Новая политика | Эдуард Попов, Юрий Кокин | 12.05.2005 |
Развал СССР стал настоящей трагедией для сотен тысяч русских жителей полуострова и настоящим подарком для украинского руководства, которое безапелляционно заявило о принадлежности Крыма (вместе с Севастополем, городом союзного подчинения) Украине. Российские лидеры молчаливо согласились с утратой региона, имеющего стратегическое значение.
С каждым годом на Украине (в том числе, при «пророссийском» Кучме) набирает обороты процесс украинизации, который в русском — и в языковом, и в этническом плане — Крыму проходит наиболее болезненно. Границы оторвали 1,6 млн. русских жителей полуострова от исторической родины — России. Трагедия усугубляется тем, что Россия, по сути, бросила на произвол судьбы своих соотечественников.
Тем не менее, в сознании русской общины Крыма сохраняется представление о России как о сильнейшей военной державе, правопреемнице Российской империи и СССР. Русские жители полуострова осознают себя россиянами, а будущее своих семей и республики в целом связывают с Россией. Это проявляется и в бытовых мелочах: так, гривну называют рублем, победу российской сборной приветствовали как «нашу победу», изобретение нового образца оружия воспринимают как усиление собственной мощи и т. д. Тема союзного государства широко обсуждается во всех слоях крымского общества. Недаром подавляющее большинство крымских избирателей поддержало на выборах кандидата в президенты Украины В. Януковича, который инициировал вхождение Украины в ЕЭП. Напротив, команду Ющенко воспринимали резко враждебно. Напомним нашим либеральным поклонникам Ющенко, что блок «Наша Украина» на выборы в Верховную раду в 2002 году шел под лозунгом «Лучше Крым татарский, чем москальский!». Крымчане отплатили ющенковцам той же монетой: колонна «оранжевых», направившаяся «завоевывать» ненавистный восток, не была пропущена на территорию республики.
Очень высок, — по крайней мере, до президентских выборов на Украине, — был авторитет российского президента В. Путина в АРК. С ним крымские соотечественники связывали надежды, что «сильный Путин» даст понять Киеву, какую политику нужно вести в Крыму в отношении к русскому «национальному меньшинству», к русскому языку и культуре, российским организациям и движениям.
Нынешнее российское руководство должно использовать — и, к глубокому нашему прискорбию, не использует даже минимально — максимум возможностей для оказания давления на Киев в целях пересмотра традиционной для последнего национальной политики, которая может быть выражена формулой «Национальное большинство — национальные меньшинства». Правовым основанием этой политики служит выдержанный в этнократических тонах закон «О национальных меньшинствах Украины», в котором прямо указывается, что все неукраинцы являются национальными меньшинствами. Между тем, подобное упрощение не соответствует действительности. Согласно переписи 1989 г. и предварительным данным переписи 2002 г. в новообразованном государстве существуют два национальных большинства: 36,8 млн. украинцев (72,8%) и 11,3 млн. русских (22,1%). (В Крыму этнические украинцы составляют 620 тыс., русские же — 1,6 млн.). Другой важнейший фактор — сохраняющееся огромное влияние русской культуры на Украине, подавляющее большинство населения которой говорит на русском языке. В АРК русский язык считают родным 83% населения, в Донецкой области — 87%, а в Луганской — более 90%.
Несмотря на подавляющее численное превосходство русского населения Крыма над украинским, киевское и послушное ему крымское руководство проводят курс на украинизацию полуострова. Это четко проявилось в 1998 г. при принятии новой конституции АРК. Глава ВС АРК Л. Грач (которого в российских СМИ безосновательно называют лидером пророссийских сил в Крыму) первым поддержал содержащуюся в проекте конституции статью об украинском языке в качестве единственного государственного языка на территории автономии. Русский язык окончательно утратил свой прежний статус. Представительством президента Украины в Крыму со ссылками на новую конституцию АРК ставится вопрос об отмене закона республики Крым об образовании, что лишает русских и русскоязычных крымчан защищать свои права в этой сфере. Ограничивается русскоязычное информационное пространство; в Крыму резко сокращена трансляция ОРТ, РТР и других каналов российского телевидения. Почти полностью прекращена трансляция российских радиопередач. Украинские СМИ, в частности, газета «Голос Крыма» (официоз Верховной Рады Украины), развернули кампанию по разжиганию межнациональной розни, ненависти к русским и России. Аналогичную позицию занимают газеты «Флот Украины», «Дзвiн Севастополю» и другие. В ряде случаев украинские власти используют методы борьбы с русскими, которые иначе как фашистскими не назовешь. Так, для русских школ г. Севастополя правительство Москвы в 1994—1997 гг. выделило 800 млн руб. для закупки российских учебников. Эти учебники были изъяты и сожжены (газета «Российская община Севастополя», 1997, N 1). В настоящее время идет кампания по выполнении директивы Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, обязывающей все теле- и радиокомпании с июля 2002 года перейти на ведение программ исключительно на украинском языке (газета «Русский Крым», 2002, N 30). Данное решение, имеющее явно дискриминационный характер, нарушает статьи 10, 11, 24 конституции Украины, где сказано, что государство гарантирует свободное развитие, использование и защиту русского языка, запрещает любую дискриминацию граждан, в том числе, по языковому признаку.
Таким образом, несмотря на все заверения в дружбе и братстве с Россией со стороны украинского руководства, Киев не заинтересован в проведении справедливой национальной политики. Более того: используются все возможности для борьбы с так называемым «российским фактором». Сказанное относится и к периоду президентства Л. Кучмы, и к президентству В. Ющенко. Кучма и Ющенко отличаются лишь уровнем русофобии: у первого она была выражена слабее, тогда как второй фактически и не думает скрывать свою ненависть к России и русским.
Важнейшей составной частью «русского вопроса» в Крыму является вопрос о положении Православной Церкви на полуострове. Исторически Крым является колыбелью русского православия. Именно Крым (византийский Херсонес или Корсунь русских летописей) стал местом крещения равноапостольного князя Владимира. Не утрачивает своего значения в истории русского православия и современный Крым. Автономная республика Крым и в языковом, и в этническом плане является по преимуществу русским и православным регионом. Как и для остальной Украины, 35 млн. (или 90%) православных верующих которой считают своим духовным главой патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в Крыму особенно сильны позиции Украинской Православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Однако благодаря поддержке властей постепенно усиливаются позиции раскольничьих церквей. Имеется в виду «эмигрантская» Украинская автокефальная православная церковь и «самосвятская» Украинская православная церковь Киевского патриархата, возглавляемая расстригой Филаретом (Денисенко). На Украине представителям УАПЦ и УПЦ КП удалось приобрести определенную часть сторонников путём националистической демагогии, посулов и угроз, силовых антиправовых акций совместно с УНА-УНСО и ОУН-УПА (захват в 1992—1996 гг. ряда зданий, храмов московского патриархата, разгром западно-украинских епархий РПЦ, избиение православных прихожан и священников). В Крыму же деятельность раскольников была малоуспешна вследствие противодействия православного населения и подавляющего большинства клира. Тем не менее, положение Крымской епархии МП остается сложным, что связано с непрекращающимися попытками вышеуказанных организаций подорвать позиции РПЦ в Крыму. Данная инициатива находит поддержку официальных структур, а также мусульманских ортодоксов. Широко практикуется приглашение священников из Западной Украины и неприятие их из России.
Встречаются в АРК и случаи физической расправы со священнослужителями. В августе 1997 г. в Форосской церкви были зверски убиты два служителя Московского Патриархата. Приговор суда убийце — 15 лет — был обжалован в ВС Украины, а преступник отпущен под подписку о невыезде и исчез. По мнению прихожан, убийство носило заказной характер. Кто является заказчиком убийства, остается невыясненным.
Весьма сложными и напряженными являются взаимоотношения православных и мусульман (крымских татар) в АРК. Отдельного упоминания заслуживает поддержанная киевскими властями т.н. «поклонная кампания». Весной 2000 г. Духовное Управление мусульман Крыма (ДУМК) потребовало ликвидировать поклонные кресты и надписи у дорог: «Крым — колыбель православия». Также мусульмане обвинили руководство Крыма в попустительстве в восстановлении на полуострове разрушенных христианских храмов. Крымские татары требуют «прекратить противоправную установку монументов и стендов» (газета «Житуха», 2000 г., N 138). Характерно, что мусульманское заявление появилось сразу после посещения Крыма митрополитом Филаретом (Денисенко), а именно после его встречи с представителем президента Украины в Крыму А. Корнейчуком и главой меджлиса М. Джемилевым. Речь шла о крымских приходах РПЦ МП.
После встречи М. Денисенко «осудил действия местной церкви, устанавливающей по всей территории Крыма кресты и рекламные щиты». Попытки татар явочным путём ликвидировать православные святыни вылились в массовые столкновения с местным православным населением в юго-восточных, центральных и юго-западных районах Крыма.
Политика официальных властей в Крыму направлена на ослабление позиций УПЦ МП. Механизмом реализации служат псевдоправославные УПЦ КП, УАПЦ и религиозные мусульманские структуры, а также административный аппарат. Крымской епархии РПЦ МП и православному населению Крыма предстоит продолжительная и сложная борьба.
После победы на президентских выборах на Украине В. Ющенко положение русского населения и УПЦ МП еще более осложнилось. Политические и экономические права и полномочия Автономной республики Крым постоянно сужаются. Отчетливо проявилась тенденция уравнять АРК с областями Украины, полностью лишить ее даже видимости автономии. Не сомневаемся, что именно эту задачу будет ретиво выполнять новый крымский премьер, ставленник Ю. Тимошенко и штатный русофоб А. Матвиенко, утвержденный Верховным советом АРК 20 апреля с.г.
Также усилился натиск на каноническую УПЦ МП, что позволило ряду архиереев обратиться с письмом к президенту В. Ющенко с просьбой оградить от новых богоборцев.
Итак, русскому населению Крыма и Православной Церкви в Крыму и в целом на Украине предстоит тяжелейшая борьба. Важную роль в этой борьбе могут сыграть русские и российские организации в Крыму…
Продолжение следует…