Русская линия | 10.12.2023 |
ОТ РЕДАКЦИИ: В этом году в серии «Белые воины» выходит очередная книга «Великий Сибирский Ледяной поход», которая посвящена не конкретному персонажу, а событию. Покровительницей Белых армий Восточного фронта была икона Божией Материи Знамение Абалакская, которая и будет присутствовать на форзаце книги.
АБАЛАЦКАЯ (АБАЛАКСКАЯ) икона Божией Матери, это иконография Богоматери, относящаяся к типу «Знамение». Празднование Абалакской иконе Божией Матери установлено 27 нояб./ 10 дек. и 20 июля / 2 авг.
История этого образа берёт начало в 1636 г., а название происходит от с. Абалак, расположенного в 30 км от г. Тобольска. Некая вдова Мария во сне увидела две иконы: «Знамение» Богоматери и образ св. Марии Египетской. От богородичной иконы вдова получила повеление построить церковь у Абалацкого погоста. В 1637 по благословению Тобольского архиеп. Нектария был возведён Знаменский храм с 2 приделами в честь Марии Египетской и Николая Чудотворца, положивший начало Абалацкому Знаменскому мужскому монастырю. Со слов вдовы Марии местный протодиакон Матфей Мартынов в 1637 г. написал икону Божией Матери, названную Абалацкой (оригинал). На изводе представлено поясное изображение Пресвятой Богородицы с воздетыми в молитве руками и благословляющем Младенцем Христом в мандорле (медальоне) у Неё на груди. Такая композиция соответствует Новгородской иконографии Богоматери «Знамение», но отличительными признаками Абалакского образа стали предстоящие по сторонам от Пречистой Девы св. Мария Египетская и свт. Николай. На пожертвования верующих оригинал иконы украсили драгоценным окладом. В конце 17 века этот иконописец Матфей написал списки (копии). Абалацкой иконы: в тот же монастырь, так называемую Наместницу и уменьшенный список в г. Семипалатинск. Эти древние списки потерялись в гражданскую войну.
Однако тюменский искусствовед Марина Софронова в своем интервью телевидению «Тюмень-регион» в 2009 г. заявила, что в запасных фондах Третьяковской галереи имеется Абалакская икона датируемая концом 17-началом 18 веков. http://tyumen.rfn.ru/video.html?id=9185&type=r
В дореволюционное время Абалакская икона являлась самой почитаемой святыней Сибири, а её многочисленные списки находились во многих храмах и монастырях: в Москве, в Омске, Красноярске, Челябинске, Томске, Иркутске, Тюмени, Ишиме, Брянске и конечно в Зауралье. Будучи в заточении в Тобольске семья царственного страстотерпца Императора Николая II молилась у иконы. Примечательна запись в дневнике царя на праздник Рождества Христова: «После литургии был отслужен молебен пред Абалакской иконой Божьей Матери, привезённой накануне из монастыря"… Позже для Государя был сделан список с иконы, сопровождавший его до последних часов жизни в Екатеринбурге. Так Царская семья встретила роковой для неё 1918-й год. Известно, что у Абалацкой иконы молились каждый в своё время старец Григорий (Распутин), адмирал Колчак, белые генералы Корнилов, Каппель, Дитерикс, Попеляев и другие. В 1919 году, опасаясь за чудотворную икону Абалакской Божией Матери, епископ Мефодий с адмиралом А.В. Колчаком увозят на теплоходе икону из Абалакского монастыря Тобольска в Омск, а далее через Дальний Восток в Шанхай.
В настоящее время в Знаменской церкви Абалакского монастыря, вместо подлинной иконы находится не особенно древний список Абалакской иконы Божией Матери, написанный в начале XX века монахиней Иоанно-Введенского монастыря Августой. Он причислен в ряд чудотворных икон и окружён заслуженным почитанием: его возят для поклонения и устраивают Крестные Ходы по всему нефтяному Северу. Кроме того в Знаменский Абалацкий монастырь под Тобольском приезжают сейчас паломники со всей России. Этот список ХХ века Абалакской иконы по версии журналистов сейчас входит в «Семь чудес Уральского Федерального округа». http://www.tobolsk-eparhia.ru/p/pages.php?id=t47
80 лет местонахождение вывезенного оригинала Абакской иконы было неизвестно. Только имелось множество преданий о существовании её за рубежом. Лишь недавно стало известным точное место нахождения иконы — Австралия, пригород г. Сиднея — Кабраммат, храм Покрова Божией Матери РПЦ МП. Сюда она была привезена потомками белогвардейского генерала Михаила Константиновича Дитерихса (1874−1937). Мой знакомый Михаил Осипенко, происходящий из семьи знаменитых иконописцев, будучи в 2003 в Австралии с Порт-Артурской иконой, лично видел Абалацкий оригинал. Об этом он написал мне и даже пообещал видеозапись беседы об иконе с местным священником.
В нашей Курганской епархии Абалацкая икона представлена так же очень широко. Подробно описывает чтимый курганцами список Абалацкой иконы, написанной по заказу горожан в 1860 г. в Тобольске, священник А. Сулоцкий в своем труде «О церковных древностях Сибири», изд.1882 г. Сейчас в здании Курганского епархиального управления, в пресс-центре на стене имеется прекрасно сохранившийся Абалацкий образ под ризой. Не эту ли икону имел ввиду о. Александр Сулоцкий? Необходимо полное исследование специалистами. Кроме того в разных храмах епархии также нередко можно встретить Абалацкие списки.
Причём, наравне с высокохудожественными списками, с встречаются курьёзные случаи неканонического исполнения образов, вероятно местными неграмотными крестьянами-иконописцами, «богомазами» — так их звали тогда. http://www.sv-icon.ru/icon/icon101.html?page=3&image=3175
Но ярчайшей «жемчужиной» среди не только курганских, но и всех российских образов является Чудотворная икона Абалацкой Божией Матери, находящаяся уже около 200 лет в Петропавловском храме г. Куртамыша, освященном в 1808г. http://www.sv-icon.ru/icon/icon101.html?page=2&image=2988
Церковь во имя Петра и Павла со своим богатым убранством пережила гражданскую войну, но в 1937 г. была закрыта и опечатана в связи с арестом и расстрелом священника Вениамина Комарова. Так и стояла церковь опечатанной, но не разграбленной, хотя колокола всё же сняли. Да и как могло быть иначе: сохранился храм «на крови» мученика. 2 апреля 1942 г. на Пасху, первым в нынешней Курганской области храм был открыт вновь и богослужение с тех пор непрерывно продолжается по настоящее время. Мне известен в Курганской епархии только этот случай, с сохранившимися непосредственно в церкви убранством: иконостасом, фресками, паникадилом и, главное, иконами в старинных окладах. В 1907 г. в Куртамыше, на Заимке ещё была выстроена каменная Абалакская церковь в честь образа, к сожалению разрушенная властями в 1930-х годах вместе с Воскресенским собором и мусульманской мечетью. http://www.kurtamysh.com/p689.htm
Петропавловская церковь и Абалакская икона неразрывно связана с историей нашей семьи. По метрическим книгам известно, что все Павловы и Абалаковы с 19 века венчались, крестились и причащались именно здесь. Бабушка Анна Дмитриевна Павлова, происходившая из старинного рода шадринских мещан Абалаковых, с 1902 по 1917 г. служила учителем в церковно-приходской школе при этом храме. На фотографии выпуска школы 1912 г. видны учителя с клиром церкви: диаконом Глебом Коптяковым, благочинным о. Федором Карповым и протоиереем о. Виталием Милициным, ныне причисленным к Новомученникам и Исповедникам ХХ века. Бабушка молилась в лихую годину войны перед Абалакской Божией Матерью за здравие единственного сына Бориса, моего отца. Он был призван в 1941 г. в артиллерию, на трёх фронтах прошёл всю войну, закончил в Германии и благополучно вернулся в Куртамыш в 1945 г.
По преданию Абалакская икона была принесена в Куртамыш одной вдовой в благодарность за дарованные ей исцеления во вновь построенную каменную церковь Петра и Павла в 19 веке. На иконе до сих пор сохранился высокохудожественный серебряный оклад, с клеймами московской мастерской, датированными 1859−60г. По летописи эту ризу пожертвовал местный диакон Иван Авраамов по исцелению сына, взамен уже давно имевшегося медного оклада. Ризы не жертвуют вновь написанной иконе, должно пройти какое то время, доказывающее избранность и чудотворность образа. Поэтому можно датировать икону как минимум началом 19 века. Но почему мы решили, что икона написана специально для пожертвования вдовой? Вполне могла наша вдова принести давно уже написанную и намоленную икону. Ответ на этот вопрос может дать только полное исследование иконы специалистами-искусствоведами.
Этот образ всегда почитался местными жителями. Согласно надписи на иконе с 1869 ежегодно в Куртамыше устраивался крестный ход установленный по обету, данному по случаю прекращения пожаров после выноса иконы в 1864, 1868 и 1869. Сейчас традиция Крестных Ходов продолжена, а образ отнесен в ряд чудотворных епархиальных икон. К иконе специально приезжала поклониться известная певица Лина Мкртчян. Виктория Олеговна Гусакова, кандидат искусствоведения из Санкт-Петербурга, написала статью об Абалацкой иконе, где есть информация о Куртамышском списке. Статья выйдет в 9-м томе энциклопедии «Святая Русь», Спб.2010г., полностью посвященном иконописи.
Разумеется, сколько всего Абалацских икон сохранилось в России до настоящего времени не знает никто. Но на основании доступных материалов из печати и Интернета следует, что все известные автору и сохранившиеся Абалацкие иконы, выстроенные в список по дате написания и, следовательно, древности, намоленности и благодати, можно расположить в следующем порядке :
1. Оригинал Абакской иконы, 1637 г., Покровская церковь, пригород г. Сиднея — Кабраммат, Австралия;
2. Список Абалакской иконы, кон.17-нач.18 В. в. запасных фондах Третьяковской галереи, Москва;
3. Список Абалакской иконы, нач. 19 в. (или даже более ранний), Петропавловская церковь, г. Куртамыш;
4. Списки Абалакской иконы, конец 19 в., Свенский список в Спб., Омск, Красноярск, в Кургане в епархиал. пресс-центре;
5. Списки Абалакской иконы, нач. 20 века, Абалацкий монастырь в Тобольске, Екатеринбург, г. Тюмень, г. Шадринск, с Боровлянка, с. Чимеево, пос. Смолино, пос. Мишкино.
Возвращение в Россию Чудотворного Образа Абалакской Божьей Матери после падения коммунистического режима, ликвидации последствий безбожной власти, может стать не только важнейшим событием в жизни Русской Православной Церкви. Это событие могло бы означать подлинное воссоединение разделенного русского народа — Русского Мира. Оригинал образа, находящийся в Австралии, конечно, по полному согласию с прихожанами и наследниками, хорошо бы торжественно вернуть на Родину. Имеется информация о начавшихся переговорах. Как знаем, в храмах Русской Православной Церкви в России так же сохранилось иконы Абалацкой Божией Матери, что дает нам надежду на покровительство Пресвятой Богородицы. Нам же, курганцам, необходимо продолжить поиски утерянных образов и изучение специалистами имеющихся. Особенно это касается правильной датировки Абалацких икон: древней из Третьяковской галереи в Москве, чудотворной из Петропавловской церкви г. Куртамыша и списка в пресс-центре Курганской и Шадринской епархии.
Н.Б. Павлов, ведущий инженер-конструктор Зауральского кузнечно-литейного завода
12 апреля 2010 г. Курган.
http://rusk.ru/st.php?idar=117573
|