Литературная газета | Вадим Макаренко | 29.04.2005 |
— Существовало представление, что историки способны обеспечить если уж не объяснение закономерностей исторического развития, то надёжность и достоверность свидетельств о прошедших событиях. Но на поверку это оказывается, судя по вашим книгам, далеко не так.
— Просто у научной революции, преобразовавшей абсолютное большинство отраслей знания, долгое время не доходили руки, чтобы снять покров предрассудков с истории Древнего мира и привнести в эту сферу научные методы анализа.
А потому большая часть русской истории сейчас скрыта и выдаётся за историю другого народа или народов.
— Это что, была сознательная фальсификация событий или люди просто утратили правильное представление о предшествовавшей истории в результате каких-то социальных катастроф?
— Фальсификация древней истории, безусловно, была. Она была целенаправленной и масштабной. Фальсификаторами ставилась ограниченная цель — преувеличить славу одних и приуменьшить значение других субъектов мировой политики, но не античных времён, а позднего Средневековья, XIII—XVII вв. Это была глобальная идеологическая операция, своего рода инквизиция. Необходимо было охватить все страны Европы, а затем и Америки. Она была проведена церковными структурами (орденами), которые взаимодействовали с Ватиканом, чтобы придать Риму статус «вечного города» и тем самым закрепить лидерство в христианском мире. А то, что спор о том, кто должен быть лидером христианского мира, имел место, указывает известная фраза: «Москва — Третий Рим, а четвёртому не бывать». Речь в ней идёт о претензиях Москвы на мировое лидерство, поскольку именно московские цари продолжали линию византийских императоров, но реальной Византии, что стояла на месте нынешней Басры в Ираке на Шатт-эль-Арабе, который и был Босфором античного мира. Видимо, поэтому Москва и Ватикан до сих пор не могут найти общего языка.
— Что стало отправной точкой для ваших исследований?
— Работая над вопросом ментальности русского народа, я наткнулся на материалы, повествующие о борьбе с ветхозаветностью на Руси в XI—XIII вв. Считающееся первым, что, конечно, не так, сочинение русской литературы, написанное в 40-е годы XII века митрополитом Иларионом «Слово о Законе и Благодати», указывает на очень высокий уровень дискуссии с тщательно отточенными аргументами. Это вряд ли могло бы произойти, если бы Русь была страной христианских неофитов. На самом деле в середине XII в. Руси навязывается новый взгляд, новый подход к сути веры, навязывается идея первенства Благодати, а не Закона (=Права). Слово митрополита Илариона по времени относится к возникновению на современной территории России княжеств с очень восточными названиями — Московское, Рязанское, Муромское, Владимирское. Можно говорить, что появление этого идеологического произведения совпадает с резким всплеском государственного строительства на Руси. Это позволило мне сделать вывод, что в середине XII в. на Русь приходит мощная миграционная волна, которая и формирует ту государственность, которую мы дальше знаем как русское государство. Соответственно, предшествующая многовековая история древнего Новгорода и Киевской Руси — это история нашего народа, но протекавшая в другом месте и в другое время.
— Вы считаете, что в XII в. исторический центр нашей территории завоёвывают те, кто дал нам нынешнюю государственность и, видимо, дал имя новой стране?
— Да, в середине XII в. на север Евразии приходят завоеватели, которые, в свою очередь, вынуждены отступить с Ближнего Востока. Конфессионально новая волна мигрантов отличалась тем, что они были евангелическими христианами, а не ветхозаветными православными. Следует обратить внимание, что появление этих княжеств совпадает с волнообразным появлением «норманнских» королевств в Европе и так называемым откатом крестоносцев с Ближнего Востока. Скорее всего, в обоих случаях мы имеем дело с откатом христианской цивилизации с Ближнего Востока под ударами мусульман, который обычно связывается с поражением Крестовых походов. Рюриковичи уходят из центрального Ирака и приносят на север Евразии, где они создали новую государственность, новую модификацию традиционной веры — византийское христианство. Идеей евангельской Благодати они стремились подменить укоренившуюся в сознании народа тысячелетнюю идею Закона. Отсюда обострение религиозной борьбы, которая продолжалась века и нашла своё проявление в расколе. Это только контур тех событий, которые позволяют понять ситуацию генезиса современной Руси.
— Не усложняете ли вы ситуацию? Чтобы ответить на вопрос из истории XII в., вы обращаетесь к событиям, удалённым от этого времени на тысячелетия?
— Меня насторожило то, что в русских летописях видны колоссальные пробелы. После основания Новгорода, которое относится к 3113 году от сотворения мира, то есть к 2396 году до н.э., если считать годом Рождества Христова 5509 год от сотворения мира. Дальше летописи как будто перескакивают больше, чем через 2,5 тысячи лет, а вся последующая русская история укладывается в 2−3 страницы летописных сводов. Это свидетельствует о том, что большая часть летописей с событиями древней истории Руси исчезла. Либо часть сведений из древней русской истории, прежде всего истории Новгорода и первых русских князей из династии Рюриковичей, приписана к более поздним временам. Сопоставив всё это, я пришёл к выводу, что русский народ — это народ-переселенец, народ-скиталец, и надо действительно искать другой географический район, откуда пришла Русь. Не случайно нам этот вопрос остался в наследство от предыдущих поколений историков.
— И вы решили начать от Иафета?
— Действительно, пришлось вернуться к самой классической версии, которая лежит в основе конфессиональной истории мира, т. е. к версии, которая изложена в книгах Ветхого Завета. Нужно действительно идти от Иафета, а следовательно, искать русские корни на Ближнем Востоке, надо искать, и найдутся следы движения русского этноса во времени и пространстве. Ибо наша полная история насчитывает несколько тысячелетий. Мы лишены своей древней истории. Даже «Слово о полку Игореве» было обретено нами в XIX в., а частью нашей картины древней истории Руси стало только в конце XIX — начале XX в. И то до сих пор идут споры о его подлинности. Найденная в начале XX в. «Книга Велеса», фактически одноимённая русская версия Книги Бытия, ещё не признана нашей историей, ещё не считается достоверной.
— Вы считаете, что «Книга Велеса» достоверна?
— Да. Более того, те, кто ввёл её в оборот, сами не до конца поняли её содержание, поскольку оставались в рамках традиционной историко-географической парадигмы. Они сейчас думают, что это книга об истории где-то около IV в. нашей эры, а она начинается в 3-м тысячелетии до нашей эры с перехода племён Руса и Славена из Месопотамии в Палестину, а завершается гибелью Русколани — Израильского царства.
— Русколань — это Израильское царство? Русь — это Израиль? Такое возможно?
— Николай Вашкевич объяснил, что топоним Израиль буквально означает Русь. Точнее, Эль-Раси, в обратном прочтении Израиль, а если отбросить артикль и прочитать по-русски, то Русь. Это многим кажется шокирующим, хотя, как ни странно, я нигде не встречал обратного вопроса, почему нынешнее иудейское государство зовётся Израиль, а не Иудея? Наши летописи позволяют доказать, что Древняя Русь — это территории, которые сейчас более известны как историческое Израильское царство. Кстати, Моисей — одна из точек отсчёта в «Книге Велеса». Там он упоминается под именем-кличкой Дир. Под этим именем он появляется и в русских летописях. Дир — это функциональное имя Моисея. Оно образовано по аналогии с именем персидского царя Кира. Кир — это тот, кто правит, а Дир означает тот, кто вывел. Это Дир русских летописей, но действовал он в нашей истории не в VIII—IX вв.еках нашей эры, а где-то в X—XI вв.еках до нашей эры.
На самом деле не существует понятия чьей-то исконной территории, потому что в этом мире все народы — переселенцы. На любой территории этнический состав населения меняется: одни народы вытесняют другие, гибнут цивилизации, а их остатки рассеиваются, на смену им приходят новые. Освоение территории земного шара составляет существо исторического процесса. Он имеет свою скорость и свои закономерности протекания.
— А когда началось освоение территории нынешней России?
— Существуют свидетельства о миграции больших масс населения в VI—VIII вв.еках с территории Персии и Ближнего Востока на территории современной России. Переселялись в современную Европу не только русские, но и такие народы, как современные итальянцы, греки, англичане, германцы и т. д. Практически все народы, населяющие современную Европу, на самом деле — выходцы с Ближнего Востока и Северо-Восточной Африки.
— То есть древняя Европа располагалась совершенно в другом месте, чем принято считать?
— Да, древняя Европа находилась на территориях современных Сирии, Ирака, Палестины, Египта восточнее Нила, Судана, Эфиопии.
— Почему же знания о древней Европе и о корнях русского этноса были утеряны?
— Повторяю, произошла самая настоящая фальсификация истории. Она связана с миграцией, с тем, как осваивалось новое пространство. Здесь заложено ядро проблемы, и его необходимо хорошо себе представлять. Дело в том, что мигрировали не дикие племена, а народы с очень развитой культурой, в которой были аспекты, связанные с развитой религией, с представлениями об истории и о том, как должно быть организовано государство. Процесс фальсификации, как я думаю, связан с борьбой церквей, которые стремились занять главенствующее положение, отвоевать право наследовать культуру античного и христианского мира.
Дело в том, что нынешнее положение римско-католической церкви не соответствует тому положению, которое она занимала когда-то, потому что, согласно одному из выводов моей работы, Древний Рим находился не на Апеннинском полуострове, а в Судане, где археологи обнаружили останки так называемой «цивилизации Мероэ». Было найдено огромное количество материальных объектов, керамика, фаянс, скульптуры и храмы, которые могли бы подтвердить, что Мероэ — это античный Рим. Представляете, что будет, если сейчас итальянцев лишить этой истории, сказать, что они «новоделы», что они чуть старше американских городов?
— А что археология?
— Только археологическими методами очень сложно прочитать культуру. Сейчас очевидно, насколько сильно над археологами доминировала ложно понятая историко-литературная традиция. Сколько ложных интерпретаций археологических материалов! Сколько испорчено раскопов! Наши представления о Древнем мире составлены в значительной мере на основе сочинений древних авторов. К сожалению, эти представления были сильно искажены фальсификаторами. Работы античных авторов во многом не поняты нами. Главное, что не понято, где разворачивались события. Ведь античные авторы описывали события, ориентируясь на современную им систему географических координат, скрытую от нас по злому умыслу фальсификаторов. Пример несоразмерности представлений о завоеваниях древних — это Александр Македонский, для нас самый великий полководец всех времён и народов. А ведь если представить, что Македония простиралась от границ современного Кувейта до Иордании, а сама династия Филиппа была боковой ветвью касситской вавилонской династии, то величие Александра Македонского тускнеет: ясно, что его держава была не столь велика, как считается, и мы сильно преувеличиваем его военные достижения.
— Выходит, на самом деле Россия — наследница Римской империи?
— В действительности именно Россия является продолжением линии античной культуры, непосредственным переносом древней Византийской цивилизации на территорию Русской равнины. Русские — прямые наследники Византии. Этнос, который мы сегодня называем русским, проживал на территории современных Сирии и Ирака, а также в районе Месопотамских болот и на тех территориях, которые прилегают сегодня к Шатт-эль-Арабу. Озёрный край Месопотамии когда-то был колыбелью цивилизации, к которой мы принадлежим изначально. Его название Меотида происходит от его богатства рыбой — маси. Если воспользоваться методом Вашкевича, то Сирия окажется другим названием Русии. В процессе отступления часть русского этноса ушла на территорию современной России, а другая — на территорию современной Греции.
— Вы хотите сказать, что Москва имеет больше прав на европейское лидерство, чем ныне итальянский Рим?
— Вот именно. Борьба шла за звание наследника древней цивилизации. Отсюда и фраза «Москва — Третий Рим, а четвёртому не бывать», известная со времён Ивана Грозного. Она должна толковаться таким образом, что первый Рим — это Рим, который был в районе Мероэ, в Судане, в 16 километрах от берега Нила. Второй Рим — это Византия, которая располагалась на месте Басры, в современном Ираке. Третий Рим — это Москва. А четвёртому не бывать. Он, конечно, может быть создан, но не будет иметь права претендовать на сакральную святость и конфессиональные полномочия древнего города. Однако Рим на Апеннинском полуострове смог опередить Москву и лишил её законных прав на европейское лидерство. И, наверное, именно здесь заложена основная проблема раскола христианского мира. В значительной степени это проблема несправедливо поделённого наследства. По крайней мере, до Ивана Грозного сохранялось представление о реальной истории мира. Мы не случайно ищем библиотеку Ивана Грозного, которая во всём объёме представляла древнюю русскую историю.
Сегодня мы не понимаем многие факты нашей истории. Нам не понятно, почему Анну, дочь Ярослава Мудрого, отдали замуж во Францию и что она увезла с собой в приданом. Не надо сбрасывать со счетов и то, что основная линия родства в античный период шла по женской линии. Нам кажется, что это был мезальянс для Франции и честь для России, но это отзвук совсем иного события. Многие тысячелетия Русь занимала совершенно другое место, чем считают сейчас. Русь не была неизвестной дикой страной на севере Евразии, а была мощной и сильной, всем хорошо известной державой в центре обжитого мира — на Ближнем Востоке.
— В чём смысл вашей книги? Ведь вы явно вышли за рамки поставленного себе вопроса «Откуда пошла Русь?».
— Главная цель — показать, что география Древнего мира была иной, чем сейчас принято считать. Вернув древнюю историю в её истинное географическое лоно, из которого она была незаконно вырвана и вложена в прокрустово ложе современной европейской географии, можно будет снять многие современные конфликты, потому что правильные представления о географии древнего мира поменяют социальный и конфессиональный «бэк-граунд» очень многих народов и покажут, что мы много ближе друг к другу, чем долгое время считалось.
Беседу вёл Эдуард ГАМС
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg172005/Polosy/183.htm