Русская линия
Русская линия Михаил Щеглов08.10.2009 

«Здесь русский дух…»
Будущее Свияжска: исторический малый город или «Свияжская Рублевка» с монастырем для показа волжским туристам?

Свияжск построен на Волге под Казанью ещё Иваном Грозным первоначально как город-крепость, затем стал одним из крупнейших духовных центров Поволжья. Сегодня решается судьба острова-града Свияжск. Русская православная общественность Татарии надеется только на принципиальное решение первых руководителей России.

Остров-град СвияжскКто был в Свияжске, наверное, испытывал ассоциации с пушкинскими строками об острове-Буяне, о русском духе, он здесь остро чувствуется. Таким, омываемым в половодье со всех сторон водами рек Волги и Свияги, А.С.Пушкин увидел его во время путешествия по Сибирскому тракту, собирая материалы о Пугачевском бунте.

Название «Остров-град Свияжск» родилось в 1994 году в названии первой республиканской конференции «Возрождение и реконструкция «Острова-града Свияжск», положившей начало процессу возрождения Свияжска как исторического малого города. Ответ на вопрос: «Почему такое название?» изложен в книге «Возрождение «Острова-града Свияжск», вышедшей в 1997 году.

Вот как очень кратко можно изложить историю Свияжска:

— он был построен царём Иоанном Грозным в 1551 всего за 24 дня как город-крепость на холме 62 га у слияния рек Волги и Свияги в 25 км. от Казани;

— здесь сохранились 6 из 12 православных церквей (6 были снесены в начале 30-х годов XX века) из них: древнейшая среди православных храмов Казанской епархии деревянная Троицкая церковь XVI в., в которой стоял на молебне царь Иван Грозный перед штурмом г. Казани в октябре 1551 года; Успенский собор XVI века Успенского Богородицкого монастыря — жемчужина в ожерелье всех монастырей и церквей Свияжска, в котором сохранились уникальные настенные фрески XVI века. Своей полнотой и многообразием библейских сюжетов эти фрески не имеют аналогов фресковой живописи среди аналогов XVI века в России; сохранились два полных иконостаса Троицкой церкви и Успенского собора. Это более 150 икон XVI века;

— до нашего времени в Свияжске зарегистрированы 19 памятников истории и архитектуры федерального значения и 42 — республиканского (РТ) XVI — начала XX веков;

— до XIX в. этот древний город был одним из духовных центров Поволжья и к 1917 году в нём проживало 3500 жителей. Его Успенский Богородицкий мужской монастырь входил в первую десятку иерархии первоклассных православных монастырей России;

— в 1918 г. революционное руководство страны (Троцкий) установило здесь первый в мире памятник Иуде (тому, кто Христа предал) «как первому революционеру», изображенному босяком в полный рост со злобным лицом и грозящим кулаком в небо. Но вскоре его убрали перед наступлением белочехов из Сибири;

— в первой половине XX в. на территории Успенского монастыря располагалось одно из учреждений ГУЛАГа (ИТК-5), а с 1953 по 1993 гг. психиатрическая больница на 500 коек;

— после заполнения Куйбышевскго водохранилища в 1958 году Свияжск стал островом. Все дороги в низменной пойме, соединявшие город с материком были затоплены, а город потерял 75% застройки, из него были выведены 18 организаций, население уменьшилось до 500 человек;

— в 1995 году возобновлена деятельность прихода церкви Святых Равноапостольных Константина и Елены, куда была возвращена частичка мощей Святителя Германа, основателя Успенского монастыря, окормлявшего народы правобережья р. Волги;

— возобновлена деятельность Успенского Богородицкого мужского монастыря освященная Патриархом Московским и Всея Руси во время его посещения Свияжска в 1997 году;

— сейчас Свияжск — остатки былого города, в котором постоянно проживает 250 жителей и около 180 дачников летом.

О возрождении Свияжска всерьёз заговорили в 1994 г. на первой в его истории научно-практической конференции «Возрождение и реконструкция «Острова-града Свияжск», где были озвучены основные идеи, положенные в фундамент «Основных направлений концепции социально-экономического, экологического и архитектурно-художественного возрождения Свияжска как исторического малого города». Концепция разработана в 1996 году, получила положительное экспертное заключение Российской Академии Архитектуры и Строительных Наук, Госстроя России и Министерства культуры РФ, а в 2007 году — утверждена Кабинетом Министров Республики Татарстан.

В настоящее время по поручению Президента России Д.А. Медведева выделяются значительные средства для сохранения и возрождения уникального культурного наследия России — Свияжска, включая реставрацию всех памятников архитектуры.

Однако, несмотря на это, до сих пор есть субъективные точки зрения, в которых Свияжск рассматривается не как город, а как музей-заповедник на всей его территории. Якобы это дешевле чем возрождать город. «Экономическая целесообразность», а также татарские националистические настроения до сих пор удерживают проблему возрождения острова-града на месте.

В соответствии с действующим законодательством РФ и РТ в области сохранения культурного наследия, положение о музее-заповеднике жёстко регламентируют любую хозяйственную и градостроительную деятельность на своей территории, что полностью исключит возрождение и развитие Свияжска как исторического малого города. И сегодня опыт сохранения историко-архитектурного наследия России в форме музеев-заповедников демонстрирует нам множество примеров, из которых показательны два:

— Кижи (Карелия) — музей-заповедник, на территорию которого свезены из разных мест уникальные творения деревянного зодчества для показа их туристам в летнее время. Обслуживается этот музей вахтовым методом специалистами из других городов. В нем отсутствуют проблемы социальной сферы, т.к. нет жителей. Это, в общем, значительно упрощает его существование;

— Городец (Нижегородская обл.) — здесь возрождение историко-архитектурного наследия шло во взаимосвязи с восстановлением и развитием социальной среды и культурной жизни людей. Реализация концепции музея-заповедника только на части территории города позволила одновременно с восстановлением и консервацией исторических строений воссоздать здесь полноценную историческую культурную среду — традиционную культуру, быт и ремёсла. Поэтому сейчас в Городце сохранены памятники архитектуры, к которым относятся наряду с церквями и монастырями — старинные дома из камня и дерева с резными ставнями, но это не всё. Здесь возрождены традиционные ремёсла — глухая резьба по дереву, знаменитая «Городецкая роспись», а главное — есть кому сохранять все эти богатства и древние умения и передавать их через поколения — люди, подлинные носители традиций, живущие полноценной городской жизнью.

Вот и бывший град Свияжск стоит в начале пути своего возрождения, но каков будет этот путь? Несмотря на одобренную Концепцию возрождения Свияжска как исторического малого города до сих пор на этот счёт обсуждаются две идеи, два пути.

Путь первый: «Свияжск туристический и церковно-паломнический». Такой путь поддерживает ряд руководителей Республики Татарстан и Минкультуры РТ, считающих, что на Свияжске можно зарабатывать деньги, создав на всей его территории федеральный музей-заповедник. Отреставрировать «в первом приближении» наиболее «продаваемые» достопримечательности, построить хороший причал для больших судов, поставить экскурсоводов, палатки с сувенирами и едой, и — «вперёд». Кстати, и уцелевшим местным жителям перепадёт — в виде возможности продавать туристам домашние пирожки, вяленую рыбу или плетёные корзинки, заниматься уборкой территории, мелким ремонтом и обслуживанием специалистов музея, наезжающих в Свияжск вахтовиков. Но это — только в период судоходства, когда есть возможность завозить теплоходами туристов. По соглашению с монастырем можно использовать его храмы и другие исторические постройки как объекты экспозиции для туристов. К этой идее руководство республики склоняет и Казанскую епархию, поскольку и сегодня ряд служителей Церкви и мирян согласны, что таким способом скорейшим образом можно вернуть хоть часть былой славы Свияжска как духовного центра. Для этого необходимо построить гостиницы для размещения паломников, направить сюда побольше насельников монастыря для оживления церковной жизни Свияжска. А паломники не только помогут по всей Руси разнести славу об этом дивном месте с его насыщенной исторической судьбой, но и будут участвовать в субботниках. Правда, можно ли будет, идя по этому пути, восстановить во всей полноте красоту и убранство древнего града, построить новые городские объекты? Это под большим вопросом. Разве что — для богатых людей.

Путь второй: «Свяжск — исторический малый город», который и раскрыт в официально утвержденной кабинетом министров РТ Концепции. Сторонниками второго пути являются профессиональные градостроительные и общественные организации, занимающиеся его возрождением с 1994 года, многие представители средств массовой информации и большинство жителей самого Свияжска. Смысл идеи состоит в том, чтобы в итоге добиться всесторонней полноты социально-экономической, социально-культурной и духовной жизни в граде Свияжск, а именно:

— воссоздание и реставрация памятников архитектуры и истории, исторической городской среды;

— жизни монастырско-церковной;

— жизни людей, нынешних и будущих, с их детьми — в полноценной городской среде.

При этом жителям Свияжска следует не только предоставить элементарные бытовые условия, но и социальные условия. То есть — создать новые городские организации, в том числе и музей-заповедник, выстроить детские сады и школы, воссоздать жилые дома для формировании исторической застройки, мастерские и школы традиционных народных ремёсел (кузнечное дело, глиняная игрушка, плетение, швейно-ткацкое дело, и т. д.) и художественного творчества, студии народного пения и танца. Кстати, один из местных священников (бывший мастер художественно-ювелирного дела) с супругой уже проводят со Свияжскими детьми занятия по рисованию, иконописи и художественной лепке глиняных изделий, близких к местным традициям этого ремесла. И, к тому же, в Свияжске уже живут несколько семей профессиональных художников, архитекторов и искусствоведов — это люди, из любви к Свияжску, его истории и красотам, поселились здесь постоянно.

Сторонники второго пути считают, что его реализация оптимальна и для реализации задач сторонников первого пути, а именно, что полнота жизни исторического малого города привлечёт сюда и множество туристов и паломников и не исключает экономической целесообразности проекта.

Важные гости Казани почти всегда посещают и остров-град Свияжск. Так, 21 сентября 2009 года здесь побывал первый заместитель Руководителя Администрации Президента России Владислав Юрьевич Сурков. По поручению Казанского отделения Международной Славянской Академии наук, искусства, культуры и образования (МСА) и Общества русской культуры г. Казани с ним удалось встретиться архитектору-реставратору, основному идеологу Концепции возрождения Свияжска как исторического малого города, организатору процесса возрождения профессору МСА Евгению Васильевичу Игнатьеву. Е.В. Игнатьев передал Владиславу Юрьевичу письмо в адрес Премьер-министра РФ В.В.Путина с документами, касающимися проблемы: быть ли Свияжску федеральным музеем-заповедником на всей его территории, когда жители становятся не нужны, или Свияжск возродится как исторический малый город с возрожденной исторической городской средой и развитой социальной инфраструктурой. Влиятельный государственный деятель России В.Ю. Сурков обещал передать это письмо В.В.Путину.

Большие надежды на заботу о Свияжске русская православная общественность республики возлагает на приезд сюда Президента РФ Д.А.Медведева, который ожидается в октябре.

Судьба Свияжска должна быть решена в самое ближайшее время. Какова же она будет? Определится это в начале октября 2009 года на Коллегии Министерства культуры РФ, где будет рассмотрено предложение Министерства культуры РТ о создании на всей территории федерального музея-заповедника.

Как считает общественность, за этим вариантом стоят монопольные бизнес-интересы Министерства культуры РТ и желание его контролировать немалые федеральные средства, выделяемые для реставрации памятников культурного наследия Свияжска по поручению Президента РФ Д.А.Медведева.

Идея восстановления острова-града Свияжск как исторического малого города с музеем-заповедником на части территории позволит радетелям Свияжска и Исполкому местного самоуправления осуществлять комплексный подход в решении широкого круга задач социально-экономического развития Свияжска и сохранения его архитектурных памятников. Именно так видят профессиональные и общественные организации Республики Татарстан государственные интересы в воссоздании, сохранении и развитии культурно-исторического достояния России для потомков — древнего града Свияжск.
Михаил Юрьевич Щеглов, заместитель председателя Общества русской культуры г. Казани

г. Казань, 2 октября 2009 г.

http://rusk.ru/st.php?idar=114644

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru