Русская линия
Русская линия Виктор Иванов11.09.2009 

«В борьбе с наркобизнесом нужны согласованные действия»

Буквально за два десятилетия наркотическая волна накрыла Россию. Очевидно, что распространение наркотиков несет прямую угрозу национальной безопасности нашей страны. Количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, год от года растет, как растут и объемы перехваченных партий афганского героина. Что собой представляет сегодня наркобизнес в России, каковы его финансовые возможности, насколько он интегрирован в международную наркосеть и как идет борьба с наркопреступностью? На эти и другие вопросы наших коллег из общественно-политического журнала «Союзное государство» отвечает директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов.

Виктор Петрович, расскажите, пожалуйста, о наркоситуации в Российской Федерации и основных направлениях формирования государственной политики в сфере борьбы с наркопреступностью.

— На сегодняшний день распространение наркотиков опийной группы как в нашей стране, так и во всем мире напрямую связано с развитием наркоситуации в Афганистане. Эта страна сегодня является основным мировым экспортером наркотиков, где, по экспертным оценкам УНП ООН, производятся до 93% от общего количества производимых в мире опиатов. Наркоиндустрия фактически превратилась в неотъемлемую и органичную часть социально-экономической жизни афганского общества.

Несмотря на принимаемые организационные и практические меры, наркотизация населения России продолжает оказывать негативное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества. Дальнейший рост количества наркозависимых следует рассматривать как одну из главных угроз безопасности России. В 2008 году официально зарегистрировано более полумиллиона потребителей наркотиков.

Хаос 90-х годов, связанный с распадом страны, дезинтеграция в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, прозрачность государственной границы сделали нашу страну беззащитной перед наркоугрозой.

Международная наркомафия в полной мере воспользовалась создавшейся ситуацией, сформировав на просторах России наркорынок. Быстро были отлажены пути поставок, набрана армия наркокурьеров, создана сетевая структура распространения наркотиков, возникла обширная клиентура.

Основная цель нашей политики в сфере борьбы с наркопреступностью — защита жизни и здоровья граждан и всего общества от угроз, которые несёт незаконный оборот наркотиков. Борьба с наркоманией и наркобизнесом включает в себя объемный комплекс разноплановых мер. В их реализации должны участвовать различные государственные органы и общественные структуры. В целом мы стремимся создать отлаженную, хорошо согласованную и скоординированную систему антинаркотических мер социального, экономического, медицинского, правового, психологического и административного характера. Только при чёткой координации действий исполнительных и законодательных органов всех уровней государственной власти, общественных организаций и граждан можно добиться оздоровления общества.

Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1993 году Концепция государственной политики по контролю за наркотиками ввиду своей декларативности и изначальной оторванности от реальной жизни эту задачу не решила.

Очевидно, требуется разработка новой государственной политики относительно оборота наркотиков, основные положения которой заложены в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах».

В первую очередь речь идет о подготовке Концепции государственной стратегии в сфере оборота наркотических средств как политико-правовом документе, акцентирующем внимание на основных направлениях работы ФСКН России и соответствующем плане по её реализации, что должно найти своё отражение в Федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», рассчитанной до 2014 года. Программа призвана стать планом согласованных действий всех заинтересованных органов власти в реализации новой антинаркотической государственной политики. В ней предполагается утвердить основные принципы и направления этой политики, а также механизмы и процедуры совместной работы.

Насколько опасно распространение афганского героина для России?

— С 1990 года уровень потребления наркотиков вырос в России почти в 10 раз и в среднем в 8 раз превысил соответствующие показатели стран Европейского сообщества. После короткого периода стабилизации в 2001—2004 годах кривая поставленных на учёт с диагнозом «наркомания» снова поползла вверх. Отрицательная тенденция развития ситуации отчётливо просматривается в ежегодно растущем количестве вновь выявленных наркозависимых лиц. Так, в 2006 году их было 70 тысяч, в 2007 году — 75 тысяч, в прошлом — более 80 тысяч человек. Ремиссия находящихся на специальном учете составляет менее 2%, а в латентной (скрытой) среде употребляющих отраву значение данного показателя практически приближается к нулю.

Специфика российской ситуации состоит в том, что почти 90% зависимых и больных «сидят» на афганском героине. Это особенно пагубно сказывается на их здоровье. С учётом того, что основным способом употребления опиатов является внутривенная инъекция, рост наркомании одновременно породил и эпидемический рост ВИЧ-инфицированных и больных гепатитом.

По данным Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, более 65% ВИЧ-инфицированных в России заражены через инъекции наркотических средств. География поражённых СПИДом полностью корреспондируется с основными маршрутами наркотрафика афганского героина.

Лица, потребляющие героин, быстро становятся необратимо зависимыми и, не получая необходимого лечения, через 5−7 лет обречены на смерть. Россия ежегодно теряет около 30 тысяч в большинстве своём молодых людей.

Потери общества от ввоза и распространения гибельной заразы, включая отрицательное воздействие на демографию и здоровье нации, серьёзные негативные социально-экономические последствия несопоставимы с предпринимаемыми сегодня мерами, в том числе финансовыми, по их пресечению, организации профилактики и лечения наркоманов.

Основываясь на данных экспертов о том, что 2% нашего населения в возрасте от 15 до 64 лет, а это почти 2 млн. человек, регулярно употребляют наркотики, следует сказать: только активные и решительные меры позволят реально исправить сложившееся положение и оздоровить ситуацию.

Афганистан стал очагом международной напряжённости. Обсуждался ли в ООН вопрос о борьбе с афганским наркотрафиком?

— Важнейшей составной частью наркотрафика и определяющим фактором стремительного ухудшения наркоситуации в России, безусловно, является очаг геополитической напряжённости в Центральной Азии, доминантой которого стала военно-политическая обстановка в Афганистане. Именно её особенности трансформировали экономику страны в своеобразный генератор наркотиков.

По сравнению с 2001 годом, когда военный контингент США и НАТО был введён в Афганистан, количество производимых опиатов выросло в 44 раза. Согласно данным ООН, в этой стране на складах хранится свыше 1 тысячи тонн чистого героина, ставшего своего рода страховым фондом на случай неурожая мака. Сегодня Афганистан переместился на второе место в мире (после Марокко) по производству марихуаны и гашиша.

Президент Афганистана Хамид Карзай официально заявил, что международное присутствие способствовало возникновению параллельных легитимным органам страны структур, создаваемых в рамках проводимых США программ по управлению провинциями. Не случайно международные аналитики задаются вопросом о возможной субсидиарной ответственности всех компонент власти Афганистана за производство и трафик опиатов.

Тем не менее, несмотря на то, что проблема афганского наркотрафика активнейшим образом обсуждается на всевозможных международных конференциях, семинарах и симпозиумах в различных форматах сотрудничества государств, она ни разу не стала предметом отдельного рассмотрения на Совете Безопасности ООН. Хотя до 2001 года тема афганского наркотрафика неоднократно поднималась на заседаниях Совбеза с принятием соответствующих резолюций.

Целесообразно и крайне полезно вновь обратиться на заседании Совета Безопасности ООН к этому вопросу, представляющему собой проблему, несущую гибель десятков, если не сотен тысяч людей, сравнимую разве что с последствиями применения оружия массового поражения.

В марте этого года в Вене состоялось заседание Сегмента высокого уровня 52-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам. Участники заседания обсудили результаты деятельности мирового сообщества по выполнению решений в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, принятых 20-й спецсессией Генеральной ассамблеи ООН. В частности, пункт 19 Политической декларации предусматривал к 2008 году искоренить или существенно сократить объём незаконного культивирования опийного мака. Однако, по оценкам экспертов, объём производства опиума во всём мире за последние десять лет вырос в 2 раза, а в Афганистане — в 3 раза.

Российской стороной подготовлен проект резолюции Генеральной ассамблеи ООН, которым предусматривается внесение изменений в деятельность международных структур в Афганистане. Прежде всего, они должны коснуться введения более широкого контроля в отношении планирования и реализации мероприятии по борьбе с наркопроизводством. Это настоятельная необходимость, поскольку институты, действующие сейчас в Афганистане, не соответствуют всевозрастающему масштабу наркоугрозы, быстро меняющимся способам и географии действий афганской наркоиндустрии.

Участники сегмента высокого уровня приняли политическую декларацию и план действий по налаживанию международного сотрудничества в борьбе с наркотиками. Российская делегация выступила в ходе дискуссий с целым рядом серьёзных инициатив по пресечению потока нелегальных наркотиков из Афганистана. Это и разработка реальной «дорожной карты», которая предусматривала бы поэтапное продвижение к решению этой задачи, и всемерное содействие афганскому правительству в борьбе с наркоугрозой, и создание международного «наблюдательного совета» для координации и повышения эффективности международной помощи, которая оказывается Афганистану на антинаркотическом направлении. Мы считаем, что находящиеся в Афганистане миссия ООН и коалиционные силы не должны оставаться в стороне от общих усилий и могли бы действовать более активно по перехвату наркокараванов и уничтожению нарколабораторий и складов с опиатами.

В связи с этим, какая роль отводится Государственному антинаркотическому комитету?

— Государственный антинаркотический комитет образован в конце 2007 года для дальнейшего оздоровления наркоситуации, повышения эффективности борьбы с наркопреступностью и активизации профилактической работы. При сохранении за ФСКН России правоохранительных и координирующих полномочий в сфере борьбы с наркопреступностью новый орган, консолидируя имеющиеся государственные ресурсы, призван обеспечить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на качественно ином, более высоком уровне.

В результате выстраивается стройная система координации федеральных органов исполнительной власти с механизмами принятия обязательных для исполнения решений и контроля за их исполнением.

Основными задачами Государственного антинаркотического комитета являются подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, по совершенствованию законодательства в этой области; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями; разработка мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков, в том числе на профилактику этого оборота, а также на повышение эффективности реализации федеральных целевых программ в указанной сфере; участие в международном сотрудничестве по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков.

ГАК всё активнее координирует работу федеральных органов власти и антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, Всё весомее его вклад в борьбу с наркопреступностью. Успешно работают во многих субъектах и антинаркотические комиссии. Они умело организуют взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями. Например, благодаря усилиям ГАК и агропромышленного комплекса, направленным на уничтожение конопли в местах её произрастания, в прошлом году удалось на 20 процентов сократить количество наркотиков, производимых в России.

В стране выстраивается целостная система координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, нацеленная на борьбу с наркобизнесом. От неё мы вправе ждать реальных и весомых результатов.

Что делается для того, чтобы наркотики в России были менее доступны?

— Одной из ключевых задач является разработка действенной системы мер по снижению доступности наркотиков. Так, по данным Госавтоинспекции и наркологической службы, в 2007 году в Кемеровской, Челябинской, Московской, Новосибирской, Самарской и Тюменской областях, Приморском и Пермском краях из общего количества задержанных водителей в состоянии опьянения (более 600 тыс. человек) под воздействием наркотиков находился каждый десятый. Ситуация усугубляется ещё и тем, что по результатам мониторинга фактов медицинского освидетельствования по всей стране более 90% таких водителей ранее на наркологическом учёте не состояли. Это в очередной раз показывает высочайшую степень закрытости рассматриваемой проблемы. Например, только во Владивостоке за последние четыре года выявлено 6 166 водителей в состоянии наркотического опьянения. Лишь 81 из них до этого состоял на учёте, что составляет менее 1,5%.

При проведении медицинских обследований, связанных с призывом на военную службу, в целом по стране за 2006−2007 годы выявлено около 14 тысяч призывников, допускавших немедицинское потребление наркотиков. Абсолютное большинство из них признано негодными к службе.

Несомненную угрозу представляет возможность свободного приобретения наркотиков сотрудниками техногенноопасных объектов и объектов жизнеобеспечения, действия которых могут привести к чрезвычайным ситуациям различного масштаба. В 2006 году после очередного взрыва на шахте в Кемеровской области было установлено, что его виновником стал наркоман. Попытка приготовить на открытом огне очередную «дозу» привела к взрыву и гибели шахтёров. Проверка, инициированная администрацией области и ФСКН России, выявила сотни наркозависимых шахтёров.

Другой не менее важной задачей является сокращение спроса на наркотики. Её решение предусматривает введение комплексной системы мер рядом государственных структур и общественных организаций. В первую очередь это связано с активизацией работы по профилактике и лечению наркомании.

Сети наркоторговли масштабны. Удается ли их выявлять и ликвидировать?

— Системная работа правоохранительных органов и спецслужб позволяет оперативно вскрывать и пресекать каналы оптовых поставок наркотиков в Россию. В 2008 году выявлено более 8 тысяч таких поставок — на 15,4 процента больше, чем в 2007 году. По возбуждённым уголовным делам из незаконного оборота изъято более 38 тонн наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе органами наркоконтроля — свыше 24,5 тонны наркотиков, из них — 3,5 тонны героина. Это в полтора раза больше, чем в 2007 году. Фактически в сутки изымалось до 10 кг героина, что соответствует 2 миллионам доз. Пресечено поступление в криминальный оборот свыше 10 миллиардов рублей и предотвращено нанесение экономического ущерба обществу в размере порядка 200 миллиардов рублей. К уголовной ответственности привлечено 117 тысяч организаторов и участников наркоторговли.

Возможность перехода через границу наркокурьеров существенно облегчает действие полусотни несистематизированных международных, межправительственных, межведомственных соглашений, упрощающих режим пересечения границ и перемещения через них грузов. Практически они девальвировали инструменты контроля, особенно на среднеазиатском направлении.

Анализ оперативных данных и уголовных дел ФСКН России показывает, что почти 95% афганских наркотиков завозится к нам через российско-казахстанскую границу. 60% из них — автомобильным транспортом под прикрытием сельхозпродукции из стран Средней Азии, 35% - железнодорожным и морским транспортом и 5% - авиацией.

По данным Минсельхоза России, ежегодно в страну поступает до 6 млн. тонн только плодоовощной продукции. Скрыть в таком потоке грузов любую партию героина при отсутствии должного контроля не составит особого труда. Эти поставки сельскохозяйственной продукции автотранспортом из среднеазиатских государств, в отличие от общепринятых правил международных торговых операций, осуществляются между номинальными либо фиктивными физическими лицами без внешнеторговых контрактов, инвойсов и коносаментов. Документы заполняются прямо на границе перевозчиком (водителем) — иностранным гражданином, обозначающим себя и поставщиком продукции, и получателем.

Всё это говорит о необходимости организации на базе Государственного антинаркотического комитета постоянной системной работы по мониторингу правоприменения, анализу и совершенствованию нормативной правовой базы отраслей права, влияющих на характер и степень противодействия распространению наркомании, включая международный трафик и оборот наркотических средств. Мы намерены комплексно изучить судебную и следственную практику по уголовным делам, связанным с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков за 2006−2008 годы. По результатам этой работы будут подготовлены проекты нормативных правовых актов по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Как вы оцениваете проведение межгосударственной оперативно-профилактической операции «Канал»?

— Как важнейший этап в становлении механизмов взаимодействия компетентных органов государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности в борьбе с наркоугрозой. Необходимо отметить, что это взаимодействие постоянно совершенствуется, укрепляются контакты, с каждым разом всё весомее результаты операции, состав стран-участников её расширяется. Если в 2003 году в ней были задействованы компетентные органы государств-членов ОДКБ — Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана, то теперь в «Канале», кроме государств-членов ОДКБ, куда теперь входит и Узбекистан, в качестве наблюдателей участвуют представители правоохранительных органов Азербайджана, Китая, Латвии, Литвы, Монголии, Польши, США, Туркменистана, Украины и Эстонии, Румынии, Сирии, а также представители ОБСЕ и ЕАГ (Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма). Впервые в прошлом году в операции участвовали правоохранительные органы стран Латинской Америки, в частности Колумбии, Боливии, а также европейских государств — Испании и Италии.

В операции «Канал-2008», которая на сегодняшний день не имеет аналогов по масштабам и географии проведения, участвовали более 92 тысяч сотрудников антинаркотических ведомств, органов безопасности, внутренних дел, таможенных, полицейских и пограничных служб. В приграничных районах, на объектах железнодорожного, воздушного и автомобильного транспорта было организовано более 5 600 совместных оперативных групп. Создано свыше 4 260 стационарных постов. Перекрывалось около 1 400 железнодорожных узлов и станций, более 2 800 автомобильных дорог, 290 аэропортов.

Участие в операции компетентных органов ближнего и дальнего зарубежья способствовало достижению максимального эффекта в блокировании каналов нелегальной транспортировки наркотиков. Из незаконного оборота было изъято более 30 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе 11,7 тонны гашиша, 3,4 тонны героина, более 1,6 тонны кокаина, около 100 кг синтетических наркотиков и более 25 тонн прекурсоров. Выявлено почти 13 тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

В регионах проведения операции только в ноябре 2008 года выявлено и пресечено 27 каналов контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе из Латинской Америки в Европу, из Афганистана в Таджикистан, из Казахстана в Россию, из Таджикистана в Россию, из Киргизии через Узбекистан в Россию, из Эстонии в Россию.

В конце марта состоялось внеочередное заседание Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Один из вопросов, который обсуждался на нём, касался реализации принятого в сентябре прошлого года Советом коллективной безопасности ОДКБ решения о придании операции «Канал» статуса постоянно действующей региональной антинаркотической операции. Были согласованы проекты положений о Межгосударственном антинаркотическом штабе (МГАШ) государств-членов ОДКБ, Информационном координационном центре МГАШ, Региональной антинаркотической операции «Канал», которые будут приняты на Совете коллективной безопасности ОДКБ уже в этом году.

Как развивается взаимодействие правоохранительных органов России и Белоруссии в сфере борьбы с наркопреступностью?

— Хочу особо подчеркнуть, что между ФСКН России и МВД Республики Беларусь налажены очень тесные контакты. Наше взаимодействие осуществляется в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и Протоколом об организации приграничного сотрудничества между ФСКН России и МВД Республики Беларусь. Эти документы были подписаны ещё в 2005 году.

Мы регулярно проводим совместные мероприятия, направленные на выявление и пресечение каналов поставки наркотиков. Можно привести немало примеров нашего успешного сотрудничества. Вот, скажем, в середине прошлого года в результате совместной операции сотрудников МВД Белоруссии и Управления ФСКН России по Московской области на автотрассе «Витебск — Смоленск» при следовании в сторону России на автомашине «БМВ» были задержаны граждане России и Германии. У наркодельцов изъята крупная партия голландской марихуаны.

А в ноябре брянские наркополицейские и сотрудники МВД Белоруссии задержали наркокурьера, у которого была изъята крупная партия наркотиков.

Ранее в тесном взаимодействии российских наркополицейских и сотрудников правоохранительных органов Белоруссии была пресечена деятельности международного преступного сообщества, занимавшегося контрабандными поставками из России в страны Западной Европы прекурсоров для изготовления синтетических наркотиков.

Как известно, территория Белоруссии используется наркобизнесом как транзитная для переброски из Европы в Россию гашиша, марихуаны, синтетических наркотиков. Однако благодаря профессионализму и умелым действиям сотрудников правоохранительных органов Белоруссии через белорусско-российскую границу контрабанда наркотиков в нашу страну практически сведена к нулю.

Мы очень дорожим нашим сотрудничеством. Ни у нас, ни у белорусских коллег нет сомнения в том, что оно будет и дальше развиваться и крепнуть. А это означает, что совместными усилиями мы сумеем победить страшное зло.

Впервые опубликовано на сайте ФСКН России

http://rusk.ru/st.php?idar=114532

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Vernon    05.10.2012 03:24
Просто "Законадательная власть" вся держится на "нелегальных(то есть незапрещёных законом, но которые стоило бы запретить)" вещах, так как если они что то запретят законом, им кормится будет нельзя от этого, поэтому и так долго всё идёт, это принятие закона. Держатся за кормушку до последнего. =) сами начнём действовать и боротся с этим, то сразу найдут закон за который нас посадят, =) поэтому и самим противодействовать ни как =). Власть вся продажна, абсолютно вся! Главная проблема это Путин и Медведев, так как по сути дела президент как сказал так оно и будет, и принять закон будет делом быстрым. А они ничего не видят и не делают в стране! Надеюсь понятно откуда надо всё менять))) так как мы боремся с отростками зла, а в чём реально корень не видим)))))

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru