Русская линия | Павел Тихомиров | 09.09.2009 |
Такими словами Милорад Вучелич (главный редактор крупного сербского патриотического журнала «Печать») оценивает ситуацию, складывающуюся после того, как нынешнее белградское правительство фактически признало независимость Косово. Причём эта сдача преподносится в демСМИ как глубоко выверенный шаг, сопоставимый с мудростью Де Голля.
Речь идёт, разумеется не о Движении Сопротивления, а о том, что в 1962 году Де Голль после многолетней борьбы уступил Алжиру независимость. Решение было непростым и тогдашнему лидеру Франции оно далось непросто. И стоило многого.
И вот теперь, президентские пиарщики из Белграда пытаются нарисовать в сознании сербских граждан портрет Тадича, используя аналогии и с Де Голлем, и даже едва ли не с Александром Македонским, разрубающим Гордиев узел косовской проблемы.
Проблема состоит вот в чем.
«Одним из главных элементов реального государственного суверенитета является контроль государственных границ. И наоборот, отсутствие охраняемых границ является верным признаком того, что государство контролирует всю территорию», — пишет известный аналитик Коста Чавошки.
Косовские сербы, населяющие северную часть Косова, категорически не согласны отделяться от Сербии границей, а «употребить силу рискованно как для косовских албанцев, так и для их европейских покровителей. Поэтому для оных покровителей наилучшим решением проблемы будет то, что сербы сами закроют границу Косова на севере этого края». И в обмен на эту услугу — о чем уже Солана договорился с шефом сербского МВД Дачичем — обещана либерализация визового режима для граждан Сербии.
* * *
Дело в том, что во всей двухсотлетней истории новосербской государственности невозможно сыскать правительство, которое вело бы себя аналогично нынешней белградской власти. Чередовались династии, менялись внешнеполитические векторы, но неизменным было одно: собирание земель и попечение о соплеменниках.
Даже генерал Милан Недич, возглавлявший администрацию Сербии во время немецкой оккупации, нашёл способ оставить жителей северной части Косова в границах правового пространства пусть и подконтрольного нацистам, но всё же Сербского государства. Во всяком случае, жители этой части Косова были избавлены от счастья быть гражданами «Великой Албании».
Не имея возможности отыскать в сербской истории того, кого бы можно было преподнести «политическим предтечей» Тадича, пиарщикам пришлось выстраивать ассоциацию с Де Голлем.
* * *
Вот, что сообщает специальный корреспондент в Белграде Ранко Гойкович: «Предприниматель Мирко Весич прочитал в газете «Правда» рассказ писателя Момира Лазича, в котором повествуется о человеколюбивом поступке Милицы Хаджиябдич, которая заботилась о гостивших у неё сербских детях из Косова и Метохии. Этот пример вдохновил его принять у себя дома девятерых детей, осиротевших ещё в июле «миротворческого лета 1999 года».
По благословению владыки Артемия эти дети, в качестве гостей Мирко, путешествовали по городам и монастырям Сербии. Белград, Нови Сад, Кикинда, Крагуевац, монастыри Фрушка-горы принимали маленьких гостей из крупнейшего в мире концентрационного лагеря.
Своим искренним благочестием дети тронули сердца всех тех, кому довелось соприкоснуться с ними: начиная от игумена монастыря Велика Ремета о. Стефана (Вучковича) и до семьи главного редактора газеты «Збиля» вышеупомянутого Момира Лазича.
Газета «Збиля» ежегодно вот уже в течении 15 лет организовывает караваны помощи детям Косова и Метохии, в организацию которых включены многие организации и частные лица как из Сербии, так и из диаспоры.
«Даст Бог, такие благочестивые примеры отворят сердца обеспеченных сербов для делания конкретных добрых дел, поддерживающих конкретных детей, находящихся по ту сторону «косовской стены». И эти добрые дела не только помогут спастись от отчаяния сербскому сообществу КосМета», завершает своё сообщение Ранко Гойкович, «но и помогут в подвиге спасения души самим благотворителям».
* * *
Но именно тогда растворились и барьеры, раздиравшие Сербство. И именно тогда все те, кто исполняли завет святителя Саввы, стали единым народом, пусть и порабощенным иноверцами.
Наверное, нынешнее положение сербов уместнее сравнить именно с тем временем. Тогда отпадает нужда отыскивать «политических предтеч» нынешнего президента Тадича, ибо что взять с обычного вассала?
Что же касается сербского народа, то для тех, кто под османами выжил и остался самим собой, не составит особой проблемы выжить под евроатлантистами. Выжить и делать те самые малые дела милосердия, которые и помогают людям остаться самими собою. И остаться со Христом.
Какие бы стены не городили очередные вассалы иноверцев.
http://rusk.ru/st.php?idar=114533
Страницы: | 1 | |