Русская линия | Игорь Понкин | 31.10.2009 |
8 октября 2009 года в № 190 «Российской газеты» был опубликован материал «С 1 января в России вступают в силу новые стандарты образования», в котором сообщалось об утверждении в Минобрнауки России нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — федеральный стандарт начального образования) и о направлении его на регистрацию в Минюст России.
Прошу Вас приостановить регистрацию Министерством юстиции Российской Федерации Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и прилагаемого к нему федерального стандарта начального образования как угрожающих (в случае вступления этого приказа в силу) массовыми акциями социального протеста православного населения России и наносящих урон федеративным отношениям вследствие игнорирования законных требований ряда субъектов Российской Федерации (национальных республик — Республики Татарстан и др.) о сохранении и обеспечении возможностей этнокультурного образования в школе, что неминуемо повлечет за собой протесты указанных регионов.
В опубликованном на сайте Минобрнауки России (http://mon.gov.ru/dok/npa/mon/5694/. Как указывается на данном ресурсе, вышеозначенные документы были опубликованы 09.09.2009) проекте федерального стандарта начального образования, практически идентичном приложенному к указанному приказу, полностью проигнорированы договоренности, достигнутые в рамках встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с руководителем Администрации Президента РФ С.Е. Нарышкиным, первым заместителем руководителя Администрации Президента РФ В.Ю. Сурковым и министром образования и науки РФ А.А. Фурсенко от 19 марта 2009 г. В протоколе этой встречи зафиксирована договоренность сторон ввести «в рамках духовно-нравственной образовательной области» избираемые родителями школьников для их обучения учебные курсы религиозной культуры (православной, либо исламской и др.), или курс нерелигиозной этики, или полирелигиоведческий курс. Федеральный стандарт начального образования проигнорировал также и решение Президента России Д.А. Медведева от 21 июля 2009 года о введении в школах изучения основ религиозной культуры, поддержанное Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и руководителями других религиозных организаций исторически представленных в России традиционных религий.
Представленным на регистрацию федеральным стандартом начального образования чиновники Минобрнауки России фактически исказили и совершили подлог содержания инициативы Президента России. Убеждены, что это делается в целях выхолащивания позитивного потенциала, блокирования и дискредитации инициативы главы государства.
Например, содержание подраздела 3.3.6 «Основы религиозных культур и светской этики» (с. 13−14. Здесь и далее цитирование осуществляется по указанному документу Минобрнауки России), перечня основных задач реализации содержания предметной области «Основы религиозных культур и светской этики», приведенного в таблице «Обязательная часть учебного плана» (с. 22), а также подраздела 4.1.6 «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» (с. 26−27) и ряда иных положений нового федерального стандарта начального образования таковы, что вместо православной культуры школьники, родители которых добровольно и осознанно выбрали для изучения ими именно этот предмет, получат идеологизированный суррогат, имеющий очень отдаленное отношение к изучению православной культуры. При этом явно и грубо подменяется содержание предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (в договоренностях Президента России и Патриарха называлась — «Духовно-нравственная культура России») и предмета «Православная культура» на вульгарно-секуляристское религиоведение псевдонаучного характера, смешанное с сомнительными идеологическими установками. В новом образовательном стандарте предусматривается, что всем детям при изучении любого из предметов конкретной религиозной культуры будут насильно навязываться все религии сразу, не учитывая мнение родителей детей и их самих, грубо нарушая их свободу совести (этот подход нашел свое закрепление и в иных документах, подготовленных в Минобрнауки России и по его поручениям).
Так, в подразделе 3.3.6 нового стандарта устанавливаются следующие требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в части предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»: «знакомство с основными нормами светской и религиозной морали; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания» (с. 13−14).
Не столь важно даже, что процитированные (как, впрочем, и многие другие в обсуждаемом документе) положения лишены здравого смысла, так как не может быть никакой особой нравственности, основанной именно на свободе совести и вероисповедания (это подобно нравственности, основанной на свободе передвижения!).
Но важно, что фактически подменено содержание инициативы Президента. Вместо избранной родителями для изучения их ребенком конкретной религиозной культуры дети, в соответствии с указанными положениями нового стандарта, вынуждены будут совокупно изучать множество разных религий и недобровольно усваивать сведения, имеющие очень отдаленное отношение к основам, ценностям и традициям конкретной религиозной культуры. Конституционные гарантии свободы совести категорически воспрещают такое навязывание религиозной информации, совершаемое против желания детей и их родителей!
Указанная оценка подтверждается закреплёнными в обсуждаемом документе основными задачами реализации содержания предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (сочетание понятия этики с прилагательным «светская» применительно к школьному учебному предмету является необоснованным): «Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России» (с. 22). Все эти задачи не имеют прямого отношения к изучению основ, ценностей и традиций конкретных религиозных культур, что, собственно, должно составлять преобладающее содержание занятий по основам конкретной религиозной культуры.
Таким образом, проигнорированы требования Президента России обеспечить добровольность, выбор и недопустимость насилия и принуждения. Предлагаемый в новом федеральном стандарте начального образования механизм реализации предмета «Православная культура» будет побуждать православные семьи массово отказываться от посещения их детьми этого учебного предмета и станет причиной социального конфликта и протестов в российском обществе.
Не учтено, не принято во внимание практически ничего из предложений и требований Русской Православной Церкви (распространение предметной области, включающей предмет «Православная культура», на все года обучения (минимум 1 час в неделю при пятидневной или шестидневной учебной неделе), требование согласования с Русской Православной Церковью кандидатур учителей православной культуры, иное, нежели навязываемое чиновниками Минобрнауки, содержание предмета «Православная культура», гарантии недопустимости навязывания множества религий и вульгарно-секуляристского религиоведения под видом преподавания одной религиозной культуры и др.)
Вызывает серьёзные опасения то, что новый стандарт начального образования ликвидирует возможность осуществлять этнокультурное образование в российских школах [1], поскольку им фактически исключается часть основной образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса (очень важная часть основной образовательной программы!), посягая на компетенцию образовательных учреждений и иных участников образовательного процесса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 7 Закона РФ «Об образовании», федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 7 образовательные стандарты и требования включают в себя требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. То есть указанной нормой однозначно предусмотрено существование части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса (прежде всего — образовательным учреждением на основе существующего социального образовательного запроса, то есть во взаимодействии с родителями школьников [2]).
Формально новый федеральный стандарт начального образования декларирует, что «учебный план содержит часть, формируемую участниками образовательного процесса» (с. 21) и что часть основной образовательной программы начального общего образования, формируемая участниками образовательного процесса, составляет «20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования» (с. 18), но в действительности этот стандарт:
необоснованно и чрезмерно сужает указанную часть основной образовательной программы до уровня «реализации индивидуальных потребностей обучающихся» (с. 23), фактически исключая возможности сколь-нибудь полноценного этнокультурного и духовно-нравственного образования;
хотя и отводит на часть основной образовательной программы начального общего образования, формируемую участниками образовательного процесса, 608 часов за 4 года [3], то есть по 152 часа в год или чуть более 4 часов в неделю, однако направляет эти часы на «увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части» (с. 23) и на «внеурочную деятельность» (там же), и только часть их дозволяя отвести на «на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные» (с. 23) (отметим: этнокультурные — лишь «в том числе» и именно в привязке к обеспечению «различных интересов обучающихся»). При этом детальная регламентация требований к содержанию внеурочной деятельности (с. 24) совершенно исключает возможность отсутствия внеурочной деятельности именно в части основной образовательной программы начального общего образования, формируемой участниками образовательного процесса.
Сказанное свидетельствует о том, что новый федеральный стандарт начального образования практически сужает объем вариативной части (в урочной части) до неадекватно малого объема, т. е. по существу — исключает ее.
Следовательно, новый федеральный стандарт начального образования в этой части противоречит подпункту 1 пункта 4 статьи 7 Закона РФ.
Новый федеральный стандарт начального образования содержит не подкрепленные ничем декларации, например: «Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации» (с. 2); «Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности» (с. 26), но при этом в нём заведомо не предусмотрены какие-либо реальные механизмы такого приобщения детей к культурным ценностям и традициям их народов. Зато предусмотрено ознакомление младших школьников с «нравственно-этическими ценностями народов других стран» (с. 26).
Учитывая, что все иные, помимо вариативной части стандарта, правовые возможности изучения религиозной культуры были исключены в законодательстве об образовании ещё в декабре 2007 г., описанное выше исключение новым федеральным стандартом начального образования части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, повлечет за собой полную ликвидацию существовавшей положительной 17-летней практики преподавания основ православной культуры. Согласно докладу Общественной палаты РФ (ноябрь 2006 г.), в 2006—2007 уч. году различные курсы православной культуры по стране добровольно изучали около 500−600 тыс. учащихся российских школ (в разных классах). А такая ликвидация, в свою очередь, существенно подорвет дальнейшее развитие теологического образования в России.
Таким образом, Минобрнауки России фактически блокирует конструктивное решение Президента России, которое могло бы обеспечить реализацию прав и законных интересов десятков миллионов граждан России.
Прошу Вас приостановить регистрацию Министерством юстиции Российской Федерации Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и прилагаемого к нему указанного стандарта до проведения дополнительных консультаций с заинтересованными сторонами, в т. ч. с Русской Православной Церковью, и до учёта их позиций.
С большим уважением,
Заместитель председателя Комиссии по защите прав ребенка
и других участников образовательного процесса Общественной палаты
по образованию в городе Москве, доктор юридических наук
И. В. Понкин
27 октября 2009 г.
Примечания:
1. Например, татарским детям приобщаться к татарской культуре и изучать татарский язык; то же касается и других народов. См. многократные выступления Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева, ответ № П-01−532/16 от 12.05.2009 председателя Госсовета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшина.
2. Подробнее см.: Михалева Н.А., Понкин И.В. Заключение от 17.12.2007 о правовых основаниях продолжения реализации учебных курсов религиозной культуры и национально-культурного образования, ранее преподававшихся в рамках регионального компонента и компонента образовательного учреждения государственного стандарта общего образования. Доступно в сети Интернет по адресу: www.moral-law.ru.
3. Это показывает анализ положений нового федерального стандарта начального образования на страницах 18 и 23 — во взаимосвязи.
http://rusk.ru/st.php?idar=114725
Страницы: | 1 | |