Русская линия
Православие. Болгария Цветан Диковски02.09.2009 

«Идол — голый!»

Я давно собирался написать что-нибудь о современных формах идолопоклонства, но идея этой статьи явилась как по заказу. Это случилось после того как двадцать шестого августа я посмотрел в новостях по каналу BTV репортаж со стадиона, на котором готовился грандиозный концерт «мегазвезды» Мадонны.

И ранее мне встречалась информация о концертах рок-, поп- и Бог знает каких еще звезд, хотя ни на одном из них я не присутствовал физически. Но на этот раз, несмотря на все, что я читал или слышал об их выступлениях, кадры и комментарий диктора просто потрясли меня. Громадное множество рабочих строило с помощью дорогой техники огромную сцену в течение нескольких дней (вероятно более недели). Но и это было далеко не все: камеры показывали специальные помещения для рабочих сцены, для танцоров, для певицы, столовую для персонала и еще Бог знает для чего. Шестьдесят грузовиков, груженных тяжелым оборудованием, тянулись один за другим через пограничные заставы. Специальная фирма, отвечающая множеству требований, была нанята для того, чтобы охранять концерт и саму певицу. Информацией о том, сколько именно денег потрачено на это мероприятие, я не располагаю, но вся эта пыль поднялась из-за одного концерта в один единственный вечер!

Голосом в пустыне потонули напоминания о том, что концерт назначен на тот самый день, в который Церковь поминает усекновение честной главы Предтечи и Крестителя Господня св. Иоанна. Во-первых, они чрезвычайно запоздали, а во-вторых, даже если бы они прозвучали и раньше, никто бы не обратил на них никакого внимания.

Если быть откровенным, мне нравится звучание некоторых песен, которые, само собой, являются и популярными хитами. У певицы, бесспорно, есть талант, в отличие от некоторых наших так называемых «звезд».

И все же когда я думаю о ее манере одеваться, об откровенных интимных намеках и сценах в ее роликах, о бесстыдных танцах и кривляниях, о пикантных скандалах, сопутствующих карьере Мадонны, я вижу, что ее методы привлечения зрителей и слушателей не так уж сильно отличаются от приемов звезд нашей нископробной попсы.

Шокирует, что все, связанное с Мадонной, не только граничит, но и буквально переходит в некое грандиозное идолопоклонство. Но еще более отвратительно то, что все это творится на фоне тотальной нищеты нашего государства, в условиях мирового финансового кризиса, при нарастающей безработице, при том, что тысячи людей роются в мусорных контейнерах.

«Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4). Так говорит Вторая Божья заповедь. Ею Создатель предостерегает нас не только от соблазна поклониться животным и природным стихиям, но и от опасности превратить какого-нибудь суетного земного человека в идола. На это у Давшего были все основания, ибо на многих властителей в древности смотрели как на богов или считали их потомками божеств языческого пантеона.

Сегодня идолами становятся певцы, музыканты, актеры, политики, спортсмены, телеведущие, топ-модели и иные лица, обладающие громадной популярностью. Во всех подобных случаях персона, о которой идет речь, отмечена, несмотря на то, что у нее могут быть большие таланты, успехи или власть, всей полнотой человеческих слабостей и грехов. Поскольку большая часть нынешнего поколения воспитано в атеизме, ему неоткуда понять, что таланты — певческий голос, художественные и артистические умения, физическая красота — суть дары Божии. Таким образом, оно, по сути, обречено воздавать почести и служение людям так, как если бы они были богами.

Невозможно не заметить поведения поклонников в концертных залах и стадионах, где экзальтированная публика в буквальном смысле слова поклоняется своим идолам. Самих исполнителей нередко называют «богами» гитары, футбольного мяча, танца. Вот пример из прошлого: в честь гитариста Эрика Клептона появлялись надписи на стенах домов и стадионов: «Дайте выступить богу! Эрик — бог!». Иных из них называют «примой», «королевой», «королем», а то и прямо «кумиром» и «идолом». В значительной части этих случаев своим превращением в идола певец обязан главным образом своей внешней физической красоте, раскрепощенному поведению на сцене, вульгарности, раздеваниям, циничным текстам, эротическим намекам и проч. При таких неимоверных усилиях просто невозможно остаться незамеченным, ведь ты бередишь низкие страсти публики. Тебя замечают массмедиа, твое скандальное амплуа цветет на страницах желтой прессы, уже нашелся какой-нибудь предприимчивый «меценат», готовый инвестировать в твои таланты — и вот, ты превращаешься в идола. Все это, помимо прибылей от концертной деятельности, от изданных альбомов и т. д., позволяет тебе купаться в славе: о тебе пишут на первых страницах газет и журналов, тебя показывают по телевидению, преследуют, чтобы получить автограф, на сцене боготворят и осыпают цветами. Для твоих поклонников ты — божество в человеческом образе; нарушая Божий закон, они воздают тебе служение как богу.

Подготовка к концерту Марии-Луизы Чикконе (так, если я не ошибаюсь, зовут певицу) походит во всем именно на такой тип идолослужения. Нет ничего плохого в том, чтобы обладать красивым голосом и цениться публикой, но то, чему мы становимся свидетелями, наводит определенно на мысль, что эта женщина ощущает себя богиней. Я понимаю, что это «нормально» для шоубизнеса, но есть вещи, мимо которых нельзя пройти с легким сердцем. Невольно хочется спросить: разве нельзя выходить на более скромную сцену и не позволять себе такую пышность и столь громадные расходы? Разве нельзя приличнее одеваться и вести себя на сцене? Интересно, сколько времени может прожить обычная бедная болгарская семья на малую толику денег, потраченных на пышные декорации и звездные прихоти? Думаю, что «звезде» прекрасно известно, сколько нищих людей есть на свете, но ей явно наплевать на них.

Другая серьезная беда, к которой ведет поклонение человекам-идолам — дурной пример и подражание. Оно совсем не безобидно, уверяю вас, ибо сам в прошлом, до своего воцерковления, впадал в подобный соблазн и знаю его. То было следствием именно слушаемой мною музыки, моих любимых рок-групп. Подражание идолам — дурное явление, ибо сводится к одежде и косметике, к перенятию вульгарного поведения на сцене, оголению, сатанизму и вызывающей сексуальности в текстах песен, к насилию, извращенностям и жажде славы. Слава Богу, я никогда не перешагнул границ добра и зла. Дошел только до подражания в одежде, до лохматых и зубастых плакатов на стене и до любительской игры на гитаре. Но имел возможность наблюдать падение других людей, достигших дна. Одни участвовали в бандитских драках, вооруженные дубинками и цепями, другие разрушили свои семьи, третьи отдались алкоголю. Немало было и тех, которые растратили годы своей жизни в безделье и пустоте. Были и такие, которые сегодня являются отвергнутыми обществом, наркотизированными развалинами. А все начиналось с любимой музыки, с обожания «звезд» и подражания им.

Целая плеяда психологов, психиатров и других специалистов писала о влиянии современной музыки на мозг человека, отмечая его пагубные последствия. И все же величайшим злом остается дурной пример, которому подражает молодежь, подростки и даже дети. Многие молодые люди дошли до сатанизма и неонацизма, начав именно с увлечения тяжелым и хард-роком. Тысячи подростков утратили свою здоровую сущность, следуя циничным текстам рэп-исполнителей и обращаясь к наркотикам. Воспитательный же «эффект» нашей доморощенной попсы просто вне комментариев.

Кроме подражания, здесь есть и еще один деструктивный фактор. Речь идет о соблазне сделаться самому таким же идолом. Я говорю это, ибо в далеком прошлом сам мечтал сделаться рок-музыкантом, выйти на большую сцену и создавать песни, которые слушала бы вся страна. Разумеется, я прежде всего любил музыку и это было ведущим мотивом моего суетного желания. Промысел Божий сохранил меня от этого, и все же на основании собственного опыта я понимаю, что искушение было совсем небезобидным. Оно может быть преодолено в процессе личного созревания и создания семьи, но может и разрушить всю жизнь «кандидатов в знаменитости». Кастинги телепередачи «Music Idol» (аналог российской «Фабрики звезд» — пер.) тоже свидетельствуют о большом количестве желающих стать кумирами.

Но наиболее пагубно старание сделаться идолом любой ценой. И если для одних это означает системные упражнения на музыкальном инструменте, тяжкий труд на сцене или на тренировочной площадке, то для других это значит просто выставить себя на продажу. Есть немало людей, которые ради славы, денег, власти, благ готовы пожертвовать своим добрым именем, перешагнуть границу моральных компромиссов. Примерами этого изобилует как прошлое, так и настоящее.

Знакомясь с жизненной историей «звезд», многие молодые люди говорят себе: «Какой смысл учиться, работать восемь или двенадцать часов в сутки и существовать на грани выживания? Вот эти люди: ценою небольшого компромисса они добились столького, сколько моb родители не смогли добиться за всю свою жизнь». Так «компромисс» становится средством для достижения цели. Продаваться становится престижным. Способов сделать это много: броситься в дебри политики, оголиться публично, пройти через постель какого-нибудь толстосума-спонсора, украсть, воспользоваться тем, для чего трудились другие. Так можно добиться всего, начиная с хорошей должности, денег, власти, славы, роскошной жизни.

Нам, христианам, хорошо известно, что все земное мимолетно и непрочно, что мирская слава проходит с удивительной быстротой. Даже если ее эхо будет отзываться десятилетиями, наступит время, когда и оно замолкнет. За все приходиться платить! Многие сегодняшние кумиры вряд ли предполагали, что средства массовой информации будут рыться в их личной жизни в поисках пикантных подробностей, что на каждом шагу их будут преследовать камеры и фотообъективы, что им придется скрываться от наглых репортеров, что у них не будет ни одного спокойного дня, что придется читать о себе клевету и вымышленные истории, что когда-нибудь они будут краснеть перед детьми и внуками за свое порочное прошлое. Как бы им ни не хотелось признаться в этом, все это глубоко ранит их и заставляет страдать всю жизнь. Кроме того, большие деньги и слава портят и губят человека. Стремясь поддержать интерес к себе и вкусить от всех земных наслаждений, многие «звезды» отдаются темным порокам: азартным играм, наркотикам, извращениям, что губит их нравственно, а часто и отнимает жизнь. Ибо Бог поругаем не бывает и те, которые пытаются вести себя так, словно они боги, рано или поздно платят за это!

Типичный пример тому — недавняя ранняя смерть певца Майкла Джексона, одного из кумиров нескольких поколений молодежи. Но он отнюдь не одинок: многие люди постарше хорошо помнят «короля рока» Элвиса Пресли, умершего от СПИД-а Фредди Меркюри, быстро сгоревшей Мэрилин Монро и десятки подобных случаев.

И если бы у меня была возможность выйти на минутку на сцену стадиона, на котором будет проходить грандиозный концерт, я бы закричал перед камерами изо всех сил: «Люди, поймите: идол — голый! Ибо если надо говорить правду, то именно такова правда о „звезде“ по имени Мадонна: это — идол, голый, циничный, аморальный, бесстыдный, горделивый, эгоистический и суетный идол! Дорогие мои ребята и девчонки, идол — голый, не поклоняйтесь ему, не подражайте ему, не боготворите его, не питайте его суету! Идол — голый!»

В заключение не могу не вспомнить слова Спасителя Иисуса Христа: «Ходите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13, 14). К этим словам просто нечего прибавить…

Перевел с болгарского Андрей Романов

http://ru.pravoslavie.bg/?p=1626


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru