Русская линия | Андрей Печерский, Любовь Слиска | 07.10.2009 |
— Я, может быть, не буду оригинальной, если скажу, что сейчас самый тяжелый крест по пробуждению нашего народа от духовной спячки лежит на Святейшем Патриархе Кирилле. Совсем недавно я была удостоена чести побывать с ним в нескольких поездках по России, присутствовать на богослужениях, которые вел Патриарх. И хочу сказать, что такой проповеди, глубокой, смелой и бесстрашной, которая достигает сердца каждого человека, я не слышала много лет.
С большим уважением я отношусь к иерархам Русской Православной Церкви, глубоко скорблю в связи с кончиной Святейшего Патриарха Алексия, с которым я часто встречалась. Этот добрый, неконфликтный человек был всем нам духовным отцом. Тот крест, который нес на себе Святейший Патриарх Алексий по восстановлению храмов, монастырей, церковной жизни, трудно переоценить.
Сейчас в России немало таких бед, которые очень сложно побеждать. Государство с ними практически не борется. И сегодня, кроме Святейшего Патриарха Кирилла, я не вижу ни одной личности, которая могла бы смело говорить о том, что с нами происходит и будет происходить, и что всех нас ожидает, если мы не остановимся, не начнем трезво осмысливать свои поступки и деяния. Если не будем останавливать от каких-то безумств власть, политиков, бизнес, простых наших сограждан.
Во время визита Святейшего Патриарха Кирилла в Дивеевский монастырь я была свидетелем, как он очень метко дал оценку политикам, от которых зависят мир, здоровая атмосфера в обществе. Им было сказано много проникновенных слов. Я думаю, что удержание духовности в нашем обществе, ее возрастание, глубокое проникновение в души людей, желание не потерять того, что дано нам всеми нашими благочестивыми предками — важнейшая миссия, которая лежит на Святейшем Патриархе.
Я вижу, какая взята скорость, какая высокая планка, и хочу пожелать ему многая и благая лета, крепкого здоровья. Чисто по-женски я за него немножко волнуюсь: какая у него повседневная нагрузка и постоянная готовность произнести слова, которые люди будут потом повторять из уст в уста. Значит, есть надежда, что мы услышим, и есть человек, которого мы понимаем.
Мне очень жаль, что сошли на нет практически все наши гражданские институты, которые так любили заявлять о том, что надо сохранять спокойствие в обществе, сохранять в нем здоровые нравственные основы, напоминать людям о традициях наших предков.
Нас всё пытаются подогнать под западные стандарты, хотя Россия, я уверена, никогда не встанет на этот путь. В свое время это пытались сделать некоторые наши государи и императоры. Но незыблемыми оставались Русская Православная Церковь, духовность, традиции и культура. И пренебрегать этим ни в коем случае нельзя.
Святейший Патриарх Кирилл с виртуозной дипломатией доводит до нас факты нашей истории. Он начинает будоражить нашу забывчивость, говорит о том, что нельзя проходить мимо, закрывать глаза на вещи, которые православному человеку не безразличны.
А с тем, что творится в светской жизни, с тем, что мы видим на телеэкранах, что происходит с нашим книгопечатанием — одной Церкви с этим не справиться.
Миссия Патриарха Кирилла — разбудить в наших душах совесть, которую закрыли на многие замки за большие железные двери. А мы ее действительно закрыли. Мы стараемся ни во что не вмешиваться, нас это не касается, пригнемся — авось пролетит? Не пролетит! Поэтому, конечно, пока не будет человек хотя бы на пятьдесят процентов, на половину ориентирован на духовные принципы очень сложно будет в России что-то изменить.
— Мы с Вами, Любовь Константиновна, последний раз виделись именно в Дивеево, у мощей преподобного Серафима Саровского во время визита Святейшего Патриарха Кирилла. Что для Вас лично значат Дивеево и преподобный Серафим? Его пророческие слова «…Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе» стоят эпиграфом на первой странице «Руси Державной» и во многом определяют духовный стержень нашего издания.
— Наверное, каждому из нас хотелось бы дожить до тех времен, когда Россия будет в великой славе. Но что делаем мы для этого в XXI веке? В двадцатом еще что-то делали. Церковь делает много. А общество в целом перестало делать.
Что для меня преподобный Серафим Саровский? Впервые я оказалась в Серафимо-Дивеевском монастыре в 1998 году. Окунувшись в святом источнике, я почему-то вернулась к нему от машины. Я не могла понять силу этого магнетизма, который притягивал меня. И поняла это только через несколько лет.
Наверное, за долгие годы богоборчества, когда в сознание вбивался атеизм, мы разучились, а многие и не ведали, как действует на человека Благодать Божия. Гонения и разрушения православных храмов были не только в послереволюционные годы. При Хрущеве эти разрушительные процессы проходили с не меньшей жестокостью. А я родилась в 1953 году.
После этой памятной поездки в Дивеево близкие и друзья постоянно спрашивали меня: «Что произошло с тобой? Ты изменилась».
Преподобный Серафим говорил: «Приходите ко мне, я буду помогать вам». И моя жизнь действительно изменилась. С невиданной скоростью понеслась вверх служебная карьера. Ни на одни выборы не было ни рубля затрачено. Как-то все удивительно складывалось.
Вы видите на моем столе икону преподобного Серафима Саровского, подаренную мне великой княжной Марией Владимировной. Этот образ был у императора Николая II на станции Дно в те драматические дни отречения его от престола.
Это все для меня очень дорого и символично. Ничего просто так не бывает. И когда мне бывает лихо, в особенности когда я где-то резко выступила, и чувствую, что со мной будут проводить профилактическую беседу, встаю перед этим образом и говорю: «Если я права, заступись за меня, батюшка Серафим!.. Если не права, укажи мне сам. Но не давай изгаляться надо мной сопливым мальчикам, которые считают, что могут меня чему-то научить. И много раз бури меня миновали. Были в моей жизни моменты, когда я болела и просила у батюшки Серафима помощи, и получала исцеление…
Дивеево для меня очень близкая и дорогая обитель. Много лет я дружу с матушкой Сергией, настоятельницей монастыря, с владыкой Георгием, правящим архиереем Нижегородской епархии.
Все это не объяснить словами. У меня всегда такое ощущение, что преподобный Серафим всегда рядом со мной. И когда мне трудно, я всегда вспоминаю батюшку Серафима.
— Я не перестаю удивляться, как все удивительно взаимосвязано в жизни. Для меня и моей семьи батюшка Серафим и Дивеево очень много значат. И икона преподобного, которая была на станции Дно с нашим Государем Николаем II в драматические дни 1917 года, сейчас у Вас на столе…
В дни 90-летия явления иконы Державной Божией Матери наша редакция совместно с фондом «Андреевский флаг» провела крестный ход из Коломенского, где находится чудотворная святыня, на станцию Дно. Много удивительных и чудесных событий произошло тогда со всеми нами. Это и замироточившие иконы Божией Матери Державной, и слезы, которые потекли из глаз образа страстотерпца Николая, когда устанавливали поклонный крест на месте стоянки царского поезда. И когда на следующий день после Божественной литургии в Коломенском я вручал икону Державной Божией Матери Святейшему Патриарху Алексию, образ вновь замироточил…
Этот крестный ход предварил программу крестных ходов «Под звездой Богородицы», которые пересекли в этот памятный год нашу Россию с образами Державной Божией Матери. Их несли губернаторы областей, мэры городов, известные политики и общественные деятели, множество простых русских людей. Наверное, неплохо было бы, чтобы в каждом начальствующем кабинете висела на стене икона Матери Божией Державной и напоминала людям, что именно Она правит Россией. И тогда, может быть, легче, а главное — правильнее удавалось бы нам принимать те или иные решения. Как Вы считаете?
— В этом у меня лично нет никакого сомнения. В моем кабинете на стене висит молитва оптинских старцев. С нее я начинаю свой день. «Дай мне, Господи, предаться воле Твоей святой…» Убеждена, если бы хотя бы с этой молитвы начинали свой день наши политики, то, наверное, мы все были бы другими, и мир вокруг нас стал бы гораздо быстрее меняться в лучшую сторону.
В мой кабинет приходят люди с разными настроениями, просьбами, жалобами. Входит возбужденный человек, садится и, удивительное дело, как правило, успокаивается. Хотелось бы, чтобы люди поняли, что богатство, которое пришло к ним, все это — тлен, не навсегда. И то, что на украденные у простого народа деньги пытаются восстановить храм или монастырь — это останется людям, будет идти молитва. Но Господь взяток не берет, ему такое понятие незнакомо. И в гробу карманов нет. Туда с собой тоже ничего не заберешь. В одном стихотворении есть такие слова: «постарайтесь всё отдать при жизни, чтоб, уйдя к небытию во власть, теплым ливнем, снегом ли пушистым снова к милой родине припасть…»
Когда я вижу бездомных кошек, собак, то стараюсь зайти в ближайший магазин и накормить их. Ведь они тоже несут свой крест, кто-то бросил их, как и одиноких людей. А ведь если бы мы действительно чаще к Богу обращались, Евангелие читали, где каждая фраза, каждая строчка приближает нас к Богу, к истинному пониманию происходящего вокруг нас, многое могло бы измениться в нашей жизни.
Когда-то, совсем еще недавно, призывами ЦК КПСС к праздникам нас хотели построить в нужном направлении. А здесь пробуждается душа человека. Мы живем во время переоценки ценностей. Я смотрю на некоторых своих коллег, когда они бывают на богослужениях в Храме Христа Спасителя, стараются поближе стоять к первым лицам страны. К сожалению, зачастую присутствуют они в храме не для молитвы. А первые лица государства своим присутствием показывают, что они с народом, они с Церковью.
И все равно я очень хочу, чтобы все мы изменились. Я не верю, что мы умираем. Я не верю, что жизнь наша заканчивается здесь, на земле. Здесь заканчивается вторая форма жизни. Первая — когда во чреве матери созревает плод и выходит в жизнь. Третья фаза — это когда твоя душа предстанет перед Господом. Надо всегда помнить, а что ты принесешь на суд Божий, когда встанешь у Престола, или вообще не встанешь, а рухнешь в преисподнюю? И каждый день надо, наверное, задавать себе этот вопрос. Что ты сегодня не успел доброго сделать и почему? И нужно немедленно сделать, если есть еще время…
— Вы сейчас затронули очень важный вопрос духовной жизни христианина — чтение Евангелия. Мой духовный отец архимандрит Кирилл (Павлов) неустанно повторял: «Ежедневно читайте Евангелие». Но, наверное, так уж устроен человек, зачастую мы начинаем проникать в суть вещей только под воздействием каких-либо крайних обстоятельств: тяжелая болезнь, смерть близких людей. Также и вера в Бога, от многих слышишь — я сейчас занят важными делами, вот буду посвободнее и в храм начну ходить. Но так и не приходит, и в лучшем случае его туда вперед ногами внесут верующие родственники.
Я был недавно в составе делегации наших писателей в Цхинвале и Беслане. И увидел не по телевизору, а своими глазами школу, где были убиты 335 человек, в том числе 186 ни в чем не повинных детей. Это потрясло меня до глубины души. И я отчетливо осознал, что мы уже стали привыкать к убийствам и всяческим катастрофам, которые сыплются нам на голову с телеэкранов, газетных и журнальных страниц. Черствеют наши души, каменеют сердца. А ведь сочувствие, сопереживание всегда было одним из важнейших свойств русской души, верующего человека.
И сейчас находятся люди, которые пытаются противодействовать инициативам Церкви, говорят о том, что нельзя вмешиваться в светскую жизнь, выступают против изучения в школах основ православной культуры.
— Что меня всегда удивляет, когда я слышу такие суждения, то почему-то речь идет, как правило, о Православии. Никто не делает каких-то сомнительных заявлений по поводу мусульманства, иудаизма, буддизма, других конфессий. Вспомним секты, которые к нам в 90-е годы беспрепятственно проникали широким фронтом: «Белое братство», мормонов, Аум-синрике и т. д. Почему-то никто не подвергает сомнению, что они лезут во все структуры общественной жизни, в экономику, в политику. На это почему-то закрывают глаза. А они разрушают целостность России, они лезут в святая святых…
Насколько мудры были наши предки, ведь религиозных разногласий и столкновений у нас в России практически не было.
И эти непрошенные гости постоянно стараются внести какой-то раскол в наше общество. Мы знаем средства массовой информации, которые потакают им. Но уверяю вас, человек, который вошел в храм по случаю праздника, отстоял литургию, услышал проповедь священника, уже никогда не поддастся этим сомнительным соблазнам.
Правда, средств и возможностей у сектантов оказывается неизмеримо больше, чем у Русской Православной Церкви. Голоса недовольства вмешательством Церкви в светскую жизнь можно услышать по телевидению, радио, со страниц газет и журналов. Да, наша Церковь будет вмешиваться в нашу жизнь, потому что это — ее миссия. Сам Господь определил, что она будет вмешиваться. Не будет вмешиваться, то завтра и государства не станет.
Один из американских политиков во время визита на Украину откровенно заявил: «Россия сама прекратит свое существование через несколько лет…» Не прекратит! Если мы все наконец поймем, что им от нас надо. Что они только того и ждут, что от идейного и духовного разложения Россия погибнет.
И нам надо наконец одуматься. Удариться головой о стену церковную и остановить это безумие, в котором мы находимся.
— Визит Святейшего Патриарха Кирилла на Украину называют историческим, и не случайно.
— Вся страна внимательно следила за этой важнейшей миссией нашего Патриарха. Я преклоняюсь перед Святейшим Патриархом Кириллом. Это великий дипломат. И все мы увидели духовную и интеллектуальную высоту этого человека. Украинским руководителям никогда с ним не сравниться.
На примере Украины мы смогли еще раз убедиться, что народ умнее и мудрее многих наших политиков. Политики приходят и уходят. Уйдет в небытие и Ющенко. А десятки тысяч людей, которые приветствовали Патриарха в Киеве, в Почаевской Лавре, свидетельствуют об одном: Бог един, и мы — единый народ.
Когда Святейший Патриарх говорил в Херсонесе о прозрении князя Владимира, он обращал эти слова к украинским политикам: «Прозрейте, есть еще время, остановитесь». Я считаю, что визит Святейшего Патриарха на Украину сродни победе в большом военном сражении. Эта победа за Святейшим Патриархом, за Русской Православной Церковью. Всему миру было продемонстрировано: ничто не разделит наши православные народы.
Господь еще раз показал всем: «Бог не в силе, Он в правде!» Надеюсь, что эта правда проторила в Украине такую дорогу, которая не зарастет никогда.
— Какой бы Вы мечтали увидеть нашу Россию, Любовь Константиновна?
— Я боюсь только одного, что я до этих счастливых времен не доживу. Ведь, несмотря на все издержки коммунистического строя, идеологическое давление, удушение веры, мы жили в более безопасном государстве. У нас заботились о стариках и детях, женщины не боялись рожать детей, у нас не была так коррумпирована власть, правоохранительные органы не напоминали бандформирования.
Может быть, Господь явит такое чудо, в одну ночь Он протрезвит нас всех и даст нам всем понять, что это — ваша Родина, это — ваш народ, возлюби ближнего своего. Если вместо этого будем зеленые бумажки складывать, обкрадывая народ, добром это не кончится. Доллар пищей ни материальной, ни тем более духовной никогда не станет. Его есть не будешь, если хлеба нет. И газом не надышишься, как своим воздухом в лесу. И нефтью не напьешься, как чистой водой из родника.
Нам надо сохранять то, что нам дала природа, что дал нам Господь Бог. Я хочу, чтобы мы очистились от той скверны, которая глубоко проникла в души. Чтобы наше телевидение стало другим. Чтобы нам показывали сюжеты о достойных людях, скромных тружениках, на которых держится еще Россия.
Деньги никогда не были мерилом силы и таланта той или иной личности. Я видела, как жизнь наказывала таких людей, через их близких. Хочу призвать их: одумайтесь, остановитесь. Были великие правители, великие завоеватели. Но конец был един — откуда пришли — туда и уходили. Надо остановить это зло…
Ладони у каждого разные. У меня, у женщины, поменьше, у мужчин побольше. Господь дает тебе в размер твоих ладоней. Он определяет эту меру. Сомкни ладони и береги то, что дал тебе Господь. Здесь и твое здоровье, и твое отношение к близким, и твоя любовь, и твоя правда. Не рассей по ветру, не расплескай, бережно сохрани эту святыню до конца своих дней.
Беседу вел
Андрей ПЕЧЕРСКИЙ
Впервые опубликовано в газете «Русь Державная»
http://rusk.ru/st.php?idar=114635
|