Русская линия
Русская линия Владимир Базарный21.09.2009 

«Идет физическая деградация детей»
Открытое письмо Президенту РФ Д.А.Медведеву

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!


В своей статье «Россия, вперед!» (опубликованной СМИ 10.09. с.г.) Вы пригласили всех, кто разделяет (и не разделяет) Ваши убеждения к сотрудничеству. И такое обращение главы государства, пожалуй, впервые. Это радует и дает надежды.

Предметом настоящего обращения к вам является проблема деградации здоровья детей в ходе образовательного процесса, а также предлагаемый механизм радикального исправления ситуации.

В этой связи я разделяю заключение Премьер-министра В.В.Путина по отношению к деградации жизненных сил и здоровья детей в учебном процессе, который в интервью «КП», заявил: «Из школы дети уходят синие, а в школу приходят зелёные» («КП», 6.10. 2006 г.). Другими словами, дети приходят в школу незрелые, а уходят из школы — изможденные и замученные.

О том, каких выпускников получает Россия за 10 — 12 лет такого «образования» доложил обществу и власти Президент РАМН ак. М. М. Давыдов ещё в 2006 году: «У нас больше не осталось здоровых выпускников школ».

Однако трагедия заключается в том, что подорванное в учебном процессе здоровье детей уже никакими медицинскими методами и сверхсовременными медицинскими Центрами — не вернуть.

Именно сложившийся (разрушающий здоровье) механизм образовательной системы ведет к сверхсмертности и сверхзаболеваемости нашего народа.

Точный диагноз тому, что происходит с детьми в нашей системе образования поставил в 2007 г. один из наиболее авторитетных педиатров России, директор Научного центра здоровья детей РАМН ак. А. А. Баранов: «Идёт физическая деградация детей».

Отрадно, что в качестве важных приоритетов успешного развития России Вы определили в том числе «…раскрытие творческого потенциала каждой личности…стимулирование научно-технического творчества молодых ученых и изобретателей…».

Однако наши исследования показали, что существующая сегодня разрушающая здоровье форма построения учебного процесса в образовательных учреждениях приводит к угасанию творческого воображения детей за 3 года в 2−4 раза!".
Сегодня многие ведущие вузы страны бьют настоящую тревогу по поводу этой угрожающей тенденции.

Меня лично вдохновила Ваша точно сформулированная оценка нынешнего состояния и перспектив развития здравоохранения России и его роль в спасении уже «остатков» полноценных по здоровью детей: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая… Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги…К каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения…Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом» (Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Российская газета» 6.11.2008).

Дело в том, что я с многочисленными единомышленниками решению этой стратегической задачи государства посвятил жизнь.
Вы же оказались первым из руководителей государства, кто точно указал основу, на которой должна строиться отечественная система профилактического здравоохранения.

Именно для реализации этого направления нами (на базе СО АМН СССР) была разработана педагогическая здоровьеразвивающая программа построения учебного процесса, которая Научным Советом № 37 Академии медицинских наук СССР была признана мировым открытием (Постановление № 2 от 17 апреля 1986 года).

После прохождения многолетней экспертизы ведущими НИИ в области детства в 1989 году программа была утверждена министерством здравоохранения РФ для образовательной системы России под названием «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно — познавательной деятельности в детских садах и школах».

В 2001 году программа на практике прошла повторную гигиеническую экспертизу Научного центра здоровья детей РАМН (дир. ак. А. А. Баранов) и получила положительное заключение. На основании его данная программа получила также санитарно — эпидемиологическое заключение Государственной санитарно — эпидемиологической службы Российской Федерации (№ 77.99.95.3.Т.674.07.01 08.07.2001.).

Однако парадокс ситуации заключается в том, что все эти годы государственная система образования использует в школах (не утвержденные Минздравом РФ и Роспотребнадзором РФ) режимы и приёмы и методы проведения учебного процесса, разрушающие здоровье детей (при этом наши, официально утвержденные и имеющие многолетние положительные результаты — отвергает).

Слава Богу, наша программа внедряется. Однако это происходит, в основном, по личной инициативе учителей и директоров школ.

Так, несмотря на огромное сопротивление «продажных чиновников» (как Вы метко выразились), в настоящее время здровьеразвивающая программа обучения детей внедрена более чем в трёх тысячах образовательных учреждений РФ (не считая стран ближнего зарубежья).

Совместно с сенатором от Ставропольского края А. А. Коробейниковым наша работа в 2005 году была заслушана и получила серьёзную поддержку на заседании Комитета по науке, культуре и образованию ПАСЕ.

На следующий год в Москве намечено проведение общеевропейского форума для министров образования и здравоохранения Европы по проблеме гармоничного развития учащихся.
Впервые за 200 лет, так называемой эпохи Просвещения, такой масштабный форум будет проводиться в России.

Мы благодарны Вам за поддержку этой инициативы ПАСЕ и Совета Федерации РФ и надеемся что, Вы его возглавите как разработчик и куратор национальных проектов РФ в области здравоохранения и образования.

Приведу только один пример положительных результататов внедрения разработанных под нашим руководством здоровьеразвивающих принципов организации учебного процесса.
В апреле с. г. Государственная Дума Астраханской области заслушала итоги внедрения данной программы в образовательных учреждениях области. Из доклада депутата Государственной Думы Астраханской области главного врача Карагалинского района Красовского С.С.: «За время наблюдения в классах, внедривших эту программу, показатели здоровья и функциональное состояние систем жизнеобеспечения детей улучшились примерно в 2 раза, а в классах, занимающихся в традиционных условиях, примерно в 2 раза ухудшились!».

Если бы данная программа с помощью политической воли руководителей (в целях исполнения требований существующего законодательства о создании условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья учащихся) была бы внедрена во всех образовательных учреждениях России — мы бы имели совсем другие показатели здоровья наших детей, а в итоге и народа, в целом.
Таким образом, у нас есть, что показать и предложить и для России и для Европы.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! В настоящее время Президент США Барак Обама пытается реформировать систему здравоохранения. Смею утверждать: эффект ее внедрения на здоровье народа будет нулевой. Потому, что они здравоохранение выстраивают на «пожарной» лечебно — реабилитационной основе.

Вы можете стать первым Президентом, по чьей воле может быть выстроена настоящая профилактическая система здравоохранения страны. Выстроена на педагогической основе — как системе воспитания здоровья детей.

Мой личный опыт подтверждает правоту Вашего высказывания о том, что всем, кто искренне желает перемен к лучшему (в т.ч. и в системе образования) будут пытаться и пытаются мешать «влиятельные группы продажных чиновников». Но, несмотря на это «будущее принадлежит нам, а не им».

В этой связи предлагаю проблему деградации здоровья детей в образовательных учреждениях (с нашим участием) вынести на заседание Совета безопасности РФ.

В заключение наша группа Ваших единомышленников приглашает Вас посетить одну из курируемых нами школ в г. Москве (№ 760) и лично убедиться: каких здоровых (физически, психически и духовно-нравственно) молодых людей выпускает эта школа.

Вы сможете убедиться, что при минимальных экономических затратах через 2 — 3 года можно увидеть перелом в (продолжающемся многие годы) обвальном ухудшении здоровья подрастающего поколения России.

Это и будет один из способов реализации курируемых Вами национальных проектов, который даст, в том числе, огромный экономический и социально-политический эффект.

Ведь для лечения и дальнейшего медицинского обеспечения детей, имеющих патологические заболевания, требуются огромные денежные расходы и государства и родителей.

И вы лучше меня знаете: что может сделать Глава государства — не смогут сделать тысячи очень умных в своих глазах академиков.

Приложение:
1. Рекомендации депутатских слушаний Астраханской государственной Думы на тему: «Реализация государственной политики в области охраны здоровья детей и подростков через здоровьесберегающие программы в образовательных учреждениях».

С готовностью помогать Вам в этом благородном деле,

Член Высшего Координационного Совета общероссийского движения «За здоровое развитие детей»,
Отличник здравоохранения РФ,
Хирург высшей категории,
Почётный работник образования РФ,
Научный руководитель Центра гармоничного развития учащихся Российского Государственного Социального Университета,
доктор медицинских наук Владимир Филиппович Базарный


Приложение

Рекомендации депутатских слушаний на тему: «Реализация государственной политики в области охраны здоровья детей и подростков через здоровьесберегающие программы в образовательных учреждениях»


Участники депутатских слушаний, обсудив проблемы, связанные со здоровьем школьников, отмечают, что в последнее время охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения, его интеллектуальное и физическое развитие становятся важнейшими государственными задачами.
По данным Минздравсоцразвития России состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации характеризуется следующими показателями:
— из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины — 53 процента -имеют ослабленное здоровье;
— две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания;
— лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых;
— общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла за последние пять лет на 16 процентов, а юношей и девушек в возрасте 15−18 лет — на 18 процентов;
— продолжается рост показателей болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой, нервной системы, крови и кровеносных органов, врожденных аномалий и анемий.
Проведенные Научным исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей Российской Федерации исследования показали, что количество детей в возрасте 6−7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32 процента.
Сохраняются высокие уровни элементарно-зависимых заболеваний (гастриты и дуодениты, болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей, сахарный диабет). Отмечается ухудшение показателей физического развития. Около 10 процентов детей школьного возраста имеют сниженные антропометрические характеристики. Низкая масса тела у детей и ее дефицит выявляются в 3 раза чаще, чем десять лет назад. Около 7 процентов школьников страдают ожирением.
В системе школьного образования также предпринимаются реальные шаги к решению этих проблем. Однако современная школа слабо использует свой потенциал для укрепления здоровья детей и подростков, формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни и тем самым вносит свою печальную лепту в процесс ухудшения здоровья школьников в период их обучения. Культура бережного отношения к своему здоровью, умение и желание заботиться о нем у большинства школьников, включая выпускников, остаются на крайне низком уровне.
По оценкам специалистов к факторам риска для здоровья школьников, помимо трудностей социально-экономического характера и ухудшения экологии, можно отнести:
— снижение их физической активности;
— стрессовую педагогическую тактику;
— чрезмерную интенсивность образовательного процесса;
— несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
— преждевременное начало дошкольного систематического обучения;
— несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
— функциональную неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья;
— массовую неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
— частичное разрушение служб школьного врачебного контроля;
— провалы в существующей системе физического воспитания;
— ухудшение качества питания;
— экология.
Перегрузки учащихся и ухудшение их здоровья на протяжении школьного периода обучения обусловлены, во-первых, ориентацией системы образования на «среднего ученика» и, во-вторых, приоритетом процесса усвоения знаний по отношению к развитию личности ребенка, а также формой передачи этих знаний, основанной на информационно-вербальной деятельности учащихся. Уроки строятся на закрепощённо-обездвиженной основе. Кроме того, в погоне за неоправданным усложнением и увеличением объема школьного содержания обучения из зоны внимания учителей, психологов, администрации школ, родителей зачастую выпадают проблемы здоровья учащихся. Отрицательно влияют на здоровье детей и другие факторы внутришкольной образовательной среды: высокая наполняемость класса, перегрузка учебного дня и учебной недели, завышенный объем домашних заданий и дополнительных занятий, эмоциональный дискомфорт, игнорирование в школе постановки осмысленного чтения, уверенной речи и т. д. Нет надлежащего медико-физиологического сопровождения учебного процесса в плане контроля за индивидуальным развитием и динамикой здоровья ребенка.
К сожалению, в школах нередко нарушаются санитарно-гигиенические условия обучения. Недостаточное место в учебном плане школы отводится двигательной активности школьников: уроки физической культуры часто проводятся формально и неэффективно, имеются случаи их неоправданной теоретизации, что уменьшает и без того слабую динамичность учебного процесса в целом, мало внимания уделяется игровым видам спорта: футболу, баскетболу, гандболу, волейболу, не уделяется должное внимание спортивной гимнастике, акробатике. Редкими стали в школе спортивные праздники, Дни здоровья и т. д. Ухудшилось медицинское обслуживание детей в образовательных учреждениях. Недостаточно эффективной в отношении сохранения здоровья учащихся остается работа врача, школьного психолога и психологической службы в целом. Ситуация усугубляется, в частности, тем, что средства массовой информации не уделяют должного внимания предупреждению вредных привычек, повышению культуры семьи, а также формированию у граждан представлений о здоровом образе жизни как личностной и социальной ценности.
Система профессионального образования и система повышения квалификации работников образования не предусматривают подготовки учителей, способных эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья школьников. Современный учитель и руководитель школы недостаточно осведомлены о здоровьесберегающих технологиях, о возрастных психологических и физиологических особенностях учащихся. К тому же существующий принцип оплаты преподавательского труда заставляет учителя брать на себя непомерную учебную нагрузку, что негативно сказывается на личном здоровье самого педагога, а в ряде случаев — на его отношении к работе, к учащимся и, в конечном итоге, на качестве образования.
Сложившаяся ситуация требует новых подходов к образовательному процессу и необходимости внедрения здоровьесберегающей педагогики в образовательных учреждениях. Программ обучения здоровью в настоящее время существует множество, они отличаются содержанием, объемом, подачей информации. В образовательных учреждениях Астраханской области апробирован на практике ряд здо-ровьесберегающих программ: Е.А. Бабенкова, Л.Ф. Шатохиной, В.Н. Касаткина, Н.К. Смирнова и т. д., которые дают определенные плоды. Наряду с вышеуказанными здоровьесберегающими программами в области используется теория и практика отечественной здоровьесберегающей педагогики доктора медицинских наук В.Ф.
Базарного.
После многолетней экспертизы в 1989 г. система Базарного В.Ф. была официально одобрена и рекомендована Минздравом Российской Федерации в качестве федеральной программы «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детских садах и школах».
Особый интерес вызывает работа в данном направлении Карагалинской средней общеобразовательной школы Астраханской области, прогимназии № 3 и начальной школы-детского сада № 106 «Елочка» г. Астрахани, муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области».
За трехлетний период использование методики Базарного В.Ф. в образовательном процессе вышеуказанными учреждениями дало положительную динамику здоровья детей. Сократилось количество болеющих детей, наблюдается резкая динамика роста учащихся, занимавшихся в режиме динамических поз, процесс ухудшения зрения приостановился и стабилизировался и т. д.
Депутаты Государственной Думы Астраханской области, выражая озабоченность по данной проблеме, считают, что необходимо объединить усилия органов государственной власти, школы, общественности, семьи в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей.
В связи с вышеизложенным участники «депутатских слушаний» рекомендуют:

Правительству Астраханской области:
— создать межведомственный Совет при Правительстве Астраханской области с целью координации деятельности государственных и общественных организаций, учреждений, направленной на решение проблем охраны и укрепления здоровья детей, на формирование ценности здорового образа жизни как необходимого условия защиты школьного детства;
— предусмотреть финансовые средства в бюджете на реализацию здоровьесберегающих программ;
— при корректировке Закона Астраханской области «О бюджете Астраханской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотреть увеличение ассигнований на питание детей в общеобразовательных учреждениях;

министерству образования и науки Астраханской области:
— в целях сохранения здоровья школьников создать в каждой школе здоровьесберегающую образовательную среду с привлечением заинтересованных лиц;
— изменить подходы к профессиональной подготовке, переподготовке и повы-шению квалификации педагогических кадров с целью развития у них способности осознавать здоровье школьников как ценность и эффективно решать задачу его сохранения и укрепления;
— возобновить работу центров здоровья в образовательных учреждениях;
— определить муниципальное учреждение образования «Карагалинская средняя общеобразовательная школа» базовым центром для развития и внедрения здоровьесберегающих программ в других образовательных учреждениях Астраханской области;
— изменить подходы к нормативно-подушевому финансированию, включив в него необходимые средства на реализацию здоровьесберегающих технологий;
— рассмотреть возможность сохранения в штатном расписании дошкольных образовательных учреждений узких специалистов: дефектологов, логопедов;
— решить вопрос об изготовлении качественных «школьных конторок» для всех начальных школ, с учетом роста учащихся младшего школьного возраста;
— рассмотреть вопрос об охвате хоровым пением всех учащихся образовательных учреждений на уроках и во внеурочное время;
— рассмотреть вопрос о ежегодном проведении регионального конкурса среди образовательных учреждений под названием «Школа-территория здоровья»;
— рассмотреть возможность создания сетевого портала, объединяющего сайты здоровьесберегающего, просветительского, социально-профилирующего назначения, в партнерстве с медицинскими, правоохранительными, образовательными, социальными и другими службами;

министерствам образования и науки, спорта и туризма Астраханской области, органам местного самоуправления Астраханской области, осуществляющим управление в сфере образования:
— усилить межведомственное взаимодействие при разработке региональных и муниципальных здоровьесберегающих мероприятий;
— активнее развивать массовый спорт в каждом образовательном учреждении, создавать соответствующие условия;
— сохранять и укреплять здоровье детей в тесном взаимодействии с семьей ребенка;

министерству культуры Астраханской области:
— средствами культуры способствовать пропаганде здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья детей, развитию детского и семейного спорта;

министерству образования и науки Астраханской области совместно с министерством здравоохранения Астраханской области и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования:
— активизировать взаимодействие министерствам образования и науки и здравоохранения Астраханской области по разработке и внедрению современных научно-обоснованных здоровьесберегающих технологий в деятельность образовательных учреждений;
— изучить опыт работы образовательных учреждений — победителей Всероссийского конкурса «Школа- территория здоровья» по созданию региональной модели «школы здоровья»;
— внедрять государственно-общественное управление в здоровьесберегающую деятельность школ и развитие физической культуры;

министерству образования и науки Астраханской области и министерству здравоохранения Астраханской области:
— в целях повышения эффективности проведения ежегодной диспансеризации рассмотреть вопрос о внедрении «Электронной карты здоровья» или «Паспорта здоровья» в образовательных учреждениях, что позволит проследить изменения в состоянии здоровья детей и объединить усилия участковых педиатров районных поликлиник, медицинских сестер и коллективов образовательных учреждений, специалистов Роспотребнадзора по созданию условий, обеспечивающих физическое, психическое и интеллектуальное развитие каждого ребенка;
— возобновить работу медицинских кабинетов в школах и дошкольных учреждениях;
— повышать уровень информированности населения о важности здорового образа жизни, используя различные формы гласности (печатные изделия, радио, телевидение и другие средства массовой информации);
— продолжить планомерную работу государственного учреждения «Клинический центр восстановительного лечения и медицинской профилактики» с участием специалистов образования и регионального агентства по делам молодежи по внедрению в воспитательный процесс образовательных учреждений информационно-образовательной компьютерной программы «Сталкер» — программы профилактики наркозависимости среди детей и подростков.

комитету Государственной Думы Астраханской области по образованию, культуре, науке, молодежной политике и спорту:
— осуществлять поддержку ежегодных соревнований по наиболее массовым видам спорта среди школьных команд;
— с целью контроля за ходом реализации рекомендаций депутатских слушаний вернуться к рассмотрению данной проблемы в 2010 году;
— рассмотреть вопрос о выполнении законодательства в области образования в части соблюдения санитарных норм по наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях Астраханской области, физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса в образовательных учреждениях;

Управлению Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области

— при годовом анализе санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе включать в ежегодный доклад анализ влияния условий реализации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях на состояние здоровья детей (с учетом данных диспансеризации детского населения).

http://rusk.ru/st.php?idar=114574

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Lucia    22.09.2009 18:46
Ну надо же! Начало статьи было таким многообещающим! А в результате – виноваты во всем родители и отсутствие Дней здоровья в школе. Как формально они проводились и каких вырванных лет жизни стоили ученикам, много могут рассказать те, кто учился в школах в 60-80--е.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика