Русская линия
Патриархия.RuМитрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин)06.05.2005 

«Мы входим в стадию демографической ямы»
Интервью с Управляющим делами Москвоской Патриархии митрополитом Калужским и Боровским Климентом

— Ваше Высокопреосвященство, при взгляде на систему ценностей, утвердившуюся в наши дни, верующих людей охватывает настоящая паника: многие уже впрямую говорят о том, что современная цивилизация неотвратимо катится к гибели, деморализация общества достигает всеохватных размеров. Что, по Вашему мнению, сегодня происходит с человеком, с его душой, с его ценностными ориентирами? Как Вы можете охарактеризовать духовное состояние нынешнего поколения?

— Да, в наши дни материальные потребности людей активно культивируются в ущерб их духовных запросов. Особенно наглядно это видно по современной молодежи. Ведь те, кому сегодня двадцать лет, выросли во время «демократических преобразований», когда вместе с прежней идеологией предавались забвению все нравственные принципы. В результате современные молодые люди имеют сознание, в корне отличное от предыдущих поколений. Они крайне гедонистичны и живут по принципу «Бери от жизни все»; думают, что свободны от «комплексов и предрассудков», но на самом деле оказываются заложниками собственной раскрепощенной греховности и страдают от вседозволенности. Они не способны справиться со своим «хочу», их раздутое эго постоянно мучается в самоизоляции. Свои таланты они используют на самоутверждение через асоциальную деятельность или уходят в саморазрушение через употребление наркотиков, алкоголя и нравственную распущенность.

Но в природе человека заложено духовное начало, которое неудержимо влечет его к Богу и не позволяет ему удовлетвориться ни материальными благами, ни чувственными удовольствиям. Современный человек обрекается на духовный голод и томление духа, поскольку с детства ему внушается потребительское сознание, формируется культ удовольствий и прагматическое отношение к жизни. В его сознании утверждается мысль, что деньги решают все. Но рано или поздно любой человек начинает понимать, что любовь, сострадание, верность ни за какие деньги не приобретаются. Зачастую это происходит, когда человек уже растратил свои душевные силы, способности и драгоценное время жизни на суету и, даже несмотря на достигнутое материальное благополучие и положение в обществе, оказывается у «разбитого корыта»: семья развалилась, сотрудники не уважают, друзья оставили.

Церковь со своей стороны делает все, чтобы все люди и особенно наша молодежь обрели правильные духовные ориентиры и систему ценностей. С начала 90-х годов при многих храмах начали действовать воскресные школы, в епархиях — молодежные братства. И сейчас работа с молодежью является приоритетом для Церкви. Мы стремимся к тому, чтобы в каждой епархии, благочинии, храме развивались адекватные для молодежи и юношества формы участия в приходской жизни. Сегодня уже хорошо оправдывают себя организация летних лагерей, кружков по интересам, проведение Рождественских и Пасхальных выставок и праздников, паломнических поездок и спортивных состязаний, участие в благотворительных концертах и помощи обездоленным. И это не последняя причина того, что в последнее десятилетие паства нашей Церкви значительно помолодела, что признают и социологи.

Но охватить своим вниманием все подрастающее поколение Церковь не может, а государственная система работы с молодежью разрушена. В результате еще очень большое количество подростков, юношей и девушек оставлено без какого бы то ни было нравственного воспитания. Чтобы исправить положение и оградить новые поколения от духовного нигилизма и безнравственности необходима добрая воля и властей, и всех, кто работает с детьми, прежде всего педагогов.

Церковь идет навстречу всем, кто заинтересован в духовном и нравственном здоровье подрастающего поколения. Специально для общеобразовательных школ был разработан факультативный курс «Основы православной культуры». Изучение тех сторон Православия, которые стали культурообразующими для нашего народа, призвано с детства заложить в сознание людей нравственные критерии, раскрыть подрастающему поколению красоту жизни по духу Евангелия, научить нашу молодежь строить свои отношения с окружающими так, чтобы они несли радость, водворяли в душе мир и способствовали созиданию личности и служили на благо Отечества.

— Владыка, в наши дни наиболее сильное воздействие на формирование общественного сознания оказывают средства массовой информации. Очевидно, что духовное состояние современного человека, открытого всякого рода порочным влияниям и пропаганде безнравственности, во многом обязано именно деятельности «четвертой власти». Многие православные сходятся во мнении, что важнейшим шагом в деле христианской миссии должно стать более тесное взаимодействие Церкви со СМИ. Каким Вам видится решение этой проблемы?

— Роль средств массовой информации в формировании общественного сознания трудно переоценить, поэтому многое зависит от того, в чьих руках они находятся. Если ими управляют люди, чуждые интересов России, заботы о нравственном здоровье общества, то они способны нанести существенный вред. Мы помним, как в последнее десятилетие XX века СМИ выступили мощным орудием разрушения официальной идеологии в нашей стране. Но, противопоставив пропаганде советского образа жизни критический взгляд на окружающую нас действительность, они настолько увлеклись критикой, что, кажется, намеренно отрицают все, что есть положительного в современном мире. Любая массовая информация имеет неизменно негативную окраску: очерняется прошлое страны; современная жизнь в реальных и вымышленных сюжетах изобилует жестокостью и цинизмом; рисуются мрачные перспективы, — все вместе вводит людей в состояние либо повышенного напряжения, либо полного безразличия. Вместе с тем многие развлекательные проекты СМИ являются проводниками губительных страстей — алчности, похотливости, осуждения и т. д. Они представляют порок обыденным и привлекательным, и тем самым создают ложное впечатление нормативности греха. Все это как кривое зеркало отражает реальную жизнь, которая многообразна: имеет и отрицательные, и положительные моменты.

Недавно я включил рано утром один из центральных телеканалов, чтобы узнать прогноз погоды. Гостьей утренней программы была известная актриса, которая заявила зрителям, что у нее было четыре мужа, а сейчас она живет с «партнером». И это смотрят дети, которые за завтраком перед школой всегда смотрят телевизор! Что у них останется в подсознании — что такой образ жизни является нормой? Лишив людей прежних идеалов, СМИ ничего не дают им взамен, поскольку главенствующее место в информационном пространстве России занимают силы, далекие от Православия, отрицающие бытие Божие и Евангельские нормы жизни. Последний Архиерейский собор Русской Православной Церкви в своем Послании к клиру и мирянам особо отметил, что «насаждение в мире одной системы ценностей является лишь повторением уже знакомой нам тоталитарной практики… Православное мировоззрение должно обладать, по крайней мере, равными правами с секулярным видением мира. Религиозные ценности должны учитываться при осуществлении любых общественных проектов, затрагивающих интересы большого числа людей». По моему глубокому убеждению, необходимо учитывать эти ценности и в сфере государственной информационной политики.

Отмечу также, что особенное значение приобретают сегодня вопросы духовно-нравственного качества информационной среды. Если СМИ не предоставляют человеку возможность узнать о высших идеалах, они не соответствуют своему предназначению и унижают человека, ограничивая его устремления «хлебом и зрелищами». Ведь они призваны выполнять задачи не только информирования и развлечения, но и просвещения, и воспитания в добре, честности, трудолюбии, патриотизме и т. д. В прежние века, когда не было телевидения и радиовещания, роль СМИ выполняло эпистолярное наследие прежних поколений. Все выдающиеся произведения отечественной литературы от древних летописей до романов XIX в. глубоко укоренены в Православии, что обусловило их высокий нравственный потенциал и действенный воспитательный характер.

И сегодня информационное служение должно представлять собой непрерывный процесс, уходящий корнями в прошлое и ведущий в будущее, цель которого — обеспечение связи поколений, передача знаний и традиций и, в конечном итоге, создание условий для целостного духовного, интеллектуального и культурного развития как отдельной личности, так и всего общества в целом. С христианской точки зрения, средства массовой информации могут и должны, во-первых, сказать людям правду о том, что добро есть, что оно всесильно и красиво, что оно несет в себе мир и радость, и что все люди призваны быть его носителями, а, во-вторых, они должны четко разделять добродетель и порок во всех их проявлениях. Особая роль в реализации этой задачи принадлежит православной журналистике — и внутри Церкви, и вне её лона.

— Ваше Высокопреосвященство, какие темы, проблемы и духовные задачи должны, на Ваш взгляд, стать предметом обсуждения в СМИ? Как донести Евангельские истины до современного человека, развращенного насаждающимися «ценностями» прагматики, вседозволенности и порока? Какой язык общения необходимо избрать для того, чтобы он был понятен современному человеку и мог вызвать в нем душевный отклик?

— Современные масс-медиа сформировались вне Церкви, и сама Церковь не так давно начала участвовать в работе СМИ. Но именно они предоставляют сегодня широкие возможности для церковной миссии. Поэтому нам необходимо выработать новый язык и новые формы обращения к людям через информационные технологии, оказывающие наиболее ощутимое влияние на душу современного человека. Окружающий нас мир мало знает о Православии. Даже в нашей стране, традиционно православной, у большинства людей, особенно молодежи, представления о вере сводятся к крашенным яйцам и куличам на Пасху, а благочестие — к внешнему соблюдению обрядов и традиций. Поэтому недостаточно, например, рассказать, как тот или иной праздник отмечали наши предки, но необходимо донести до людей его духовный смысл, чтобы не ограничиваться чисто внешним свидетельством, но служить для внутренней миссии Церкви, для пробуждения интереса к духовной жизни и возрастания во Христе ее членов.

В наше время отношение к Церкви у большинства людей чисто прагматическое. Они приходят в храм только затем, чтобы получить помощь, исцеление или разрешение трудной проблемы. Ради этого они ставят свечи, молятся, участвуют в таинствах. Но, получив просимое и умиротворившись, они снова возвращаются к прежней греховной жизни и ни о чем не беспокоятся до следующей безвыходной ситуации. Это неправильная позиция, в корне неправославная.

Цель существования Церкви — спасение людей. Открыв людям путь в Небесное Царство, Иисус Христос оставил на земле Свою Церковь, чтобы в ней люди могли приобщаться вечной жизни. Приходя в храм, люди получают Божию помощь для изменения своей жизни, для очищения своего сердца от всего чуждого Христу и укрепления своей воли на стояние в добре. Надо донести до людей, что Бог настолько возлюбил людей, что принес Себя в жертву, чтобы мы наследовали Его Царство, и мы должны трудиться над тем, чтобы усвоить этот дар Божией любви, чтобы научиться любить Бога и все Его творение, прежде всего людей, такой же жертвенной любовью. В храме мы получаем от Господа не только помощь, но и Его поручение, данное ученикам: идти в мир и нести благую весть о том, что весь мир искуплен Богом от власти греха и все имеют свободу во Христе исполнять Его волю. Именно это и должно стать главной темой православных СМИ — говорить о спасении Богом человека, причем говорить, имея личный подвиг и внутренний опыт жизни во Христе. Люди внешние услышат наше свидетельство только тогда, когда мы будем проповедовать не отвлеченные нравоучения или толковать только об историческом опыте, а в себе будем являть любовь Христову, чтобы через нас Господь привлекал ко спасению других.

Что касается прочно утвердившейся в СМИ пропаганды порока и безнравственности, то здесь свое слово должны сказать православные СМИ, которые могут противопоставить свой позитивный многовековой потенциал веры и евангельской любви. Им надо только предоставить это слово. Кроме того, думаю, назрела необходимость разработки этического кодекса изданий, теле- и радиопередач, телеканалов. Нужна не цензура, а, скажу, нетерпимость к нравственной глухоте — единственная нетерпимость, которая должна существовать в информационной среде нашей страны.

В этом же контексте Церковь должна выработать эффективную альтернативу безнравственной рекламе. Базируясь на образном восприятии, современная реклама способствует развитию потребительского сознания, обращенного лишь на материальную сферу существования. Часто именно через коммерческую рекламу идет насаждение порока и вседозволенности, особенно среди детей и молодежи. Вместе с тем известно, что образный тип восприятия многие века используется в церковном искусстве. Церковь может использовать этот резерв выразительных средств для того, чтобы донести истину о Христе до современного человека. Ведь целью рекламы может быть не только коммерческое продвижение товаров, но и проповедь патриотизма, сострадания, чадолюбия и других духовно-нравственных ценностей, которые веками были присущи нашему народу.

— Ваше Высокопреосвященство, что Вы можете сказать по поводу внедрения в современную жизнь интернета? Какова, на Ваш взгляд, задача Церкви по отношению к деятельности глобальной компьютерной сети?

— Сегодня влияние компьютерной сети интернет на жизнь человека и общества вышло далеко за рамки воздействия средств массовой информации. Интернет представляет собой совершенно новое пространство жизнедеятельности человека, которое с каждым днём стремительно увеличивается. По последним данным, число активных русскоязычных пользователей интернета составляет около шести с половиной миллионов человек. Всемирная информационная сеть стала неотъемлемой частью жизни большого числа молодых людей, и оно будет только расти.

С одной стороны, глобальный характер интернета и его безграничные возможности таят в себе опасность, если всемирная сеть станет средством распространения антихристианских ценностей. Но, с другой стороны, интернет способен принести и огромную пользу в деле православной миссии. Поэтому крайне важно, чтобы интернет-пространство стало полем особого попечения Церкви. К сожалению, мы еще встречаем недооценку этого средства для церковной миссии. Большинство православных сайтов изобилуют описательной, исторической информацией. Надо, чтобы содержание наших интернет-ресурсов действительно заинтересовывало людей, задевало внутренние струны души, отвечало на самые наболевшие вопросы, пробуждало в них желание начать духовную жизнь и, в конечном счете, вело их ко спасению.

— Владыка, в современных СМИ образ Церкви сильно искажен: это проявляется в пренебрежительном тоне передач, затрагивающих церковные темы, в отборе и подаче новостей, связанных с жизнью Церкви. Как Вы считаете, должна ли сама Церковь выработать некую политику представления в СМИ образа Православия?

— Да, фактов, подтверждающих Ваши слова, немало. Образ Церкви, действительно, подчас создается людьми далекими от Православия и даже прямо враждебными ему. Есть случаи, когда ради политической или иной выгоды человек абсолютно светский, далекий от Церкви, выступает в средствах массовой информации как глубоко верующий и церковный. В результате, в общественном сознании формируется упрощенный вариант «православности», чуждый аскетического учения Церкви: без соблюдения канонов и правил церковной дисциплины, без борьбы со своими страстями, без поста и молитвы, без исповедания веры и жизни по вере. Но эта точка зрения губительна для человеческой души, разрушительна для церковной среды и, в конечном счете, пагубна для самого общества.

Мы также знаем примеры, когда позиция Православной Церкви заведомо вытесняется из СМИ, когда мнение священноначалия и представителей Церкви или прямо искажается, или цинично комментируется. Возьмите хотя бы обсуждение вопроса о введении курса «Основы православной культуры» в школьное обучение. В светских средствах массовой информации вы мало узнаете о позиции сторонников, зато оппоненты имеют широкие возможности высказаться, и, заметьте, за ними всегда остается последнее слово.

Иногда кажется, что отношение современного общества к Церкви напоминает поведение бездушной сиделки, которая хотя и тяготится выжившей, по ее мнению, из ума старушкой, но вынуждена с нею считаться ради завещанного наследства — где-то сделает вид, что внимательно слушает, а где-то пригрозит, чтобы не докучала. Отсюда и ирония, и скандальность, и пренебрежительность тона СМИ в сюжетах о Православии.

Создание целостного информационного пространства Русской Православной Церкви является требованием времени, и в настоящее время вырабатывается общецерковная концепция информационного служения. Мы должны не только участвовать в работе светских СМИ, но и создавать собственные информационные каналы, способные свободно вести церковную миссию вне зависимости от каких бы то ни было общественно-политических интересов. Также будем активно развивать сотрудничество между центральными и епархиальными изданиями, православными радио- и телепрограммами, не подавляя их творческий потенциал, не администрируя, а помогая росту профессионального мастерства, объединяя информационный потенциал православной журналистики.

— Ваше Высокопреосвященство, Вы говорите о необходимости активного участия Церкви в деятельности СМИ вплоть до создания собственных телеканалов и даже медиа-холдинга. В связи с этим встает вопрос о присутствии в среде православных христиан профессиональных журналистов, способных осуществить эти церковные проекты и содействовать распространению христианских ценностей. Каким образом Церковь может привлечь талантливых людей для журналистской деятельности во благо Православия?

— Не надо представлять себе православную среду каким-то гетто. Православный журналист — это не компромисс. Профессионализм и церковность сочетаются в нем весьма органично. У нас есть примеры плодотворного сотрудничества профессионалов в церковных СМИ. В Екатеринбурге, например, епархия приняла под свое руководство один из региональных телеканалов, и всем сотрудникам, которые пожелают работать на церковном телевидении, было предложено остаться. Остались почти все.

В настоящее время также продумывается возможность обучения основам журналистики и церковных специалистов, и пастырей Церкви. Ведь в своем пастырском и общецерковном служении им придется работать с прессой, телевидением, радиовещанием. Но на самом деле для церковной миссии наиболее важны не отточенное красноречие и высокий профессионализм, а глубокая вера и подвиг шествования за Христом.

— Ваше Высокопреосвященство, одна из острейших проблем современного общества — демографическая ситуация, которая России выливается в настоящую катастрофу государственного масштаба: сегодня многие приходят к заключению, что русский народ находится на грани вымирания. Как Вы прокомментируете эту ситуацию?

— Демографическая проблема в современной России не надуманная: за последние полтора десятилетия показатели рождаемости в стране составили половину от минимальных для нормального демографического развития. В 80-е годы ХХ века рождаемость составляла около трех миллионов. Те, кто родился в эти годы, в среднем составляют 1200−1300 тысяч семей в год. Но родившиеся в 90-х годах будут создавать семей вдвое меньше. Тут простая арифметика: за последнее десятилетие в год рождается в среднем 1 млн. 400 тыс. детей, но если учесть, высокую детскую смертность, детскую инвалидность, увлечение молодежи наркотиками и алкоголем, что делает их неспособными к созданию нормальной семьи, то вступить в брак могут не более 1 млн. 200 тыс. человек, т. е. образоваться лишь 600 тысяч полноценных семей в год. Для нормального роста народонаселения России рождаемость должна составлять около трех миллионов детей в год. Если будет сохраняться существующее положение, то население России сократится еще больше. Чтобы наш народ не вымер, поколению, которое родилось в 90-х годах XX века и в начале XXI века, нужно будет иметь не менее 4−5 детей на семью. Совершенно очевидно, что мы входим в стадию демографической ямы.

Помимо низкой рождаемости, к этому приводит короткая продолжительность жизни и высокий процент смертности трудоспособного населения. Ежегодно только в автокатастрофах погибает 40−45 тысяч человек и более 100 тысяч трудоспособного населения умирает от алкоголя, наркотиков и других психотропных препаратов. Очень скоро перед Россией остро встанет проблема нехватки рабочей силы, и тогда мы будем вынуждены принимать на постоянное жительство работоспособное население из других стран, с другой ментальностью, с иной культурой. Последствия этого мы уже видим в Сербии, где коренное, традиционно православное, население составляет меньшинство, и это является причиной межнациональных конфликтов и гибели многовековой сербской культуры.

— Каковы, на Ваш взгляд, глубинные истоки этой плачевной ситуации? Связано ли катастрофическое падение рождаемости с экономическим положением в стране, с общими показателями уровня жизни, или же это проблема исключительно духовного порядка?

— Предпосылки к демографическому кризису появились уже в советское время, в конце 60-х и в 70-е годы — время наибольшей стабильности и материального благополучия за весь советский период. То, что сейчас происходит в России, является наследием того времени, когда чисто материалистическое отношение к жизни настолько прочно укрепилось в сознании людей, что западная культура, основанная на примитивном прагматизме, сегодня оказывается для них роднее, чем православная культура, основанная на духовных приоритетах.

А в процветающих с материальной точки зрения странах Западной Европы демографическая проблема стоит так же остро, как и у нас, несмотря на все меры экономического стимулирования рождаемости. Люди выбирают для себя беззаботную жизнь и отказываются иметь детей, т. к. их воспитание требует самоотречения. Корень демографической проблемы в сознании людей, в их нехристианском мировоззрении и гедонистическом образе жизни.

Чтобы исправить положение, необходимо отказаться от сугубо материалистического подхода к человеческой жизни, от принципа «бери от жизни все», особенно в воспитании молодого поколения. Современный ребенок со школьной скамьи имеет искаженное представление о браке и впоследствии не желает создавать полноценную семью и воспитывать детей. Во многих учебных заведениях пропагандируется планирование семьи, направленное на ограничение рождаемости. Идея планирования семьи всячески поддерживается и средствами массовой информации: в современных сериалах, например, целенаправленно создается образ семейной жизни, построенный именно на таких принципах. Но программа планирования семьи была создана для перенаселенных стран, таких как Китай или Индия, а для России она губительна. И я вновь подчеркиваю необходимость отказа от телепередач, разрушающих институт семьи. Вместе с тем надо понять, что семейные ценности — это ценности христианские, вне Христа семья распадается на то или иное число самоизолированных личностей. Семейная жизнь — это всегда подвиг, это постоянное ограничение своих желаний ради ближнего. Взаимопомощь, сострадание, самоограничение и жертвенная любовь пребывают в семье только тогда, когда она является малой Церковью, объединяющей своих членов во Христе, ведущей всех по Его стопам в вечность нетления и радость воскресения.

Поэтому, чтобы выйти из демографической ямы, чтобы сохранить семью и отечественную культуру, мы должны вернуть Православие в нашу жизнь. Но, поскольку это проблема социальная, одна Церковь не справится с ней, если не будут предприняты усилия всего общества. Сегодня необходима добрая озабоченность всех позитивных сил, каждого человека, нужны взаимопонимание и совместные труды церковной среды, общественных и государственных институтов по воспитанию подрастающего поколения в отеческой вере и евангельских нормах жизни.

В одной из древних русских летописей рассказывается о том, как на город двигались вражеские орды. Что сделал епископ этого города? Он созвал народ и предложил им трехдневный пост и покаяние. Люди пошли в храм и стали каяться. Войска захватчиков обошли этот город и не причинили ему вреда. Казалось бы неотвратимая беда миновала тех, кто осознал свою удаленность от Бога и устремился к Нему изо всех своих сил. Сегодня мы находимся в не менее плачевном положении, когда последней надеждой остается лишь милость Божия. Для того чтобы Господь не допустил гибели русского народа, мы должны сказать, как Псалмопевец: «вот мое горе — изменение десницы Всевышнего» (Пс. 76, 11), и приносить покаяние, т. е. изменяться к лучшему, возвращаться к вере и благочестию наших боголюбивых предков. Но вместо этого мы проводим дни у телевизора, погружаясь в безнравственные сериалы.

— Владыка, Вы — Управляющий делами Московской Патриархии. В чем заключается Ваша работа? С какими трудностями Вы сталкиваетесь?

— Мое послушание Управляющего делами Московской Патриархии и, соответственно, секретаря Священного Синода, заключается, прежде всего, в помощи предстоятелю Русской Православной Церкви — Святейшему Патриарху Алексию в его трудах по управлению Церковью. Одной из главных моих задач является непосредственная связь между церковным центром и епархиями. Также в работе мне приходится взаимодействовать со светскими властями, государственными и общественными организациями, средствами массовой информации, общественными и политическими деятелями.

Кроме того, Управление делами организует общецерковные и церковно-общественные мероприятия совместно с другими Синодальными учреждениями — такими как Отдел внешних церковных связей, Издательский совет, Учебный комитет, Отдел по делам молодежи и иными. Например, в прошлом 2004 году, наиболее значительными общецерковными событиями, подготовкой и проведением которых мне довелось заниматься, были: возвращение в Россию Тихвинской иконы Божией Матери; торжества, посвященные 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского; очередной Архиерейский собор, который проходил с 3 по 8 октября в Москве и в Троице-Сергиевой лавре.

Важными событиями в общественно-церковной жизни страны завершившегося года стали форум «Духовно-нравственные основы демографического развития в России» и фестиваль православных СМИ «Вера и слово», а в этом году — Тринадцатые международные Рождественские образовательные чтения. Мне было поручено возглавлять оргкомитеты этих мероприятий. Форум по демографии, состоявшийся в Москве, получил широкий отклик в регионах. Подобное мероприятие прошло в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Калуге, и мне пришлось также принять участие в их работе. Вопросы, обсуждавшиеся в ходе всех перечисленных церковно-общественных мероприятий, крайне важны не только для Церкви, но и для всего нашего общества, поскольку от того, насколько действенно они будут решаться в наше время, зависит будущее России. Выступления и материалы, представленные на них, свидетельствуют о необходимости возвращения духовных ценностей и нравственных норм Православия в частную и общественную жизнь людей, в воспитание подрастающего поколения, в деятельность политиков и государственных служащих, деловых кругов и средств массовой информации.

Наряду с решением административных вопросов я должен выполнять свои пастырские обязанности — совершение богослужений, освящение храмов, рукоположение клириков, участие в епископских хиротониях. Это служение также требует времени, но вместе с тем оно дает мне силы для всей моей деятельности. К тому же это непосредственное мое послушание как епископа, которое стараюсь выполнять на совесть, зная, что я работаю для Церкви Христовой и для моей паствы.

В заключение скажу, что для любого иерарха, независимо от его сана, считаю важным всегда иметь живую связь с духовенством, церковнослужителями и всеми пасомыми. В Церкви не должно быть лицеприятия и кастовой разобщенности, но «все и во всем Христос» (Кол. 3, 11). Церковь одна, она — единое тело Христово, и все ее члены должны быть едины. Независимо от высоты своего сана православный архиерей не возвышается над священниками и паствой, а находится среди них, и через это ведет весь народ Божий ко спасению. Более того, Господь оставил всем Своим ученикам заповедь: «больший из вас да будет вам слуга» (Мф. 23, 11). Это духовный закон для всех начальствующих, и я стараюсь следовать ему, зная, что буду отвечать перед Богом за вверенное мне ответственное служение

05.05.2005

http://www.patriarchia.ru/db/text/4215.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru