Русская линия
Русская линия Нина Соловьева12.10.2009 

«Сохранить все лучшее»
Доклад на Первых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтениях (28−29 октября 2008 г.)

«Россия может быть сильна и свободна только тогда, когда духовно и государственно на высоте ее ведущий слой (духовенство, офицерство, чиновничество, интеллигенция», — писал И.А. Ильин. Крушение ведущего слоя означает всегда крушение здоровой государственности и распад страны.

До сегодняшнего дня наши конференции по творчеству И.А.Ильина носили научно-богословский характер, в них не участвовали представители власти. В сегодняшнем обсуждении духовно-нравственного воспитания молодежи принимают участие представители областной и городской власти. Это те люди, в руках которых сосредоточены ресурсы территории, которые призваны управлять всеми процессами, происходящими на территории, которые реально занимаются организацией жизни населения и которые несут ответственность за состояние жизни общества на вверенном им пространстве.

Найти общую точку зрения на обсуждаемую проблему таким кругом участников чрезвычайно важно, так как ученые приближаются в своих предложениях и пожеланиях к реалиям и ресурсным возможностям сегодняшней жизни, а представители власти имеют возможность услышать мнение различных представителей общества по обсуждаемой теме. В результате вырабатывается общая точка зрения и, что самое важное, это уже и общий план действия.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на необходимость сохранения лучших наших традиций различных эпох. В этом плане мы бываем очень расточительны. Нам нужно учиться беречь все то лучшее, что нам оставлено предыдущими поколениями нашей Родины, изучать и приумножать достижения народа. В последние два десятилетия у нас принято критиковать все советское. Если молодежь будет верить тому, что льется из телевизора, то у нее может сложиться впечатление, что кроме репрессий, политических ошибок, тоталитаризма ничего и не было в течение 70 лет. Более того, у меня крепнет впечатление, что охаивание всего советского — это политика защиты неблаговидных постсоветских дел. Все ведь осознали, насколько социально несправедливо и даже экономически нецелесообразно проведены некоторые программы приватизации в стране, насколько оказались растрачены и даже разворованы богатства страны, созданные и накопленные в советское время.

Вот и надо оправдать себя новым хозяевам жизни, постоянно делая акцент на то, как плохо все было до них, какие свободы открыли они людям. Но приходит осознание того, что кроме разрекламированной «свободы», граждане страны получили бедность, социальную незащищенность, возросшую преступность, невнятность перспектив на будущее и многие другие «прелести» сегодняшнего своего положения.

В эти дни празднуют 90-летие Комсомола. Разве из опыта организации нельзя взять то полезное, что там имелось? Была организация труда и отдыха молодежи (например, в СССР работало 59 альпинистских лагерей, где в период отпусков молодые люди получали спортивную подготовку, находили друзей, испытывали себя на нравственную прочность, причем этот отдых был так дешев, что был доступен даже на студенческую стипендию). Была система подготовки кадров, резерва руководителей. Откуда вышли «прорабы перестройки», нынешние топ-менеджеры и видные политики? Где учились они руководить людьми и осуществлять крупные проекты? Большинство из них — это бывшие комсомольцы, именно они привели Россию к нынешним преобразованиям. Печально, что мы с мыльной водой и ребенка выплескиваем. Не уважая свой прошлый опыт мы утратили массовые молодежные и детские организации, эта проблема не стала заботой государства и целые поколения подрастают не имея того опыта, какой давал комсомол.

Тревожно видеть, как мы утрачиваем наши российские традиции в образовании. Бездумно внедряя у себя системы западного образования, мы безжалостно уничтожаем свои традиционные преимущества. Наше российское образование всегда отличалось большей фундаментальностью, широтой и глубиной, наши специалисты были мыслящими, широко образованными людьми, но в настоящее время в нашей образовательной реформе сделан крен в сторону замены фундаментальных знаний навыками компетенции. Когда президент США Никсон пришел к власти, в одном из первых своих решений он приказал изучить систему образования в СССР и внедрить ее элементы в американское образование. Мы же не бережем то лучшее, что накоплено в образовании у нас.

Таких примеров можно привести много. Нам нужно бережнее обращаться с нашим наследием и изучать его, несколько абстрагируясь от политической моды и сиюминутных желаний политиков. Нужно чтить и изучать опыт разных представителей нашего прошлого, знать опыт Столыпина и Витте, но знать и опыт Вознесенского и Косыгина, — преданные Родине и талантливые деятели были в России всегда.

Еще мне бы хотелось предостеречь наших молодых коллег, студентов от навязывания им через средства массовой информации ложных идеалов, фальшивых ценностей и примеров для подражания. Вас обманывают, ребята! Никогда не были и не будут лучшими людьми человеческого сообщества мошенники, бандиты, звезды шоу-бизнеса, «бизнесмены"-конъюнктурщики, вся эта «пена», периодически всплывающая в моменты турбулентности исторического развития. А именно ее мы видим на экранах, в гламурных и «желтых» изданиях. Намеренное искажение жизненных ценностей, навязываемых молодежи, это не случайность, это продуманная политика воспитания человека-потребителя, который в погоне за навязанными ценностями (деньги, секс, стереотипный набор удовольствий) становится легко управляемым, неспособным к размышлениям и принятию собственных решений. Такой человек, вырастая, не становится полноценным гражданином, он становится единицей стада, которое можно направить в любую сторону.

Мой опыт, опыт одной обычной человеческой жизни, привел меня к такому выводу: единственным средством развития личности является труд. В каком бы направлении вы не планировали развиваться: духовном, нравственном, интеллектуальном или физическом, везде путь к совершенству только один — труд, ваши личные усилия и устремления. Настоящая радость победы, внешний успех или внутреннее удовлетворение — все это только результат труда. Только победа над собой — истинная победа. Никакие случайные выигрыши, полученные наследства, «выгодные» браки и прочие источники «красивой жизни» не способны принести человеку полного удовлетворения и «оправдания жизни».

«В каждом труде, в каждом жизненном деле есть своя большая, все осмысливающая цель: высшая задача всех усилий, прекрасное и священное призвание нашей жизни… Ибо мы все служим некоему высшему Делу на земле, Божьему Делу, делу России и через это Божьему плану мира и истории», — в этих словах российского философа И.А.Ильина содержится программа жизни патриота России. Хотелось бы, чтобы мы об этом помнили.
Нина Александровна Соловьева, зав. кафедрой бухгалтерского учета Уральского института бизнеса им. И.А. Ильина

http://rusk.ru/st.php?idar=114653

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  А.В.Шахматов    12.10.2009 12:20
Согласен,и всё это из-за того,что учеба была безбожная.
  Lucia    12.10.2009 11:41
Советское образование поначалу тоже было подвергнуто различным издевательствам – в первое десятилетие. Но потом вернулись к дореволюционнной системе. Она продержалась ддолго, если не ошибаюсь до 80-х с неизбежными, впрочем, внедрениями, упрощением курсов и т.д. . .так что, кроме военной промышленности – все. что было хорошего, от было недоеденное наследие Царской России. А военной промышленности жаль. Ради нее загубили все, что можно, но построили. Так что не вполне понятно. что подразумевается, под положителльными моментами социализма. Дружба? Чем больше прогресс, тем меньше дружбы. Если есть компьютерные игры, зачем играть в реальные прятки? Но от них можно было бы отгородиться только железным занавесом.
Есть такие люди, лишенные иммунитета. Если выйдут на улицу – умрут, поэтому живут в специальных условиях. Следует пиризнать, что советская система убила в человеке духовность, ум, самостотельность, все свойства души и они, беззащитные, тут же пали жертвой агрессивной окружающей среды, когда убрали железный занавес. Вспомнить хотя бы то, с какой скоростью и охотой ринулись в разные америки всякие ученые! Ха-ха-ха! А ведь эти еще образованные.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика