за бескомпромиссную журналистскую позицию.
Беседовал диакон Сергий Герук