Русская линия
Русская линия Андрей Рогозянский16.11.2009 

Русское Зарубежье в его отличии от диаспоры
Нечто по поводу публикации А. Бондарева «Русское Зарубежье»

От редакции: Вступительная статья главного редактора журнала «Трибуна русской мысли» Александра Аркадьевича Бондарева к очередному выходу журнала, посвященного теме «Русское Зарубежье» вызвала большой интерес читателей. Свидетельство тому — не только активная дискуссия на форуме РЛ, но и полученная нами небольшая статья нашего постоянного автора публициста Андрея Брониславовича Рогозянского, которую мы предлагаем вниманию читателей. Думаем, что проблема стоит того, чтобы она была основательно обсуждена.

Не знаю, в какой мере очерк «Русское Зарубежье» и взгляд Александра Бондарева нужно считать собирательными. Но раз материал написан, он становится поводом. А поскольку о Русском Зарубежье к нам пишут как о Русском (sic!) Зарубежье (sic!), а не об одной из многочисленных диаспор со своей историей, то, Дорогой автор, давайте хотя бы в порядке дискуссии post factum скажем о том, что, в отличие, скажем, от цепких китайца или еврея или православного грека даже, для русского человека жизнь на чужбине никак не может быть полноценной и удовлетворительной. Без этого весь подробный отчет о Русском Зарубежье, к сожалению, проигрывает.

Русское Зарубежье — как левое подреберье. Еще одна Украина-окраина, которая проста и понятна на своем месте и моментально перелицовывается в вотчину укров, будучи рассмотрена по отдельности. Многие нации разбросаны по континентам, имеют диаспоры, мысленно тяготеют к этнической родине. Русские одни, кроме обычной диаспоры, имеют свое Зарубежье — людей, в определенное время вытолкнутых за рубеж, но так и не ставших эмигрантами.

При таком раскладе смотрю и не понимаю, о ком и о чем это у Александра Бондарева: «каждый человек… вправе молиться там, где ему молится, а для этого — выбирать соответствующие место и окружение»? «Молиться там, где тебе молится», — формула, прекрасная в приложении к теме молитвы, но легковесная в приложении к теме России и русскости. «Молиться» — категория невещественная и неуловимая. Собственно, уже в авторском пересказе беседы с вл. Лавром начинается смысловая редукция. Архипастырский завет начинался с «молись!» — призыва на большее. Как минимум, это не то, что сказать: «мы можем молиться» или «мы вправе молиться», — сухого силлогистического суждения. У читающего же акцент, как на более простую и определенную, и вовсе смещается на концовку, домысленную от себя автором: «каждый человек вправе выбирать место и окружение». Вполне космополитично. Если согласиться на это, тогда ничего не препятствует верующему человеку покинуть Россию сегодня и завтра. В эмиграции он легко склонится к той мысли, что молится лучше, а потому при отъезде с ним ровным счетом ничего не случилось.

К нашему огромному счастью, приснопамятным вл. Лавром упомянутая фраза применялась не к выбору Костромы и Нью-Йорка, а к выбору между пустыней и миром. Но авторское резюме озадачивает. Волей-неволей, хочется этого автору или нет, подробным вхождением в идею о самостоятельности диаспоры убивается сам предмет разговора. Ведь если у Русского Зарубежья «всё есть», и оно «у себя», а не в гостях, то, Бога ради, живите себе на здоровье, как знаете; живущих в России это касается разве что в форме энциклопедического факта. Да, Лосский. Да, Трубецкой. Да, Ильин и другие. А Вы уверены в том, что Трубецкой, Лосский, Ильин и другие, кого Вы приводите в удостоверение весомости зарубежных активов, в нынешней ситуации стали бы рассуждать о «мы вправе выбирать соответствующие место и окружение»? У Вас никогда не возникало мысли, что наивысший пик зарубежной жизни обнаруживает одновременно и холодность нынешней? Что в лучших сердцах этот пик раскрывал одновременно такую могучую устремленность к Родине, что все остальные суждения о разностях социумов, разных воспоминаниях, привычках и травматических синдромах и пр. выглядят скучно именно и прежде всего на фоне вашей генеалогии и ваших некрополей? Позвольте же высказать убеждение, как мне представляется, небезосновательное, что Трубецкой, Лосский, Ильин, будь они живы, были бы с нами. В то время как Западу доставались бы те, кто каждое великое имя оправил в роскошную рамку и с удовлетворением развесил это множество рамок в своем нью-йоркском или парижском интерьере.

Не примите за упрощение. Конечно, я не считаю, что вопрос о русских заграницей так уж прост. Как минимум, есть пастырское служение и окормление разного кочевого люда, живущего в стране далече, по разным недоразумениям, преимущественно. По-человечески легко понять, почему Н. Осоргин в возрасте 85 лет не едет из Парижа. На осмысление и принятие России, какая она теперь есть, у него попросту нет сил. Однако медвежьей услугой будет натягивать метафизику «Зарубежной России» на данные прозаические обстоятельства. Если мой рост 1.70, безосновательно объявлять баскетбол глупой игрой на основании одного только этого. Если Россию можно вывезти и переосновать где-то в другом месте, Россия как реальность, пожалуй, вообще не заслуживает стольких патетических разговоров.

Надеюсь, понятно, что эти мои замечания не относятся к автору, Александру Бондареву, лично. Таковые относятся к методу и некоторым небесспорным концептуальным аспектам, которые не меняют нашего положительного взгляда на Русское Зарубежье, но как направляющие читательское мышление по неверному следу вызывают потребность в соответствующих анализе и комментариях.

http://rusk.ru/st.php?idar=114788

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  АННА РАЙТ    25.11.2009 19:52
Нет, дорогой Артур. Я хотела сказать именно это – "you made my day". Своим неиссякаемым даже в этих душных условиях юмором. Пользуясь последней перед постом возможностью, хочу отплатить Вам тем же. Когда Вам нужно будет поднять настроение
http://www.youtube.com/watch?v=IFabjc6mFk4
Мне всегда помогает. Если скачать, то качество видео теряется, но звучит еще лучше.
  Артур    25.11.2009 08:17
Вот те на… :-(.

Ну, вот какой от Вас прок, если даже простых вещей нам разъяснить не можете? Попытайтесь еще раз!…
  Артур    25.11.2009 08:15
I did it my way, хотите сказать, дорогая Анна? Просто несколько персонажей нашего славного клуба всегда настраивают меня на комичный лад :-)
  Одиноков    25.11.2009 01:29
Или to make MAY DAY in SPB`s subway… Да и веселушки ли старушки-то?.. Жутковато как-то вдруг стало…
  Lucia    25.11.2009 00:34
А еще читательница компрометирует Русское Зарубежье. Пытается.хотя все понимают, что это все самозванство.
  Lucia    25.11.2009 00:32
Всех, кому Вы помогаете, Вы жестоко компрометируете. Да и что Вы можете нового сказать?
  читательница    25.11.2009 00:29
Ничего, другие опровергнут как-следует, я им только помогаю. Так даже лучше.
  Natalie    25.11.2009 00:13
"Да, я не ухожу сама, а жду следующих проявлений сталинизма, что-бы их опровергать"

Ч.т.д. Что и требовалось доказать. Не сказала ли я сразу же, как Вы тут пообещали "нас оставить навсегда", что Вы скорее лопнете, чем покините Форум?
Знаю, любезная, знаю Вашу диллему: Сталин Вас кормит, хаянием его Вы себе на хлеб с нутеллой зелененькие зарабатываете.

Так чего ж Вы соврамши, что уйдете? Думали, Вас станут просить остаться со слезами на глазах? Нет, любезная, тошнота, которую Вы вызываете, несовместима с лирикой и великодушием. А если кто-то любит монотонный лай, то гораздо лучше завести собаку.
  Дмитрий В.Ч.    24.11.2009 23:12
А зачем опровергать-то? Какой в этом смысл?
  Lucia    24.11.2009 22:46
От Ваших приставаний тут все сталинистами сттанут. Вы просто тупо отрицаете, а опровергнуть ничего не можете.

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru