Русская линия | Виктор Грибков-Майский | 13.10.2009 |
После взятия Казани (в 1552 году) соборным определением при Московском митрополите Макарии 3 апреля 1555 года была учреждена Казанская епархия, которую возглавил первый архиепископ Казанский, святитель Гурий (Руготин), бывший игумен тверского Селижарова монастыря. В помощники ему царь послал двух наших земляков — бояр Застолбских, Ивана Елизаровича и его сына Нестора. Еще одна интересная деталь — перед епископством святой Гурий один год управлял Троицким Селижаровым монастырем в Тверской епархии.
Вот как об этом рассказывают церковные тексты:
«Царем Иоанном дан был святителю для забот о делах житейских боярин Иоанн Застолбский. Боярин был богатый человек, но служил святителю со всем усердием и под влиянием благочестия святительского боялся греха всего более, любил правду и был строго честен; особенно служил он святителю во время болезни его. Сын его Нестор, кроткий юноша, с юных дней стал весть жизнь строгую, под одеждою боярского сана носил власяницу, соблюдал пост и любил молитвы храма; с согласия доброго отца принял он монашество с именем Нектария и скончался юным иноком. Вслед затем принял монашество и отец, с именем Ионы; недолго поболев, Иона заповедал похоронить его вблизи святителя, в той палатке, которую построил он для него и где похоронил он сына. При открыли мощей святителя Гурия, найдены нетленными тела и одеяния иноков Ионы и Нектария, верных учеников святителя».
В конце XVI века они оба вместе со своим духовным наставником святителем Гурием были канонизированы с наименованием «преподобные Ион и Нектарий чудотворцы Казанские». Ровно через 400 лет мощи их были обретены вновь. С 1995 года рака с их мощами установлена в православном Петропавловском соборе г. Казани.
Само село Застолбье известно с середины XIII века как приграничное населенное место Новгородской феодально-вечевой республики.
Сегодня о древней истории села сегодня напоминает лишь церковь Вознесения (1798 г.), которая находится в самом плачевном состоянии. Раньше в селе была еще и часовня Николая Чудотворца, по преданию построенная на месте дома Ионы и Нектария. Летом 2008 года здесь, в основном стараниями А.Е. Серова — известного тверского краеведа, был поставлен памятный крест.
Да, и мощи наших святых земляков могли бы, наверное, время от времени, привозится на тверскую землю, что, несомненно, будет способствовать духовному возрождению этого древнего и святого места…
Но вернемся в XVI век. И снова наш рассказ начнется с Ивана Грозного. Осенью 1575 года Иван Грозный совершает один из своих труднообъяснимых поступков — отрекается от царства в пользу касимовского царя Саин-Булата, который после крещения в 1573 году именовался Симеоном Бекбулатовичем. Причем, крещен он был также селе Кушалино, очевидно, в древнем Архангельском монастыре, который находился в Кушалино вплоть до литовского разорения в начале XVII в. В 1909 году на месте древней обители установлен памятный знак.
Почти год Симеон был царем, но в августе 1576 года Иван Грозный «ссадил» его с трона, хотя впоследствии и обошелся с ним милостиво. Ему был пожалован внушительный титул Великого князя Тверского — к тому времени никто, кроме Ивана Грозного, не имел великокняжеского титула. К титулу, как и следует, прилагались обширные земли. Симеону Бекбулатовичу достались владения в Твери и Торжке.
Однако в 1584 году со смертью самодержца все изменилось. При Федоре Иоанновиче власть оказалась в руках царского шурина Бориса Годунова. Сначала его тесть Ф.И.Мстиславский был обвинен в заговоре против Бориса Годунова и в 1585 году пострижен в Кирилло-Белозерском монастыре под именем Ионы. В том же году и Симеон Бекбулатович был лишен титула и имений и сослан на житье в тверское село Кушалино.
С именем Бориса Годунова современники связали и ослепление царя Симеона. Эта грустная история также произошла здесь в селе Кушалино.
Сегодня о тех давних временах здесь напоминает церковь Смоленской Божьей Матери (Одигитрии) 1592 г, построенная Симеоном Бекбулатовичем, который был прямым потомком Чингиз-хана, а по жене доводился родственником великому литовскому князю Гедимину и царю Ивану IV. Под храмом было устроено большое подземелье, где совершал при жизни молитвенные подвиги бывший татарский царевич, ставший к тому времени ревностным православным христианином. Вполне возможно, что эта церковь не была единственной, построенной Симеоном.
Церковь Смоленской Божьей Матери интересна и тем, что некоторые исследователи русского искусства отмечают в ней детали, взятые из итальянских построек начала XVI в. В истории искусствоведения это явление получило название «итальянизмов». Известно, что архитектор Алевиз Новый построил ряд церквей, которые составляли в архитектуре Москвы значительный пласт «итальянизмов». Высказывается мнение, что дошедшие до конца XVI в., эти храмы могли служить образцом для других построек этого времени, в том числе и кушалинской церкви.
В конце жизни Симеон Бекбулатович еще раз сменил имя. Ослеплённый царевич был пострижен в Кирило-Белоезёрском монастыре, затем заточён в Соловецкий монастырь и окончил свои дни в Симоновом монастыре в Москве, где и погребён под церковной папертью. Монах Стефан, он же Саин-Булатом, он же Симеон Бекбулатович окончил свой непростой земной путь 5 января 1616 года.
Можно по-разному относится, как к его царствованию, так и к нему самому, но помазан на царство он был по всем тогдашним законам. Венчался Симеон в Успенском соборе Кремля, как и положено было московским государям. И сложись немного по-другому история, вполне возможно он мог бы вполне стать родоначальником новой российской династии.
Виктор Грибков-Майский, член Союза журналистов России
http://rusk.ru/st.php?idar=114660
|