Русская линия | Дионисий Данилов | 22.10.2009 |
А тем временем сокращение численности населения, нерегулируемые тарифы на топливо, электроэнергию, транспорт привели к значительному — более, чем в 5−6 раз сокращению по сравнению с 70 — 80 — ми гг. — объемов завоза грузов для нужд северян. Северный морской путь практически замер (в настоящее время грузооборот СМП не превышает 2 млн. т. против 8 — 10 млн. в 1989—1990 гг.).
Между тем в Арктике у России соперников достаточно: США, Канада, Норвегия, Великобритания. По большинству пунктов арктической проблемы (границы территориальных вод, материковый шельф и.т.д.) каждая страна «тянет одеяло» на себя. Только в одном вопросе позиции стран Запада схожи. Это — требование интернационализации Северного морского пути (далее — СМП), контроль над которым принадлежит России.
Север, который мы почти потеряли
Факты и расстановка сил в Арктике и на трассах СМП говорят сами за себя. Уже ни для кого не секрет, что американские и английские подводные лодки осуществляют круглосуточное патрулирование в Баренцевом море. Воздушную разведку над акваторией северных морей ведут от 10 до 15 самолетов-разведчиков. Ежегодно ими совершается более 140 разведполетов. И вообще — ситуация из фильма «Не валяй дурака"… когда подводная лодка — может беспрепятственно всплыть где-нибудь в Нарьян-Маре или в устье Двины… на сегодняшний день — вполне реальна…
Между тем, значение Севера в обеспечении национальной безопасности России просто огромно. Здесь развернуты основные стратегические ядерные силы морского базирования, Северный Флот, расположен Северодвинск — крупнейший центр атомного и военного судостроения. В случае глобального или даже крупного регионального конфликта арктическое направление становится основным для нанесения ракетно-ядерного удара по крупным промышленным и стратегическим центрам: Мурманску, Архангельску, Северодвинску. Вполне закономерно, что наш арктический регион является объектом пристального внимания иностранных разведок, экономического и политического давления со стороны государств, заинтересованных в ослаблении российского суверенитета на Крайнем Севере.
Кроме того, СМП — это миллиарды долларов чистой экономии, извлекаемой на транспортировке грузов между Европой и Азией. Путь из Роттердама до Токио и обратно более чем в 2 раза короче, чем по альтернативному СМП Суэцкому каналу. Пока судоходство по трассам СМП ограничено 2−3 месяцами в году, однако ожидаемое потепление может привести к удлинению этого срока до 5−7 месяцев. В подобной ситуации интернационализация Северного морского пути может привести не только к огромным экономическим потерям нашей страны, но нанести колоссальный геополитический ущерб интересам России по всей протяженности арктической трапеции. И это вопрос не отдаленной перспективы, первые шаги в этом направлении наши противники уже сделали.
Прецедент в Арктике
Первые ласточки в этом направлении уже полетели…
Аналогичный случай был зафиксирован месяцем ранее. 24 августа службой Береговой охраны Северо-Восточного пограничного управления была задержана норвежская парусная яхта «RX — II». Без регистрации в российском порту норвежское судно, не встретив ни каких препятствий на своем пути, прошло путь от порта Вардё (Норвегия) по всему СМП до полуострова Таймыр. На протяжении всего плавания экипаж яхты осуществлял выход в Интернет, вел позиционирование и дневник. Согласно записям, целью кампании было за 45 суток пройти вокруг Северного полюса, вдоль берегов Северного Ледовитого океана (3125 морских миль). Не нужно быть большим специалистом в международной политике, чтобы понять, что оба случая нарушения государственной границы РФ не случайность, а заранее спланированная, хорошо организованная акция, цель которой в максимально сжатые сроки создать условия для последующего изменения статуса СМП, и, в конечном счете, вывести транспортную магистраль из-под контроля России.
До сих пор существует парадоксальная ситуация. Иностранные суда теоретически могут беспрепятственно нарушать государственную границу РФ и остаться безнаказанными.
В Пограничном управлении ФСБ уже устали разводить руками. «Расстреляли бы шпиона, но нет на то законного права», — говорят все от рядовых БОХРовцев до высокопоставленных офицеров разведки…. Юридический статус Северного морского пути до сих пор не определен. Федеральный закон «О Северном морском пути» был внесен на рассмотрение в Государственную Думу еще в 2000 году, однако до сих пор не принят. Вопрос — кто и зачем его 9 лет тормозит? На какую спецслужбу он работает?
Комментарий юриста о ситуации вокруг СПМ:
— В настоящее время согласно Федеральному закону «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», плавание по северным морям, осуществляется в соответствии с Правилами плавания по трассам СМП, «утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти» — Министерством транспорта России. Сами Правила, как нормативный правовой акт, до настоящего времени так и не утверждены.
Формально в России действуют Правила плавания по трассам Северного морского пути, утвержденные Министерством морского флота СССР от 14 сентября 1990 г. Однако, как заставить судовладельцев, тем более, иностранцев, соблюдать законы вот уже 20 лет не существующего государства? Впрочем, даже за нарушение этих правил Российское законодательство не предусматривает какой либо серьезной ответственности…
Не трудно спрогнозировать, что в этих условиях несанкционированные проходы по СМП иностранных судов только участятся.
Выход видится только один. Государственная Дума должна ускорить принятие закона «О Северном морском пути», а Минтранспорта в самое ближайшее время утвердить Правила плавания по трассам Северного морского пути, где бы был отражен порядок международного судоходства на трассах СМП в правовом поле государства. В противном случае, в совокупности иных экономических и политических причин, возрастает риск вывода транспортной магистрали из-под юрисдикции России.
Информационная война за деньги Арктики уже началась
Так, подконтрольная Правительству Германии транспортная компания «Beluga Group» проводит активную информационно-пропагандистскую работу с использованием СМИ, в частности, немецкого журнала «Spiegel». Сотрудники этого издания посещали судно «Beluga Fraternity» в период стоянки в портах Владивостока, Ямбурга и Архангельска, опрашивали членов экипажа, собирали фотографии. Корреспонденты «Spiegel» не скрывают, что эти материалы будут использованы для подготовки статьи об эффективности транспортировки грузов из Азии в Европу по трассам СМП и необходимости упрощения доступа на данные маршруты иностранным компаниям. В качестве обоснования притязаний может быть использован факт отсутствия у России судов с кранами необходимой грузоподъемности для транспортировки грузов из Обской губы. Суда же немецкой компании классифицируются как суда ледового класса, приспособленные для перевозки крупнотоннажных грузов.
Через германские властные структуры «Beluga Group» стремится пролоббировать в Правительстве РФ вопрос об упрощении получения разрешений на проход своих судов по трассам СМП. Кое-что немецкому пароходству уже удалось. В 2009 году три судна «Beluga Group» приступили к доставке в район Обской губы (Тюменская обл., Ямало-Ненецкий автономный округ) оборудование для ремонта и модернизации теплоэлектросистемы г. Сургута (два 270-тонных генератора и 44 100-тонных конструкции).
Второй, не менее эффективный способ информационной войны — сделать Россию виновницей всех экологических проблем в Арктике. Достаточно вспомнить скандальную статью «Отдайте Арктику России — и ждите новых экологических катастроф», опубликованную в британской «Sunday Times». Автор публикации заканчивает свою статью призывом отдать Арктику «в чьи угодно руки — хоть бы и Чада, — только не России». Проявляют «обеспокоенность» российской активностью в Арктике и «экологи». За примером далеко ходить не надо. Так, международная экологическая организация «Беллона» организовала пресс-конференцию под названием «Плавучие АЭС — угроза Арктике». Плавучая АЭС — это уникальный российский проект, использующий всю судовую кооперацию и исключительно отечественные разработки. Первая подобная станция сейчас строится в Северодвинске и должна быть запущена к 2011 году.
Кроме того, «Беллону» не на шутку беспокоит российский проект по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения. И, конечно, дело здесь вовсе не в увеличении нагрузки на арктическую экосистему. Доля норвежской Statoil Hydro в проекте составила «всего» 24%, а это вроде как «не дает никаких гарантий внедрения безопасных технологий и высоких экологических стандартов, которые Statoil Hydro использует в своей работе». Между тем, очевидно, что само привлечение «Газпромом» норвежской компании преследует цель заимствовать разработанные Statoil Hydro технологии освоения шельфовых месторождений.
Нельзя сказать, что Россия ни как не отвечает на выпады конкурентов из-за бугра. Хоть и с большим опозданием в 2008 году Совет безопасности РФ принял документ «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2020». Использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации отнесено к ключевым государственным интересам в регионе. В качестве приоритетного направления названо эффективное использование транзитных маршрутов в Арктике, в первую, очередь СМП.
Однако, очевидно, что сегодня, мало просто заявить о своих политических правах на территории и морские трассы, необходимо обладать современными знаниями и технологиями освоения богатств Арктики, развития транспортных магистралей. Достойным ответом на информационные атаки зарубежных конкурентов должны стать меры поддержки научных исследований и технологий хозяйственной деятельности в экстремальных для человека условиях. Уже несколько лет в Арктике успешно работает научная станция «Северный полюс — 35». Цель программы — доказать, что дно Северного Ледовитого океана — это продолжение российского континентального шельфа. Кроме того, в соответствии с «Основами государственной политики…в Арктике…», Россия приступила к размещению военного контингента в регионе. Предполагается, что основные силы будут размещены на архипелаге Земля Франца Иосифа, которому в 90-е годы наши соседи пытались предать международный статус.
Все это замечательно, но Россия проигрывает в главном. Как говорится, «когда в бой вступает тяжелая артиллерия, заканчивается контрразведка"…. В то время, как крошечная Норвегия, которую рядовой американец вряд ли найдет на карте Европы, забрасывает в стойбища северных народов тонны макулатуры о том какая «Россия агрессивная империя и как хорошо с Западом», наши подрывники бездействуют. Высшему военному руководству страны явно не хватает поддержки СМИ. Поэтому, кроме Армии и Флота, нам нечего противопоставить зажравшимся норвежцам, американцам, канадцам, англичанам и прочим немцам. Но когда проиграна война за умы, под пресс идут самолеты, пушки, корабли…
Денис Данилов, историк, журналист
http://rusk.ru/st.php?idar=114689
Страницы: | 1 | 2 | Следующая >> |