Русская линия | Лидия Коппер | 02.11.2009 |
Христос! Родной простор печален!
Изнемогаю на кресте!
А.Блок
Воля к жизни иссякает. Архимандрит Тихон (Шевкунов) сказал: «Они не знают, зачем они живут и что будет дальше. Эта пустота и ужас заполняются чем угодно. У одних — жаждой комфорта, у других — алкоголем, наркотиками. И пока люди не найдут высших внутренних целей, духовная деградация будет продолжаться».
Вот ведь сказано, и, кажется, никем не оспаривается: «высшие цели». Но многие ли из тех, кто во власти, кто владеет рычагами организации общества, понимают, что речь идет именно о ВЫСШИХ целях и ценностях? И что именно они — и есть те заветные рычаги, которые помогут остановить падение в историческое небытие. Нет, слова-то эти говорятся, но под ними подразумевается не духовный источник жизни, а нечто, лежащее далеко или близко, но — в стороне. Такое впечатление, что эти «эксперты», «интеллектуалы» — плоскатики, существа из занимательной математики, для которых нет третьего измерения, нет высоты. И вот над обществом, над страной будто натянута непроницаемая пелена, через которую невозможно сообщение с источником жизни. Мы все рецепты спасения ищем на стороне , т. е., опять же в плоскости.
Я не хочу сейчас говорить о тех, кому Россия безразлична или враждебна, о новых кочевниках — алчных и циничных. Среди людей, находящихся во власти и среди интеллектуально активной части общества много патриотов, «русских европейцев», искренне желающих стране блага и процветания, они допущены к разработке и принятию важных решений, но почему их идеи не только бесплодны, а часто разрушительны, почему в них нет движущей силы? Да потому, что рецепты и идеи их взяты со стороны, с плоскости. По преимуществу — на Западе. И диагноз их неуспеха, в сущности, достаточно прост: они не признают, что Бог, духовное начало является главным субъектом истории, и всякое историческое и государственное творчество будет успешным только тогда, когда будет соотноситься с Ним, и питаться из этого Источника жизни. Беда в том, что только эти люди допущены во власть.
Есть другой тип патриотизма — «русский патриотизм».
Особенность его, на мой взгляд, в том, что идеалом для него является Святая Русь. Она принадлежит духовному миру и лежит на пути к Небесному Иерусалиму. Небесный Иерусалим — город Христа, Царство Небесное, его взыскует каждый христианин, и как мне представляется, Святая Русь — одна из его обителей. Граждане ее — святые, в земле Российской просиявшие, потому они и ближе живым русским и являются путеводителями к Царству Божиему. Вот подумала, а ведь недаром патриарх Никон возвел Новый Иерусалим в России. То есть вектор устремлений духовных русского патриота направлен по вертикали вверх. Мне кажется, что когда наши предки говорили: «Святая Русь», они душой ясно видели ее сияние над земною Россией. Ее воздействие сказывалось в появлении и прославлении святых, их влиянии на жизнь общества и при земной жизни, и после преставления, в появлении множества чудотворных икон и их участии в судьбоносных событиях. Участие Промысла Божьего в событиях было для людей, имевших духовное измерение, не отвлеченной метафорой, оно было видимым, ощутимым, меняло ход событий, он и был подлинным движителем истории. У народной памяти своя хронология, свои законы. Как Волга начинается с малого ручейка, так, победа Руси над татаро-монгольским игом началась с уединенного молитвенного подвига преподобного Сергия. Духовный центр Руси и России — Свято-Троицкая Лавра — зарождалась там и тогда, духовное величие начиналось с молитвы. Начало преодоление Смуты с воззваний патриарха Гермогена, восстание государства из разложения — благословлялось и сопровождалось чудотворным образом Феодоровской иконы Божией Матери. Сколько раз в отечественной истории было явлено участие и заступничество Пресвятой Богородицы через Ее святые иконы по молитвам народным! Владимирская, Казанская, Смоленская — множество их. «Радуйся, светлыми лучами чудотворных икон всю страну озаряющая» (из акафиста Иверской иконе Божией Матери) — так видел и понимал народ. Великая Отечественная война обрамлена Днем всех святых в земле Российской просиявших, поднявшихся на духовную брань за Святую Русь, а закончилась на Пасхальной светлой седмице.
Только верующему сознанию открывается вертикальная духовная составляющая жизни отдельного человека и истории страны. Но в изложении истории «русскими европейцами» (или «западниками»), происходит та же проекция жизни народа и страны на плоскость, и при этом становятся невидимыми ее истинно несущие опоры. «Русский европеец» не видит, не признает всего этого сущностью, душой своей Родины. Для него несерьезно считать духовное измерение реальным и единственно живительным. И потому, субъективно желая России блага, они действуют на разрушение ее, так как, выражаясь современным языком, проект России — другой.
Не помогут чужие рецепты и схемы. Или они будут отторгнуты, или… Если насилие продолжится, то будет создан на территории бывшей России новый Франкенштейн, составленный из мертвых кусков, нежить, приведенная в движение магией цивилизации, а не народ, оживотворенный Духом Святым. Эта нежить будет ненавидеть и пытаться извратить и уничтожить историю, культуру России как напоминание о живом. Уже сейчас маленькие франкенштейны изо всех сил пытаются делать это.
Россия может воскреснуть, если вспомнит, что над нею — Святая Русь, только так она может подняться. Нужно опомниться, как опомнился блудный сын, и вернуться к Отцу — Богу и Матери — Церкви, тогда и обретем свой родной дом. Возрождение возможно, только если народ из нынешнего состояния превратится в народ Божий.
Ибо только Христос есть воскресение и жизнь.
http://rusk.ru/st.php?idar=114734
Страницы: | 1 | |