Русская линия
Русская линияПротоиерей Александр Шаргунов28.09.2009 

«…И Твое сохраняя Крестом Твоим жительство»
Слово на Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Креста Господня. Новгородская икона. Конец XV века Крест воздвигается над миром, раскрывая пути Церкви и судьбы человечества. Где, среди чего обретается крест? Как совершается это воистину всемирное воздвижение естества нашего из бездны погибели на высоту славы Божественной? Там, где мерзость запустения на месте святе, есть еще до последнего суда избавление. После того, как во исполнение пророчества Спасителя был разрушен императором Титом в 70 году Иерусалим, и не осталось от храма камня на камне, во II веке здесь возник новый, языческий город с другим именем. Чтобы навсегда уничтожить память о Иерусалиме и о имени, нераздельно связанном с ним, были засыпаны землей и камнями гроб Господень и Голгофа и воздвигнуты на их месте капища Юпитера и Венеры. В начале были разорены святыни, а потом утверждена мерзость магии и блуда. Как похоже это на то, что совершается ныне в России, на то, что совершится в конце концов во всем мире!

В день Воздвижения Креста над современным Вавилоном Церковь говорит нам о погибельной бессмысленности богопротивления и о святом терпении верных. Где начинается богоборчество? Не был ли грех Адама разделен всем человечеством: отвергнуть Бога и занять Его место? В Ветхом Завете это только тень, но с воплощением Бога, перед крестом, это становится реальной возможностью. Отца Небесного нельзя поразить копием, но Бог во плоти может быть связан, пригвожден и пронзен. Все мы вместе и каждый в отдельности ответственны нашей греховностью за Его распятие. Всякий раз, когда мы отворачиваемся от Бога, предпочитая нашу собственную волю Его воле, всякий раз, когда мы пытаемся устранить Христа из нашей жизни, совершая грех, мы становимся на сторону Его распинателей. Но когда мы с ужасом и плачем возвращаемся к Нему, мы узнаем, что любовь Его, явленная на кресте, непобедима, и обретаем в конце концов даром Его любви власть такого покаяния, которое было у святых: «Умру, но не согрешу!»

Воздвижение Креста совершается в напоминание, что страшнее всего — отсутствие покаяния, привычка ко греху, которая делается уже как бы второй природой человека, что здесь мы начинаем соединяться с теми, кто предал Христа на смерть, не потому, что не знал, что Он Сын Божий, а именно потому, что знал это, как Сам Господь говорит в притче о злых виноградарях. Все очевиднее в человечестве свободное предпочтение греха добру, когда человек может сознательно становиться скотом или бесом, почитая себя за бога. Но даже если в таком состоянии обратится он с искренним покаянием к Богу, Бог не отвергнет его.

Что бы ни случилось с нами в этом отступническом мире, самое страшное — окаменение сердечное. Мы должны позаботиться о том, чтобы каждый отдельный грех, даже если он представляется нам как бы незначительным, был осознан нами и раскаян. Воздвижением Креста Церковь призывает нас ко вниманию. Невозможность покаяния означает принятие человека беззакония, и Церковь показывает сегодня всему миру крест Христов как знамение Его второго пришествия.

В мире, где торжествует зло, Церковь крепка, как говорит святой Силуан Афонский, святою крестною мыслию и терпением. Даже будучи на кресте, как Христос, искушается она сатаною. «Сойди, сойди со креста, — как некогда Христу говорят ей враги ее, — отступи немного от тех требований величия человека, о которых говорит твое Евангелие, стань доступнее всем, и мы поверим в тебя!»

Бывают обстоятельства, когда это как бы необходимо сделать: сойди со креста, и дела Церкви пойдут лучше. Что было бы, если бы Христос сошел с креста, если бы Ему, когда пришли превосходящие всякую меру испытания, не хватило любви к Своему творению? Мир был бы осужден жить под вечной тиранией Бога. Он избавился бы от тоски сомнения в Боге, ибо Его постоянное присутствие раздавило бы неверующих безлюбовным деспотизмом, который сатана предлагал Христу, и который он сам теперь под видом свободы насаждает в мире, потому что человек действительно свободен. Воздвижение Креста призывает всех верных к исполненному решимости, как говорит преподобный Серафим, выбору: вместо торжества сатаны нам дано увидеть в распятии Церкви крушение его и победу любви Пресвятой Троицы в мире.

Впервые опубликовано: http://www.moral.ru/Prop_Vozdvizh.htm

http://rusk.ru/st.php?idar=114598

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Ф. Ф. Воронов    28.09.2009 19:20
Дай Бог!!!
  Ф. Ф. Воронов    28.09.2009 19:19
http://slovo.russportal.ru/inde x.php?id=alphabet.i.john02_057

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.)
Почему съ молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о царяхъ?

[Слова иже во святых отца нашего Иоанна, архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. Сборник проповедей, поучений, посланий, наставлений и указов. Сан-Франциско, 1994]

Крестъ Господень, какъ орудіе нашего спасенія, сталъ почитаться христіанами еще во времена апостольскія. Однако, во время гоненія христіанъ, почитаніе его могло быть только тайнымъ. «Христосъ распятый» для іудеевъ былъ соблазномъ, для язычниковъ безуміемъ. Посему христіане не высказывали открыто своего почитанія креста, чтобы не подвергать его издѣвательствамъ. Они скрывали изображеніе креста или изображали крестъ такъ, чтобы язычники не могли догадаться, что данный рисунокъ прикровенно изображаетъ крестъ.

Въ 312 году царь Константинъ Великій во время похода на Римъ увидѣлъ на небѣ изображеніе креста съ надписью «НИКА», т. е. «побѣждай». Сдѣлавъ войсковую хоругвь въ видѣ креста, Константинъ вступилъ въ сраженіе, побѣдилъ врага и взялъ Римъ. Въ память этой побѣды, царь Константинъ повелѣлъ поставить въ Римѣ свое изображеніе съ крестомъ въ рукѣ и надписью: «Симъ спасительнымъ знаменіемъ я освободилъ Римъ отъ тирана». Вскорѣ послѣ сего, христіанское исповѣданіе Миланскимъ эдиктомъ было объявлено дозволеннымъ; самъ царь Константинъ показывалъ примѣръ почитанія креста, повелѣвъ изображать себя съ крестомъ даже на монетахъ.

Видѣніе креста царемъ Константиномъ на небѣ повторилось еще два раза при его дальнѣйшихъ походахъ, что еще болѣе усилило его почитаніе святаго креста.

По его желанію, его мать — святая царица Елена предприняла путешествіе въ Іерусалимъ и тамъ обрѣла святой и животворящій Крестъ. Она привезла въ Царьградъ часть его, и византійскіе цари, отправляясь въ походъ, брали ея съ собой, уповая на помощь Божію.

Вотъ почему въ дивныхъ пѣснопѣніяхъ, прославляющихъ святой крестъ, его восхваляли и за помощь, которую черезъ него получали православные цари.

Вмѣстѣ съ тѣмъ, Православная Церковь, исполняя наставленіе апостола Павла молиться за царей, даже языческихъ, поскольку они являются защитниками порядка, а не гонителями Вѣры, всегда возносила моленіе Богу, чтобы сила крестная помогала уповающимъ на крестъ царямъ. Службы святому кресту по средамъ и пятницамъ, въ кои дни воспоминаются страданія Христовы, и въ другіе праздники Животворящаго креста полны такихъ моленій. Въ нихъ говорится: «Крестъ царей держава», «о тебѣ вѣрнѣйшіе царіе наши хвалятся, яко твоею силою Исмаильтейскіе люди державно покаряюще», «побѣды благовѣрнымъ царемъ на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестомъ Твоимъ жительство», «древо честное царемъ на варвары побѣду подающее»… Такими и тому подобными выраженіями наполнены службы кресту.

Замѣчательно, что многія изъ сихъ пѣснопѣній написаны святыми Отцами, которые сами жестоко страдали отъ царей иконоборцевъ; они не прекращали моленія за царей, твердо вѣря, что послѣ злыхъ царей будутъ и цари благочестивые. Не измѣняли тѣ молитвы православные греки и южные славяне и находясь подъ властью турокъ или чужихъ чужеземныхъ властей, хотя бы они были иновѣрными.

Какой же смыслъ имѣетъ моленіе о царяхъ въ молитвахъ святому кресту, когда какой-либо народъ не имѣетъ своего православнаго царя?

Во-первыхъ, — православные народы должны молиться не только за своихъ Государей, а какъ члены одного тѣла — Церкви, также и за другихъ православныхъ Государей. Порабощенные турками греки, сербы, болгары и румыны молились за единственнаго тогда православнаго Русскаго Царя. Долгъ и русскихъ молиться не только за своихъ, но и за ихъ Государей, тѣмъ болѣе, что проживавшіе въ ихъ странахъ русскіе бѣженцы пользовались ихъ защитой.

Во-вторыхъ, — при возношеніи молитвъ о царяхъ мы молимся не только о нынѣшнихъ царяхъ, но и о будущихъ православныхъ царяхъ, ибо по толкованію святаго Іоанна Златоуста православные Государи будутъ держать власть до пришествія антихриста, удерживая распространеніе зла. Вотъ почему Церковь Православная не перестаетъ молиться «побѣды благовѣрнымъ царемъ на сопротивныя даруя». Слова сіи находятся въ молитвѣ Животворящему кресту, которая особенно часто употребляется, такъ какъ является тропаремъ, т. е. какъ бы гимномъ, дней святаго креста.

Въ Россіи и въ нѣкоторыхъ другихъ славянскихъ странахъ въ ту молитву вставляли и имя царствовавшаго Государя, но основное содержаніе ея всегда оставалось неизмѣннымъ и подлиннымъ текстомъ, тѣмъ, что написали святые Отцы: Спаси Господи люди Твоя и благослови достояніе Твое, побѣды благовѣрнымъ царемъ на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестомъ Твоимъ жительство.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ-Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 167-169.
  М.Яблоков    28.09.2009 18:56
Думаю, мы ещё споём как положено!…
  Ф.Ф. Воронов    28.09.2009 18:48
В издании Праздничной Минеи, которое можно найти на сайте http://www.orthlib.ru, тропарь Кресту указан (в упрощенной передаче) как: Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы благоверному имперaтору нaшему [имярек], на сопротивныя дaруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Т.е. в оригинальной дореволюционной форме. В тексте Минеи там же, дан усеченный постреволюционный вариант, без "царей" и без "христиан".
  М.Яблоков    28.09.2009 18:17
Вы вроде, батюшка, раньше были бОльшим оптимистом…
Есть святые, которые говорили о том, что будет Царь…
  архим. Павелъ, Болгария    28.09.2009 17:28
Годы назад попал на румынский Служебник, изданный в конце 40-х годов. Там буквально стояло моление о президенте и премиере республики с их именами.

Вы забываете, что живем в последние времена и никаких православных государей больше не придут. Псевдо-царь Симеон ІІ Болгарский в 2001 г. стал премиером для наживы и уничтожил монархическую идею в стране. Как говорил албанский король Зогу, "в ХХІ веку одинственные короли будут те на игральных картах".

Спаси Бог,
о. Павел
  czerni    28.09.2009 16:45
Цитата:
  напр.: "благоверному ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ".  

Так и напечатано в нашем старом молитвослове. А в чешском (не раз мною поминавшемся): "… нашей Чехословацтей республике"
  czerni    28.09.2009 16:37
Цитата:
  Лично я читаю (келейно) – "расширенный" вариант тропаря Кресту.  

И я
  Ф.Ф. Воронов    28.09.2009 16:20
Маленькое уточнение, господа. В тропаре Кресту (исходном тексте): "победы благоверным ЦАРЕМ на сопротивныя даруя". "Православным христианом" --- уже некое смягчение и замена, как бы ввиду того, что Царя у нас сейчас нет. Если посмотреть исходные (дореволюционные) богослужебные тексты, то можно увидеть, что моления о Царях устранены или заменены на другие не только в этом тропаре, но в самых разных местах. До революции, насколько я понимаю, в некоторых случаях, вместо общего "царем", в молитвах мог упоминаться конкретный православный государь, напр.: "благоверному ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ".

Неупоминание "царей" в их отсутствие кажется, на первый взгляд, логичным.

С другой стороны, святитель Иоанн Шанхайский, разъясняя связь моления о Царях с Крестом, утверждал необходимость неопустительно молиться о благоверных Царях, потому что, кроме Русского Царя есть и другие православные государи (святитель писал это в 1930-е годы, когда были праославные монархии в Югославии и Греции), и кроме того, потому что мы должны молиться и о будущих Православных Царях. Последнее, мне кажется, весьма актуально.
  Одиноков    28.09.2009 15:32
Ну, может я насчёт постановления и ошибаюсь. Но, казалось, бы, разве плохо, что мы испрашиваем победу именно православным христианам?..
А книги эти (дореволюционной печати Минеи, Октоихи и т.п.), я думаю, сохраняются при храмовых ризницах, если, конечно, там настоятели не "лапшины".

Страницы: | 1 | 2 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru