Русская линия | Геннадий Красников | 21.09.2009 |
Наиболее полное издание современной русской поэзии в ХХI в. (объёмом без малого в500 страниц ), новая антология лучших поэтических произведений, датированных годами исключительно после 2000-го, собиравшаяся более четырех лет и непросто пробивавшаяся к читателю, — явление историческое и уникальное, поскольку включает в себя около 400 имён поэтов разных поколений и эстетических групп и школ не только Российской Федерации (от Москвы до Иркутска, от Смоленска до Чукотки, от Оренбурга до Воронежа, от Пскова до Красноярска, от Сыктывкара до Нижнего Новгорода, от Санкт-Петербурга до Калининграда), но и всего русскоязычного мира (от Харькова до США и Канады, от Иерусалима до Германии, от Праги до Минска, от Лондона до Таллина), ярко подтверждающих, что время молчания и немоты русской поэзии закончилось.
По мнению составителей и издателей, читателям предлагается своеобразный эвристический проект — взгляд в будущее, поиск разновекторности путей, прогноз, некий эскиз, проект этих будущих путей, некое задание на будущее. Неслучайно уже сейчас, ещё до выхода книги, зная только по журнальным публикациям о концепции, о ней уже спорят, пишут в периодике как в России, так и за рубежом.
Книгу предваряет вступительная статья аналитического характера. Публикация каждого автора сопровождена фотографией автора и биобиблиографической справкой, что придаёт историко-литературоведческий характер книге, предназначенной как для самого широкого читателя, так и для изучения в учебных заведениях разного уровня.
Создателями книги найден своеобразный ход в подаче столь большого поэтического массива. Антология открывается своего рода «эпилогом вместо пролога» — «Так начинался век ХХ-й», отвечающим на вопрос, не рано ли составлять сборник стихов нового века. Приведённые этом разделе классические стихи И. Анненского, К. Случевского, К. Фофанова, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Блока, А. Белого, Н. Гумилёва, И. Бунина, написанные в первое десятилетие ХХ в. и вошедшие в золотой фонд русской литературы, дают исчерпывающий ответ на подобные сомнения.
Раздел «Я устал от ХХ века» включает в себя полные драматизма стихи сочинителей, ушедших перед самым концом прошлого столетия и выразивших в своих стихах определённое предчувствие смены эпох, времени, и даже успевших попрощаться своим творчеством с уходящим веком, предъявить ему как свой счёт, так и чувство признательности. Раздел представлен именами значительных поэтов, среди которых — Вл. Соколов, Б. Чичибабин, Н. Тряпкин, А. Жигулин, В. Бурич, Е. Блажеевский, А. Башлачёв и другие.
В основной состав входят стихи нового века и тысячелетия, созданные поэтами, среди которых поэты разных поколений — такие как В. Боков, К. Ваншенкин, Н. Панченко, А. Межиров, а также — Н. Матвеева, Г. Горбовский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, И. Шкляревский, Ю. Мориц, А. Кушнер, Д. Сухарев, Г. Русаков, В. Соснора, Е. Рейн, В. Костров, Ю. Кузнецов, А. Дементьев, В. Пахомов, А. Решетов, Т. Зульфикаров, В. Микушевич, В. Сорокин, В. Устинов, О. Фокина, В. Куприянов, Т. Жирмунская, И. Волгин, О. Николаева, М. Авакумова, М. Кудимова, И. Жданов, иеромонах Роман, М. Шелехов, О. Седакова, А. Ерёменко, Г. Фролов, Ю. Милославский, Т. Бек, Н. Шипилов, И. Бяльский, Р. Бухараев, С. Кекова, О. Ермолаева, Н. Дмитриев, М. Бородицкая, В. Лапшин, А. Романов, Н. Краснова, В. Артёмов, Е. Лукин, А. Дидуров, А. Кобенков, А. Цветков, Д. Новиков, иеромонах Роман, И. Меламед, С. Щербаков, Н. Зиновьев, Дм. Быков, К. Джангиров, Е. Юшин, В. Пуханов, С. Сырнева, Вс. Емелин, И. Кабыш, В. Берязев, Е. Исаева, Е. Лесин, Б. Рыжий, З. Прилепин, А. Коровин, А. Матасова, А. Родионов и многие другие.
В книге во всём многообразии представлены и русские поэты, чья судьба связана с Украиной. Это харьковчане Б. Чичибабин, С. Минаков, И. Евса, А. Дмитриев, В. Сурненко, А. Минакова, А. Афанасьева; харьковчане, живущие ныне соответственно в Москве, Нью-Йорке и Эрфурте — М. Попов, Юрий Г. Милославский и Е. Сухарев; бывший киевлянин, ныне москвич, уроженец Львова А. Закуренко, киевлянин С. Кирицев, жительница Лондона Л. Григорьева (родилась на хуторе Лысый Ворошиловградской области), А. Ростова — родом из Полтавской области, Г. Калюжный — родился и вырос в Макеевке Донецкой области, И. Хролова родом из Жданова (Мариуполя), Н. Лясковская из Умани Черкасской области…
Антологию завершают дебютанты — те, кому предстоит определять лицо нового поэтического поколения. Самой молодой участнице этого раздела — 18 лет, а некоторые стихи, представленные здесь, были написаны авторами в 15−16-летнем возрасте. Уже сегодня можно говорить о ярком и безусловном даровании многих из них, так легко и свободно существующих в современном литературном пространстве, будь то традиционное книжно-журнальное поле, или Интернет, где иные молодые поэты давно обжили безграничное место в лабиринтах мировой паутины, общаясь со своими читателями в реальном времени и получая мгновенный отклик от многочисленных поклонников и почитателей, как это, к примеру, происходит с творчеством замечательной В. Полозковой или В. Памурзина. Без сомнения, любителям поэзии запомнятся имена самых ярких дебютантов этой антологии — В. Заблицкой, Р. Ненашева, А. Афанасьевой, А. Русс, А. Нитченко, А. Минаковой, О. Мяловой, А. Болдырева…
Готовящаяся к выходу антология со всей определённостью показывает, что русская поэзия на сегодняшний день — в достойных её образцах — лучшая в мире. В ней предстаёт многоуровневый срез современной России — эстетический, этический, исторический, социальный, культурный, политический, духовный, лексический, семантический… Это связано с тем, что каждое из названных качеств уходит своими корнями в народную жизнь, в народное мировидение и мироведение, в народное миропонимание и мировоззрение… Современная наша поэзия живёт (продолжает жить!) «светящимся фавором» (С. Есенин) русского слова, русской души, русской культуры. В основе своей — в чём её коренное отличие (всегдашнее, а ныне — особенно!) — это народная поэзия, кровно, духовно связанная с жизнью своего народа. Она словно датчик на самых болевых точках национального тела: на его сердце, мыслях, на его душе… Она передаёт, фиксирует все болезни нашего народа, его потаённые мысли, чаяния, его — нескрываемое — отчаяние и терпение. И потому во многом это поэзия трагическая, передающая всю драму, переживаемую Отечеством".
Как заметил русский философ К. Леонтьев, словно провидя духовным зрением нашу современную тягу угнаться за прогрессом и цивилизацией: «Чем знаменита, чем прекрасна нация? — Не одними железными дорогами и фабриками, не всемiрно-удобными учреждениями. — Лучшее украшение нации — лица, богатые дарованиями и самобытностью. — Лица даровитые и самобытные не могут быть без деятельности творчества; - когда есть лица, есть и произведения, есть деятельность всякого рода».
Во вступительной статье к антологии приводятся слова критика В. Курбатова (Псков), который, говоря о нашем времени, предупреждает современного писателя: «Зарабатывай хлеб чем хочешь. Музу на панель не пускай. Она тоже умеет перенести голод и холод, когда видит силу и твёрдость Поэта. Уж что-что, а страдание русская муза знала во всех оттенках и во все дни истории…»
Замечательно, что антологию ХХI в. завершают очень сильные стихи молодых поэтов, которые глубоко осознают свой выбор, понимая, на какую стезю вывела их судьба. Это те, для кого собственно ХХI в. и будет своим, кто должен принять на себя свою долю русской судьбы и русской истории со всеми её грядущими драмами и испытаниями.
Геннадий Красников,
Москва
http://rusk.ru/st.php?idar=114575
Страницы: | 1 | |