Русская линия
Православие и современность Наталья Горенок04.09.2009 

Город золотой, или Киев глазами православного паломника

Недавно группа воспитанников воскресной школы и прихожан саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» совершила паломничество в Киев. Предлагаем вашему вниманию путевые заметки одной из участниц этого путешествия.

Многие наши прихожане говорят, что ждут нашего ежегодного приходского паломничества с нетерпением. Это совершенно особое время, в какой-то мере — проверка «на прочность», потому что путешествуем мы автобусом. К чести наших паломников, какой бы тяжелой ни была дорога, у них практически никогда не бывает ни нытья, ни ропота. Наоборот, все стараются помочь друг другу, поделиться всем тем, что у них есть. Многие из нас имеют многолетний опыт автобусного паломничества. Однако на этот раз дорога оказалась такой тяжелой (25 часов в автобусе плюс пеший переход через границу, который занял 3 часа; большие перепады температуры — холод ночью, жара днем), что впервые лично у меня закралось сомнение: а стоит ли пункт назначения таких «мучений»?

Теперь я совершенно уверенно могу ответить — да, стоит.

«Видехом Свет истинный…»

Главное, ради чего православному человеку стоит стремиться в Киев — без сомнения, Киево-Печерская Успенская Лавра. О ней можно было бы рассказывать часами. К сожалению, даже после того, как в 1988 г. здесь была возобновлена монашеская жизнь, внушительная часть монастыря («Верхняя Лавра») осталась в ведении государства. Здесь историко-архитектурный заповедник, вход платный. Однако совсем недавно «потеплело»: начались регулярные службы в величественном Трапезном храме преподобных Антония и Феодосия, и во время богослужения сюда стали пускать паломников, не требуя платы за входной билет.

Однако в главном — Успенском соборе — по-прежнему музей. Слушаем рассказ экскурсовода у стен этого невероятно красивого храма. Он был основан в 1073 году. Сама Пресвятая Богородица явилась греческим мастерам и повелела им идти в чужую страну — воздвигнуть храм в Ее честь. Три дня и ночи молился преподобный Антоний — первоначальник обители, и Господь Сам указалместо для церкви. И в первый день нашли это место сухим, хотя вокруг него была по всей земле роса; на второй день — наоборот, а в третий — «упал огонь с небес и пожог весь хворост и терние, и истребил росу, и сделал углубление, подобное рву на размеренном месте» («Сказание о святой чудотворной церкви Печерской»).

В 1941 г. Успенский собор был взорван, по некоторым данным, подразделением НКВД. Этот взрыв — апофеоз всего того «бессмысленного и беспощадного», что сотворило после революции советское государство с Русской Церковью, с собственной историей, с народной душой… Храм лежал в руинах до 1998 г., когда началось его возрождение. Восстановление внутреннего убранства не закончилось и по сей день.

У Трапезного храма — могила П.А. Столыпина, убитого в Киеве в 1911 г. В 1903 — 1906 гг. Петр Аркадьевич был саратовским губернатором, поэтому мы можем отчасти относиться к нему как к земляку. Вспоминаем потрясающий факт: после того, как террорист дважды выстрелил в премьер-министра, он, смертельно раненный, истекающий кровью, перекрестил своего государя, тяжело опустился в кресло и ясно и отчетливо произнес: «Счастлив умереть за царя…».
***

Святая святых Лавры — пещеры монастыря. Существуют два подземных комплекса: Ближние, или Антониевы, и Дальние, Феодосиевы пещеры. Здесь около 1050 года поселился святой Антоний, и вскоре возле него собралось множество иноков.

Невозможно без трепета находиться в пещерах, где находятся мощи Печерских преподобных. В ближних пещерах покоятся 73 святых, в Дальних — 49… В некоторых раках оставлены непокрытыми кисти рук — во свидетельство о нетлении мощей.

«Любой человек, спускающийся в святые пещеры, где почивают преподобные Печерские отцы, выйдет оттуда преображенным, иногда сам не замечая этого», — говорится в послесловии к Печерскому патерику[1]. Наверное, это действительно так. Есть множество свидетельств тому, что почившие преподобные неоставляют живущих. Однажды на святую Пасху в пещеры вошел инок, чтобы покадить тела усопших, и сказал: «Святые отцы и братия! Сегодня великий день, Христос Воскресе!». И тотчас ответил ему от всех мощей голос, как гром: «Воистину воскресе!». После такого чуда всё время своей жизни инок «провел в затворе, и, угодив Богу совершенно, по смерти причтен Им к лику святых» (житие преподобного Дионисия Затворника).

Печерский патерик являет нам все грани иноческого подвига: послушания, целомудрия, победы над нечистыми духами, постничества, молчания, молитвы. Но самый главный из них — подвиг любви к Богу. Уходя в пещеры, кажущиеся нам такими мрачными и темными, преподобные хотели видеть перед собой только истинный Свет.

В Дальних пещерах есть небольшое отделение, где хранятся в специальных сосудах мироточивые главы двадцати святых, чьи имена нам неизвестны. В советское время, когда монастырь был закрыт, а мощи поруганы (их демонстрировали на так называемых «антирелигиозных выставках»), главы перестали мироточить. Миро вновь выступило, как только часть монастыря была передана Церкви и в монастыре затеплилась монашеская жизнь. Монахи были вынуждены, во избежание обвинения в подлоге, передать миро на исследование. Химический анализ образцов был произведен в лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института. Результаты анализа показали: все образцы являются высоко очищенными маслами, которые не содержат и следа продуктов распада. Наоборот: показатели белка, входящего в состав мира, свойственны только живым организмам. Ученые опустили руки: происхождение вещества осталось для них загадкой. Только верующие понимают — так явлено нам, грешным, действие благодати Божией.

Святыни и политика

Каждого паломника предупреждают о том, что на Украине существует не только каноническая Украинская Православная Церковь Московского Патриархата, но и так называемый раскольнический «Киевский Патриархат». Об этом нужно помнить, находясь в Украине. К сожалению, и захочешь — не забудешь. Даже за несколько дней мы смогли почувствовать, что раскол — по-прежнему кровоточащая рана на теле Церкви, огромная скорбь для верующих людей.

Портреты лжепатриарха Филарета Денисенко на рекламных банерах встретили нас еще на въезде в Киев и сопровождали повсюду, соседствуя, как правило, с портретами президента В. Ющенко. Кто-то так старался угодить действующей власти, что доходило до абсурда: изображение «патриарха» кое-где делило одну рекламную конструкцию с фотографиями стандартно-рекламных полуобнаженных женщин.

— Это, конечно, политика. И, к сожалению, многие верующие люди втянуты в нее, потому что им внушают, что нужна какая-то особая (независимая?) Украинская Церковь, — говорит нам насельник Свято-Покровского монастыря Харькова иеромонах Нафанаил (Дедул).

Наших паломников очень по-доброму встретили в этом монастыре, где мы остановились по дороге в столицу. Отец Нафанаил рассказал о егоистории. Обойти молчанием раскол невозможно: именно здесь, в этой обители состоялся так называемый Харьковский собор 1992 года, который отстоял каноническую Церковь на Украине.

— И сейчас идет борьба, идет страшный нажим на людей. Но мы стараемся объяснять, что Украинская Церковь уже есть, другой не будет. Однако для власти, для прессы существуют только раскольники.

Вокруг отца Нафанаила собираются прихожане, рассказывают нам, каким событием стал для них приезд Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:

— Патриарх не служил в Харькове, но мы смотрели телетрансляции богослужений, не могли оторваться — смотрели и плакали.

— Всюду очень по-доброму встречали Патриарха, только в Ровно кричали гадости. Но мы лично знаем некоторых из тех, кто кричал или держал плакаты. Все просто: сунули грОши — и кричи… И такса известна: один выход — сто гривен.

Огромная боль для верующих людей то, что в руках раскольников сегодня — многие древние храмы и иконы, великие святыни.

— Иногда даже не знаешь, что храм раскольничий, но заходишь в него, и как-то невыносимо тяжело становится на душе, — говорит нам жительница Одессы Евгения.

Мы на собственном опыте убедились в правоте ее слов, зайдя на минутку во Владимирский собор Киева только для того, чтобы поклониться мощам великомученицы Варвары.
***

Думаю, что мы смогли посетить только малую часть святынь Киева. Видели мы чудотворную икону Божией Матери «Призри на смирение», которая находится в главном храме Свято-Введенского мужского монастыря. В августе 1993 года образ Богородицы с Младенцем неведомым образом отобразился на стекле, которое прикрывало икону, но не касалось ее. Эта чудесная полупрозрачная нерукотворная «копия» находится в специальном киоте рядом с иконой.

Самые теплые впечатления остались от Свято-Троицкого Ионинского мужского монастыря, который по возобновлении оказался в центре Ботанического сада. Чудом сохранились в советское время Зверинецкие пещеры, где подвизались иноки еще до того, как на эту землю пришел святой Антоний.

Покровская Голосеева и Троицкая Китаева пустыни были основаны в XVII — XVIII вв. как скиты Лавры. Теперь у каждой из них есть собственная интереснейшая история, мощи просиявших здесь святых. Древний Флоровский монастырь находится в самом центре Киева, но совсем не верится, что буквально в двух шагах за его оградой протекает обычная суетная городская жизнь…

Сегоднящний Киев — современный, ухоженный, динамичный столичный город. Мы прибыли и уезжали отсюда вечером, поэтому запомнили его в золотом свете заката. Ощущение осталось двойственное: с одной стороны Киев сегодня старается ничем не отличаться от современных европейских городов. Есть у него, к сожалению, такая особенность: в глазах рябит от политической рекламы… Но сердце чувствует и другое — древность и святость этой земли, «матери городов русских» и русского монашества. Поэтому для русских паломников Киев остается великой святыней, к которой так тянется душа.
Газета «Православная вера» № 16 (396) за 2009 г.



[1] Патерик Печерский, или Отечник. Издание Киево-Печерской Лавры. 2008.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7125&Itemid=3


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика