Русская линия | Николай Павлов | 24.09.2009 |
«И возвратилась в дом Свой…»
Лк. 1, 56
I. Значение иконы для Российского государства
«Мукою четырнадцати поколений научились мы духовно отстаиваться в беде и смуте… все вновь начинать „ни с чего“; из ничего создавать значительное, прекрасное, великое…и быстро доводить возрожденную жизнь до расцвета…», — писал великий русский философ Иван Ильин, которому и посвящена наша конференция.
Роль иконы и, прежде всего, чудотворной, в жизни человека, в истории России, в истории русской Церкви, русского искусства и литературы неоценима. Главная функция иконы молитвенная. Она сделалась живым органом, местом встречи между Творцом и людьми. Трудно перечислить все описанные в литературе чудеса, совершаемые чудотворными иконами. Силою Первообраза они излучают нетварный фаворский свет, останавливают стихийные бедствия (в т.ч. пожары: например, чудотворная Абалакская икона в г. Куртамыше). Они мироточат, плачут, темнеют (от предчувствия скорби), источают кровь. Иконы обновляются, являются людям в видениях, тонком сне, плавают по воде (местная икона Николая Чудотворца из с. Утятское), стоят в воздухе. Не горят в огне, погребенные под обломками обрушившегося храма (замечательный пример — икона Казанской Божией Матери, находящаяся в нашей Курганской епархии в с. Чимеево). Но, самое главное, иконы неожиданно являются нам при различных обстоятельствах: из-под земли, из воды, в ветвях деревьев или могут быть просто принесены другими людьми, избранными Богом. Этот случай и касается нашего повествования о Порт-Артурской иконе.
В наше время надо быть особенно внимательными к нашему прошлому, настоящему и будущему. Мы видим, как все чаще размывается понятие «русский», «русский человек». Некоторые современные идеологи, политики и телеведущие пытаются убедить нас в том, что у нашей страны должно быть процветание и благополучие в будущем, зачеркнув прошлое (а мы это уже проходили в 1917 г.). Для многих из них кажется диким и примитивным обращение к опыту минувших лет, к поиску потерянных истин в лабиринтах родной истории, нашего великого и святого прошлого. Преступно забывать, что наша Родина-это Русь, Великая, Святая и многострадальная, Исповедническая. И всегда, в трудных испытаниях, выпадавших на долю России, незримо присутствовала и ощущалась Божия помощь и Заступничество Пресвятой Богородицы [1].
История доносит до нас множество таких примеров, так в 1395 г. полчища Тамерлана повернули прочь от Москвы в день празднования иконы Владимирской Божией Матери. В день Рождества Богородицы состоялась Куликовская битва, в Рождество 1813 г. последний наполеоновский солдат покинул пределы Отечества. А вот пример из новейшей истории ХХ века. В 1941 г., когда немцы были уже под Москвой, по совету митрополита Гор Ливанских Илии (ему явилась в огненном столбе Богородица), Верховный Главнокомандующий приказал служить молебны перед списками чудотворных икон Казанской Божией Матери в блокадном Ленинграде, осажденной Москвы, а затем и в Сталинграде. Враг везде был остановлен и разбит [2].
Имеются свидетельства охранников, что И.В.Сталин перед наступлением 19 ноября 1942 г. в Сталинграде, ночью молился перед иконой Богородицы [3]. На суд истории было поставлено всё: накануне севернее Сталинграда, немецкий танковый корпус вышел на берега Волги — нефтяной артерии государства. В то время (1942 г.) под оккупацией фашистской Германии уже находилось около 40% населения (70 млн. человек), заселенной территории, сельскохозяйственных и промышленных ресурсов (И.В.Сталин в своем знаменитом приказе № 227 прямо признался в этом), т. е. положение было намного тяжелее, чем в Крымскую или Русско-Японскую войны. Тем не менее, была Великая Победа, а фашизм — повержен. Как не вспомнить здесь открытие в то время вновь церквей в СССР. «Разумеется, что не только обращение к религии и иконам помогло победить, главное — народ сплотился на основе своей исторической памяти, патриотизма и выдержал войну фактически почти со всей Западной Европой, а это ведь 400 млн. человек» — замечает историк Ю.Мухин.
Но есть примеры другого рода. Ужасающим равнодушием к православным святыням была отвергнута милость Божия в Крымскую войну 1855 г., называемую еще войной «за ясли Господни» и Россия вынуждена была заключить позорный для неё мир. Подобная история произошла и в следующую, Русско-Японскую войну 1904−05 гг. когда непослушание гласу Царицы Небесной привели к роковым последствиям на всё последующее столетие, а может быть, захватывает и настоящее время. Не будем забывать: в то время у либеральной публики, в частности студентов, считалось хорошим тоном посылать японскому микадо (императору) поздравительные телеграммы по случаю победы над русской армией в очередном сражении. Некоторые современные историки называют этот перелом начала века для страны: «русско-японский динамит». Но, несмотря на катастрофу 1917 г., в памяти и сердцах православных России бережно сохранялась необыкновенная история святыни, предназначенной Провидением для оказания помощи русскому воинству в те далекие годы.
Таинственная и чудесная по своему происхождению икона, известная под названием «Торжество Пресвятой Богородицы», была предназначена для крепости Порт-Артур, в связи с чем получила второе имя: «Порт-Артурская икона Божией Матери». В литературе встречается и третье её название: православный писатель С.А.Нилус в книге «Великое в малом» упоминает её под именем образа Царицы Небесной «На двух мечах». В рассказах об этой необычной иконе чудным образом переплетаются народные предания и действительные факты, глубокая вера в Небесное Провидение и равнодушие к церковным святыням [4].
II. Написание Порт-Артурской иконы, её история с 1904 по 1938 г.г.
Вратница Дальневосточная — так с любовью называют эту икону Божией Матери: под ее особым покровительством находится российский Дальний Восток. В настоящее время наиболее точный список (копия) исторического образа «Торжество Пресвятой Богородицы», называемой еще «Порт-Артурской иконой Божией Матери», находится в управлении Владивостокской и Приморской епархии Русской Православной церкви Московского Патриархата.
В 1903 г. накануне русско-японской войны Пресвятая Богородица явилась одному старому матросу Феодору, участнику обороны Севастополя, живущему в Бессарабии. Он усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре. Богородица повелела написать свой образ и доставить его в крепость Порт-Артур, обещая свое покровительство и победу русскому воинству тотчас по прибытии святой иконы в крепость. 11 декабря 1903 года ровно за два месяца до начала русско-японской войны этот благочестивый человек прибыл в Дальние пещеры Киево-Печерской лавры и рассказал о своем чудесном видении монахам. Начался сбор пожертвований на написание образа. 10 000 богомольцев приняли участие в сборе средств, каждый вносил по 5 копеек (больше не брали). Так были собраны средства на краски и материал для иконы, за работу знаменитый мастер иконописи Павел Федорович Штронда ничего не взял. Образ был написан точно по описанию старика-матроса, копию которого вы можете видеть перед собой.
Кроме того эмалированной вязью по периметру оригинала было написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей». На камне, изображенном лежащим у ног Богородицы иконописец П.Ф.Штронда оставил свой автограф. Размеры иконы без рамы составляли 1,7 аршина (около 124 см) в высоту и 1 аршин 1,5 вершка (около 77 см) в ширину. По другим данным: высота 124, но ширина значительно больше 82 см. [5] Современные искусствоведы относят стиль письма Порт-Артурского образа к российской романтической иконописи начала ХХ века.
История донесла до нас единственную сохранившуюся черно-белую фотографию оригинала иконы датируемую 1904 г. Известно так же: «Образ был написан на золотом чеканном фоне» — сообщал в 1904 г. читателям журнал «Русский паломник». Что же нам только возможно исследовать сейчас: это измерить пропорцию (отношение ширины к высоте иконы) на сохранившейся фотографии оригинала, что составляет 0,66. Вот, наверное, и все, что мы знаем о первом списке (оригинале) образа «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской).
В феврале 1904 года началась война с Японией. В августе по железной дороге икона была доставлена во Владивосток, где ее встречал Владыка Владивостокский и Приморский Евсевий (Никольский). Далее святой образ был временно помещен в Успенском Кафедральном соборе Владивостока. Многие верующие выражали недоумение и неудовольствие тем, что икона не доставляется в Порт-Артур. Задержка с доставкой была вызвана объективными причинами: отсутствием свободных кораблей и активными военными действиями в осажденном Порт-Артуре. Было сделано несколько фотокопий и написана небольшая копия масляными красками на дереве. После нескольких неудачных попыток отправить копии иконы по морю и по суше доставить подлинную икону взялся один славный офицер — Николай Николаевич Федоров: 50-летний отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка, участник русско-турецкой войны 1877−1878 годов, в 1904 году — делопроизводитель Императорской охоты. Он из газет узнал о судьбе Порт-Артурской иконы и решил взять на себя трудный и опасный подвиг — доставить означенную икону к месту назначения. Его духовник отец Иоанн Кронштадтский дал ему на это свое благословение. В утешение жителям Владивостока осталась копия иконы в натуральную величину, писанная на медной доске (была и такая! — прим. авт.) масляными красками.
Но до Порт-Артура икона доставлена не была, а оказалась в ставке Главнокомандующего генерала Куропаткина в Манчжурии. К этому моменту Порт-Артур был уже сдан, а Россия потерпела поражение. Известно письмо о. Иоанна Кронштадтского: «Вождь нашего воинства А. Н. Куропаткин оставил все поднесенные ему иконы у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего, и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим» [6].
Далее: 26 мая 1905 г., во Владивостокский кафедральный собор была внесена икона Порт-Артурская, возвращенная из действующей армии. Есть факты, что икона, пронесенная крестным ходом помогла обуздать революционные бесчинства во Владивостоке 30−31 октября 1905 г. [7] После войны икона «Торжество Пресвятой Богородицы постоянно находилась в Успенском кафедральном соборе г. Владивостока., который в 1932 году был закрыт, а в 1938-взорван. Следы же чудесного образа (оригинала) после разрушения храма затерялись…
Известен еще один факт дореволюционной истории образа, нам курганцам, наиболее интересный. В Порт-Артуре погиб в десанте герой Русско-Японской войны, капитан 2-го ранга А.В. Лебедев. Узнав о смерти брата, его сестра А.В. Андерсин-Лебедева сделала две попытки отправить небольшой список Порт-Артурской иконы, у неё бывшей, в осажденный город. Но все они не увенчались успехом. Тогда Андерсин-Лебедева попросила пришедшего к ней попрощаться полкового священника отца Алексия (Агаева), отправлявшегося в Маньчжурию, доставить имеющийся образ в Порт-Артур. Батюшка икону взял, но вскоре Анастасия Васильевна узнала из газет о кончине о. Алексия по дороге в Маньчжурию. Как известно, единственный путь Транссиб пролегал в то время через территорию нынешней нашей Курганской епархии, можно предположить, что если священник скончался в нашей местности, то и икона должна находится где-то поблизости. Далее к этому вопросу мы ещё вернемся.
III. Обретение списка Порт-Артурской иконы в Иерусалиме
После революции в России икона была утрачена, и «случайно», именно эта икона (или список) с Порт-Артурской иконы был обнаружен в 1998 году в одном из магазинов Иерусалима в районе Лифостротона (ул.Виадолороза или Крестного Пути Спасителя в Старом городе Иерусалима. Прим. авт.), куда заглянули паломники из Владивостока.
Насколько приморцам удалось выяснить, российская святыня попала в Израиль из Гонконга от русских эмигрантов. Скорее всего, она принадлежала существовавшей там некоторое время православной общине и была выставлена в витрине лавки уже более четырех лет. Это объясняется тем, что неопытный глаз арабов, католиков и греков принимал сей образ за копию иерусалимской иконы «Святой Вероники», изображенной также с платом Спаса Нерукотворного. Первую экспертизу иконы провела инокиня Горнинского женского монастыря Наталия, бывший сотрудник Третьяковской галереи. Она подтвердила, что икона — не современная подделка. С помощью российских православных монастырей, находящихся в Израиле, игумении Георгии удалось собрать требуемую сумму, а российские дипломаты помогли оформить все документы на вывоз святыни. Наконец, 6 мая 1998 г, в день святого Георгия Победоносца, икона «Торжество Пресвятой Богородицы» прибыла в свой город. Но, как и в старые времена, владивостокцы не знали о прибытии к ним святыни и не было устроено подобающей ей встречи, так как пастыри правильно не были полностью уверены в подлинности иконы. Её размеры на полсантиметра отличались от размера подлинника (по другим данным: ширина оригинала 82 см, т. е. разница еще больше 6 см. — прим. авт.).
Длительные годы скитаний вне России не прошли для иконы бесследно; утрачены роспись в нижней части образа и фрагменты письма по золоту, а само дерево списка оказалось изъеденное жучком. Для реставрации требовались специалисты высокого класса и они нашлись. Работы над иконой велись в церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии (Троице-Сергиева Лавра). В настоящее время Порт-Артурская святыня вернулась в Владивосток.
При паломничестве на Святую Землю в мае 2008 г., автор так же посетил эту арабскую антикварную лавку, но уже ничего интересного из иконописи не обнаружил. Я беседовал с игуменьей Горнинского монастыря в Иерусалиме — Георгией и выяснил некоторые подробности обретения Владивостокского списка. Инокини же Наталии в монастыре тогда уже не было. Вообще, руководство Русской Духовной миссии в Иерусалиме хорошо осведомлено об истории Порт-Артурской иконы и нашей Курганской епархии в целом. Зам. начальника миссии игумен Феофан (Лукьянов) принял нас и подробно расспросил об наших находках икон, остановился также на состоянии родового храма Капустиных в с. Батурино, Шадринского района. Всем русским монастырям на Святой Земле, наряду с другой епархиальный литературой, мы пожертвовали альманах «Звонница «с очерком о наших замечательных Порт-Артурских образах и историей Курганского кафедрального собора Свт. Александра Невского.
IV. Современное прославление образа
Вот только сейчас, в наше время, началось настоящее прославление образа «Торжество Пресвятой Богородицы», а ведь прошло более 100 лет с момента явления Богородицы матросу и написания иконы.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внесение празднования в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери в месяцеслов официального календаря Русской Православной Церкви. Указание о данном праздновании включено в календарь начиная с 2009 года с формулировкой: «16/29 августа. Иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская), 1904». (8). В Екатеринбурге, Владивостоке и некоторых других городах заложены храмы в честь Порт-Артурской иконы.
Ввиду почти полного отсутствия в стране настоящих исторических списков образа, выполненных до 1917 года, сейчас иконописцы массово выполняют заказы на современные копии (новоделы). В основном Порт-Артурскую икону заказывают епархии Дальнего Востока, Вооруженные Силы России, в особенности флотские корабельные экипажи. Знаменитый российский иконописец, священник Михаил Самуилович Осипенко (1922−2006 гг.) первым написал новый список этой известной иконы, где перспектива: золото-чеканная. Пишут списки иконописец Патриархии из Палеха: Стефан [8] и многие другие иконописцы.
Замечательная художница из Хабаровска: Ирина Геннадьевна Хромова (Павлишина) так же подвижнически работает над этой темой. Написанные ей иконы находятся в городах российского Дальнего Востока: Благовещенске, Хабаровске, в с. Ленинском, Еврейской АО и даже в православном храме Токио. В Петропавловск-Камчатский, в Никольский храм, окормляющий базу атомных подводных крейсеров, икона была пожертвована вместе с уникальным драгоценным киотом, выполненный её отцом: Г. Д.Павлишиным. Народный художник России, Почетный гражданин г. Хабаровска, русский патриот Павлишин Геннадий Дмитриевич работает в сложнейшем жанре драгоценной флорентийской мозаики, труды его имеют мировое признание. Японцы неоднократно предлагали ему работу на любых условиях, но безуспешно, зато художник в 2002 г. изготовил уникальный мозаичный киот для Владивостокского списка. По благословлению духовника, настоятеля хабаровского храма А. Невского о.Сергия (Мещерякова), Г. Д.Павлишин выполнил мозаичный образ Порт-Артурской иконы. Сей образ безвозмездно пожертвовал им в часовню Виктора-воина (выстроенную им же), находящуюся на самой границе России с Китаем, на Большом Уссурийском острове под Хабаровском, рядом с пограничной вышкой. Благодаря общему интересу к Порт-Артурской иконе я заочно познакомился с этими замечательными людьми и даже получил от них посылку с фильмами и материалами о знаменитой иконе.
Привожу неполную географию Крестных ходов с современными списками (новоделами) Порт-Артурской иконы: Весной 2003 г. икона была провезена покаянным Крестным ходом, посвященного 100-летию явления дивного образа от Санкт-Петербурга до Порт-Артура, через всю Россию, всего за две недели. В День Победы 9 мая 2003 г. была совершена панихида и затем крестный ход на месте упокоения русских воинов в Порт-Артуре., затем был отслужен благодарственный молебен в русском посольстве в Пекине.
В мае 2003 г. икона приняла участие в крестных ходах по случаю празднования 300-летия Санкт-Петербурга. По благословению оптинских иеромонахов образ побывал в Португалии, в десятках святых мест Сербии: храмах, монастырях, обителях. Крестный ход прошел по Белоруссии, Украине, Крыму, Северному Кавказу. В августе 2003 г. икона участвовала в крестном ходе в Приморье, была провезена на яхтах вдоль дальневосточного побережья России.
9 мая 2004 г., в День Победы, икона, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, приняла участие в торжественном праздничном шествии по Красной площади в Москве.
Со списком иконы боевой сторожевой корабль «Магаданец», впервые за 20 последних лет в нашем военно-морском флоте, прошел Великим Северным Морским путем из Калининграда на Камчатку [9].
В марте 2008 г. в Кургане была промежуточная остановка грандиозного Крестного хода «Под звездой Богородицы», посвященного историческому объединению РПЦ. Это был один из 8 крестных ходов, которые сошлись в Москве 10 июня 2008 г. Участники вышли из Владивостока, Якутска, Барнаула, Ростова-на Дону, Санкт-Петербурга, Архангельска, Афона (Греция), Иерусалима. Во всех Крестных ходах несли списки образа «Порт-Артурской Божией матери».
V. Изучение вопроса о созданных списках (копиях) иконы
Слово исследователям: Иеродиакон Иннокентий (Ерохин), Владивостокская епархия: «О копиях Порт-Артурской иконы сегодня мало что известно. Розыском икон занималась Нелли Григорьевна Мизь и другие приморские краеведы, искусствоведы и клирики. Мы знаем, что во Владивостоке оставалась копия, писаная на медной доске. Другая была сделана на дереве, но в меньших размерах, чем оригинал. Кстати, в Церковноархеологическом кабинете Московской Духовной академии находится уменьшенная копия Порт-Артурской иконы, которая в основных чертах похожа на обретенный образ, но есть и отличия. Самое главное — на этой копии отсутствует дарственная надпись от святых обителей Киевских. В этом можно убедиться, если посмотреть журнал военно-морского флота «Морской сборник» № 2 (1767) за 1994 год». [10] Как мы видим, о сохранившихся списках иконы до 1917 года владивостокским специалистам ничего не известно, убежден, что они настойчиво и усердно искали, сомнений никаких нет. Значит если не нашли, то иконы просто не сохранились до наших пор или, что вероятнее всего, они просто не открыты для общественности и не описаны в специальной литературе. В некотором роде мы попытаемся восполнить этот пробел.
Март 1904 г. — Написание иконы в Киево-Печерской Лавре (оригинал), иконописец П.Ф.Штронда;
Апрель 1904 г. — Исполнение наиболее полных копий с иконы (в натуральную величину) монахинями Ново-Девичьего монастыря в С. Петербурге для других храмов, установление списка в монастырском храме.
До ноября 1904 г. — исполнение уменьшенной копии иконы во Владивостоке, неудачная попытка переправить её в Порт-Артур. Дальнейшая судьба её неизвестна. В этом же году также исполнение уменьшенной копии иконы для А.В.Андерсин-Лебедевой в столице (стр. 31. 3.) Кончина в 1905 г. на пути в Манчжурию священника о. Алексия Агаева, сопровождавшего эту икону. Дальнейшая судьба списка неизвестна. Но позже, в 1907 г. Анастасия Васильевна все-таки возложила на могилу брата в Порт-Артуре другую, полноразмерную копию иконы.
Ноябрь 1904 г. — По распоряжению Святейшего Синода Митрополит Санкт-Петербургский Антоний указывает Ново-Девичьему монастырю вынести из собора копию Порт-Артурской иконы и запрещает писать новые копии. Это объясняется тем, цитирую письмо Синода: «Икона по своему начертанию, имеет особенности, не принятые в православной иконописи»;…» был обман и что на ней Святая Троица разделена».
В это же время Синод отказал ещё двум издателям: Коркину и Сойкину в разрешении на печать цветных хромолитографий Порт-Артурской иконы на металле, поэтому массовой печати и распространения не было, следовательно, православная Россия с этим образом была не знакома. Значит, живописные, полные по деталям копии (с периметрической надписью «…и 10 000 богомольцев…»)официально снимали всего 8 месяцев- с апреля по ноябрь 1904 г.
В январе 1906 г. Киевский митрополит Флавиан высказался о возможности снимать копии с Порт-Артурской иконы, при условии, что будет убрана надпись «…и 10 000 богомольцев…» Следовательно, без периметрической надписи списки могли выполнятся в Киеве и только начиная с января 1906 г.
Февраль 1907 г. Определением Синода офицеру Н.Н.Федорову (истинному христианину, который единственный из всех как-то пытался доставить оригинал в Порт-Артур), уже посмертно было отказано в просьбе получить копию Порт-Артурской иконы. Вот так… На этом официальная переписка Святейшего Синода по поводу иконы оканчивается. Надо заметить, через 100 лет стало ясно, что сей образ пережил Российскую Империю и Синод того времени, имеется в виду, как духовный центр Империи, ведь сейчас Патриаршество.
Итак, мы знаем, что до ноября 1904 г. было снято какое то количество полных по деталям копий: в натуральную величину (основной тип), количество копий, конечно, неизвестно, но вероятно столько, сколько могла написать одна иконописная мастерская за 8 месяцев (не более 10 экз.); по изученной литературе, они встречаются даже более часто, чем уменьшенный тип.
Ранее нам известные дореволюционные копии Порт-Артурской иконы:
1. Апрель 1904 г. Исполнение наиболее полных копий с иконы (в натуральную величину) монахинями Ново-Девичьего монастыря в С. Петербурге для других храмов. В ноябре 1904 г. были Синодом запрещены. Где эти копии — неизвестно, может уничтожены. Возможно предположение, что одна из копий — это сохранившийся Владивостокский список.
2. Написана во Владивостоке в 1904 г. Тип — уменьшенная, была предпринята неудачная попытка доставить её в Порт-Артур. Следы образа потеряны.
3. Владивостокский список 1904 г. Тип — храмовый, имеется периметрическая надпись, является наиболее полным приближением к оригиналу, размеры 1240×760 мм; площадь 92% от оригинала. Разница с оригиналом заключается в следующем: а) не совпадают ширина и пропорция ширины и длины: 0,61 (0,66-оригинал); б) не совпадение многих деталей письма при сравнении с фотографией оригинала 1904 г.; в) перспектива — голубой фон (оригинал-золотой); в) отсутствие автографа П.Ф.Штронды. Данные разночтения ни в коем случае не принижают религиозно-культурологическую ценность этого списка, т.к. он является лучшим из всех сохранившихся. Куплен в Иерусалиме в 1998 г, находится в кафедральном Владивостокском соборе, окружен заслуженным почитанием.
4. Написана в 1904 г. в Санкт-Петербурге. Тип — уменьшенная, принадлежала А.В.Андерсин-Лебедевой. Была передана в 1905 г. священнику о. Алексию (Агаеву), который умер на пути в Маньчжурию. Следы образа потеряны.
5. Московский список, более поздний — только после 1906 г. Тип- уменьшенная копия, без надписи по периметру, перспектива: золоточеканный фон. Икона сохранилась, находится в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии и Семинарии; г. Сергиев Посад.
VI. Обретение списка иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» в с. Частоозерье, пожертвование в дар Далматовскому Свято-Успенскому мужскому монастырю
В начале марта 2004 г. я предпринял паломническую поездку в Далматовский Свято-Успенский монастырь. 8 марта 2004 г. в Скорбященском храме шла Литургия Преждеосвященных Даров, служили о. Варнава, о. Тимофей и другие монашествующие. В этот светский женский праздник, приходящийся в тот год ещё и на Великий пост, монастырская жизнь шла своим чередом: все монастырские насельники выполняли различные послушания, а трудники перекрывали крышу храма. Из мирян в храме на Литургии присутствовали только какие-то пожилые мужчина и женщина со свертком, завернутым в покрывало (сначала на них не обратили внимание) и автор. После окончания Литургии старики развернули свой сверток и мы все изумились: показалась чудесной красоты в прекрасном состоянии икона с совершенно незнакомым сюжетом. Иконография была весьма необычной.
В отличие от общепринятых канонов Матерь Божия на иконе держала в руках не Богомладенца, а плат с изображением Нерукотворного Лика Спасителя. Я вспомнил, что в древние времена образ Нерукотворного Спаса укреплялся на крепостных стенах русских городов как некий духовный щит. Далее эти люди сказали, что они привезли икону в дар монастырю. Монашествующие горячо поблагодарили Бога и пожертвователей за обретение чудесного образа, а старики скромно помолились и потом пошли на вокзал. Я тоже был поражен, но после опомнился и выскочил вслед за этими людьми. Догнал их уже на полпути к вокзалу и сразу спросил: «Откуда вы люди добрые?». Они ответили, что живут в Частоозерском районе и когда стали ломать старый дом, то на чердаке обнаружили сей образ, бережно заключенный в ящик. Будучи людьми верующими, они собрали деньги и решили пожертвовать икону в самое благочестивое по их мнению место — Далматовский монастырь.
Ехали они с пересадками: сначала автобусом до Петухово, а затем электричками до Кургана и г. Далматово. Я поблагодарил этих порядочных людей и попрощался с ними. Этот необычный образ глубоко запал мне в душу. Чуть позже в журнале «Наука и религия» № 12 за 2003 г. я впервые прочитал про эту икону. Долго размышлял и 6 ноября 2006 г. на праздник иконы «Всех скорбящих радость», являющийся престольным праздником Скорбящинского храма, я вновь приехал в монастырь. Здесь с благословения игумена отца Варнавы, наместника Далматовского Свято-Успенского монастыря, решил предпринять собственное историческое исследование. Отец Варнава подарил мне цветную фотокопию образа и посоветовал съездить в поселок Мишкино в церковь. По его информации там так же имеется подобный список.
ОПИСАНИЕ ИКОНЫ: представляет собой список образа «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) написанный масляными красками, левкас, доска толщиной 30 мм, размер 895×595 мм (это составляет 52% от площади оригинала иконы 1904 г., но пропорция 0,66, что полностью соответствует оригиналу), сохранность хорошая. Тип: уменьшенная копия, манера письма тонкая, перспектива-голубой фон, по деталям почти полностью повторяет оригинал. По периметру иконы имеется знаменитая надпись: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей». Предположение — данный список копировался непосредственно с оригинала.
Анализ деталей иконы и имеющейся информации позволяет сделать вывод: возможно список написан в период с апреля по ноябрь 1904 года, ещё до указания Святейшего Синода о запрещении копирования. Относится к редчайшим сохранившимся копиям, в литературе и сети «Интернет» описана только одна, подобная по деталям, но полноразмерная — Владивостокская икона. Место обретения нашей иконы — дер. Денисово, Частоозерский район Курганской обл., находится в 60 км от железной дороги (ст.Петухово, Транссиб). Во времена Российской Империи (до 1917 г.) входила в Ишимский уезд, Тобольской губернии. Как икона оказалась в Частоозерье-один Бог ведает. Могла появиться из губернского Тобольска, из Центральной России или с Дальнего Востока.
Но автор выдвигает версию, что икона попала в нашу местность с Транссиба, единственной железнодорожной магистрали в то время, по которой Россия вела войну с Японией в 1904−05г.г. Можно предположить, что эта икона и есть уменьшенный список, переданный из столицы в 1905 г. А.В.Андерсин-Лебедевой через полкового священника о. Алексия (Агаева) в Порт-Артур, на могилу брата-моряка, героя войны. Как знаем, о. Алексий скончался на пути в Манчжурию, а где — неизвестно, может на нашем участке ж/д пути, а икона какими-то неисповедимыми путями могла задержаться в нашей местности.
VII. Сохранение исторического списка Порт-Артурской иконы в Свято-Троицкой церкви поселка Мишкино 1908−1948 г. г.
31 декабря в последний день 2006 года я приехал в пос. Мишкино. Сразу прошел к церкви: это Свято-Троицкий храм, выглядевший превосходно. Внутри храма мне тоже очень понравилось: было хорошо и покойно, а на правом клиросе, рядом с широко известным образом «Николая-Чудотворца Можайского», я сразу увидел знакомую до малейшей черточки редчайшую, таинственную Порт-Артурскую икону. Благочинный, настоятель храма о. Алексий (Фасола), узнав причину приезда, любезно разрешил мне исследовать сей образ и даже благословил в помощь для измерений своего сына Михаила.
Как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Занимаясь историей Порт-Артурского списка я выяснил, что село Мишкино являлось местом рождения и жизни моего прапрадеда по материнской линии П.А. Горнова (1840−1922г.г.). Человек для своего времени он был известный и даже попал в современную краеведческую литературу. Цитирую по книге «Сужденное не случайно»: «Мать Ефросинии, Ольга, умерла в 1911 году в возрасте 70 лет, а отец Павел Андреевич Горнов прожил 82 года (умер в 1922 г.). Он был богатый, держал бойню. Будучи глубоко верующим человеком, он привез в Мишкино (не на открытие ли церкви? — прим. авт.) из Киева икону, золотую чашу для причастия и церковный колокол, самый звонкий в округе. Все это он подарил церкви».
Кроме этого при исследовании я нашел документ, дополнительно подтверждающий участие П.А.Горнова в постройке Свято-Троицкой церкви в дер. Мишкиной: «Его преосвященством, Преосвященнейшим Иоакимом Епископом Оренбургским и Уральским, преподано Архипастырское благословение:…крестьянам Павлу Горнову, Илье Кудинову, Дмитрию Шишкину, Алексею Талыкову, Ивану Талыкову, Василию Кондакову, Никандру Никольскому, Федору Павлову, Ефиму Бутакову, Михаилу Хлыбову. За пожертвования и постройку храма в деревне Мишкиной Челябинского уезда от 24 марта 1907 года» [11]. Вполне можно предположить, что прапрадед П.А.Горнов действительно привез из Киева эту самую Порт-Артурскую икону в числе других церковных атрибутов для нового храма. Мы знаем, что в январе 1906 г. Киевский митрополит Флавиан высказался о возможности снимать копии с Порт-Артурской иконы, а завершение постройки Мишкинской церкви приходится на март 1907 г., освящение же было вообще в 1908 году. За это время икона вполне могла быть выполнена в киевской иконописной мастерской, выставлена на продажу, приобретена и привезена П.А.Горновым в дер.Мишкино. Эти факты подтверждаются еще наличием полностью однотипным с Порт-Артурской иконой по стилю, исполнению и размерам образом «Николая Чудотворца Можайского», но про который хорошо известно по преданиям прихожан, что это икона киевской работы.
Мишкинская церковь во имя Св. Троицы была освящена в 1908 г. В 1936 году церковь закрыли в связи с арестом священника, но прихожане успели разобрать иконы для сохранения по домам. Далее храм использовался под зерносклад. Отгремела Вторая Мировая война. В 1948 году церковь открыли вновь и мишкинские хранители вернули все спрятанные образа [12]. Так наша икона была обретена ещё раз и сохранилась до настоящего времени. Мне известен только этот единственный случай в России сбережения Порт-Артурской иконы в своем приходе. В 2008 г. в пос. Мишкино на празднике Святой Троицы торжественно отмечался 100-летний юбилей Троицкого храма с крестным ходом, возглавляемым знаменитой, сохраненной иконой.
ОПИСАНИЕ ИКОНЫ: представляет собой список образа, написанный на доске толщиной 30 мм, размерами 1070×750 мм (это составляет 80% от площади оригинала иконы 1904 г., но пропорция 0,69), сохранность хорошая. Тип — храмовый, манера письма тонкая, возможно киевская, фон золото-чеканный, по деталям несколько отличается от подлинника. Главное: по периметру иконы не имеется надписи: «.10 000 богомольцев…». Зато в центральной части написано: «Подобие образа Торжества Пресвятой Богородицы», но, к сожалению, тыльная сторона закрашена масляной краской. Список мог быть выполнен только после 1906 г. Относится к редчайшим сохранившимся спискам, в литературе и «Интернете» описан только такой один: Московский, уменьшенный, неполный: хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии и Семинарии, г. Сергиев Посад.
VIII. На основании всех доступных автору материалов из литературы и сети «Интернет» можно сделать вывод, что оригинал чудотворной Порт-Артурской иконы, выполненный в 1904 г. в Киево-Печерской Лавре иконописцем Павлом Федоровичем Штрондой все же пока не обретен.
К настоящему времени в России имеется 4 (четыре) списка образа «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) исполненных до 1917 года, исследованных и описанных в специальной литературе, окормляющие службы Господу. Вот они:
1. Владивостокский храмовый полный список 1904 г., из всех наиболее близок к оригиналу.
2. Московский уменьшенный, неполный список, после 1906 г., МДА и С; г. Сергиев Посад.
В результате данного исследования можно сделать вывод: Промысел Божий сохранил и открыл нам на территории нашей Курганской и Шадринской епархии еще два исторических списка чудотворной Порт-Артурской иконы Божией Матери безусловно имеющих, как мы выяснили выше, промыслительное значение. Думается, что это великое знамение для нас в утешение нынешних и будущих событий.
3. Далматовский уменьшенный полный список 1904 г., композиция близка к оригиналу.
4. Мишкинский храмовый неполный список, написан в г. Киеве в 1906 г.
Для полноты исследования необходимо поставить вопрос: Сколько еще не изученных Порт-Артурских икон сохранилось в России? Ведь до 1917 года их писали все же в значительных количествах. Этого не знает никто, но иконы точно есть. Например, загадочный список Порт-Артурской иконы в натуральную величину из кладбищенской церкви г. Киржач, виденный в начале 1980-х иконописцем М.М.Осипенко. Или иконы, запомнившиеся когда-то очень давно, художнице И.Г.Хромовой (Павлишиной) в г. Орле.
…Закончено исследование. Щемящие вальсы-прощания времен Русско-Японской войны до сих пор волнуют нас так, будто мы снова на гулких морозных вокзалах провожаем своих сестер и братьев на желтые сопки Манчжурии, на зеленые берега Амура… По мере изучения истории образа «Торжество Пресвятой Богородицы, читатель, я мысленно побывал на фортах Порт-Артура, выходил в море из Владивостока, любовался иконописью в Киево-Печерской Лавре. Реально прошел узкими улочками Иерусалима, наблюдал зауральские равнины из окна вагона на Транссибе при поездке в Мишкино, поклонился мощам преподобного Далмата… Вызывает глубокое благоговение, что наши Далматовский и Мишкинский списки иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» в отличии от Владивостокского образа, который большую часть столетия провел в эмиграции в Гонконге и Иерусалиме вне России, пережили вместе с земляками весь этот противоречивый и жестокий ХХ век на своей Зауральской земле.
Надо верить, что наши Порт-Артурские иконы во второе столетие их истории вместе со всеми россиянами вступили и пройдут ХХI век достойно. В надежде на осмысление ошибок прошлого, на духовное возрождение народа, для развития исторического сознания православной молодежи автор, по мере своих сил и возможностей, исследовал историю образа «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) и подготовил этот доклад.
Павлов Николай Борисович , православный краевед, ведущий инженер-конструктор ОАО «Курганмашзавод»
Примечания:
1 — «Порт-Артурская икона Божией Матери»; Сатисъ. Держава. СПб., 2005 г.
2 — «Сужденное не случайно» Л. Астафьева; С. Плотников, Юргамыш, 2001 г. О Павле Андреевиче Горнове (1840−1922), жителе ст. Мишкино, прапрадеде автора.
3 — Документальный 96-й серийный телевизионный фильм «Вторая Мировая война. День за днем. Русская версия»; Автор и гл. режиссер Виктор Правдюк, 2006.
4 — «Отвергнутая победа. Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в русско-японской войне» / Под ред. И.В.Пикуля. — СПб., М.: Диоптра, 2003.
5 — «Отвергнутая победа. Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в русско-японской войне» / Под ред. И.В.Пикуля. — СПб., М.: Диоптра, 2003. — С.76.
6 — Вратарница дальневосточная. Статья из журнала «Глаголъ» № 22 (44) от 5.12.2001, опубликована на сайте http://www.hram1891.ru
7 — Владивостокские епархиальные ведомости 1905 г., № 2;4.
8 — Журнал «Наука и религия» — № 5 — 2000; № 12 — 2003.
9 — «Дальневосточная вратарница» посетила нас на «Магаданце». Статья из газеты «Вечерний Магадан» от 29.09.2006, опубликована на сайте http://vm.mag-city.ru
10 — Порт-Артурская икона Божией Матери. Статья из «Журнала Московской епархии» 10−1998, опубликована на сайте http://chinese.orthodoxy.ru
11 — Оренбургские епархиальные ведомости № 19−20 за 17 мая 1907 г. С. 145.
12 — Федченко М.Н. РПЦ на территории Курганской области (1943 — нач. 2000-х гг. — Курган: Изд-во Курганского государственного университета; 2006 г.
http://rusk.ru/st.php?idar=114588
Страницы: | 1 | |