Русский дом | Любовь Акелина | 29.04.2005 |
…Благоверная княгиня Евдокия родилась в Суздале, в семье благочестивого князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. Именно в отчем доме научилась юная княжна более всего заботиться о душевном спасении и хранить Заповеди Божии. Здесь же научили ее воспринимать великокняжеское достоинство не как возможность проводить время праздно и сыто, но как великое и тяжкое служение — Богу, Отечеству, народу, не жалеть своего сердца ни для кого. Всей своей жизнью Великая княгиня докажет, как усвоила она заветы отца.
В 1366 году княжна Евдокия будет просватана за Великого князя Московского Димитрия, вошедшего в русскую историю с громким именем победителя татар — Донского. Молитвенное настроение юной супруги, ее благочестие пришлись по сердцу добродетельному Димитрию: их брак длился 22 года и стал примером целомудренного союза.
Замужество Евдокии пришлось на годы, тяжкие для Москвы, когда укрепляющееся молодое государство постоянно подвергалось нападению врагов. По собственным словам княгини, «немного испытала она радостей в супружестве за Димитрием». Великой княгине пришлось пережить нашествие на Москву литовского князя Ольгерда, снискавшего славу правителя злобного и жестокого. Его военные походы напомнили русским разрушительные набеги Батыя. Не прошли стороной и различные болезни, стихийные бедствия. Вскоре после свадьбы начался не виданный доселе пожар, и летопись назовет его великим, а затем — моровая язва. Милосердная душа княгини разрывалась от жалости и боли. Именно к ней шли за утешением и поддержкой. На свои деньги хоронила Евдокия москвичей, щедро одаривала погорельцев. Ее можно было видеть в кремлевских храмах, усердно молящую Господа о помиловании ее несчастного Отечества.
Великой молитвеннице предстоит пережить не одно потрясение: и новое нашествие Ольгерда на Москву, и войны с рязанским князем Олегом, и Михаилом Тверским. Это будут годы духовного созревания будущей московской святой. Она отсечет все суетное и мелочное, научится молча и тихо преодолевать великие скорби. Христианские добродетели княгини умножатся, и она прослывет матерью земли Московской.
Как бы ни были тяжелы и тревожны годы правления Димитрия Донского, ему все же удастся укрепить Московскую державу. Не оттого ли, что рядом с ним была именно Великая Евдокия, тихая и набожная, волевая и решительная, оберегавшая семью и детей?! Какое глубокое назидание тем, кто считает удел жены — помощницы мужу — малозначительным!
Но самое тяжелое испытание будет у княгини впереди — Куликовская битва… Благословившись на бой у Сергия Радонежского, Димитрий усердно молился в Соборе Архангела Михаила над прахом своих великих предков. Вместе с ним стояла на молитве его неизменная помощница — княгиня Евдокия. Всю битву молилась она. Молилась — Великая княгиня, молилась — просто любящая женщина, мать и жена. У тех же Фроловских (ныне Спасских) ворот встречала княгиня Евдокия своего супруга-победителя!
Но недолго ликовала Москва, недолго было отведено ей мирной жизни. Новая гроза уже собиралась над Русью…
Озлобленный Тохтамыш решил хитростью наказать Москву и вернуть ее к прежней покорности. Тайком двинул он на нее свои несметные войска. Его уловка удалась, и Димитрий слишком поздно узнал о приближении татарских войск. Оставив Москву и семью на попечение митрополита, Димитрий уезжает в Кострому собирать войска. Лишь немногие благочестивые люди вслед за княгиней Евдокией наложили на себя строгий пост, каялись в грехах, усердно молились Богу и причащались. В городе начались беспорядки. Самой Великой княгине едва удалось покинуть Москву. Татары, прослышав про это, снарядили за ней погоню. И лишь заступничеством Пресвятой Богородицы, едва не захваченная татарами, княгиня Евдокия добралась к мужу в Кострому.
А под стенами Кремля стояло бесчисленное войско Тохтамыша… Храбро сражались защитники Москвы. Но хитростью и предательством татарам удалось войти в Кремль. И началась резня. «Какими словами, — говорит летопись, — изобразим тогдашний вид Москвы? Сия многолюдная столица кипела прежде богатством и славою: в один день погибла ее красота; остались только дым и пепел, земля окровавленная, трупы и пустые обгорелые церкви. Ужасное безмолвие смерти прерывалось одним глухим стоном некоторых страдальцев, иссеченных саблями татар, но еще не лишенных жизни и чувства». Злодеяние это было совершено 26 августа 1383 года.
Великий князь Димитрий, вернувшийся в столицу вместе с княгиней Евдокией, рыдал на развалинах родного города, превращенного в пепелище. 24 тысячи человек похоронили на свои деньги князь с княгиней.
Тохтамышу покажется мало разорения Москвы, и он потребует Димитрия в Орду. Туда поедет его старший сын Василий, которому минуло лишь тринадцать лет. Но в те времена отроки мужали рано, и Василий сознательно поедет на гибель в Орду. Того требовали государственные интересы: Москва, пережив ужасную трагедию, не могла оставаться более без Великого князя. Вот он, истинный княжеский удел, — не жалеть во имя Отечества ни своей жизни, ни даже жизни своих детей!
В Орде Василий пробудет заложником долгих два года. Ни словом не воспрепятствует мать отъезду сына — таковы заветы и поучения отца, материнское горе не озлобит Великую Евдокию, она останется такой же заботливой к вдовам и сиротам и лишь в ночи усилит материнскую молитву.
Василию удастся убежать из Орды. Вернувшись в Москву, он застанет своего отца больным. Перед смертью Димитрий составил духовное завещание, в котором наказывал сыновьям во всем слушать мать, действовать единодушно, любить Отечество и верных его слуг. «Вы, дети мои, живите заодно, матери своей слушайтесь во всем, из воли ее не выступайте ни в чем, а который сын не станет слушаться матери, на том не будет моего благословения…»
Княгиня Евдокия жила в тени великой славы своего супруга. Теперь же ей предстояло въяве разделить с сыном Василием все тяготы государева служения. Она возглавила многочисленную семью, стала правительницей Московского княжества.
В память о своем муже она возвела храм Рождества Богородицы в Московском Кремле. Тем самым Великая княгиня выполнила давний обет отблагодарить Пресвятую Богородицу за помощь русским войскам в битве с Мамаем. Тогда княгиня Евдокия и положила праздновать со всей торжественностью Победу на Куликовом поле. Шестьсот лет назад Великая княгиня предвидела, что будет значить для русских Этот День!
Достойно несла она удел вдовы и государыни, мудро управляя Московской землей. Люди же, поддавшись искушению, начали злословить и поносить ее, обвиняя в желании нравиться мужчинам. Непозволительные речи смутили ее сыновей. Тогда Великая княгиня, не желая вводить сыновей в грех осуждения матери, призвала их тайно к себе и сняла перед ними часть великокняжеских роскошных одежд В ужасе те увидели очернелое от трудов и поста материнское тело и бросились просить прощения у матери. Она отпустила их с миром, дав наставление: «Дети, не верьте никогда внешнему. Один Бог есть судья человеческих дел».
Когда же к Москве подошел враг, которого еще и не знала Русь, именно молитвам этой великой женщины обязаны мы спасением Отечества.
Это был Тамерлан, завоевавший Среднюю Азию, Сибирь, Персию, Багдад, Дамаск, Египет, Индию, разбивший турков. Своей злобой и жестокостью он повергал в ужас целые народы. Воитель не знал пощады ни к кому, даже к детям. Разгромив Орду, он двинулся на столицу.
…Ужас объял Москву.
Великий князь Василий, еще неопытный в сражениях, упал, было, духом, узнав, что на Москву идет четырехсоттысячное непобедимое войско. Однако Великой княгине удалось вернуть спокойствие и уверенность в победе своему сыну, князь Василий собрал небольшое ополчение и, впервые надев ратный шлем, выступил навстречу непобедимому врагу. Москва осталась на попечении княгини-матери.
Великая княгиня Евдокия, ни на минуту не усомнившись в помощи Пресвятой Богородицы, посылает во Владимир за Ее чудотворным образом. На Кучковом поле ждали Великая княгиня и народ спасительный образ Владимирской Божией Матери. Москва уже не шутила и не потешалась над врагом, как ровно, день в день, 13 лет назад. Москва была смиренной и сосредоточенной. И молитвы княгини, молитвы всего народа были услышаны Богородицей. Тамерлану в сонном видении явилась Светозарная жена, тьмы молниеносных воинов, окружавших ее, устремились на него. Грозный хан, проснувшись, затрепетал от ужаса и приказал войскам немедленно отступить.
…Василий вернулся в Москву победителем Тамерлана. Эта духовная победа произошла 26 августа 1395 года.
А княгиня Евдокия решает окончательно уйти от мира и полностью отдаться делам духовным. Она посвящает себя строительству Вознесенского монастыря в Кремле. Его мечтала она сделать местом своего упокоения от трудов праведных.
Но только незадолго до смерти удастся Великой княгине совершить то, к чему она стремилась всю жизнь. Перед смертью ей явился Архангел Михаил и возвестил о скорой кончине. Уже совершенно не связанная с миром, княгиня Евдокия решает постричься и провести остаток дней в затворе.
Сказание гласит, что шествие Великой княгини в монастырь ознаменовано было Божиим благословением и чудом. Один слепец попросил ее об исцелении. Великая княгиня как бы случайно опустила слепому на руку край своей одежды. Нищий с глубокой верой отер им глаза. И у всех на виду совершилось чудо: слепой прозрел! По преданию, в день пострига княгини от различных болезней исцелилось тридцать человек. И народ, и Святая Церковь прославят этот день как день памяти московской святой.
Великая княгиня примет в монастыре постриг с именем Евфросинии, что значит — Радость. Такой она была всегда для людей — радостью земной и радостью духовной.
Скончалась Великая Печальница отеческих страданий 7/20 июля 1407 года. Ее погребли при огромном стечении народа в основанном ею Вознесенском монастыре.
Монастырь, к сожалению, был разрушен в 1929 году. И мощи преподобной, как и останки других великих княгинь, были в одну ночь перенесены верующими людьми в Судную палату, что находится в подвалах Архангельского собора Московского Кремля, куда вход сейчас крайне затруднен.
Обретем ли мы когда-нибудь для поклонения мощи русской святой — на то воля Божия.
Один русский мыслитель сказал, что в каждом городе должен быть поставлен памятник русской женщине, давшей России новые жизни. Но наша память, наше молитвенное обращение к святым русским женам — не есть ли лучший памятник их терпению, скорбям и молитвам, коими всегда стояла и стоять будет Русская Земля! В Москве начато строительство едва ли не первого храма в честь святой русской женщины — преподобной Евфросинии Московской, заступницы женщин и детей.
Просим ваших молитв и материальной поддержки.
Преподобная наша мати Евфросиние, моли Бога о нас!
Любовь Сергеевна Акелина, председатель «Православного общества во имя святых жен Руси»
ИНН 7 704 202 687, Банк «Мосстройэкономбанк» Д/О «Реконструкция»,
БИК 44 525 209,
к/с 30 101 810 400 000 000 000, р/с 40 703 810 115 999 997 952
«Русский Дом», 2005 г., № 5