Русская линия | Дмитрий Кокоулин, Игорь Беляев | 05.11.2009 |
Часто приходится слышать о том, что любительский спорт — это одно, а спорт высоких достижений — совсем другое. Дескать, здесь люди уже не щадят живота своего, всю жизнь свою кладут на спортивный алтарь, забывая, порой, и себя, и своих ближних, возводя спорт в ранг божества, что по сути является язычеством, ибо сказано: не сотвори себе кумира (Исх. 20, 4). Легко допустить, что кто-то из «неразумных ревнителей» действительно сотворил себе из спорта кумира и поклоняется ему, и приносит ему себя в жертву, может быть, сам того и не осознавая, не ведая, что творит. Но если эти кто-то и возвели большой спорт в ранг идола, то для православных христиан «идол в мире ничто» (1Кор. 8,4). Для них спорт — это лишь инструмент для достижения высокой цели. Христианин не стремиться победить, чтобы раствориться в собственной славе, ублажаться звуками литавр и бубнов. В своем стремлении к победе спортсмен ищет славу, почет и уважением ни себе, а отечественному спорту, своей стране, своему народу, своему спортивному клубу, наконец.
Рассказывают, что когда заслуженный тренер России, президент Федерации пауэрлифтинга Новосибирской области, мастер спорта по пауэрлифтингу, прихожанин Александро-Невского собора в Новосибирске Игорь Беляев 11-летним мальчиком впервые переступил порог тренажерного зала, тренер спросил его: «Ты зачем сюда пришел?» «Хочу стать олимпийским чемпионом!», — не задумываясь ответил Игорь. Много лет спустя Игорь Юрьевич так прокомментировал свой ответ: «Конечно, мне хотелось стать чемпионом, но, насколько я помню, двигало мной отнюдь не честолюбие или тщеславие, а здоровые амбиции, которые ни в коем случае не являются каким-то духовным пороком, но движущей силой, которая помогает решать поставленные перед собой задачи».
Человек не может быть бесцельным, это претит его внутреннему содержанию, он должен к чему-то идти, должен что-то делать, чтобы это приносило пользу в конечном счете не только ему одному.
«Недавно в зал пришли два подростка, — говорит Игорь Беляев. — На вопрос, что их привело к нам, они ответили: „Хотим накачаться“. Такой ответ показал, что у ребят не просто ветер в голове, они преследуют вполне определенную цель, но цель эта низменная. Занятия в зале не принесут им никакой пользы, и лишь только приятно пощекочут их и без того излишнее самолюбие. А это весьма опасно для души».
«Ну, а если бы они ответили: «Хотим быть сильными!», — спросили Игоря Беляева. «Это достойный ответ, — сказал Игорь Юрьевич. — Сила дает уверенность в себе, для мужчины это крайне важно, потому что он глава семьи, он ее кормилец и защитник. Мужчина должен быть уверен в себе в любой ситуации и ни при каких обстоятельствах не терять присутствия духа, ибо, в конце концов, он еще и потенциальный воин, готовый в любой момент встать на защиту своего Отечества».
Дух закаляется в терпении, а терпение и выносливость — плод постоянных тренировок, говорит Игорь Беляев. И соревнований тоже, добавляет он. Нигде так ярко не проявляются все скрытые черты человеческого характера, как на соревнованиях. Соревнования — это не просто экзамен по конкретному виду спорта, это проверка на мужество, на способность выстоять в экстраординарных условиях и победить, не смотря на возможное преимущество соперника.
«И дело здесь уже не в спорте, а в духовном стержне, который должен быть внутри каждого человека. Но чтобы он сформировался, требуются качества иного свойства. Здесь уже необходимо воспитание не столько физическое, сколько духовное», — убежден Игорь Юрьевич.
«Возможно, кто-то сильно удивится, узнав, что в нашем зале серьезно тренируется православный священник — настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин, — говорит Игорь Беляев. — Отец Александр рассказал нам, что известная поговорка советских физкультурников «в здоровом теле здоровый дух», оказывается, впервые была произнесена Цицероном и звучала так: «Молите богов, чтобы в здоровом теле был здоровый дух». Батюшка сказал нам, что эти слова древнеримского политика и философа имеют глубокий смысл, они показывают, что для по-настоящему сильного (а правильнее сказать, цельного) человека недостаточно одной физической силы, нужно еще духовная целеустремленность, способствующая духовному возрастанию души. Речь идет о вере, о соединении своей воли с волей Творца — в этом заключается суть человеческого бытия. Это тот духовный фундамент, без которого никому не выстоять в этой жизни».
Игорь Беляев:
«Физическое развитие должно идти в ногу с духовным возрастанием»
— Да, мы были более подвижными. И уроки физкультуры в школах были представлены лучше. Достаточно сказать о том, что каждому учащемуся нужно было обязательно сдать нормативы комплекса «Будь готов к труду и обороне». Регулярно проводились школьные спортивные олимпиады. Впрочем, они проводятся и сейчас. У меня дочка недавно участвовала в одной из таких олимпиад. Я спросил, что они делали, и оказалось, что сначала долго отвечали на теоретические вопросы, затем делали «ласточку», «кувырок», прыжок с места… Вспоминаю, что было у нас: кросс три километра, бег сто метров (хорошо помню, что отличным результатом считалось 12.05 сек.), подтягивание на перекладине (15 раз — на «отлично», а у нас подтягивались по 20−30 и более раз), прыжок в длину, метание гранаты. К тому же в нашем классе (отнюдь не спортивном) все занимались в спортивных секциях: кто-то бегал, кто-то плавал, кто-то боролся, кто-то боксировал. Физическая подготовка нынешнего поколения, безусловно, оставляет желать много лучшего. Мы сами себя губим.
— Сегодня можно услышать много лестных слов в отношении физкультуры, и немало несправедливых упреков, относящихся к спорту. Дескать, физическая культура развивает и укрепляет, а спорт лишь забирает силы, которые можно было направить в доброе русло.
— Общество должно развиваться гармонично, а без физической культуры такое развитие невозможно. Потому что физкультура — это ведь не просто какие-то упражнения, бег на месте, подтягивание на перекладине. Физическая культура — это активный образ жизни, который позволяет быть здоровым, спокойно переносить физические и психоэмоциональные нагрузки, нормально трудиться. Физкультура — это, безусловно, воспитательный процесс. Но и спорт — тоже воспитание, только воспитание более жесткое, требующее высокой дисциплины, потому что ответственность перед родным спортивным обществом, перед товарищами по секции, перед тренером у спортсмена очень большая, и спрос здесь не маленький. И если бы физкультуру можно было сравнить с политической формой деятельности, то спорт — это, конечно, большая политика — здесь все по большому счету. И спорт, ко всему прочему, своим авторитетом тоже в немалой степени способствует развитию физической культуры в обществе, расширяет ее масштабы.
А еще спорт содействует единению душ. Спортивные сообщества очень дружны между собой, спортсмены помогают друг другу не только в спорте, но и вообще по жизни, поскольку спорт вырабатывает в человеке чувство локтя, чувство товарищества и взаимной поддержки. Спорт — это одно сплошное терпение: терпение на тренировках, терпение на соревнованиях, и без взаимовыручки, своевременно подставленного плеча будет очень трудно. Общая физическая культура этому не учит. В ней, конечно, есть «общие старты», но они не связывают людей накрепко, как это происходит в спорте.
— В клубе «Спортивный медведь» вы тренируете и детей, и взрослых?
— Да. Но не смотря на то, что наш клуб организован на базе детско-юношеской спортивной школы № 21 Октябрьского отдела образования, в зал ходят преимущественно взрослые. Молодежи у нас немного. Тем не менее есть очень перспективные ребята. Кстати, самому молодому нашему воспитаннику Сергею Вирусонову — всего 8 лет. Он занимается вместе со своим отцом, кандидатом в мастера спорта по пауэрлифтингу Алексеем Вирусуновым. Вообще наши многие взрослые спортсмены приводят в зал своих детей, а те — своих товарищей. Сегодня в клубе занимаются порядка ста человек.
— Я заметил, что среди «сибирских медведей» много ветеранов.
— Этим и хорош наш вид спорта: наравне с молодежь могут заниматься, участвовать в соревнованиях и побеждать спортсмены, давно вышедшие из спортивного возраста. К примеру, Александру Новоселову 51 год, Алексею Горобцу 54 года, а они не просто тренируются, они ПОДНИМАЮТ! Анатолий Грязев в 69 лет выиграл чемпионат России. А самому старшему нашему спортсмену Дейнеко Игорю Максимилиановичу — 72 года.
— Игорь Юрьевич, один из ваших воспитанников — Заслуженный мастер спорта, уже четырехкратный чемпион мира Сергей Федосиенко. К тому же на прошедшем в начале ноября в Индии очередном чемпионате мира по пауэрлифтингу, Сергей установил новый рекорд! Такой успех и для страны, и для города, и для клуба! Поздравляю!
— Спасибо. Российская сборная на этом чемпионате состояла из десяти спортсменов, при этом двое спортсменов — наши, из «Сибирского медведя». Это Сергей Федосиенко и Алексей Сорокин.
— Помимо этих прославленных спортсменов под вашим руководством — об этом мало кто знает в городе! — в «Сибирском медведе» тренируется настоятель Александро-Невского собора протоиерей Александр Новопашин. Каковы его успехи?
— Нашего батюшку я ставлю всем спортсменам в пример. В прошлом он перенес подряд несколько тяжелейших операций, врачи говорили, что он вряд ли оправиться, а он не только оправился, но и вернулся в спорт, активно тренируется, и вчера на тренировке выжал лежа 150 килограммов. Это вес! Но самая важная победа — победа над собой! Батюшка у нас сильный человек, прежде всего, сильный духом.
— А как спортсмены относятся к тому, что священник занимается спортом наравне с ними? Кроме того, не секрет, что во время тренировок нет-нет, да у кого-нибудь непристойное слово сорвется с уст…
— Как православный христиан, как прихожанин собора, в котором настоятельствует отец Александр, я воспринимаю его приход в наш зал, как благодать Божию. Само по себе присутствие священника меняет людей, независимо от того, ходят ли они в храм, или не ходят, верят в Бога, или вера их слаба и неосознанна. Меняет в лучшую сторону. В зале перестали сквернословить из-за уважения к священническому сану, да и самого батюшку у нас сильно уважают.
Батюшка приходит в зал тренироваться, однако часто ему приходится отвечать на многочисленные вопросы, которые ему задают спортсмены. Вопросы преимущественно бытовые, но с духовной направленностью. Все сводится к одному: как устроить свою жизнь, чтобы она согласовалась с волей Божией. Однажды знакомый одного из наших спортсменов попросил его узнать, что представляет собой какая-то религиозная организация, приглашающая людей на встречу с ее активистами. Оказалось, что это тоталитарная секта! Если бы не батюшка, то кто знает, возможно, этот человек мог бы запутаться и духовно погибнуть.
А еще я столкнулся с тем, что, оказывается, некоторые наши воспитанники, хотели бы ходить в церковь, но бояться сделать первый шаг из-за того, что не знают как вести себя в храме. Сейчас у них есть прекрасная возможность обо всем расспросить священника, и все их надуманные страхи растают в воздухе.
Все-таки самое главное в человеке — это не физическая сила. Ну, накачал он мышцы, а стержня духовного в нем нет, и непонятно, что это за субстанция перед нами такая? А вот когда физическое развитие идет нога в ногу с духовным возрастанием, вот тогда мы и получаем гармонично развитую личность. И меня радует, что с приходом отца Александра, спортсмены потянулись к духовному, задумались о своей душе, начали пересматривать свои взгляды на некоторые вещи, стали размышлять о Боге…
Записал Дмитрий Кокоулин
http://rusk.ru/st.php?idar=114746
Страницы: | 1 | |