Русь Православная | Анатолий Герасимов | 04.05.2005 |
Беседа главного редактора «РП» Константина Душенова с Анатолием Герасимовым, председателем правления русского информационнокультурного центра в Израиле
Константин Душенов: Анатолий, Вы лично и русская община возлагали какие либо надежды на визит в Израиль президента Путина?Анатолий Герасимов: Да, мы возлагали на это визит большие надежды, знали о нём заранее и готовились к встрече с российским президентом. В Израиле проживает более 70 тысяч русских людей, считающих Россию своим Отечеством. Мы рассчитывали на то, что президент Путин во время своего визита встретится с представителями русской общественности в Израиле, с нашими ветеранами, орденоносцами. Для нас это было очень важным.
К.Д. Почему?
А.Г.: Мы нуждаемся в его помощи. Дело в том, Константин, что в Израиле нет ряда очень важных законов, которые обеспечивали бы нормальную жизнь для наших соотечественников. В частности, в еврейском «демократическом» государстве нет закона о национальных меньшинствах, о свободе вероисповедания, нет закона о труде, закона о гражданском бракосочетании. Нет и двусторонних соглашений между Россией и Израилем, затрагивающих на паритетных условиях отношение России к иудейской вере и евреям и Израиля к православной вере и русским (хотя на мой взгляд, было бы вполне логичным и оправданным напрямую увязать отношение к евреям в России с отношением к русским в Израиле).
Надо ли говорить, что всё это очень осложняет жизнь членов русской национальной общины в Израиле.
К.Д.: Путин оправдал ваши надежды?
А.Г.: Увы, нет. Мы надеялись, что при визите в Израиль он хотя бы соблюдёт правила приличия. Например, президент и премьер Израиля, во время своих визитов в Москву никогда не забывают встретиться с еврейской общественностью столицы. Вот и мы рассчитывали, что российский Президент захочет узнать о том, как живётся на Святой Земле российским соотечественникам. Тем более, его слова в очередном ежегодном Послании о том, что тот, кто не уважает права других людей, не может требовать уважения к себе, нам понравились.
К.Д.: Дословно его слова звучали так: «Остается важной задачей международная поддержка обеспечения прав соотечественников за рубежом. Это не предмет политического или дипломатического торга. Не имеют права требовать соблюдения прав человека те, кто сами не уважают, не соблюдают или не могут обеспечить прав человека». И как на практике он реализовал это заявление в Израиле.
А.Г. Да никак. Хотя сперва за рубежом их восприняли всерьез. Уже за неделю до визита президента мне звонили из различных израильских организаций, из газеты Jerusalem Post и просили интервью по итогам нашей встречи с Владимиром Владимировичем Путинным.
К.Д. Неужели руководство нашего государства не понимало, что для русской диаспоры важно хотя бы внимание со стороны Отечества?
А.Г.: Думаю, что там пока просто нет людей, которые это могли бы понимать.
К.Д: ???
А.Г.: Смотрите: мы, как я уже сказал, загодя готовились к встрече с Президентом. Нами было подготовлено и заранее отправлено письмо в Российское Посольство, я лично разговаривал по телефону с советникомпосланником Демидовым и представителем Росзарубежцентра Мочаловым. Кроме этого, мы обратились за содействием к госпоже Элеоноре Памфиловой. Наше письмо было передано ею в Управление внешней политики Президента господину Приходько и в тот же день было им перенаправлено на имя руководителя Территориального департамента МИДа Вершинина.
Зная неповоротливость нашей российской бюрократической машины, я лично звонил и в отдел Протокола Президента, и в Управление внешней политики и в Территориальный департамент МИДа. Но тут начинается самое интересное. Работники отдела Протокола Баенко, Коновалов, Миронов, Куликова не отрицали важность встречи Президента с русской общественностью в Израиле. Они говорили, будто бы всё, что необходимо для того, чтобы такая встреча состоялась это воля Российского Посольства.
Российское Посольство, в свою очередь, ссылалось на то, что списки участников встреч с Президентом готовит Управление внешней политики. А ответственный чиновник этого управления Ильичёв попросту отказался даже разговаривать с нашими представителями и с нашими русскими ветеранами и инвалидами ВОВ.
К.Д.: А новый протеже Президента, которому поручена работа с соотечественниками? Я имею в виду Модеста Колерова?
А.Г.: Конечно же, мы звонили и господину Колерову тоже, но он был очень занят и передал через своего секретаря, что его структура не работает с дальним российским зарубежьем…
В итоге наша встреча с Президентом России не состоялась. После визита уже по своим каналам в израильском правительстве нам удалось выяснить, что тема русских в Израиле в разговоре глав государств вообще не затрагивалась. То есть, по сути, Израилю была предоставлена полная свобода рук в дальнейшей насильственной ассимиляции и огиюривании русской национальной Общины.
К.Д. А как к этому отнеслись в Московском Патриархате и РПЦЗ?
А.Г.: Вам может покажется странным, но мы встретили жёсткое противостояние со стороны ОВС МП РПЦ в лице заместителя Митрополита Кирилла протоиерея Всеволода Чаплина. Этот человек уже не единожды показал, что ему безразлична судьба православных граждан в Израиле.
Вместо того чтобы помочь нам открыть дветри воскресные школы для русских детей, он встречается с раввином Берл Лазаром и его помощником Валерием Энгелем, которые открыто заявляют, что все русские в Израиле должны стать иудеями. В частности, Валерий Энгель участвовал в конференции БарИламского университета, на которой рассматривался вопрос: «гиюр как способ интеграции неевреев в Израильское общество». Разве это не проявление шовинизма и русофобства? Представляете, если бы в Московском Университете провели конференцию на тему: «крещение как способ интеграции евреев в российское общество"…
К.Д. Представляю, сколько было бы шума и воплей. Но получается, что Московскую Патриархию не затрагивают проблемы русских людей в Израиле. А РПЦЗ?
А.Г.: Я обращался к митрополиту Лавру и получил от него доброе письмо, в котором он сожалеет, что не может оказать помощь русской общине в Израиле по причине того, что это каноническая территория иерусалимского Патриархата. Хотя Патриарх Иерусалима не возражает против помощи нам со стороны МП и РПЦЗ. Более того, ГрекоПравославная Церковь считает, что уже в скором времени русская община Израиля под давлением государства просто растворится, если у нас не будет своей прессы, своей русской национальной школы, своего культурного центра.
Надо сказать, что руководство ГрекоПравославной Церкви, Православные арабы, Евангелисты и Католики проявляют к судьбе русских в Израиле куда больше участия, чем Московская Патриархия. Я не буду говорить, что они не имеют корысти. Конечно, имеют, ведь наша русская община вторая по численности в Израиле после арабской. Вот они и стараются воспользоваться ситуацией, при которой русские брошены на произвол судьбы своим российским Отечеством.
К.Д.: Ну ладно, с представителями государства и Церкви все ясно. Вы им не нужны. Но в России есть еще и влиятельные общественные организации. С ними Вы пытались наладить контакт? Например, есть такая организация, как Императорское Православное Палестинское Общество. Вы с ними сотрудничаете?
А.Г.: Пока, к сожалению, нет. Хотя я встречался с руководством ИППО и направлял им письмо с нашими предложениями. Но ответа пока не получил. Складывается ненормальная ситуация, при которой Русская Церковь отдельно, русская община отдельно, и тут ИППО могло бы выступить инициатором объединения Русской Палестины. Более того, сотрудничество с Русской Общиной было бы очень выгодно для ИППО, имущество которого в Израиле часто разворовывается или попросту уничтожается.
К.Д.: Есть еще богатый и влиятельный Фонд Андрея Первозванного…
А.Г.: Фонд Андрея Первозванного не работает с русским зарубежьем, в том числе и православным. Ровно год назад на празднестве схождения благодатного огня я разговаривал с руководством этого фонда, но далее разговора дела, к сожалению, не пошли.
К.Д. Анатолий, по СМИ прошла фотография Путина в кипе. Как к этому отнеслись русские в Израиле?
А.Г.: Кипа для верующего иудея это такой же атрибут веры, как и нательный крестик для православного русского. Мы ведь не требуем от Шарона при входе в Кремль одевать на себя крестик как дань уважения к русскому народу? Россия, хотят того или нет, является Православным Государством, и такой поступок президента России чем бы он ни был продиктован вызвал только ехидные улыбки и скабрезные шутки в среде русскоязычного еврейства (и в среде арабского населения, кстати, тоже). Мне, как русскому человеку, было стыдно за свою Родину и за нашего Президента.
К.Д.: Кстати, Анатолий, а в этом году с кем Вы присутствовали на Празднестве схождения благодатного огня?
А.Г.: В этом году, к сожалению, я даже не смог съездить и взять приглашение у Патриарха. Попросил это сделать матушку Лизавету из Гефсиманского Монастыря. Она и представляла нашу общину в Храме Гроба Господня. А я занемог, и доктора прописали мне постельный режим. Сердце, знаете ли, уже понемногу сдаёт.
К.Д. Дай Вам Бог здоровья, поправляйтесь скорее. Скажите, Анатолий, а вообще ктонибудь из российских политиков, общественных или политических деятелей проявил участие к судьбе русских в Израиле?
А.Г.: Константин, мне горько об этом говорить, но по сути никто. В России, в среде рядовых чиновников и в среде русских батюшек есть много тех, кто болеет душой за русское зарубежье и за весь русский народ, но эти люди не правомочны принимать решения. Со многими я встречался лично, со многими переписываюсь.
У нас сложились добрые отношения с большим количеством русских православных общин в разных странах Европы, Америки, Азии. Нас приглашают на свои национальные праздники различные иностранные посольства и Консульства. Но не российские! И это несмотря на тот факт, что русская община стала первой нееврейской организацией, получившей официальную регистрацию в качестве общинной организации. После нас была в МВД Израиля зарегистрирована древняя армянская община, с которой у нас традиционно дружественные отношения.
К.Д.: А какие у Вас отношения с русскоязычными евреями, с которыми Путин встречался в Израиле и которых он называл «соотечественниками»? Мне известно, что Вас пытались объявлять антисемитом и врагом Израиля.
А.Г.: Вот именно, пытались. Даже уголовные дела на меня заводили. Но по сей день моими противниками не было выиграно против меня ни одного уголовного дела, все они разваливались ещё в ходе подготовки судебного процесса. Я чист перед своей совестью и перед людьми. За свою работу я не получаю от Общины никакой зарплаты. На различные конференции, в том числе и в Москву, езжу на свои личные средства и на средства приглашающей стороны. Я никогда не оскорблял никого лично, но никогда и не скрывал своё неприятие иудаизма и сионизма, так как каждый день сталкиваюсь в Израиле с античеловеческой сущностью двух этих еврейских идеологий.
Наши отношения с русскоязычным еврейством хорошо определил в нескольких словах один из ближайших помощников раввина Берл Лазара. «У нас нет стимула сказал он, помогать русским в Израиле».
К.Д.: Есть ли будущее у Русской Общины на Святой Земле?
А.Г.: Безусловно, у русской общины есть будущее, и у всего русского народа в России и в Диаспоре есть будущее. И очень хорошее будущее, но оно реально лишь в том случае, если к власти в России придут настоящие патриоты своего Отечества, а Русскую Православную Церковь возглавят наши родные русские батюшки, а не политики в рясах.
К.Д.: И как этого достичь?
А.Г.: Мы уже давно обращаемся к президенту России с обоснованием необходимости создания Русского национального конгресса. Или собора. Дело не в названии, а в сути. А суть обязательно должна быть наша, русская, национальная. Ибо опора на русский народ является обязательным условием выживания России.
К.Д.: И что, каков ответ президента?
А.Г.: Президент молчит. А остальные… Мне больно об этом говорить, но мы не встречаем понимания в среде российских политиков. Один наш выдающийся ветеран, орденоносец, которого евреи не пригласили на встречу с Путиным изза опасения того, что он может сказать правду о ветеранских организациях в Израиле, не далее как вчера сказал мне по телефону: «Вы думаете, что враги России сидят в Кнессете или в американском Конгрессе? Нет, Анатолий, они уже давно окопались в Кремле».
В современной России никто не хочет заниматься Русской Диаспорой так, как это необходимо. Сегодня из неё усиленно лепят филиал еврейской диаспоры. Сегодня рядовой американец уже не отличает русского человека от русскоговорящего еврея, а русскую национальную культуру от еврейской местечковой культуры. Этот же процесс «оевреивания» русской жизни происходит повсеместно и в Европе.
Есть только один способ, с помощью которого русские могут вернуть себе власть в России Русский национальный Конгресс, непартийная (точнее, надпартийная и надклассовая) структура, объединяющая русский народ в России и зарубежье. Я не хочу сказать, что после ее создания сразу всё изменится в лучшую сторону, но мы, русские, должны сами позаботиться о себе, ибо больше о нас заботиться некому…