Русская линия | Борис Куган | 21.09.2009 |
Реализуя принцип интеграции всех здоровых сил общества в решении задач духовно-нравственного воспитания, Главное управление образования Курганской области активно взаимодействует с Курганской и Шадринской епархией. С 2005 года это взаимодействие развивается на основе ежегодно утверждаемого совместного календарного плана по организации гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, ход реализации которого обстоятельно обсуждается на ставших традиционными областных Рождественских чтениях.
Главным направлением совместной деятельности с Православной церковью является содействие включению в учебные планы школ факультативных курсов по изучению православной культуры. Так, в прошлом учебном году такие учебные предметы и кружки велись примерно в 12% общеобразовательных школ области, в 2008—2009 учебном году они введены уже в 108 общеобразовательных учреждениях, что составляет 25% основных и средних школ области.
Однако существует ряд проблем организационного характера, и главная из них — состояние профессиональной готовности педагогических кадров к освоению особых специфических учебных программ. С 2003 года курсы повышения квалификации по основам православной культуры на базе областного института повышения квалификации и профессиональной подготовки прошли 250 педагогов. Это немало, но мы считаем, что учителям необходимо более основательное обучение, поэтому с 1 сентября 2009 года принято решение об открытии в институте повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Курганской области отделения профессиональной подготовки «Духовно-нравственное образование. Основы православной культуры».
Следующая проблема — несформированность образовательного заказа на введение духовно-нравственных предметов со стороны учащихся и их родителей. Причиной этому является низкий уровень информированности участников образовательного процесса, отсутствие сложившейся системы регулярного изучения образовательных запросов от учащихся и родителей и их учёт в определении содержания образования.
В этой связи Главное управление образования Курганской области сформировало инвариант управленческих действий по реализации прав обучающихся (воспитанников) на свободу совести и религии, как того требует Конвенция о правах ребёнка, Конституция Российской Федерации и Закон Российской Федерации «Об образовании»:
1) информирование участников образовательного процесса;
2) изучение образовательных запросов обучающихся и их родителей;
3) учёт образовательных запросов обучающихся и их родителей при определении содержания образования;
4) создание комплекса обеспечивающих условий;
5) организация мониторинга качества и результатов образования.
Данный инвариант может быть использован в проведении аудиторских и инспекционных проверок общеобразовательных учреждений.
В Курганской области с 2001 года развивается движение культурно-образовательных центров, являющихся разновидностью социально-педагогических комплексов, как наиболее оптимальной в современных условиях формы духовно-нравственного воспитания.
Всего в настоящее время в области действует 265 культурно-образовательных центров (КОЦ), в которых объединяют усилия дети и взрослые, все здоровые силы общества в совместной социально значимой деятельности, это позволяет преодолевать разрыв между поколениями и на основе разновозрастного общения осуществлять передачу социального опыта.
По существу являясь прообразом русской общины, культурно-образовательные центры позволяют совместными усилиями, «всем миром» решать насущные проблемы местного сообщества. Не случайно опыт зауральских культурно-образовательных центров был широко представлен на XVI Международных Рождественских чтениях, а деятельность Чернавского КОЦ Притобольного района была отмечена на федеральном уровне дипломом III степени.
В этом культурно-образовательном центре действует кружок «Основы православной культуры», работает клуб «Молодая семья». Всем миром возрождается сельский храм, местный священник активно участвует в воспитательной работе школы. Школа и церковь, объединившись, возродили престольный праздник села Чернавского «День святого Афанасия». В селе давно забыли о правонарушениях и преступлениях, дети и взрослые с удовольствием говорят о возрождении таких человеческих качеств, как трудолюбие, честность и порядочность, уважение к старшим и родителям.
Такой богатый опыт организации духовно-нравственного воспитания детского и взрослого населения в условиях сельского социума был рекомендован нами для распространения и внедрения в широкую педагогическую практику.
В целом в области выстроен механизм распространения инновационного опыта в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Суть его сводится, во-первых, к определению в качестве стажерских инновационных образовательных учреждений. В частности, по проблемам духовно-нравственного воспитания статус областных стажерских площадок присвоен Чернавской основной школе Притобольного района, дважды победившей в федеральном конкурсе образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, школе № 8 г. Шадринска, также победителю конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование», и Юлдусской школе Шадринского района, победителю областного конкурса.
Во-вторых, вокруг этих образовательных учреждений формируется сеть воспринимающих опыт областных внедренческих площадок и кандидатов на этот статус.
По нашим прогнозам число КОЦ, активно реализующих программы духовно-нравственного воспитания, будет увеличиваться.
Большими возможностями для гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения располагают кадетские и мариинские классы и группы, главной целью которых является возрождение духовных, нравственных, культурных и военно-патриотических российских традиций в системе образования и воспитания подрастающего поколения. Основное внимание направлено на подготовку юношей, готовых без пафосного шума трудиться на благо Отечества на гражданском и военном поприще.
В программах дополнительного образования кадет включены вопросы изучения истории российской армии, российского офицерства, воинской этики, где отражены лучшие традиции элиты российского общества, которым на протяжении многих веков являлся офицерский корпус российской армии и флота.
В Курганской области кадетское образование пользуется большой популярностью среди детей и их родителей. На протяжении последних шести лет наблюдается стабильная положительная динамика реального роста числа кадетских классов и групп в образовательных учреждениях области: 2002−2003 учебный год — 620 человек, 2005−2006 учебный год — 1618, 2008−2009 учебный год — 2302. Особо следует подчеркнуть факт создания в Курганской области двух специализированных кадетских школ-интернатов в городах Шадринске и Куртамыше, в которых обучается около 400 подростков.
Актуальным является создание кадетских групп в учреждениях начального профессионального образования, где контингент обучающихся в предыдущие годы не отличался особо высоким уровнем воспитанности. И то, какие перемены происходят с обучающимися в кадетских группах, отражает реальную эффективность выбранной нами формы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.
Вместе с тем считаем необходимым продолжение и развитие сотрудничества с православными организациями в плане духовного попечения учащихся кадетских классов и групп, потому что всегда существует опасность превалирование военно-прикладных видов деятельности без духовно-нравственной основы, когда слово священника о ратном и духовном подвиге Александра Невского, Дмитрия Донского, Адмирала Ушакова и других великих российских военачальников будет уместно в беседах с подростками.
В этой связи также чрезвычайно актуальным представляется расширение духовно-нравственного компонента в кадетском образовании.
Сегодня не менее важной задачей является развитие социальной инициативы молодых людей — квалифицированных, компетентных и богатых духовно. В этом отношении большие надежды мы возлагаем на создание в ШГПИ Центра духовно-нравственного воспитания.
Куган Борис Алексеевич, начальник Главного управления образования Курганской области, доктор педагогических наук, профессор
http://rusk.ru/st.php?idar=114577
|