Русская линия
Русская линия Галина Резапкина31.10.2009 

Свершилось… шутка стала былью

Пять лет назад анекдот про милиционера, который не шел за зарплатой потому как думал: «Пистолет дали — и крутись как хочешь» вызывал смех. Теперь от него мороз по коже. «Синдром майора Евсюкова» страшнее свиного гриппа, потому что инкубационный период — длиною в поколение. И напрасно честный руководитель Р.Г.Нургалиев гневается на своих подчиненных, напрасно летят головы чиновников — уже вылупилось поголовье «мобильных, коммуникабельных, и конкурентоспособных» особей без чести, страха и совести.

Других не то чтобы нет, но очень мало. И в милицию они вряд ли пойдут. А пойдут — не задержатся: посадят или убьют. Потому как чужие. И никакими сериалами про ментов с человеческими лицами имидж профессии не спасти, как не заставить честно служить тех, кто не за этим шел в профессию.

А зачем люди идут в профессию? Оставим в покое великих и просто достойных людей, которые совершают открытия, одерживают победы и создают произведения искусства не ради славы или денег — их число не превысит статистической погрешности. Вопрос «Для чего вы работаете?» обычно застает людей врасплох. Самый частый ответ — чтобы зарабатывать. Цели, ради которых трудится большинство людей, очевидны и естественны — выучить детей, обеспечить себя и свою семью, вылечить близкого человека. Миллионы людей выполняют обычную и совершенно необходимую работу. Исчезнет необходимость зарабатывать деньги — люди в своей массе перестанут работать, встанет транспорт, остановится производство, закроются школы и больницы, замолчат телефоны, потухнут экраны телевизоров и компьютеров. Катастрофа, сопоставимая с третьей мировой!

Если цель большинства — деньги, логично предположить, что каждый должен хвататься за любую работу и вкалывать в три смены. Так нет же этого! Простая как мычание цель — деньги — накладывается на другие цели — меньше работать, меньше уставать, меньше отвечать за свои поступки. Цели недостижимы, потому что противоречат друг другу.

Добавим к этому «амбициозность» — любимое слово наших политиков, которое их стараниями приобрело положительную окраску. Амбиция — это болезненное самолюбие, завышенные, нереалистичные притязания. Пока самым «амбициозным проектом» в истории человечества было строительство вавилонской башни. Все закончилось плохо, но быстро.

В нашем случае результаты отсрочены, но падение неизбежно. Собственно, оно уже началось, его тормозит только инерционность системы. Все будет кончено, когда каждый на своем месте — в операционной, за пультом управления, на кафедре, в школе, у станка, в кабинете — будет думать не о том, как лучше сделать свою работу, а как получить больше меньшей ценой. Желательно — даром. И чтобы за это ничего не было. Предпосылки к этому закладывались десятилетиями — в начале 90-х прошлого века зависимость заработка от личных усилий отмечали только 7% взрослого населения — остальные считали главными путями к успеху деньги, связи и мошенничество. Вина поколения, которое идет на смену, только в том, что оно слишком прилежно усваивает нормы и ценности, которые транслируют им взрослые.

Руководитель Департамента образовательных программ РОСНАНО в популярной телепрограмме, вспоминая слова героя известного фильма («В чем сила, брат?»), изрекает: «Сила в уме!» Интересно, знакома ли чиновница с первоисточником? Неизвестно, что хуже: не знать заповедь святого благоверного князя Александра Невского или сознательно ее извратить.

Весь прошлый год поминали семейные ценности. Этот год обозвали «годом молодежи». Сейчас модно говорить о здоровом образе жизни. Все впопыхах, для отчета об освоенных средствах. Внятной государственной идеологии, направленной на воспитание Гражданина, у нас никогда не было — были лицемерные декларации. В приступе ностальгии вздыхают: вот раньше были идеалы… И куда они делись? На каком этапе потеряли эстафетную палочку? Что же это за идеалы, которые испарились при жизни одного поколения?

Христианский философ Н. Бердяев писал: «Цели человеческой жизни померкли. Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Жизнь человека наполнена средствами к жизни, которые стали самоцелью». Здоровье и ум — именно средства, а не цель, смысл всей жизни.

В основе кризиса современного общества — кризис нравственности, вытесненной «новыми ценностями», сведенными к культурно-биологическому существованию. М. Хайдеггер охарактеризовал атмосферу жизни в Европе как «мышеловку, в которой произошла полная утрата смысла бытия». В сытой Германии рядом с мусорными баками устанавливают контейнеры с подогревом для брошенных младенцев да еще оставляют поддерживающее письмо: мол, понимаем ваши проблемы, пустяки, дело житейское, спасибо, что не в бак…

Сегодня насаждается система ценностей, формирующая особый тип личности, который Э. Фромм назвал «рыночным». «Рыночная личность» воспринимает себя и других как товар, который можно выгодно продать. Главное в жизни людей этого типа — карьера и деньги. Их отличительные особенности — честолюбие, пробивные способности, умение ладить с нужными людьми. Вроде бы ничего страшного. Но все эти качества не имеют ничего общего с самым употребляемым в последние годы понятием «эффективная личность».

Рассмотрим признаки эффективной личности.
Во-первых, эффективна нравственная личность. Она работает, опираясь на множество идеальных мотивов, среди которых любовь к труду, интерес к его процессу и результатам, потребность в профессиональном и личностном росте.
Человек, работающий исключительно за деньги — неэффективен. Можно ли побеждать в спорте и войне, создавать великие произведения искусства или делать научные открытия, если цель — призы, трофеи, гонорары, премии? Вряд ли…

Во-вторых, эффективна развивающаяся личность. Основа развития человека — его саморазвитие и самообразование. Формы не существенны, главное — вектор, направленный вперёд и вверх против «общественного ветра», вопреки собственной инерции.

В-третьих, эффективна самостоятельно мыслящая личность, то есть социально автономная, критически настроенная по отношению к целям и ценностям социума.

От Сократа и Платона идет традиция воспитания четырех кардинальных добродетелей: мудрость, справедливость, мужество, умеренность. Воспитаем в наших детях хотя бы эти качества — не только поможем им правильно выбрать профессию, но и заложим основу решения множества экономических и социальных проблем нашего общества. Это — стратегия. Если она разделяется и принимается большей частью населения во главе с лидерами государства, переходим к ее реализации. Тактика — это средства, формы, методы, подходы, которые направлены на воспитание у детей и подростков качеств, кардинально отличных от тех, которые вольно или невольно передаются молодым людям сегодня.

Есть ли хоть какая-то надежда на успех в этом благородном и практически безнадежном деле, или точка бифуркации, когда процесс становится необратимым, уже пройдена? Не уверена. Но если ничего не делать сегодня, через двадцать лет «детей майора Евсюкова» арестовывать будет некому.

Галина Владимировна Резапкина, старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления (Москва), преподаватель Института практической психологии личности при МГУ

http://rusk.ru/st.php?idar=114728

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Люмпен    02.11.2009 14:41
Уважаемый Яблоков! Я хоть и не претендую на 100%-ную грамотность, но все же рекомендую Вам внимательно читать посты, в т.ч. и те, на которые Вы хотели бы возразить. Где у меня написано, что Святая Русь и Великая Империя—это ложь. Святая Русь—цель, а Великая Империя—средство для достижения данной цели. При Петре они оменялись местами, таким образом, цель стала ложной, т.е. Империя,не ради Святой Руси, Третьего Рима, а ради самой Империи.
И евреи, а также чуваши, башкиры, калмыки, чукчи и т.д. здесь абсолютно не пичем
  Люмпен    02.11.2009 14:37
Так в принципе и я про то же: когда нет цели в жизни, то остается только корыто с отрубями, чтобы не жить а существовать. И такое пропагандируетя повсеместно в последние годы
  Иван Шульженок.    02.11.2009 13:03
Единственное, что хочу добавить – все, что Вы перечислили не признаки, а результат идущего разложения, трупные пятна.
  Провинциал    02.11.2009 11:11
не знаю, как западные или восточные люди, но русский человек точно, без веры теряет смысл жизни земной и, со временем, сдерживающие его рамки нравственности, приличия. Это процесс уже в "разгаре".
Примеры.
1. Учителя теряют смысл в качественной свое йработе, затрате душевных сил. Низкая оплата туруда – не самое главное. Возникает конфликт с руководством учебного заведения у принципиальных и требовательных преподавателей. С них требуют "приемлемые результаты" для обеспечения финансирования, красивой вывески. Ученики,в подавляющей массе инфантильны, хотят иметь бумажку об образовании и хороший заработок без особых усилий. Багаж знаний при поступлении в учебное завадение, как правило, ничтожный.
В конце концов учитель решает: "Да буду я за свои 4 тысячи здоровье свое терять!"
2. Трудяга-геолог, имевший пост руководителя отдела в своей организации, уходит на пенсию в 90-е годы. Жил в деревне (освободил квартиру детям), трудится от зари до зари. Заболел, регулярно лечился в больнице. В очередной раз решил подлечиться. Положили под капельницу. Утром обнаружили его в коме, хрипит без сознания. Три дня хрипел. Подходили только при обходах (со слов родственников),констатировали отстутствие изменений. Затем констатировали смерть. Наверное, если бы заплатили, отношение было бы иное.
К деду-пенсионеру приехала внучка на лето. За болел зуб, Поехали в райцентр в больницу. Врач, поинтересовавшись наличием полиса, отказал в лечении, посоветовав "полоскать ромашкой".
Врачи тоже нищие в большинстве, но наличие "черных дыр" в совести очевидно.
3. Подростки учатся в кадетском корпусе. "Кадетский" только номинально. Наставники-"казаки" к казакам отношения не имеют, наставить в вере и военном деле не могут (не хотят?). Некоторые из кадетов рассуждают: еще два года – и будем поступать в училище МЧС. Спрашиваю, зачем туда? – Туда легче поступить, знаний особо не спрашивают, престижно, будем офицерами, хорошо зарабатывать, в армию не пойдем.
Но у некоторых не хватет силы воли даже дотянуть до завершения кадетских курсов. Уходят в училище (бывшее ПТУ) на повара: можно почти не учиться, "сытная" специальность.

Вот они, грозные признаки разложения. Нигилизм, цинизм, равнодушие, меркантильность. А всему этому учат телеканалы. У родителей, как правило, свои проблемы. Отнимите корыто у этих людей – почувствуете ярость животного. А государственные деятели все рассуждают о "толерантности".
  М.Яблоков    02.11.2009 10:11
Вот это – по-нашему!!!

"Человек, который не любит Отечество земное, не может любить и Отечество Небесное" (свт.Филарет Московский).
  М.Яблоков    02.11.2009 10:08
…Да цели могут быть и ложными, как например великая Империя вместо Святой Руси, Третьего Рима или вообще нечто абстрактное типа "светлого будущего всего человечества"…

Это Вам евреи сказали, что Великая Империя и Третий Рим – это ложь?! Сразу видно чего обрезанные так бояться…
  Люмпен    02.11.2009 08:56
Тогда скажу по простому, без ссылок на великих философов: есть, чтобы жить,а не жить, чтобы есть. к сожалению, пропаганда общества всеобщего потребления ставит эту, банальную, в общем-то истину, с ног на голову.И таким же образом представляется вся жизнь современного общества.И началось это не при Петре и даже ни при советской власти. Да цели могут быть и ложными, как например великая Империя вместо Святой Руси, Третьего Рима или вообще нечто абстрактное типа "светлого будущего всего человечества". Но это были именно цели,ради которых предписывалось жить. Когда же цели нет, то остается просто жить …, чтобы есть, что прямо пропагандируется в настоящее время.А те кто нежелает, могут прочсто спиваться…
  Lucia    01.11.2009 19:59
Ура!
  Люмпен    01.11.2009 19:01
Типичный прием для дискуссии на форуме РЛ—уводить мысль в сторону и переходить на личности. Ведь важно не то, каким был Бердяев,а именно то, что он сказал применительно к дданной теме: "Цели человеческой жизни померкли. Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Жизнь человека наполнена средствами к жизни, которые стали самоцелью". Мысль, актуальная сегодня, как никогда!
  Прихожанка    01.11.2009 18:30
И сама проблема, поднимаемая в статье, и попытка её разрешения при "помощи" "христианского философа" Бердяева – свидетельство глубины обезбоживания нашего общества.
Только Православная Монархия способна эту проблему разрешить. Другого способа создать праведную власть нет. А отступать уже действительно некуда.

Страницы: | 1 | 2 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru