Русская линия | А. Алексеев | 19.09.2009 |
В нем побывали Ф.М. Достоевский, гр. Л.Н. Толстой, В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, гр. А.К. Толстой (автор «Князя Серебряного» и образа Козьмы Пруткова), славянофилы братья Киреевские и Аксаковы, А.С. Хомяков и близкие им литераторы и историки, И.С. Тургенев, Т.Н. Грановский, В.С. Соловьев, А.П. Апухтин, В.В. Розанов, поэт К.Р. (Великий князь Константин Константинович), М.М. Пришвин, по некоторым сведениям А.А. Ахматова, а также духовные писатели святители Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) и Игнатий (Брянчанинов), Епископ Ставропольский, ныне канонизированные Русской Православной Церковью как святые, православные писатели и публицисты Евг. Поселянин и С. Нилус. И это только наиболее широко известные из посетивших ее видных представителей нашей культуры.
Что же влекло их в Оптину?
В 1978 году выдающийся российский критик и литературовед В.В. Кожинов обратил внимание на одну закономерность. Он писал: «Посмотрите на карту Европейской России и найдите на ней какую-либо точку в трехстах пятидесяти километрах к югу от Москвы. Ну, скажем, селение Богодухово на реке Неручь (приток Зуши, впадающей в свою очередь, в Оку). Если взять его в качестве центра некоего круга с радиусом 150−200 км, окажется, что эта совсем малая часть нашей страны (всего каких-нибудь 3 процента площади Европейской России!) породила поистине великую плеяду художников слова — Тютчев, Кольцов, А.К. Толстой, Тургенев, Полонский, Фет, Никитин, Лев Толстой, Лесков, Бунин, Есенин…» [1].
Позднее другой исследователь — В.Н. Криволапов, в статье об Оптиной пустыни [2], отметил, что эта же территория, только немного большего диаметра, прославилась в XIX и начале XX вв. тем, что на ней находились «старческие» монастыри, высший образец которого как раз и представляла как раз упоминавшаяся Оптина пустынь. Более того, фактически она послужила примером и образцом для многих других православных обителей этого типа.
Что такое русское старчество? Старчество — это наставничество опытных монахов над недавно пришедшими новоначальными. Они учили их быть аскетами, учили искусству христианского спасения (спасение — это вхождение человека в Царство Небесное). Как писал один из апостолов Христовых Дионисий Ареопагит, «< > спасение не иначе может быть совершено, как через обoжение спасаемых. Обoжение же есть уподобление по мере возможности Богу и единение с Ним» [3]. Отношения старца с учениками опирались на определенную педагогическую технологию: обязательное открытие на исповеди новоначальными своих мыслей, грехов, духовных движений и помыслов, которые старец рассматривал. Одни из них благословлял, а другие запрещал (как вредные). Чтобы такие отношения приносили действительный результат, ученик добровольно отказывался от жизни по своей воле и начинал называться послушником. Послушник жил исключительно по воле старца, делая только то, что он благословил. При этом старец воспитывал своим примером, собой. Всю ответственность за послушника он брал на себя и в случае духовной ошибки Богом наказывался не послушник, а старец. В результате духовное становление новоначального монаха протекало очень быстро.
В Россию конца XVIII—XX вв. старчество пришло благодаря деятельности преподобного Паисия Величковского. До этого несколько веков оно у нас отсутствовало.
Начиная с оптинского старца Леонида (Льва) оптинские старцы начали применять эту технику не только к монахам, но и к посещавшим обитель мирянам. Очевидно, посещавшие их миряне (верующие, живущие обычной светской, «мирской» жизнью, не являющиеся монахами) обычно обладали послушанием, то есть не нарушали данных им указаний, исполняя их. Кроме того, все миряне исповедовались, говели и причащались, проводя в обители хотя бы пару дней. Старцы молились за каждого из них. Как следствие нормализации духовно-нравственной жизни этих людей, происходило успешное разрешение тяжелых житейских обстоятельств, исцеление заболеваний, получение ответов на казавшиеся неразрешимыми сложные вопросы паломников. Перенос педагогики монашеского старчества на мирян получил название «русское старчество» [4].
Именно в Оптиной пустыни произошло духовно-философское самоопределение одного из основателей русского славянофильства И.В. Киреевского. Именно тут Н.В. Гоголь нашел ответы на духовные вопросы, которые оказались не в состоянии разрешить европейские католические монахи, обладавшие светской образованностью и сведущие в вопросах культуры. Именно здесь нашел духовное утешение Ф.М. Достоевский, перенесший положительный заряд, вынесенный им из посещения обители, в свой итоговый роман «Братья Карамазовы».
Без Оптиной пустыни И.В. Киреевский не сформулировал бы тех положений славянофильства, которые принадлежат именно ему. Русское славянофильство, многие представители которого посетили обитель, вообще трудно представимо без учета воздействия этого монастыря. Как было убедительно показано в 1990-х годах М.М. Дунаевым, русское славянофильство (в отличие от русофильства) стоит на фундаменте Православия [5]. И хотя в юности будущие славянофилы активно изучали европейскую, в том числе и немецкую философию, но найти незыблемые философские основания для своей позиции им удалось лишь утвердившись на Православии. Именно православная система ценностей, ее аксиология положена в основу славянофильства. Для истории культуры и литературы XIX-ХХ вв. значение существования славянофильства колоссально (оно дало Достоевского!), а, следовательно, безмерно и значение Оптиной пустыни. Именно через славянофилов и таких писателей, как Гоголь и Достоевский, приходит в русскую классическую литературу идея «монастыря в миру», или «русского инока». Суть ее в следующем. В нашу преимущественно «разлагающуюся» эпоху те, кто сумел научиться жить подобно Иисусу Христу (обужиться), должны находиться не в монастырях, а в миру, где они будут служить образцом жизни, достойной человека. Обужившись под руководством старца, они как Алеша Карамазов, должны нести свое духовно-нравственное служение среди нас. Но, как отмечает С.С.Хорунжий, это идея, давно зародившаяся в русских монастырях и пришедшая оттуда. В частности, и из Оптиной пустыни.
Действительно, сегодня человек, который хочет воспитывающее влиять на современное российское общество (частью которого является и наша молодежь), сталкивается с серьезными препятствиями духовного и нравственного характера. Суть их в том, что общество в своей массе не хочет дисциплины, и тем более не хочет самоограничения. И в результате выбирает то, что легче. А духовно-нравственно катиться вниз легче, чем подниматься вверх. Это уже потом, на самом «дне» человеку становится очень тяжело, но тут же он пленник страстей, которые как раскормленные им удавы, связывают его по рукам и ногам. Многие средства массовой информации зарабатывают сегодня грязные деньги на эксплуатации человеческого «низа» (секс, потребительское отношение к жизни, сведение смысла жизни к деньгам, сенсационной славе, к еде и т. п.). «Низ» и «верх» человеческого существа намеренно меняется местами. Честно говоря, наша страна упорно проигрывает информационную войну в сфере нравственности и духовности. Практически все СМИ, кроме открыто называющих себя православными печатают гороскопы как нечто обязательное, как прогноз погоды, хотя оккультизм, к которому относится астрология, с христианством в принципе несовместим. Как пошутил в 1990-х годах диакон Андрей Кураев: «Мы — страна победившего оккультизма».
Крещенные, казалось бы, журналисты печатают и рекламируют совершенно нехристианские вещи. Они уже и забыли, что в погоне за доходами, попирают все Божьи заповеди, если не буквально («не убий!), так косвенно. Не удивительно, что наши дети с удовольствием играют в электронные игры — «стрелялки», где убивают виртуальных людей. Реальные люди пока что живы, но растут молодые люди с психологией убийцы. А все скрытое когда-то выходит наружу, «все тайное станет явным», как написано в Евангелии.
Сегодня очень нужны Алеши Карамазовы в нашей культуре, журналистике, образовании. К счастью, есть издания противостоящие разложению: «Воскресная газета Покров» (бывшая «Воскресная школа»), журналы «Православная беседа», «Фома», «Нескучный сад», «Виноград», «Наследник», «Божий мир». Я называл малую их часть, опираясь преимущественно на свои интересы преподавателя литературы. Очень радует телевизионный канал «Союз», который готовят представители Екатеринбургской епархии. Шадринск пока что, к сожалению, его не принимает (для принимающих ТВ со спутников — это 21-й канал). Среди светских изданий выделяются «Наш современник», «Москва», «Литература в школе».
Идеал «русского инока» проявляется сегодня в том, что преподаватели вузов, кандидаты и доктора наук, становятся священниками. Та благодать, которую обильно посылает им Господь, дает им возможность уже в новом качестве и на новом уровне продолжить свою воспитательную деятельность. В Курганской епархии таким «батюшкой» стал отец Михаил Ширяев. Много таких примеров в Екатеринбургской и Верхотурской, например, протоиерей доктор наук отец Сергий Вогулкин. Пошли в Православие врачи — те, кто защищает человека от телесных и душевных болезней, увидели необходимость в защите наших современников от болезней духовных. Достаточно назвать самого заметного из них на сегодня — игумена Димитрия Байбакова, под чьим руководством произошло становление сначала радио «Воскресение», а затем — телеканала «Союз». Ни в какой другой епархии Православная церковь, деятели культуры и православные журналисты не имеют такого широкого выхода на российскую аудиторию, как в Екатеринбурге. Сильный резонанс вызвали и прошедшие несколько лет назад лекции монахини, кандидата психологических наук Нины Крыгиной по современным проблемам семьи. Мирянам есть кем восхищаться и кому подражать. Хотя это накладывает и большую ответственность на современных последователей Алеши Карамазова.
Сегодня православная интеллигенция хорошо видит гибельность для России (да и для человечества) отказа от самоограничения. Ведь христианские заповеди строятся на самоограничении, воздержании страстей. Смысл поста именно в таком воздержании, которое позволяет контролировать свои страсти посредством воцерковленной православной жизни (с очищением души через исповедь и обожением души и тела через Причастие).
Недавно появилась статья о значении изданных в середине XIX века И.В. Киреевским под руководством преподобного Макария Оптинского и при поддержке и помощи ряда известных литераторов, включая Н.В. Гоголя, 16-ти книг из святоотеческого наследия. Мысль статьи следующая. В условиях надвигающегося глобального кризиса человечества необходимо формирование в России аскетически ориентированной национальной элиты, потому что все народы, не способные к самоограничению, окажутся нежизнеспособны. И православная аскетика, к которой относятся упомянутые 16 книг, станет нашей насущнейшей потребностью [6]. Тем более, что недавно мелькнула информация, что ученые консультирующие руководство США, представили доклад, из которого следует, что 2030 год может стать концом истории человечества: ресурсы будут исчерпаны, природа разрушена. Ясно, что в мире есть только одна страна с неисчерпаемыми кладовыми природных богатств и еще не загубленной природой — это Россия.
Если желто-либеральные ценности евроамериканизированных СМИ в России победят, то у русских к этому году сложится репутация народа, где все мужчины — наркоманы и алкоголики, почти поголовно хотя бы раз в жизни сидевшие в тюрьме, а женщины — потаскушки или уже прямо проститутки и к тому же пьяницы. На риторический вопрос: «Какое право имеет этот оскотинившийся народ владеть такими сокровищами» — легко будет дать ответ: «Никакого!» История американских индейцев доказывает, что последствия такой ситуации для тех, кто сегодня только еще взрослеет в России и для их детей будут самые катастрофические. Их будут уничтожать, называя себя благородными защитниками мировой справедливости и спасителями человечества от кризиса.
И в таком исходе повинны будут не только наши политкорректные западники, слепые вожди слепых, но и мы, педагоги. Тем более, что сегодня многие «воспитательные» мероприятия в школах только развлекают, а не воспитывают, т. е. оставляют душу пустой. А такие мероприятия, как «Хеллуин», вообще приобщает детей к сатанизму, бросая первое ядовитое семя в их душу. Дико выглядят и «валентиновы дни». Как бы их не пытались приспособить под специфику школьного возраста, они провоцируют ранний интерес к противоположному полу. Но сексуально озабоченные люди не могут нормально учиться. В соответствии с запущенным физиологическим механизмом им надо срочно создавать семью (чтобы не блудить постоянно, разрушая себя и моральную атмосферу вокруг себя), а уж там, смогут ли они потом учиться — неизвестно. Не стоит профанировать образования, считая что, пусть они пока «погуляют», а после школы женятся. Хорошо известно, что завзятые блудники теряют способность к учебе. Тем более что блуд, как свидетельствуют психологи, подталкивает к пьянству, пьянство — к наркомании и покатились вниз!..
Оптина пустынь при внимательном изучении ее наследия, которое сейчас издается и переиздается, в лице ее святых способна разрешить многие накопившиеся у честных думающих людей вопросы. Высказывания старцев (их было за 100 лет — четырнадцать человек!) позволяют разобраться в психологии страстей и начать деятельную борьбу с грехами. Для литераторов очень ценно будет познакомиться с беседами преп. Варсонофия Оптинского, где он говорит о русских классиках (Гоголе, Достоевском, Пушкине, Л. Толстом, Лермонтове, Тургеневе и др.) [7]. Наши классики поднимались в своем творчестве на многие нравственные высоты, но и у них были сильные и слабые стороны, имелись свои заблуждения, за которыми читателю следовать не надо. Классика спасала русскую душу в период коммунизма, но заменить Православие она не в силах, она сама нуждается в поддержке и корректировке со стороны Православия.
Оказать помощь в понимании религиозных основ человеческой личности и культуры, может дневник одного из убитых сатанистом на Пасху 1993 года оптинских монахов — иеромонаха Василия (Рослякова) [8]. Да и сама книга Нины Павловой «Пасха красная», в состав которой вошел этот дневник-книга, где очень ярко показаны через свидетельства близких людей и очевидцев новые оптинские мученики за веру, много может дать нам духовно-нравственного воспитания как самих себя, так и тех, чьи души сегодня доверены нам.
Потому что «для нас, с данной нам Христом мерой хорошего и дурного, нет неизмеримого» (Л.Н. Толстой «Война и мир»). И все, что совместимо с Православием, с его системой нравственно-духовных ценностей, то приемлемо и для России, а что неприемлемо для Православия, то неприемлемо и для России и даже губительно для нее. Последнюю идею высказывал И.В. Киреевский и русская история XIX — XX-го веков подтвердила ее.
Алексеев А. А . — доцент кафедры литературы и журналистики Шадринского педагогического института, кандидат филологических наук
Примечания:
1 — Кожинов В.В. Страна поэта // Наш современник. — М. — 1978. — № 12. — С. 166−167.
2 — Криволапов В.Н. Оптина пустынь: ее герои и тысячелетние традиции // Прометей: Историко-биографический альманах сер. «Жизнь замечательных людей». Т. 16: Тысячелетие русской книжности / Сост. Е. Бондарева. — М.: Молодая гвардия, 1990. — С. 128.
3 — Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии, I, 3 // Писания Св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. — СПб, 1855. — Т. I. — C. 13.
4 — См. подробнее: Хорунжий С.С. Духовные основы русского старчества // Феномен русского старчества: Примеры из духовной практики старцев. — М.: Издат. Совет Русской Православной Церкви, 2006. — С. 3−31
5 -Дунаев М.М. Православие и русская литература: В 6-ти частях. Ч. 2. — М.: Христианская литература, 1996. — С. 324−350 (Гл. 7).
6 — Пичугин В. Великий проект, или Технология выживания России в ХХI веке // Наследник. — М. — 2005. — № 4/5. — С. 64−67.
7 — Преподобный Варсонофий Оптинский. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма. «Венок на могилу батюшки». — Козельск: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2005. (См.: Беседы).
8 — Павлова Н. Пасха красная. О трех Оптинских новомучениках, убиенных на Пасху 1993 года. — М.: Апостол Веры, 2007. — С.300−301, 304−305, 318, 319.
http://rusk.ru/st.php?idar=114570
|