Русская линия
Седмицa.RuМитрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин)16.05.2005 

«Вернуть людям духовные и нравственные основы жизни»

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Митрополит Калужский и Боровский Климент
Наше Отечество переживает сейчас непростой период: возрождаются исконные духовные традиции России, идет поиск новой национальной идеи. Вместе с тем массовое распространение, особенно среди молодежи, получило чуждое нам потребительское отношение к жизни. Как Церковь определяет свое место в современной России, чем она может помочь обществу в разрешении стоящих перед ним проблем? На этот и другие вопросы отвечает Управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Калужский и Боровский Климент.

Митрополит Калужский и Боровский Климент: — На протяжении тысячи лет, и особенно — в годы тяжелых испытаний, на судьбоносных поворотах истории Отечества, Церковь всегда была со своим народом, ободряла и поддерживала людей. И в наши дни, когда в мире активно проходят интеграционные процессы, формируется новый политический уклад, Россия стоит перед выбором пути своего развития. Но здесь важно нашей стране сохранить свою самобытность и своеобразие, а для этого народу необходим духовный и нравственный стержень бытия.

В течение веков весь уклад жизни, мировосприятие и быт нашего народа строились на основе православной веры, искренне принятой им во времена Крещения Руси. Потому те нормы бытия, которые Православная Церковь предлагает вернуть сегодня в жизнь общества для сохранения его жизнеспособности, представляют собой больше, чем часть отечественной культуры или дань традиции. Церковь веками хранит те духовные и нравственные ценности, которые сформировали самосознание нашего народа, самобытную русскую культуру и принципы устроения многонационального государства. Она сохраняет историческую память народа. И сегодня она предлагает обществу и государству использовать свой потенциал для преодоления социальных проблем, воспитания новых поколений россиян, созидания новой России.

То, что наше государство является светским, не означает, что оно автоматически становится атеистическим и богоборческим. Церковь и государство служат народу по-своему, и отношения их можно охарактеризовать как партнерское сотрудничество. Государство призвано заботиться о социальной и политической стабильности в обществе, об обеспечении внутренней и внешней безопасности страны. Церковь же, в свою очередь, должна помогать народу духовно сформироваться, чтобы нравственные нормы были основополагающими в жизни каждого человека. Ведь над нашим народом более семидесяти лет ставили атеистический эксперимент, а затем навязали западные ценности, культ наживы и потребительское отношение к жизни. Именно в наше неоднозначное время Церковь должна показать народу, особенно подрастающему поколению то, что представляет истинную ценность, научить их жить по Евангелию.

Церковь, обращаясь к светским властям, требует употребить свои полномочия для ограничения действия зла в нашей стране. Отрадно, что в обществе все больший интерес проявляется к мнению Церкви в самых различных областях его жизни, что государство начало реально принимать законы по защите нравственного здоровья людей. Но это — только начало, думаю, что соработничество Церкви, государства и общества должно быть продолжено. На последнем Архиерейском Соборе были названы сферы этого социального партнерства: миротворчество, укрепление духовного и нравственного здоровья личности и общества, воспитание подрастающего поколения, забота об обездоленных, духовное попечение о воинах и о заключенных, поддержка национальной культуры.

— Ваше Высокопреосвященство, в конце 2003 года вы были назначены Управляющим делами Московской Патриархии. Расскажите, пожалуйста, подробнее о своей работе.

— Управление делами входит в структуру Московской Патриархии — исполнительного органа власти нашей Церкви, которую возглавляет Святейший Патриарх Московский и всея Руси, а потому, прежде всего, считаю своей основной задачей помощь Святейшему Патриарху в управлении общецерковными делами и, поскольку по должности являюсь также секретарем Священного Синода, то и в ведении дел Священного Синода. Как на Управляющем делами на мне лежит обязанность осуществлять связь Патриархии с епархиями и всеми структурами нашей Церкви, в том числе поддерживать взаимоотношения общецерковного центра со всеми епархиальными управлениями, осуществление их координационной, информационной и организационной поддержки.

Кроме того, на Управлении делами возлагается и подготовка общецерковных мероприятий, часто в сотрудничестве с другими Синодальными учреждениями Московской Патриархии. Последние ведут самостоятельную работу в сфере своей деятельности, но, когда проходят общецерковные мероприятия, Управление делами принимает совместное участие в их организации и проведении. Например, в октябре 2004 года прошел упомянутый мной очередной Архиерейский Собор нашей Церкви. Это высший орган иерархического управления Русской Православной Церкви, в его работе принимают участие все ее архиереи. Проводится он один раз в четыре года и является значительным событием в церковной жизни. Наряду с мероприятиями, носящими внутрицерковный характер, мы осуществляем работу с государственными структурами, а также ведем церковно-общественный диалог.

— Назовите, пожалуйста, важнейшие, на Ваш взгляд, события последнего времени в сфере церковно-общественных отношений.

— Только во второй половине 2004 года по инициативе Святейшего Патриарха Алексия Церковь провела ряд общероссийских общественно-церковных мероприятий. Это торжества на Муромской земле, посвященные возрождению в России национальных традиций благотворительности и милосердия. Затем, организованные в Москве форум «Духовно-нравственные основы демографического развития России», Первый всероссийский фестиваль православных СМИ «Вера и слово», конференция «За други своя», посвященная 60-летию Победы. В их подготовке и работе объединились представители Церкви и самой широкой общественности — архиереи и духовенство, бизнесмены и ученые, врачи и педагоги, писатели и представители СМИ, служащие государственного аппарата и политические деятели. Общая отличительная черта этих событий — все они являются первыми в истории новой России.

При работе в сфере церковно-общественных отношений мы стараемся не только поставить ту или иную проблему, но и выработать конкретные предложения по совместному выходу из нее. Принимая участие во всех этих форумах, Церковь не преследует каких-либо своекорыстных целей, не стремится добиться для Православия статуса государственной религии. Просто Церковь не может существовать сама по себе, отдельно от людей. А люди страдают от социальных проблем — нищеты, детской беспризорности, алкоголизма, наркомании, преступности, коррупции…

Но вместе с тем Русская Православная Церковь существует для спасения людей, для того, чтобы они наследовали вечную жизнь со Христом. Поэтому она видит все проблемы современного российского общества под своим углом зрения и предлагает их решение, основываясь на духовных законах бытия. И очень приятно, что широкая общественность не остается равнодушной и с интересом участвует в обсуждении социальных проблем и путей их решения вместе с представителями Церкви.

— Демографический кризис в России, как подчеркивалось на церковно-общественном форуме, имеет духовные корни. Какова может быть роль Церкви в преодолении этого кризиса?

— Духовные раны могут быть уврачеваны только духовными средствами. Русская Православная Церковь имеет такие средства. Она дает человеку возможность обрести жизнь во Христе и свободу от греха. Через это, например, врач освобождается от необходимости клятвопреступления и совершения убийства неродившихся душ; педагог — от навязывания детям безнравственности и стремления к земному благополучию любой ценой; матери — от убийства своих неродившихся детей ради легкой жизни. Стремление к получению удовольствия, ставшее основной целью современного человека, исказило взаимоотношения между супругами, между родителями и детьми. Эгоистическую мотивацию и потребительские установки в поведении людей, особенно молодежи, надо заменить самоотвержением ради любви к Богу и служению ближним. Для этого их сознание должно формироваться на основе православного учения о предназначении человека, о смысле его жизни, об основных принципах бытия.

Исправить демографическую ситуацию в России еще можно, если люди воспримут христианский взгляд на семью и будут руководствоваться им в своей повседневной жизни. В православном понимании супружеский союз прообразует таинственный союз Христа и его Церкви, а семья представляет собой домашнюю Церковь, в которой все ее члены достигают духовного совершенства через отказ от себялюбия в жертвенной любви и служении друг другу, через хранение верности и взаимопомощь во всех жизненных обстоятельствах, через послушание детей родителям и ответственность родителей перед Богом. Церковь освящает супружеский союз в таинстве Брака, дает силы супругам для сохранения его в святости и чистоте, для рождения и воспитания здорового потомства.

Особенно важны для укрепления и возрождения семьи целомудренные представления о супружестве в обществе. Любые добрачные и внебрачные сожительства наносят непоправимый вред будущим супругам и их потомкам, делают их не способными созданию крепкой, благополучной семьи. Устами апостола Павла Церковь обращается к своим чадам: бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою (I Кор. 6, 18 — 20).

Надо, чтобы не только представители Церкви, но и педагоги, и система образования в целом, и общественное мнение, и средства массовой информации, и законодательство страны были едины в нравственной оценке взаимоотношения полов и создавали для молодежи и всех людей благоприятные условия для восприятия норм христианского Брака в свою жизнь. Скажу, что это должно стать частью молодежной политики государства уже сегодня. Завтра может быть поздно.

— В случае, если кризис рождаемости не удастся преодолеть, не станет ли Россия вторым Косово?

— В конце ноября 2004 года Москву посетила делегация из Сербии. На встрече президента Сербии и Черногории и Святейшего Патриарха Павла со Святейшим Патриархом Алексием был затронут вопрос о положении в Косове. Я спросил сербских братьев: какую часть от населения в Косове составляют сейчас сербы? Они сказали: 10% от населения, а несколько лет назад, до начала там проблем, было 25%. Тогда я спросил: а какое соотношение сербов и албанцев в Косове было сто лет назад? Они ответили: наоборот, 75% сербов и 25% албанцев. Я дальше поинтересовался: а какие семьи у албанцев и сербов? Они ответили: у албанцев, как правило, семьи имеют по 10−12 детей, а у сербов — по 2−3 ребенка. Вот корень современных проблем в Косове! Отказ сербов от детей привел к сегодняшней ситуации, когда сербы на своей исторической земле являются меньшинством.

В Священном Писании есть такие слова: Слушай и исполняй все слова сии, которые заповедую тебе, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя во век (Втор. 12, 28). Тот народ, который не исполняет воли Божией, сам себя определяет на вымирание. Политические разделения наступают тогда, когда люди отходят от своей веры, отвергают Бога и Его Церковь. Те тяжелые испытания, которые переживает наше общество, могут обратить людей к вере, как это уже было на Руси в период Смутного времени, и мы должны помочь им в этом обращении, помочь раскрыть свою душу для стяжания мира Христова. Это единственный путь к возрождению политического могущества и экономического роста. Надеюсь, что и Россия, и братский сербский народ обретут путь к Богу и вновь вернутся к своим духовным корням. Тогда нам не будут страшны процессы глобализации, нас не ассимилируют другие народы, тогда мы не вымрем. В обращении к своему Творцу человек обретает новую точку опоры в своей жизни.

— В нашей стране сегодня существует много конфессий. Есть ли угроза межрелигиозному миру в России? Что делает Церковь для предотвращения «конфликта цивилизаций»?

— Россия исторически существует как многонациональная и многоконфессиональная страна. На территории России, которая простиралась от Варшавы до Аляски, веками традиционно проживали не только православные, которых было большинство, но и представители других религий: католики, мусульмане, буддисты. Поэтому ментальность русского человека сочетает веротерпимость по отношению к другим исповеданиям и преданность Православию. И сегодня, несмотря на сокращение территории страны, это положение сохраняется и воспринимается разными конфессиями как историческая данность. Конфликтные ситуации между религиозными центрами возникают в случае прозелитической деятельности, то есть когда на территории той конфессии, которая исторически существует в данной местности, начинает вести миссионерскую деятельность другая, не имеющая здесь своей паствы.

В России, как нигде в мире, активную работу ведет Межрелигиозный совет, в который входят представители традиционных для нашей страны конфессий. Эта организация занимается совместным решением социальных задач, в том числе противодействием терроризму и экстремизму. Дело совсем не в том, что склонность к терроризму или агрессии является принадлежностью какой-либо одной религии. Нет религии, которая бы призывала к убийству, воровству или разврату. У истоков экстремизма лежит отвержение людьми Бога и Его законов бытия, что лишает их нравственных устоев и обесценивает человеческую жизнь. На рубеже XIX и XX веков экстремизм был открыто атеистическим. В наше время он прикрывается религиозными и национальными идеями, но он глубоко чужд традиционным религиям. Имея человеконенавистническую сущность, он разрушает личность каждого своего адепта и несет агрессию в жизнь общества.

Тем не менее, он часто находит себе сторонников среди тех, кто не приемлет диктата западного сообщества, навязывающего остальному миру свою индифферентность в духовной и нравственной сфере, устанавливающему двойные стандарты в политической, социальной и экономической областях. Например, смею предположить, что терроризм «Аль Каиды» возник как реакция отторжения на навязывание западных либеральных ценностей. Или другой грустный пример. Вспомним кровавую развязку истории Джимми Джонса и его «народного храма», которая в 1977 году потрясла весь мир, и то, что господин Джонс начинал как обычный протестантский проповедник, каких в США множество. Это с очевидностью показывает, что экстремизм возникает там, где либерализм, где раскрепощено зло, и оно имеет свободу. Потому для противодействия экстремизму, против которого не действуют силовые меры, надо вернуть людям духовные и нравственные основы жизни, не ограничивая их только церковной проповедью, но ввести их в систему образования, в поле деятельности СМИ.

— Безнравственность рекламы, заполонившей все и вся, стало притчей во языцех. Нередко рекламные фирмы в погоне за коммерческим успехом посягают и на святая святых — Библию, беззастенчиво используют ее для своих слоганов, при этом издевательски искажая смысл. Как бороться с этим злом и как уберечь от него людей, особенно молодежь, которые хотят прийти к вере в Бога?

— На авторах рекламных роликов лежит большая ответственность, ведь то, что они делают, влияет на сознание людей, побуждает их на те или иные поступки. Цель рекламы — убедить человека, что рекламируемое — это хорошо, нужно, полезно. А если на самом деле оно приносит вред, причем не только физическому здоровью, но и душе, то как тут не вспомнить слова Спасителя: Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18,6).

Второе — если проанализировать содержание рекламы, то очевидно, что она направлена на формирование потребительского отношения к жизни, которое само по себе безнравственно. Апостол увещает нас не превращать в похоти заботу о теле (Рим. 13, 14), а реклама, наоборот, увеличивает пожелания. Знаю, что многие верующие избегают смотреть рекламу по ТВ. Да и не только рекламу, поскольку бывает, что сам фильм, в который она вклинивается, не менее безнравственный, чем рекламные ролики.

Уберечь молодежь от влияния рекламы должны мы все вместе, начиная от семьи, заканчивая Церковью. В рекламном бизнесе задействованы большие деньги, и там работают весьма неглупые люди. Реклама на телевидении сразу не исчезнет. И если мы не сможем добиться ее запрета, то в наших силах повлиять на сознание людей, чтобы выработать у них скептическое отношение к рекламным роликам, критическое восприятие того, что навязывается с телеэкрана.

Кроме того, поскольку телевидение стало частью восприятия обществом чего-то нового, то мы не только должны бороться с его негативным влиянием, но и добиваться введения положительной рекламы: пропагандировать на телеэкране здоровый образ жизни, социально значимые духовные ценности и нравственные нормы, показывать фильмы православных авторов. Такие фильмы есть, но они не доходят до центрального телевидения, поскольку они «некоммерческие». Однако, на мой взгляд, у людей, которые смотрят телевизор, должен быть выбор, что им смотреть.

— Некоторые граждане России зачастую признают себя верующими, но не живут церковной жизнью. Православие ими воспринимается как нечто внешнее, как культурная традиция. Что нужно сделать человеку, чтобы Православие реально вошло в его жизнь?

— Раздвоенность характеризует советский тип человека. Десятки лет людей приучали говорить и поступать в соответствии с советской материалистической идеологией. Внешне люди так и жили, а внутри они были другими. Сегодня такое состояние раздвоенности человека сохраняется. Еще глубоко в его сознании материалистические идеи. Нужно изменить понимание основ бытия и смысла жизни. Здесь требуется подвиг. Надо выработать целостность личности, чтобы все слова и поступки свидетельствовали о вере, ведь Господь сказал: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21).

Спаситель совершил Свой крестный подвиг ради нашего спасения. Чтобы воспринять его, мы тоже должны стать готовыми к подвигу. Тогда только произойдет внутренняя перемена. Со времени грехопадения первых людей грех стал присущим природе человека, поэтому всегда надо предпринимать усилия для отказа от греховных мотивов и выбора добродетели. Апостол Павел выразил поврежденность человеческой воли в следующих словах: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 19). Вот почему недостаточно только признавать учение Христово, чтобы считать себя верующим, надо в своих поступках следовать тому, что написано в Евангелии. Недостаточно изредка заходить в храм, чтобы заявлять о своей православности, надо жить во Христе. Но все это требует от человека усилий и борьбы со своим себялюбием.

— Владыка, Вы не только являетесь Управляющим делами Московской Патриархии, но и возглавляете Калужскую епархию. Что Вы можете, как епархиальный архиерей, сказать о взаимодействии Церкви и государства на областном уровне и, в частности, о работе с молодежью.

— Скажу, что в Калуге на областном уровне есть понимание нужд верующих, и многие инициативы Церкви поддержаны губернатором и его администрацией.

Если говорить о работе с молодежью, то этому направлению церковного служения действительно в епархии мы стараемся уделять особое внимание. Сам Спаситель сказал: Пустите детей приходить ко Мне (Лк.18, 16). Во-первых, с начала девяностых годов при храмах были открыты воскресные школы для детей. Тогда же была заложена традиция ежегодно проводить Рождественскую неделю. Теперь она включает областную, районные и приходские Рождественские елки, открытие у храмов композиций «Вифлеемская пещера», выставки детского творчества и шествия «христославов».

Затем постепенно были созданы два просветительских центра. Один из них действует в Обнинске и сочетает различные формы и направления миссионерской и духовно-просветительской работы среди молодежи наукограда. Второй — Православный молодежный центр «Златоуст» организован на базе бывшего оздоровительного детского лагеря. За летние смены в нем отдыхают и обучаются началам христианской жизни сотни детей со всей области. В настоящее время мы готовим его к круглогодичной работе. Подобные формы организации отдыха развивают некоторые приходы епархии, и довольно успешно. Здесь помощь со стороны властей мы встречаем на уровне не только епархиальных инициатив, но и приходских программ молодежного воспитания. Для школьников в епархии действуют две православные гимназии. Есть потребность в увеличении их количества, но мы имеем серьезные трудности экономического порядка. Уделяя особое внимание работе с молодежью, считаю, что именно в юном возрасте важно заложить в душу человека желание совершать добро, дух патриотизма и любви к ближним.

Вся жизнь человека — это путь, а каждый день, каждое дело — отрезки этого большого пути, поэтому не нужно забывать обращаться с молитвой к Богу каждое утро и вечер, при начале и по окончании ваших повседневных дел, да и в продолжение дня не оставлять память о Боге. Через это будет освящаться жизнь каждого человека и окружающего мира, и в нашей жизни будет больше позитивных событий, больше добра и мира.

Беседовал Николай Головкин

http://www.sedmitza.ru/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика