Русская линия | Священник Георгий Балакин | 02.09.2009 |
Конечно, трезвость — не есть добродетель сама по себе, а лишь отсутствие порока пьянства. Она не приближает человека к Богу, но и не удаляет от Него. Апостол Павел писал: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем, не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор.8, 8−9). Однако, выдающийся проповедник 19 века, епископ Никон (Рождественский) писал: «Трезвость телесная не только есть высокая добродетель, но и дар Божий. Она украшала пророков… О ней предсказывали ангелы Божии. Так жене Маноя — матери Сампсона, ангел Божий предрекал, что имеющий родиться от нее сын не будет пить ни вина, ни сикера, а потому завещал и ей воздерживаться от этих напитков во время чревоношения… Также предсказывая рождение Предтечи, архангел называет его великим, указывая величие и в том, что он не будет употреблять вина и сикера, а будет исполняться духом Святым. Так, братие, высока добродетель воздержания в очах Божиих! Но насколько высока добродетель эта, настолько гнусно невоздержание. Через вино, как бы через дверь, человек приходит к другим порокам».
А другой его современник, священник Александр Рождественский, говорил:
«Великой рекой разлилось беспросыпное, омерзительное пьянство народа, в котором гибнут святые человеческие души, как кровавые жертвы Зеленому Змию. Стоном стонет от пьянства Русская земля, и конца этим стонам не видно… Зловещим пламенем вспыхнула и загорелась родная страна, и в этом бушующем пламени, в этом ярком костре сгорают добрые, святые сердца, сгорает все хорошее, святое, чем вправе был гордиться человек.
Надо спешить на пожар… Надо залить ужасное пламя… Надо спасать от пьянства людские души. Ведь пьяницы царствия Божия не наследят, ведь для них закрыты врата райского блаженства.
И спасти этих нечастных можно только добрым примером, полным воздержанием от вина…»
Страшно подумать, что бы он мог сказать, если бы увидел современное состояние общества! Поэтому сегодня значение трезвости, как упражнения в воздержании и доброго примера ближним, особенно велико. Несомненно значение трезвости, как начала христианского подвижничества, т. е. если человек начинает воздерживаться от употребления спиртного ради Христа, ради спасения души. Но сама по себе трезвость ради трезвости — нетрезвость!
Важно помнить, ради чего человек трезвится!
Святоотеческие и исторические основания трезвости.
В книге Притчей Соломона есть поучение мудрой матери царя Лемуила: «Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых» (Притч. 31, 4). Это значит, что людям «при исполнении обязанностей», — занимающим ответственные посты, где нужна постоянная ясность ума, — алкоголь возбраняется совсем. А прочим? Совершенно очевидно, что ясность ума желательна всем и всегда, потому что, как предупреждает святой Апостол Петр: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5, 8). «Поглотить» любого и каждого, а не только «царей» и «князей».
Святые земли Российской также предостерегаю нас от пития хмельных напитков:
«Подобает прежде всего заботу и попечение иметь о том, чтобы не было в обители ни в трапезах, ни в кельях пития, от которого пьянство бывает. Если что и писано в уставах и Житиях святых отец что инокам разрешается пить вино когда по чаше, когда по две или по три и имелось вино в монастырях как в первых, так и в нынешних, но до пьянства его не пили. Как свидетельствуют многие благородные люди также и иноки, бывшие в Константинополе и в горе Афонской и иных тамошних местах, что там не только иноки, но и все православные христиане пьянство ненавидят и им гнушаются.
В русской земле другой обычай и другой закон. И если имеем питье пьянственное, то не можем воздерживаться и пьем до пьянства. А что повелевают святые отцы пить по чаше или по две или по три то этого и слышать не хотим или не ведаем меры чаш этих. Обычно такова наша мера: как будем пьяные, что себя перестаем узнавать и помнить или напьемся до блевания, то перестаем пить. И ради этого обычая и погибельного нрава и грехолюбного навыка не подобает нам иметь во обители питья, от которого бывает пьянство, чтобы не впасть в конечную погибель…» [1]
Вдумаемся в эти слова. Они обращены к монахам — людям, избравшим для себя путь воздержания. Им говорится: «не можем воздерживаться и пьем до пьянства» и поэтому «не подобает нам иметь во обители питья» — лучше вообще вина не касаться! Во сколько же раз сие поучение актуальнее для людей мирских, ежеминутно и ежесекундно встречающимися с соблазнами мира сего!
Святитель Игнатий Брянчанинов поучает: «Монах отнюдь не должен употреблять вина, — сказал преподобный Пимен Великий. Этому правилу должен последовать и всякий благочестивый христианин, желающий сохранить своё девство и целомудрие…»
Святитель Феофан Затворник: «Не упивайтесь вином (Еф.5,18), но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет — совсем не пей, — разве только в крайностях, в видах врачевания. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще и с приплатой! Итак, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».
Поэтому, принимая решение о собственной трезвости, православный поступает в полном соответствии со Священным Писанием и поучениями святых отцов Церкви.
Однако, для тех, кто желает употреблять вино, Типикон сие не возбраняет. Но здесь возникает вопрос: что же, собственно и в каких количествах разрешает Церковный Устав? Итак:
Что же разрешает Типикон?
В Типиконе читаем: «Черпати же тогда потребно есть… по единой чаше [2], или по две, или множицею по три, и ино ничтоже. Две бо или три чашы не по уставу рекохом, но по нужди бывает.» Т. е. строго говоря, Типикон РАЗРЕШАЕТ (а не предписывает!!!) по одной чаше вина, (в неимущих странах — пиво) две или три — уже по «нужде».
И далее в Типиконе: «Великий Симеон Чудотворец глаголет, яко похвала монаху, еже не питии вина. Аще ли и пиет немощи ради тела своего, мало да испивает. Подобно же и великий Пимен отец наш глаголет: яко вина отнюдь не подобает питии монаху».
Для чего разрешается вино? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что же такое вино?
Натуральное вино это — виноград (в неимущих странах — вишня, слива, мед…) перебродивший в естественных условиях или с небольшим добавлением сахара. Все витамины, минералы и микроэлементы, присутствовавшие в плодах земли точно так же так и при квашении капусты, мочении яблок сохраняются и могут быть использованы на пользу человеку. Этиловый спирт, получившийся в результате брожения — не основной, а вспомогательный, побочный, консервирующий элемент. Чтобы уменьшить его концентрацию традиционно вино разбавляли. В вине ценился вкус, букет, цвет, сладость, терпкость, но не крепость. Если где в Священном Писании и говорится об опьяняющих свойствах вина, то всегда в негативном смысле. Крепость и в Библейской и в античной традиции рассматривалась скорее, как помеха.
Однако есть мнение, что Типиконом разрешается не только вино. Что, якобы, разрешается водка — «вино хлебное».
Во-первых, следует не забывать, что к хлебу водка не имеет отношения. Вернее для производства водок и самогонов используют в качестве пищи для дрожжей сахар или крахмал, которые в результате брожения расщепляются на спирт и сивушные масла. Известный литературный герой двадцатых годов двадцатого века утверждал, что самогон можно гнать даже из табуретки — будет «табуретовка»!
Во-вторых, даже если предположить, что все-таки использовались хлебные злаки — ничего полезного для человека из них в водку не попадает. Если вино — кладезь полезных (и не полезных!) веществ, то водка — это разбавленный продукт перегонки. Т. е. в ней все полезные, Богом данные дары земли уничтожены! Вполне уместен такой образ, что водка — зеленый змий в разбавленном виде.
И в-третьих, нам должно помнить, что медиками, химиками и ГОСТом 1972 года этиловый спирт отнесен к наркотическим ядам. А водка есть ни что иное, как этанол, разбавленный водой до 40-% концентрации. Следовательно, есть то, что ГОСТ 1972 года характеризует как «легко воспламеняющаяся, бесцветная жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы».
Следует оговориться, что как и прочие яды, в небольших количествах водка может быть полезна для мобилизации защитных сил организма, также могут быть допустимы настойки каких-то лекарственных средств, но она не может быть разрешена как Божий дар, который «веселит сердце человека».
Так имея хлеб, елей и натуральное вино (и воду) человек длительное время может жить — получая все необходимые вещества для своего организма. Оставим добровольцу хлеб, масло, воду и водку — явно не найдем его в добром здравии через месяц — как минимум цинга ему будет обеспечена…
Неизвестная трезвость.
Что среднестатистический россиянин знает о трезвости? Многие легко процитируют слова князя Владимира о том, что «веселие Руси есть питие» и цитату Писания «вино веселит сердце человека». Но почти никто, даже из православных, не вспомнит слова подвижников благочестия о том, что христианину лучше совсем не пить вина.
Почему же так происходит? Потому что из нормального, здорового и главное массового явления на Руси трезвенник стал явлением почти заповедным. В начале 20 века не употребляли алкоголь 43% мужчин, 85% женщин и 95% молодежи в возрасте до 18 лет, в 1980 году среди мужчин не употребляли алкоголь 0,6%, женщин — 2,4% и не начали к 18 годам употреблять алкоголь среди молодежи — 5%. Сегодня ситуация в молодежной среде лишь ухудшилась.
Трезвость — это наша национальная традиция. Но чтобы люди об этом не догадались, работает целая индустрия — созданы фильмы, в которых пьянство подается как национальная русская особенность. Сразу вспоминаются — «Особенности национальной охоты, национальной рыбалки». В этих, и подобным им фильмах и литературных произведениях пьянство показано, как веселая и безобидная забава. Этакая удаль молодецкая: мы и сами бочками пьем и горячих финских парней этому научим!
При этом бросается в глаза следующий контраст: в питии мы — «богатыри», а вот в реальном доброделании — все больше и больше инвалиды. Нередко перед постами (особенно перед Великим) появляется в православных СМИ статьи, основная мысль которых — как бы нам, немощным, ослабить для себя строгость поста. Как-то бы провести его так, чтобы не слишком утеснить себя?
А не является ли разрастающееся пьянство причиной духовного оскудения? Ответ очевиден. Очевиден и вывод: если мы сегодня так слабы и немощны, что большинство из нас постятся, «по-немощи» совсем не так, как рекомендовано Церковным Уставом, так может быть стоит усугубить пост в отношении пития? Ведь, как сказано выше: «огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость». А ясность мысли и нравственная крепость сегодня нам сугубо необходимы…
Священник Георгий Балакин , с. Майма, Республика Алтай.
Примечания:
1 — Из Краткой редакции Устава прп. Иосифа Волоцкого: «Сказание от Божественных Писаний, яко не подобает в обители бытии питию, от него же пияньство бывает. Слово 9».
2 — Русские меры веса и объема:
1 чаша ~¾ чарки ~92мл, 1 чаша = 1/40 гарнца ~82мл
«Красовуля — чаша, для пития, употребляемая в монастырях греческих, которая полфунта и более вместить может напитка» (Дьяченко Г., свящ. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993. С. 268). (1 красовуля = 0.5 фунта ≅ 226г)
http://rusk.ru/st.php?idar=114487
Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Следующая >> |