Радонеж | Сергей Белозерский | 04.09.2009 |
Многие угандийцы считают, что ритуально расчленить ребенка в жертву духам — это хороший способ быстро и без труда разбогатеть. Согласно представлениям местных колдунов, жертвы должны быть невинными и чистыми — поэтому колдуны (и их клиенты) предпочитают детей. Угандийские власти преследуют и наказывают подобную практику, но пока эпидемия человеческих жертвоприношений не идет на спад — по мнению, некоторых наблюдателей, борьбу с этим явлением затрудняет то, что многие представители самих властей убеждены в эффективности колдовства. Части тел убитых детей используются либо в ритуалах, которые должны отвратить неудачи и принести успех, либо в приготовления снадобий «традиционной медицины».
Может показаться, что в этом есть что-то специфически африканское, связанное с несчастным состоянием этого континента; однако это не так. Уже в Библии, в Ветхом Завете мы находим многочисленные свидетельства подобных ритуалов у народов, окружавших древний Израиль, ритуалов, которыми иногда соблазнялись и отступники из числа Израильтян. Как пишет псалмопевец, «и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, — и осквернилась земля кровью; (Пс.105:37,38)» Как писал в своем знаменитом эссе «Вечный человек» Гилберт Кийт Честертон, «Какой то порыв, быть может отчаянный, толкает человека, ищущего пользы, к темным силам зла. Нездоровое ощущение исподтишка овладевает им; он чувствует, что на эти силы можно положиться, что они помогут «без дураков"… Человек, обратившийся к бесу, чувствовал то, что чувствуют, обратившись к сыщику, особенно частному: работа, что и говорить, грязная, но этот не подведет… Мысли о том, что бесы не подведут, вторит другая мысль, совсем уж достойная бесов: человек хочет стать достойным их, приноровиться к их разборчивому вкусу. Когда человек обращается к злым силам, он чувствует, что действие должно быть не только мелким, но и мерзким. Рано или поздно он сознательно заставляет себя сделать самое гнусное, что может, чувствуя, что лишь крайнее зло привлечет внимание сил, таящихся под поверхностью».
В языческой Европе дела обстояли ненамного лучше — человеческие жертвоприношения в Швеции, например, по свидетельству летописцев, прекратились только после введения христианства в качестве государственной религии. Так выглядело — и так выглядит — настоящее язычество. За тысячелетие христианства его успели подзабыть — и вот уже слышны голоса, что язычество было чем-то прекрасным, гармоничным, близким к природе, мирным, терпимым — чем-то замечательным, чего нас лишило жесткое, интолерантное христианство со своими запретами на поклонение богам иным.
Те самые духовные силы, которые сейчас привольно чувствуют себя в Уганде, в свое время были изгнаны из Европы; как с ликованием писал митрополит Киевский Илларион, «И уже не капища сатанинские воздвигаем, но Христовы церкви созидаем. Уже не закалаем друг друга (в угоду) бесам, но Христос за нас закалаем бывает и раздробляем в жертву Богу и Отцу, И уже не жертвенную кровь вкушая, погибаем, но Христову Пречистую Кровь вкушая, спасаемся».
Навсегда ли? Увы, нет; достаточно включить телевизор, причем именно в то время, когда у экранов собирается больше всего людей, чтобы увидеть какую-нибудь «битву экстрасенсов», или «потомственную колдунью госпожу Анну», или тех же африканских колдунов, обещающих межконтинентальное снятие сглаза и порчи. Пока все это не требует человеческих жертвоприношений — собственно, тактика подобных сил предполагает постепенное нарастание требований, никто не станет сразу пугать клиента, раскрывая все карты — но это именно то же самое духовное явление, о котором нас предупреждает Священное Писание: «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; (Втор.18:10−12)».
Что предлагают телевизионные колдуны? То же, что и колдуны в библейские времена — сверхъестественную помощь в практических делах, богатство, здоровье, сексуальную неотразимость. Колдовство предлагает очень посюсторонние и практические вещи; оно обращено к человеку, сосредоточенному на земном, к человеку, ищущему выгоды, а не истины. Однако в недалекой перспективе этот поиск оказывается самым невыгодным — выполнят ли те силы, с которыми имеет дело колдун, свои обещания или нет, приобретет человек обещанное богатство или нет, ему, как и всем нам, предстоит умереть, и, по выходе из тела, встретиться с духовной реальностью лицом к лицу.
Кажется невероятным, что люди, готовые поверить «колдунам», «магам» и разным прочим экстрасенсам, совершенно дают себе труда задуматься — если духовный мир реален, можно ли подходить к нему так легкомысленно? Если те существа, с которыми контактируют «контактеры» существуют на самом деле, не опасно ли иметь с ними дело? Что мы вообще можем знать о духовном мире, в который так неосторожно заглядываем?
Бывает, что человек, заглянув в мир оккультного, отшатывается в ужасе, и бежит в Церковь, на исповедь — и становится Христианином. Возможно, именно так и поступили в свое время наши предки, которым надоело «закалать друг друга (в угоду) бесам»; наверное, пришло время и нашему поколению обратиться от тьмы к свету и от власти сатаны — к Богу.