Новые Известия | Наталья Царькова | 13.05.2005 |
Глава католической церкви выбрал себе православную художницу |
— Постойте. Разве вы не были знакомы с понтификом в бытность его кардиналом Ратцингером?
— Я очень хорошо знала кардинала Ратцингера. Однако Папа — особая ипостась, она приводит к колоссальным внутренним переменам. Это не мое открытие. Таинственная, во многом мистическая перестройка личности, происходящая после избрания, известна с давних времен.
— Мне кажется, вообще сложно быть Папой после Иоанна Павла II, которого вот-вот причислят к лику святых.
— Иоанн Павел II был очень человечным, в этом его сила. Наверное, я никогда до конца не смогу осознать, что его больше нет. В последний раз я виделась с Папой перед католическим Рождеством. Он принял меня в личной библиотеке, где встречался со многими своими гостями, в том числе и с Владимиром Путиным. Я принесла показать картину «Богородица Света», долго рассказывала о ней. Папа уже практически не мог говорить, но слушал очень внимательно и отвечал глазами. Я хорошо понимала его. Мою картину Папа оставил в библиотеке. Этим он оказал мне огромную честь. На следующий день у меня брали интервью на площади Святого Петра, и итальянские журналисты попросили пожелать Папе счастливого Рождества на своем родном языке. Мне потом сказали, Папа смотрел передачу и очень обрадовался, что я обратилась к нему на русском.
— А он знал русский?
— Понимал хорошо. Однажды перед встречей с Папой его секретарь попросил, чтобы я обращалась к нему исключительно по-русски: Иоанну Павлу II нравилось звучание нашего языка, и вообще он интересовался Россией. Иногда произносил целые фразы на русском. Например, во время нашего первого разговора сказал на прощание: «Да здравствует русское искусство!»
— Говорят, покойный глава католической церкви производил на людей исключительное впечатление.
— Известно немало случаев, когда, впервые увидев Иоанна Павла II, кто-то начинал плакать или даже терял сознание. Да что говорить… Когда тело Папы выставили для прощания, люди были согласны провести на ногах шестнадцать часов ради каких-то минут, точнее, секунд рядом с ним.
— Вы были в этой очереди?
— Нет. Меня допустили вне очереди, и не только для прощания. Я рисовала его.
— Прямо там? Работа над рисунком окончена?
— Она была закончена у смертного ложа Папы. Не стану ничего добавлять, любая деталь, созданная позже, будет смотреться противоестественно.
— Вы передадите этот уникальный рисунок в музей Ватикана? Продадите? Оставите себе на память?
— Рисунков получилось несколько. Я подарю их бывшему секретарю Папы, архиепископу Станиславу Дзивишу, посвятившему себя служению Иоанну Павлу II.
— Я видела снимок, на котором вы стоите рядом с Иоанном Павлом II, показывая ему портрет. При этом Папа что-то говорил вам. А что, если не секрет?
— Я, конечно, очень волновалась перед его приходом. Что он скажет о моей работе? Ведь портретов Папы было очень много. Никому не запрещено писать понтифика. В среднем ему приносили по две картины в неделю. Конечно, здесь было иное. Я писала Папу не по собственной инициативе, это был официальный заказ Ватикана. Было любопытно, что же он скажет обо мне.
— Ну и?
— «Экспрессивно, — заметил Папа. — Мне нравится». А дальше… При нашем разговоре присутствовали ряд кардиналов и два секретаря Иоанна Павла II. Они стали показывать мне знаками, чтобы я открыла Папе загадку картины. Они уже знали о ней, но Папу решили раньше времени не посвящать, сохранив эффект неожиданности. На сверкающей рукояти посоха Папы проступает отражение Мадонны с Иисусом на руках. Дева Мария была покровительницей Папы, именно от нее исходили пророчества, сопровождавшие его в жизни.
— Папа удивился?
— Он был потрясен. В итальянских газетах потом писали, что я предвидела третий секрет Богоматери.
— Секрет Богоматери?
— В Италии эта история известна каждому. В России о ней, возможно, и не слышали. В 1917 году трем португальским подросткам явилась Дева Мария, и от нее они услышали три предсказания: о революции в России, о Второй мировой войне. А вот третье пророчество оставалось в секрете. Девочка, одна из этих детей, приняла обет молчания и хранила свой секрет до самой смерти. Это предсказание стало известно сравнительно недавно. Оно было о том, что «человек в белых одеждах упадет, словно мертвый».
— Покушение на понтифика?
— Да.
— Ваша «Тайная вечеря» была вывешена рядом с «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи. Мне кажется, нужно быть очень смелым человеком, чтобы решиться написать ее после гения.
— Долго набиралась смелости. Купила холст, и он год простоял в мастерской чистым. А потом пришло озарение. Я поняла, как должна ее написать. И в наше время можно обращаться к известным темам. Но вопрос в трактовке. Мою картину назвали «Тайная вечеря третьего тысячелетия». Знаете почему? В сегодняшнем мире Христос уже не может смотреть на хлеб и вино, он не может смотреть в небо. У меня Сын Божий сидит за столом, спиной к нам, и оборачивается через плечо. Он как бы спрашивает: «Люди, что же вы творите? Опомнитесь!»
— Насколько я знаю, у вас есть мечта показать картину в России, но спонсор пока не найден.
— У меня в студии был министр культуры РФ Александр Соколов. Ему «Тайная вечеря» понравилась, и не исключено, что вопрос о ее поездке в Россию будет решен на правительственном уровне. Я считаю, моей «Вечере» обязательно нужно побывать в России, ведь написана она русской.
Инесса Рассказова