Русская линия
Итоги Кирилл Привалов,
Дмитрий Серков,
Андрей Смирнов
04.05.2005 

Первый день Творения

Ученые всего мира бьются над тайной феномена Благодатного огня, который уже почти две тысячи лет нисходит с небес в храме Гроба Господня накануне православной Пасхи

(Фото: Ruth Fremson/AP)
(Фото: Ruth Fremson/AP)
Научное сообщество, похоже, стоит на пороге крупнейшего открытия за всю историю цивилизации. Ведь ученые замахнулись ни много ни мало на Божественный акт Творения. Речь идет о создании физической модели Большого взрыва, породившего, как известно, материю и Вселенную. Между тем Церковь (в данном случае православная ее ветвь) вот уже почти две тысячи лет демонстрирует аналогичный феномен, пусть и в неизмеримо меньшем масштабе. Ежегодно на православную Пасху в храме Гроба Господня в Иерусалиме происходит «чудесное нисхождение Благодатного огня», символизирующее Воскресение Христа. До сих пор все попытки дать рациональное объяснение этому явлению кончались ничем.

В начале было…

На минувшей неделе в Санкт-Петербурге координатор исследовательского проекта Европейского центра ядерных исследований (французская аббревиатура — CERN) Ханс Рыкашевский сообщил сенсационную новость. По его словам, в течение ближайшего десятилетия центр намерен смоделировать Большой взрыв. В проекте участвуют сотни НИИ и более двух с половиной тысяч исследователей из десятков стран (в CERN Россия имеет статус страны-наблюдателя). Центр располагает одним из самых мощных в мире ускорителем элементарных частиц, с помощью которого в последние годы сделано несколько прорывных открытий, включая получение антивещества. Кстати, автор скандально известных «Ангелов и демонов» американец Дэн Браун не слишком погрешил против истины, живописуя работу головного офиса CERN, расположенного в окрестностях Женевы. К примеру, технологию гипертекста, на которой базируется Интернет, на самом деле создал сотрудник Европейского центра ядерных исследований. Теперь же выясняется, что и библейский подтекст в разработках европейских ядерщиков, как ни странно, присутствует.

Речь идет о том, что помимо атомов антиводорода на ускорителе CERN впервые была получена так называемая кварк-глюоновая плазма. Считается, что она, просуществовав после Большого взрыва всего несколько микросекунд, и породила материю, сформировавшую Вселенную. Сами по себе мельчайшие из известных на сегодня элементарных частиц — кварки и глюоны — не обладают массой, в сущности, они есть чистая энергия. Суть эксперимента, о котором объявил Ханс Рыкашевский, как раз и заключается в том, чтобы смоделировать условия, при которых это протовещество породит вещество реальное, обладающее физической массой. Вот здесь-то наука напрямую и вторгается в область религии. Дело в том, что если эксперимент удастся, то на практике будут подтверждены выводы теоретической физики: для «детонации» Большого взрыва был необходим внешний источник энергии. Внешний по отношению ко всему сущему. Этот посыл очень нравится отцам Церкви.

Но это еще не все. Современная физика не исключает, что благодаря остаточной энергии Большого взрыва зарождение материи практически из пустоты в некоторых областях Вселенной продолжается до сих пор. Где гарантия, что этот процесс не происходит где-то совсем рядом с нами? И быть может, именно сенсационный эксперимент на ускорителе CERN позволит приоткрыть завесу тайны над одним из главных христианских чудес — ежегодном нисхождении Благодатного огня в Иерусалиме…

30 апреля к началу пасхального богослужения в храме Христа Спасителя в Москву спецрейсом была доставлена со Святой земли частица Благодатного огня. Именно от него были возжены свечи и лампады в главном православном храме российской столицы. Акция, как и в предыдущие годы, прошла с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Пока что современная наука не в состоянии однозначно ответить на вопрос о причинах самовозгорания свечей в Кувуклии — сооруженной над предполагаемым местом погребения Спасителя часовне, которая, в свою очередь, находится в пределах храма Гроба Господня. С точки зрения Церкви, самовозгорающийся огонь свидетельствует о чуде Воскресения Христа, которое связано со вспышкой Божественного света, в результате чего тело исчезло из пещеры, а на погребальных пеленах осталось его изображение. Любопытно, что многие серьезные ученые, пытающиеся объяснить этот феномен, побывав на церемонии схождения Благодатного огня, заявляют, что они столкнулись с явлением, выходящим за пределы обычного познания и опыта.

«После того как я побывал в Кувуклии и увидел все происходящее своими глазами, мои научные сомнения растаяли, — сказал „Итогам“ заведующий сектором Объединенного института ядерных исследований доцент физико-математических наук Виктор Первушин. — Я считаю, что схождение Благодатного огня — это самый объективный физический эксперимент, который когда-либо происходил. В любом научном эксперименте есть понятие объективности и продолжительности. Объективность — это когда свидетелями становятся несколько наблюдателей. Две тысячи лет — исчерпывающий срок для продолжительности и повторяемости: свидетелями феномена стали несколько миллионов человек».

Вера их столь мала

Есть масса скептиков, пытающихся объяснить чудо схождения огня изобретательностью клириков Иерусалимского патриархата, обслуживающих это таинство, называя происходящее «опиумом для народа». Ставятся под сомнение показания тысяч свидетелей, видевших луч света, падающий на храм и порождающий нечто вроде цепной реакции — световой волны, воспламеняющей лампады и свечи. Вот как описывает этот феномен научный сотрудник Института медико-биологических проблем РАН Игорь Доброхотов, автор книги «Благодатный огонь (взгляд скептика)»: «Люди ждут, что огонь должен спуститься в луче солнца, пробивающемся из отверстия в куполе на Кувуклии. Человек долго присматривается. В его сознании формируются разные картинки того, что он может увидеть, он их накладывает на действительно видимое, а потом уже с трудом отличает, что было от представления, а что от реальности. По сути, это самое что ни на есть манипулирование зрительным восприятием».

Что касается всполохов непонятной энергии, то они якобы могут быть результатом работы фотовспышек. На это указывает и Игорь Доброхотов: «Примерно каждый десятый паломник имеет при себе фотоаппарат, снабженный фотовспышкой. Аккредитованные в храме журналисты имеют особенно мощную технику, с большими фотовспышками. Наибольшее число фотографов располагается у самой Кувуклии. Именно фотовспышки мелькают по всему храму. На фоне психологического состояния паломника увидеть в них небесное сияние немудрено. Остается изгнать фотографов из храма, чтобы проявились для народа настоящие, чудесные всполохи».

Наконец, самое главное: откуда берется огонь? Игорь Доброхотов предлагает простую схему: «В Кувуклии, скорее всего в ее куполе, запрятана зажженная свечка, к которой подходят медная проволока и шелковая нить, или железная цепочка, смазанная горящим веществом. В момент, когда свечка прогорала до места соприкосновения с нитью, огонь переходил на нее и шел до нужных лампад. Время горения свечки рассчитать нетрудно. Нетрудно и замаскировать горящую свечку внутри Кувуклии, так как имеется большое пространство купола и присутствуют ниши, в которых свеча может стоять и спокойно сгорать, без риска быть обнаруженной».

Понятно, что разоблачить такую систему можно, только либо полностью разобрав Кувуклию, либо заранее зная, где находятся скрытые ниши. Более сложным, но зато зрелищным способом, по мнению Игорь Доброхотова, является возгорание лампады на гробе от солнечного луча посредством линз и зеркал. Что необходимо для создания условий возгорания лампады от лучей солнца? Для начала доступ лучей солнца. И действительно, в куполе ротонды храма Гроба Господня, прямо над Кувуклией, есть открытое пространство, через которое проходят лучи солнца. Для появления огня необходимо, чтобы церемония проходила днем, когда солнце в зените. Уже почти тысячу лет церемония проходит исключительно днем.

Имеющий глаза да увидит

Однако большинство опрошенных «Итогами» ученых версию примитивной фальсификации отметают. «Не может возраст фальсификации составлять две тысячи лет, — уверен кандидат технических наук Михаил Шугаев, посвятивший несколько своих работ объяснению феномена Благодатного огня. — Когда в одном месте собираются тысячи паломников из разных стран, вряд ли удастся провернуть какой-либо фокус. Я думаю, что любая фальсификация за столь длительный период давно бы уже была раскрыта».

И в самом деле, все происходящее над Гробом Господним в рамки рациональной логики не укладывается. Так, Пасха, как известно, не имеет фиксированной даты, однако, в какой бы день ни отмечалось Воскресение Господне, огонь с неба неизменно нисходит на «лавицу» — каменное смертное ложе Христа — и непременно в день накануне праздника. И при этом только на православную Пасху, строго по юлианскому календарю. Кстати, именно этот факт заставляет многих скептически относиться к «чуду нисхождения» и подозревать в нем политическую конъюнктуру.

Зафиксирован случай, когда огонь снисходил не внутри, а снаружи храма. Это случилось, согласно письменным источникам, в 1579 году. Дело в том, что совладельцами иерусалимского храма Гроба Господня — главной святыни христианской религии всех направлений — являются несколько церквей: Римско-католическая, коптская, армянскаяЙ У каждой из них есть в храме собственный придел. Якобы священникам армянской церкви удалось тогда подкупить приближенных турецкого султана Мурата Правдивого, чтобы им было позволено единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный огонь. В результате верующие во главе с Патриархом Иерусалимским Софронием IV были изгнаны из храма янычарами. Согласно историческим хроникам армянский предстоятель молился у Гроба около суток, но, несмотря на это, огонь так и не сошел. В это же время изгнанные, толпившиеся у входа в святыню, тоже молились о чуде. По легенде с неба снизошел огненный луч и угодил в каменную колонну, подле которой преклонил колена иерусалимский патриарх. Чудо настолько впечатлило одного из турецких солдат, стоящих в карауле на галерее соседнего здания, что он, воскликнув: «Единая вера православная, я — христианин!» — прыгнул с десятиметровой высоты вниз на каменные плиты площади. Якобы камень под его ногами растопился, словно воск, навеки запечатлев отпечатки его ступней. За отступничество янычар был казнен. Казалось бы, красивая легенда, однако следы в камне и рассеченная колонна по сей день видны у входа в храм.

Надо сказать, что это была отнюдь не единственная попытка проверить чудо «на прочность». Выявить истинную природу Благодатного огня пытались и куда более изощренными методами. Надеясь поймать «неверных» за руку на жульничестве, турецкий губернатор Иерусалима приказал расставить по всему периметру храма янычар с обнаженными ятаганами и убивать каждого, кто попытается зажечь огонь. Однако никто не был уличен. С этой же целью турки решили всякий раз обыскивать иерусалимского патриарха, направляющегося молиться в Кувуклию. Его разоблачали от риз и оставляли лишь в одном полотняном подряснике, чтобы он не мог пронести с собой огниво. В наши дни патриарха обыскивает израильская полиция, обеспечивающая, так сказать, чистоту эксперимента.

И это еще не все. Кувуклия, наиглавнейшая христианская святыня, является собственностью мусульманской семьи. В середине VII века арабский халиф Омар ибн аль-Хаттаб, взявший Иерусалим штурмом после двухлетней осады, передал семейству Нусейбе ключи от христианской реликвии. В преддверии нынешнего праздника православной Пасхи Ваджих Нусейбе, потомок воинственных кочевников, опечатал вход в Кувуклию зеленым воском и специальной красной лентой. Печати сняли перед тем, как в придел святыни вступил Патриарх Иерусалимский Ириней I, как и века назад, в простом холщовом подряснике…

Чудны дела твои…

Для Церкви научных доказательств Божественного чуда, как известно, не требуется. «Даже глубоко верующему человеку трудно себе представить Благодатный огонь, — сказал „Итогам“ отец Николай Чернокрак, профессор парижского Свято-Сергиевского богословского института, специалист по пасхальному ритуалу. — С одной стороны, не обязательно зажигать небесный огонь, чтобы верить в Бога. С другой — мы не можем полностью постичь воли Божьей: у разума нашего есть предел, а деяния Божьи видны во всем».

В конце концов, что из того, что Благодатный огонь можно при желании «приготовить» в лабораторных условиях? От этого он не становится менее чудесным. В комиссии по описанию чудесных знамений при Русской православной церкви тоже не рассуждают о природе феномена. «Это самое настоящее чудо, которое нам дарует Господь», — сказал «Итогам» один из членов комиссии Александр Московский, кстати, физик по образованию.

Но ученые на то и ученые, чтобы пытаться рационально объяснить все без исключения явления. Ученый секретарь Института ядерной физики им. Будкера РАН кандидат физико-математических наук Андрей Кудрявцев уверен, что явление всполохов не относится к разряду чудес: «Всполохи могут происходить из-за свечения возбужденных атомов молекул. Возбуждаться атомы могут заряженными частицами, которые приходят из космоса, например, в виде солнечного ветра. Всполохи, свечение — все это мы видим на примерах полярного сияния, шаровых молний и так далее. У физиков на все есть материалистическое объяснение, только надо подойти к этому явлению с полным набором накопленного опыта».

Существует версия и о том, что храм Гроба Господня воздвигнут над эпицентром некой аномалии, представляющей собой прообраз ускорителя элементарных частиц, которые могут порождать нечто из ничего. Сам же феномен необжигающего огня гипотетически можно объяснить тем, что состояние атмосферы в храме далеко от термодинамического равновесия. Из-за того, что состав атмосферного кислорода отличается от того, что в храме, температура горения огня может быть достаточно низкой. Однако совершенно необъяснимым остается тот факт, что огонь, который не обжигает, в то же время увеличивает температуру в храме.

«Что значит — огонь не жжется? — удивляется Игорь Доброхотов. — Он жжется, но не совсем так, как обычный огонь. Действительно, люди проводят руками вдоль огня или огнем водят вдоль подбородка, но никто не задерживает при этом руку или лицо над огнем. В некоторых случаях, наблюдая за паломниками, можно заметить, что они явно чувствуют горячее пламя, вроде отдергивая руку. Здесь же стоит упомянуть еще об одном утверждении паломников: огонь настолько „благодатный“, что, несмотря на пожароопасную обстановку в помещении, храм ни разу не горел. На самом деле в 1808 году пожар почти полностью уничтожил храм Гроба Господня, а полицейские, дежурящие сегодня в храме, имеют при себе миниатюрные огнетушители и реагируют в случае возгорания. К тому же огонь быстро тушится специальными колпачками, приготовленными для этого случая».

Михаил Шугаев рассматривает непосредственно физические аспекты процессов, происходящих в храме во время схода Благодатного огня. По его утверждению, атмосфера в храме имеет свои термодинамические особенности. В храме находится не менее 40 серебряных лампад с маслом. В атмосфере храма постоянно испаряется и конденсируется значительное его количество. Ничего удивительного в конденсации капелек масляной жидкости на святой гробнице нет. Любое масло — достаточно легко воспламеняющаяся жидкость. Энергия всполоха в состоянии выделиться, например, на капельках жидкости и на фитиле потушенной лампады, что приводит к самопроизвольному возжиганию и свечей патриарха, и лампад, висящих в храме.

Исследователь полагает, что на атмосферу храма, представляющую собой термодинамическую систему излучающих молекул, действуют внешние возмущения. Эти возмущения вызывают излучение энергии в спектре, близком к ультрафиолетовому диапазону. На то, что в храме действительно присутствует некий источник возмущений, указывают многочисленные всполохи света. Голубоватые вспышки наподобие зарниц, которые появляются в пространстве совершенно в различных направлениях, можно наблюдать за полтора часа до схождения Благодатного огня (даже если никакие фотовспышки не используются) и непосредственно во время его возгорания. «Я полностью уверен, что всполохи благодатного света не что иное, как проявления колебаний магнитного поля», — говорит Михаил Шугаев.

В любом случае доскональное изучение феномена Благодатного огня, по мнению многих исследователей, способно подобрать ключ ко многим тайнам. Впрочем, если это конкретное чудо и найдет свое рациональное объяснение, загадок хватит еще не на одно поколение ученых. В том же иерусалимском храме Гроба Господня зафиксированы случаи, когда перед нисхождением Благодатного огня вдруг начинали «скорбеть» лики святых — на иконах или фресках появлялись капельки прозрачной ароматной влаги. Первый раз это произошло на Великую пятницу в 1572 году. Об этом свидетельствуют два француза, письмо одного из которых хранится в Центральной парижской библиотеке. Через пять месяцев — 24 августа — Варфоломеевская ночь при Карле IX. В 1939 году тоже в ночь с Великой пятницы на Великую субботу иконы опять замироточили. Свидетелями оказались несколько монахов, живущих в Иерусалимском монастыре. Ровно через пять месяцев, 1 сентября 1939 года, началась Вторая мировая война. В 2001 году накануне нисхождения огня иконы в храме вновь «заплакали». Минули пять месяцев, и наступило 11 сентября…

http://www.itogi.ru/Paper2005.nsf/Article/Itogi_200505_0312_2637.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru