Русская линия
Русская линия О. Коморникова21.10.2009 

Проблема толерантности в истории философской мысли
Доклад на Первых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтениях (28−29 октября 2008 г.)

Как предмет философского анализа категория толерантности ранее рассматривалась в контексте особого качества личности: природно-детерминированного (Фейербах, Монтень) или же усвоенного в процессе воспитания (Фрейд, Фромм). Основы представлений о толерантности как характеристике межличностных отношений в малых группах разработаны представителями «диалогической философии» (М. Бубер, Э. Левинас, М. Бахтин). Для современности особо актуален подход к толерантности как принципу социального взаимодействия.

Одной из наиболее основательно разработанных является концепция толерантности, существующая в рамках философии либерализма. В западной науке сложилось устойчивое представление о том, что основы теории толерантности были заложены Д. Локком в его «Послании о веротерпимости», в XIX веке развиты Д. Стюартом Миллем в его эссе «О свободе». Современную версию этой теории, соответствующую плюралистическому обществу, дал Д. Роулз в работах «Теория справедливости» (1971) и «Политический либерализм» (1993) (4, 98−99). Среди современных англоязычных авторов, занимающихся этой проблематикой, можно выделить М. Уолцера, П. Николсона, Д. Хейда, С. Мендус, Б.Уильямса.

Исторические корни этой концепции толерантности уходят в эпоху религиозных войн XVI—XVII вв., вызванных появлением нового направления в христианстве — протестантизма. Перемещение центра общественной жизни из религиозной сферы в политическую породило проблему расширения политических прав и свобод. И по сей день толерантность рассматривается, прежде всего, как норма политического взаимодействия.

Ряд американских философов выступили с критикой либеральной модели развития теории толерантности, отличающейся европоцентризмом. К.Д. Нидерман и Д.К. Лорсен обнаруживают существование различных парадигм толерантности в разных культурах, эпохах и территориях (4, 111). Данная точка зрения представляется вполне обоснованной, поскольку философское осмысление социальных проблем требует учёта социокультурных особенностей той или иной общности. Соответственно, не может быть модели толерантности в равной мере пригодной для всех, хотя это и не исключает наличия единой методологической платформы анализа этой проблемы в условиях современности. В качестве таковых выступают идеи, к которым люди пришли ещё в древности: губительность вражды и ненависти для общества, необходимость воздержания от силовых способов утверждения своей позиции, понимание единства рода человеческого, неискоренимой потребности людей в общении, близких дружеских отношениях, любви.

Особенностью философского подхода к феномену толерантности является то, что он осмысляется не столько в дескриптивном аспекте фиксации сущего, сколько в прескриптивном ключе выработки сценария будущего (2, 38). Во все времена мыслителей волновали проблемы усовершенствования человеческой природы и общества, преодоления присущих им противоречий и недостатков, гуманизации социальных отношений, достижения всеобщего благоденствия и справедливости.

В контексте толерантности в русской философии можно анализировать идеи А.С. Хомякова, В.С. Соловьёва, Л.Н. Толстого. Осмысление проблематики социального взаимодействия отразило ряд отличительных особенностей социальных связей: духовно-нравственную содержательность, несводимость лишь к формальным контактам. Через всю русскую философию проходит мысль, что жизнь личности шире и глубже общественной. В качестве наиболее эффективного способа совершенствования общества представлялось, прежде всего, духовно-нравственное развитие человека. Хотя нельзя сказать, что проблема значимости механизмов социального регулирования была обойдена вниманием. Так П. И. Новгородцев пишет: «Совершенствование личности нужно для прогресса общества, но не оно одно, а сверх того ещё и известные общественные мероприятия… политические средства не всемогущи; но… для своих целей эти средства и незаменимы» (3, 202−203).

С появлением в отечественном науке понятия «толерантность» в качестве синонимов стали выступать понятия «терпение», «терпимость». Но эти понятия несут и особую смысловую нагрузку. Терпение (терпимость) является одной из характерных черт русского национального самосознания. Например, И. А. Ильин рассматривает терпение как одно из стержневых качеств личности, особенно необходимое в российских условиях. Как только терпение заканчивается, — немедленно обнаруживается отчаяние и нежелание бороться. Терпение не есть «пассивная слабость» или «тупая покорность», напротив — это активная напряжённая борьба духа. «Отнимите у человека терпение, и всё распадется в ничтожество: верность, скромность и смирение; любовь, сострадание и прощение» (1, 360).

Таким образом, осмысление сущности толерантности в контексте русской философии способствует расширению концептуального поля этой идеи.
Коморникова О. М., ассистент кафедры отечественной и всемирной истории ШГПИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ильин И. А. Соб. соч. в 10-ти т. Т.3. — М., 1993.
2. Культура и коммуникация: глобальные и локальные измерения / Под общ. ред. док. филос. наук Ю.В. Петрова. — Томск, 2004.
3. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. — М., 1991.
4. Хомяков М. Б. Толерантность: парадоксальная ценность // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2003. — Т.VI. — № 4.

http://rusk.ru/st.php?idar=114685

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика