Трибуна | Ланфранко Менга | 13.05.2005 |
Позолоченные мозаичные своды собора Св. Марка, наиболее «византийского» из всех католических храмов Италии, обеспечили уникальную атмосферу для этого выступления.
Красота православной литургии — настоящее открытие для многих итальянцев. Хорал, древнейший из существующих музыкальных жанров, сегодня переживает настоящий бум популярности. Две литургические традиции, католическая и православная, имеют общие истоки, но очень разные судьбы, и сегодня практически не соприкасаются между собой. А между тем потенциал для взаимного духовного и культурного обогащения в этой области огромен. Об этом в интервью «Трибуне» рассказал маэстро Ланфранко Менга, ведущий европейский исследователь грегорианского пения, глава кафедры преполифонии консерватории «Сан Марчелло» в Венеции.
— Фундаментальное различие между нашими традициями состоит в том, что в латинской литургии хоровое пение — лишь незначительный элемент, у православных же это, по сути, вся литургия. После ухода латыни из богослужения и целого ряда инноваций грегорианский хорал почти полностью покинул католические храмы. То, что пришло ему на смену, лишь блеклое музыкальное сопровождение и не более того. Поэтому сегодня большие надежды на возрождение грегорианского пения связываются с новым Папой, который, как известно, очень бережно относится к многовековым традициям и любит музыку.
— В любом музыкальном магазине можно встретить большое разнообразие дисков с грегорианскими хоралами, которые соседствуют с самыми новомодными записями. Не скажешь, что эта музыка забыта, напротив, ее аудитория — это в основном молодежь.
— Дело в том, что параллельно с забвением хорала в церковной среде, этот жанр оставался популярным среди музыкантов и просто слушателей. Утеряв свои исконные, чисто церковные функции, эта музыка выжила благодаря своей эстетической ценности, способности завораживать слушателя.
На наших концертах редко бывают свободные места. Аншлаги, однако, стали полной неожиданностью для музыкальных менеджеров, которые пока не очень верят в коммерческий успех этой музыки.
Секрет такой популярности объяснить несложно. Это попытка нынешних поколений заполнить пустоты в душе, инстинктивное стремление к духовности, которой так не хватает в современном мире. Отсюда же мода на всевозможные традиции востока: йога, буддистские медитации, а также многочисленные современные суррогаты. Традиционные пути, церковь в первую очередь, во многом утеряли для них свою привлекательность.
Я часто беседую об этом со своими студентами, причем они сами обращаются ко мне с этими вопросами. Грегорианское пение, преполифония — эти музыкальные традиции за две тысячи лет своей истории ничуть не утеряли способности очаровывать слушателя.
— Вам хорошо знакома русская традиция Божественной литургии, которую вы изучали в Петербуржской консерватории им. Римского-Корсакова. Насколько она близка к католической?
— Именно благодаря хоральной литургии в православных храмах создается особая мистическая атмосфера. Надеюсь, что у вас никому в голову не придет модернизировать то, что является достоянием и замечательной характеристикой православной церкви. Именно в этой области, как мне представляется, мы могли бы находить дополнительные пути для сближения и взаимообогащения.
К сожалению, православные литургические традиции и, в частности, русская, практически не знакомы на Западе. Какого-либо сотрудничества в этой области, по сути, не было. В условиях более активного диалога между церквями-сестрами, думаю, такое знакомство состоится. Часто я вожу своих студентов в греческую церковь Св. Георгия в Венеции, чтобы показать им, как проходит византийская литургия, и насколько она родственна нашим традициям.
— Вы ведете активную концертную деятельность, выступая с вашем ансамблем «Октоэхос» в церквях и концертных залах по всей Италии. Как подбирается репертуар?
— Составление концертной программы — задача непростая, учитывая, что речь идет о музыке древней, существовавшей задолго до появления современного нотного письма. Наши источники — это средневековые кодексы, а их изучение — крайне кропотливое занятие. Самые ранние хоралы в нашем репертуаре относятся к VIII—IX вв.екам, музыку в большинстве случаев приходится восстанавливать на основе нескольких источников. Выручает то, что в последние
30−40 лет изучение грегорианского пения велось очень интенсивно во всем мире, особенно в Германии, Великобритании, Франции, и накоплен большой опыт.
— Уже в наше время грегорианский хорал приобрел некий мистический ореол. Ваш знаменитый предшественник, прежний руководитель кафедры преполифонии в Венеции отец Пеллегрино Эрнетти, как известно, активно изучая эту музыку, мог устанавливать контакт с потусторонним миром и с далеким прошлым.
— Я не был знаком с Эрнетти лично. Знаю, что он был человеком очень эрудированным и эксцентричным. Он был просто увлечен своими экспериментами, и ему удалось привлечь к своей работе ведущих итальянских ученых-физиков того времени. В результате им якобы удалось создать устройство, позволявшее улавливать и записывать звуки, голоса и даже визуальные образы из далекого прошлого. Позже, как писали газеты, эта «машина времени» демонстрировалась в Ватикане, после чего церковь наложила запрет на опыты Эрнетти, а устройство конфисковала.
Я, честно говоря, отношусь весьма скептически ко всей этой истории, в которой, на мой взгляд, много домыслов. Необходимо учитывать тот факт, что отец Эрнетти был экзорцистом. Думаю, что научные или псевдонаучные опыты скорее были связаны именно с этой его деятельностью, чем с музыкой. Хотя, безусловно, в некотором смысле хоралы позволяют нам почувствовать связь с нашим прошлым. Эта музыка заложена в нашем генетическом коде, она составляет основу нашей общей музыкальной культуры.
Владимир ЗИБРОВ