Русская линия
Русская линия Наталья Чипинова16.10.2009 

Духовность будущих учителей: сущность, структура и содержание
Доклад на Первых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтениях (28−29 октября 2008 г.)

Политические и социально-экономические преобразования, происходящие во всех сферах российского общества, современная ситуация в стране, привели к пересмотру духовно-нравственных устоев общества. Духовно-нравственное воспитание будущих учителей в настоящее время является одной из сложнейших проблем, определяющей как современное состояние, так и будущее нашей страны. Общеобразовательная школа не сможет обеспечить духовно-нравственное становление подрастающих граждан, если учитель сам не будет в полной мере обладать духовно-нравственным потенциалом, который мог бы служить решающим фактором создания соответствующей атмосферы образовательного процесса, эффективного влияния духовно-нравственного воспитания на развитие молодежи. Поэтому очевидна необходимость такой общекультурной и профессионально-педагогической подготовки будущего учителя.

Вследствие этого духовно-нравственное воспитание у студентов становится одной из первоочередных задач педагогического вуза. Период профессиональной подготовки является наиболее благоприятным для формирования важных интеллектуально-эмоциональных психических функций личности, индивидуального стиля деятельности. Обучение в вузе связано с интенсивным развитием у студентов духовных общечеловеческих ценностей, формированием убеждений и мировоззренческих позиций.

Исследованием научно-теоретических основ духовно-нравственного воспитания и развития личности в философско-педагогическом аспекте занимались отечественные религиозные философы (И.А. Ильин, Н.О.Лосский, В.В. Розанов, С.Л. Франк, Г. А. Федотов, В.В. Зеньковский и др.), а также просветители российской школы (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.А. Рачинский, П.И. Ковалевский, Л.Н. Толстой и др.).

Проблемой подготовки студентов педвузов по духовно-нравственному воспитанию занимались ученые, такие как В.А. Беляева, А.В. Усова и др.

Прежде чем обсуждать пути повышения роли вуза в подготовке студентов к деятельности по духовно-нравственному воспитанию молодежи, попытаемся уточнить содержание понятий «духовность» и «нравственность», их интерпретацию в философии и педагогике.

Понятие «духовность» является многозначной категорией. Она может рассматриваться как общечеловеческая (проявление мирового духа, всеобщего разума), межконтинентальная (характерная для Запада, Востока…), как религиозная (православная, мусульманская, иудейская), национальная (отражающая уровень культуры русского, армянского и других народов в тот или иной период их развития). (2, с. 319 — 320).

Обычно понятие «духовность» связывают с религиозностью. С христианской точки зрения понятие «духовность» понимается как «сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом» (12, с. 96 — 97).

Но «духовность» понятие более широкое и многоаспектное. Кроме религиозного, есть и светское понимание духовности.

Понятие «духовность» является производным от понятия «дух». В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой духовность определяется как «свойство души, состояние в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» (9, с. 174). «Душа», для автора, — это «внутренний, психический мир человека, его сознания». (8, с. 157).

В словаре-справочнике по педагогике можно найти большое количество значений термина «духовность»: «1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов». (12, с. 96 — 97).

По мнению Е.С. Рапацевич, термин «духовность» понимается как «выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания (мира, себя, смысла и назначения своей жизни) и социальной потребности жить действовать «для других». (10, с. 156).

По мнению Усовой А.В., «духовность выражает, прежде всего, моральные нормы поведения человека в обществе, примат добра над злом, — это выражение добра, гуманности, справедливости и честности. (13, с. 117). Автор считает, что сердцевиной духовности является нравственность.

А.Д.Алферов в содержание духовности включает культуру народа, получившую в процессе его развития различные направления: литература, искусство, история, живопись, архитектура, музыка и др. (2, с. 320).

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что «нравственность» понятие более узкое, нежели «духовность», оно и является составной частью «духовности».

Прежде чем перейти к рассмотрению духовно-нравственного воспитания, необходимо выделить структурные компоненты «духовности». По мнению Осиповой М.П. и др. «духовность» выступает как интегральное качество личности, которое базируется на трех составляющих: Истине, Добре и Красоте. (4, с. 21).

По мнению М.П. Осиповой и др., в сути понятия «духовность» — веками в сознании людей скрыт идеал общества, который ассоциировался с Благородным Человеком. (4, с. 20). По словам Ш. А. Амонашвили, необходимо «всеми средствами способствовать становлению, развитию, воспитанию в ребенке Благородного Человека путем выявления его личностных качеств». (3, с. 25).

Определений понятия «духовность» много. В некоторых определениях указывается на связь понятия «духовность» с понятием «нравственность», а ряд авторов, учитывая эту связь, употребляют термин «духовно-нравственное воспитание».

Адамова А.Г. в трактовке духовно-нравственного воспитания опирается на системный подход. Автор называет высшими, применимыми к духовно-нравственному воспитанию, следующие ценности, составляющие систему: «1) индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребенка, честь, достоинство); 2) семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, ее традиции); 3) национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации); 4) общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее). (1, с. 26). Такая система ценностей «позволяет понять самого себя и духовный смысл жизни, приобщиться к образу жизни и традициям семьи; стать сопричастным к большой и малой родине; усвоить основы общечеловеческой культуры, понять развитие этнической культуры в системе мировой культуры». (7, с. 9).

Лопатина А., Скребцова М. выделяют несколько совершенно разных подходов к трактовке «духовного воспитания», а именно:
— «строго религиозное воспитание в рамках какой-либо конфессии;
— воспитание души ребенка через культуру: литературу, историю, музыку, живопись;
— воспитание в ребенке сильной духом личности, умеющей найти свое место в современном мире». (6, с. 5 — 6).
Два последних будем считать приоритетными.

По мнению Усовой А.В., нравственное воспитание — это воспитание у учащихся честности, порядочности, готовности оказать помощь нуждающемуся, воспитание терпимости, умение выслушать другого, а также воспитание общей культуры». Так же автор добавляет, что «необходимо воспитание гражданственности, патриотизма, уважительного отношения к истории своей Родины, к людям труда, к старшему поколению, воспитание познавательного интереса, познавательных способностей, стремления, желания созидать, создавать, творческого отношения к порученному делу». (13, с. 117).

В современных социально-экономических условиях решать задачу духовно-нравственного воспитания нелегко, поскольку сказывается негативное воздействие на человека средств массовой информации, особенно телевидения. Существующие условия жизни общества таковы, что приводят к усилению негативных факторов, действующих на личность, результатом которых является духовно-нравственное разложение значительной части нашей молодежи.

Духовно-нравственное воспитание молодежи есть основное орудие в борьбе с возрастающим валом преступности и одновременно является главным критерием успешности этой борьбы. В данном случае уместно вспомнить слова Э. Дюркгейма: «Нравственность — это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без которого общества не могут жить».

Прежде всего, необходимо усиление внимания к воспитанию самих студентов, будущих учителей, а именно:

— воспитание общей культуры студентов, культуры общения;
— духовно-нравственное воспитание самих студентов.

И.А. Ильин считает, что «образование без воспитания — есть дело ложное и опасное, оно создает чаще всего полуобразованных, самомнительных, напористых и беззастенчивых. Оно вооружает противо-духовные силы, развязывает и поощряет в человеке волка» (11, с. 41). Иван Александрович Ильин разработал четкую концепцию национального воспитания русских детей.

По верному и справедливому утверждению И.А.Ильина, «русский народ не имеет оснований жаловаться на духовную нищету и побираться по чужим культурам» (4). Русский народ в своей истории создал истинные сокровища культуры, которыми следует обогащать наших детей. И первым из них является русский язык.

Человек, воспитываемый в лоне родной, отечественной культуры, лучше будет понимать и уважать культуру других народов. Ибо, по мнению И.А.Ильина, «только со своей родной горы человек может увидеть далекие чужие горы. Постигнуть дух других народов может только тот, кто утвердил себя в духе своего народа». «Чтобы брататься, — надо прежде всего быть… самим собою. Чтобы духовно брататься, — надо не стыдиться своего национального бытия, а нести его с горделивым духовным достоинством». И, наоборот, считает И.А.Ильин, — отказывающийся от своего национального лица человек «не восходит на какую-то высшую ступень, а нисходит в духовное небытие: ему предстоит…исчезновение с арены истории» (4).

Более полувека прошло с того времени, когда великим русским мыслителем Иваном Ильиным были изложены эти принципы национального воспитания детей в русских семьях. Мы видим, насколько они сохранили актуальность и в наши дни.
Наталья Федоровна Чипинова, доцент кафедры философии и социологии ШГПИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :

1. Адамова А.Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода // Вестник университета Российской Академии образования. — 2008. — № 1(39). — С.26 — 27.
2. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учеб. пособие по психологии. — Ростов н/Д: «Феникс», 2000. — 384 с.
3. Амонашвили Ш. А. Школа жизни. — М., 1998.
4. Воспитание. Подготовительный класс: Учеб-метод. Пособие для учителей и воспитателей: 2-е изд., доп. / М.П. Осипова, М.А. Бесова, И.А. Мельничук, З.М. Панасевич и др.; Под ред. М.П. Осиповой. — М.: Книжный дом; Экоперспектива, 2004. — 336 с.
5. Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. — М., 1992.
6. Лопатина А., Скребцова Книга для занятий по духовному воспитанию. — М., 1996. С.5−6.
7. Лушников И.Д. Современная русская школа. — Вологда, 1996.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка.: Ок. 57 000 слов / Под ред. Чл.-корр. АНСССР Н.Ю. Шведовой — 18-е изд., стереотип. — М.: русск. яз., 1986. — 797 с.
9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: А34, 1996.
10. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. — Мн.: «Соврем. слово», 2005. — 720 с.
11. Русская речь. — № 3. — 1999. — С. 41.
12. Словарь-справочник по педагогике / Авт. сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.
13. Усова А.В. Подготовка студентов педвузов к духовно-нравственному воспитанию учащихся // Образование и наука. — 2002. — № 2(14). — С.116 — 122.

http://rusk.ru/st.php?idar=114671

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика