Столетие.Ru | Анна Ромашова | 03.09.2009 |
Правда, в последние годы 1-е сентября у нас все больше не первый день радости познания, а новый виток треволнений для учителей, учеников и их родителей. Да и как этой нервотрепке не быть, когда с маниакальным упорством в стране «реформируется» система образования. То ту «модернизацию» придумают высоколобые начальники, то — эту. И все — как одна, для «повышения качества обучения».
Несколько лет сокращали сеть сельских школ. Понятное дело, не для экономии бюджетных средств (уж больно дорого, оказывается, для государства обучение на селе!), а только чтобы «улучшить качество обучения». Потом решили денег давать школам ровно по «головам» учащихся, чтобы, значит, была конкуренция: кто больше соберет школьников, тому и денег больше дадут.
А если в поселке школа одна, а детей ровно 46, то их не может здесь стать ни 47, ни 48, ни даже 46,5! Конкуренцию можно организовать, но только завозя туда детей.
Невозможно? Значит, денег дадут ровно на 46. Отсюда и зарплата на учительскую «голову» меньше, чем там, где, к примеру, детей 879 или 1113. Такая вот модернизация, и опять — исключительно в целях «повышения качества обучения».
А сейчас поговорим о том, как министр образования РФ г-н Фурсенко в канун начала учебного года нынешнего опять, не нарушаятрадиции последних лет, нацеливает вверенную ему отрасль на новые успехи в «модернизации образования».
Действительно, надо же знать народу, что ценного опять придумали в «самом образованном министерстве» страны! Впрочем, и сам министр тоже прилагает немало усилий для того, чтобы народ знал. А для этого, как и заведено исстари, раздает в канун первого для осени интервью одному за другим СМИ.
Читая эти министерские откровения, вдруг захотелось изменить предпраздничную фурсенковскую тональность и всерьез прокомментировать кое-что из сказанного им в последние дни.
Вот толковый журналист из одной толковой газеты задает ему вопрос: мол, чтобы Вы, господин министр, написали в сочинении «Как я провел лето?». А тот ему скорбно так отвечает: мол, лета и не видел — все время работа, работа и работа…
А журналист (с иронией) продолжает докапывается и задает наводящий вопрос: все, видно, единым госэкзаменом занимались? А Фурсенко и рад такой оказии — про ЕГЭ поговорить.
Что же мы услышали от «главного начальника по школам» в стране после скандального приема в вузы в этом году на базе этого ЕГЭ?
А вот что: «В целом, считаю, кампания прошла нормально… По последним опросам общественного мнения, многие из тех, кто вовлечен во вступительную кампанию-2009, удовлетворены ЕГЭ как формой проведения экзаменов. Я имею ввиду и родителей, и учеников, и учителей. Теперь главное — посмотреть, как ребята, поступившие в вузы, будут учиться».
После этакого прочитанного начал мутиться разум: с одной стороны, все СМИ полны материалами о безумностях (другого слова не подберешь!) истории с набором в вузы этим летом, а с другой — министр всерьез говорит о том, что «народ удовлетворен» и «опросы общественного мнения» об этом свидетельствуют!
Не поленилась, просмотрела сайты всех ведущих социологических организаций страны. Искала подтверждения сказанному г-ном Фурсенко. Не нашла нигде.
Но это, видимо, г-ну министру не важно. Главное для него — не то, что страну «отколбасило» по полной программе, а то, что «мы процесс [ЕГЭ — А.Р.] перевели из экспериментального в штатный режим. Как в любом штатном режиме, в нем есть определенные недоработки… испытательные полеты закончились, начинаем изготавливать серийные самолеты».
Давайте попытаемся вникнуть в сказанное. Во-первых, если есть «определенные недоработки», то какое может быть «серийное изготовление самолетов»? Это кто же может себе позволить — какая страна, какой собственник — чтобы «запихать» в серию самолет с «недоработками»? И как же прикажите на нем летать? Штопором — и вниз? А если парашютов на всех не хватит?
Не правда ли, с таким «начальником по самолетам» стране придется в ближайшие годы только и делать, что покупать «Боинги» и «Эйрбасы», которые — без «недоработок»?
Каковы же перспективы российской школы, «изготавливающей серийные самолеты», на новый учебный год?
Министром здесь тоже все продумано: «Работы в этом году у нас будет ничуть не меньше, — растолковывает журналисту г-н Фурсенко. — Мы должны добиться того, чтобы результаты ЕГЭ были еще раз проверены, подтверждены учебой ребят, которые поступили в вуз». Правда, смущает произнесенная скороговоркой следующая фраза: «Мы будем думать, как сделать так, чтобы в следующем году было гораздо меньше вопросов по поводу того, почему тот или иной человек попал в тот или иной вуз, а другой не попал».
Да что же это такое происходит? Это кто же уверял нас несколько лет подряд, что с помощью ЕГЭ любой достойный выпускник любой российской школы может хоть в МГУ поступить как дважды два?
Не министр ли Фурсенко? А теперь, видите ли, он рассказывает народу, что вознамерился разобраться с тем, кто попал в вузы, а кто — не попал.
Что же это за система такая придумана и стране навязана, которая не дает никаких гарантий, что в вуз будут зачисляться достойные люди? И зачем, извините, такая система переведена из экспериментального режима в обязательный и повсеместный?
Куда же делись деньги, которые на этот эксперимент выделялись, если неясно самое главное — кого ЕГЭ приводит в вузы.
После такого признания министр должен немедленно подавать в отставку, но об этом г-н Фурсенко в своих интервью накануне нового учебного года не говорит ни слова. А говорит о том, что ЕГЭ уже необратим и «точка возврата пройдена». Понять и принять подобную позицию разум отказывается. И у журналиста, опять беседующего с этим высоким начальником, возникает следующий, вполне естественный вопрос: «Создается президентская комиссия, которая оценит выпускную и вступительную кампанию. Не боитесь получить неуд?».
Но герой нашего рассказа не боится ничего. Да и чего ему бояться, когда на такой серьезный вопрос он отвечает в лучших традициях той же самой демагогии: «Я жду от комиссии всестороннего объективного анализа ситуации и свежего взгляда на те процессы, которые происходили во время оценки качества подготовки в школе и приема по итогам этой оценки в вуз».
Иными словами, ждет он не оценки навязанной стране «егэшной» системы, а лишь того, чтобы комиссия разобралась с «процессами, которые происходили» в школе и вузе, и не позволили, мол, проявиться лучшим качествам ЕГЭ в полной мере.
Странная позиция министра образования и науки страны. Стало быть, он и мысли не допускает, что эксперимент, которым вся страна была поставлена на уши, может быть оценен на «неуд».
Вообще, знакомясь с интервью Фурсенко, не покидает ощущение, что ни о чем больше, кроме ЕГЭ, ему и говорить не хочется. Правда, он заводит порой речь об «оптимизации структуры образовательных учреждений», о «переходе на новую систему оплаты труда учителей» (ту самую, когда денег дают «по головам»), к «слиянию школ». Но куда девать «слитых» учителей — не говорит, а это повсеместно — большая социальная проблема.
А главное, в канун нового учебного года от «главного учителя страны» (ни дня, правда, в школе не работавшего) учительство не услышало ничего об основных проблемах сегодняшней системы образования России.
О том, как будет организовано повышение квалификации учителей и что сделают для улучшения их материального положения. О том, как будет улучшено медицинское обслуживание школьников, и какие меры принимаются по улучшению питания детей в школе. О том, что же планируется сделать в стране для обеспечения учителей (особенно — в сельской местности) квартирами. И, наконец, какой же будет идеология настоящей модернизации образования, которая и на самом деле нужна для движения страны вперед?
Ведь ни ЕГЭ, ни «оптимизация сети школ», ни даже «подушевое финансирование» ни значат ничего тогда, когда нет серьезной идеи — как развиваться российской школе сегодня и завтра.
Увы, ничего внятного на сей счет сказано — в многочисленных интервью министра в канун нового учебного года — не было.
Но «неприятность эту», по большому счету, российский учитель сможет пережить, потому как есть великое педагогическое наследие прежних поколений российских педагогов: Ушинского и Вебера, Макаренко и Сухомлинского, Давыдова и Занкова…
Г-н Фурсенко про воспитание вообще-то нигде в своих интервью ничего не сказал. Но это же не значит, что российские учителя не будут воспитывать своих учеников честными и добрыми, внимательными и культурными, патриотами своего Отечества. И еще — образованными, любящими мир искусства, мир спорта, мир природы.
А значит это, что при всех невзгодах, назло всем «реформам» жива отечественная школа. И оттого становится светлее в этот день на душе.
С новым учебным годом вас, дорогие читатели «Столетия»!
http://www.stoletie.ru/obschestvo/ministr_fursenko_dajte_vash_dnevnik_2009−09−01.htm