Русская линия | Дмитрий Скворцов | 31.08.2009 |
Радует, конечно, что у нас появились политики, заявляющие об уважении чувств верующих. Но означает ли это, что отныне недостойны уважения и люди, далекие от религии? А таковых в Украине по-прежнему большинство — не считать же верующими тех, кто допускает существование «некоего разума, наблюдающего за нами сверху» (по меткому замечанию кого-то из православных миссионеров, это определение «бабы Дуни с 16-го этажа, которая все про всех знает»). Так почему же у атеистов не спрашивают согласия на то, чтобы их налоги шли на устроение религиозных шоу?
Даже если допустить, что на земле с тысячелетней историей православия внешне православные мероприятия являются данью традиции, то к чему тогда участие в нем католиков, миафизитов, иудеев, магометан и протестантов? Тем более что для истинных верующих всех перечисленных конфессий подобные «молебны» являются высшей формой унижения. Дело в том, что деноминации, главы которых участвуют в президентских молебнах, определяют друг друга еретическими, тогда как установленные самими апостолами правила (а потому признаваемые всеми христианскими конфессиями), гласят: «Епископ, пресвитер или диакон, только лишь помолившийся с еретиками, да будет отлучен».
Что же касается уже отлученного «Филарета», по злой иронии судьбы возглавляющего эти «молебны», то согласно апостольским правилам «помолившийся с отлученным, хотя бы то в доме было, да будет отлучен». Не случайно подобные мероприятия игнорирует предстоятель крупнейшей конфессии Украины, по количеству прихожан превышающей все остальные вместе взятые.
Но это вопросы даже не к президенту с его раздачами Благодатного огня, преломлениями хлебов и экуменическими молебнами. Похоже, этот человек — «хромая утка» не только с политической, но, увы, и с духовной точки зрения: для верующего человека нет ничего страшнее, чем недостойное причастие. А именно это произошло на Афоне в позапрошлом году, когда, по словам митрополита Агафангела, «президент причащался и сказал, что к Филарету больше не вернется».
Подобными вопросами скорее должны задаться участники президентского действа Литвин и Тимошенко, рассчитывающие на продолжение своего пребывания во власти.
Но если «молитва» совместная, значит, глава парламента солидаризовался с произнесшим ее Денисенко в том, что Бог дал Украине замечательного президента при бессовестных депутатах (включая и главу депутатского корпуса, и членов фракции его имени).
А глава правительства, пригласившая в Украину предстоятеля Русской Православной Церкви, следует понимать, поддержала определение последнего как «пастыря, который приходит извне только для того, чтобы украсть, убить и погубить».
Тут, кстати, не мешало бы самому Денисенко вспомнить, что «извне» пришли на нашу землю и апостол Андрей, и равноапостольные Кирилл и Мефодий, и первые киевские епископы, назначавшиеся в Византии. В конце концов, тот же Филарет был местоблюстителем московского престола и не стал предстоятелем Русской Православной Церкви лишь потому, что его начальники по линии идеологического отдела ЦК КПСС внезапно утратили всю полноту власти в стране. Это и позволило архиерейскому собору «без рекомендаций свыше» избрать гораздо более достойного.
Не был ли Филарет «извне» в глазах нынешних его почитателей, когда срывал отпевание Василя Стуса, обвинял в разжигании национальной розни Михаила Горыня, Олеся Шевченко, Левка Лукьяненко? Не этому ли «образцовому патриоту своего отечества» (по словам Ющенко) 318 клириков УПЦ и УАПЦ напомнили на страницах парламентского «Голоса Украины» выражения образца 1991 г.: «демократию надо давить танками», «украинского языка не существует, а есть лишь польско-жидовский гибрид»?
Впрочем, разбор всей той несуразицы, которую произносит Денисенко, — занятие столь же неблагодарное, сколь и анализ нравоучений его духовного чада — Ющенко. Как констатирует пресс-служба УПЦ, «Раньше Филарет был прекрасным богословом, на сегодняшний день он просто болтун».
Но, допустим и даже поверим, что Тимошенко, Литвин и Янукович (в 2007 г. он также засветился на президентском «молебне») не вдаются в богословские тонкости. Но разве не могут они не понимать, что молитва без предстоятеля крупнейшей религиозной конфессии только усилит всю сложность межрелигиозных отношений в Украине.
По крайней мере, если уж вы называете себя христианами, то должны знать (как знает это любой руководитель в вожделенной вами Европе), что молитва — дело глубоко личное. «Когда молитесь, не будьте как лицемеры, которые любят молиться в синагогах и на перекрестках, чтобы видели их люди. Истинно говорю, что они уже получают награду свою, — предупреждал Христос. — Но ты, когда молишься, уйди к себе, затворив дверь, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:4, 6). Может, потому Украине и не воздается, что не так и не те молятся? Вспомним, что именно экуменические молитвы под предводительством Денисенко венчали майданные действа в 2004 г. Что имеем в результате, все знают.
Но в том-то и дело, что не могут наши лидеры и лидерки отказаться от роли подсвечников по праздникам. Потому что действуют по законам не Божьим, а пиара. И как не метнуться тут в поисках свечи, когда «у прямому ефiрi заходи транслюються НТКУ, «5-м каналом», НРКУ та Всесвiтньою службою «УТР»?
Так, может, и не такая уж верующая наша правящая троица? Ладно, пусть не осознают они, что беганье на Пасху по храмам четырех конфессий равнозначно предательству собственных убеждений (хотя бы потому, что cоnfessio на латыни — исповедание), но ведь в каждой из этих общин читаются строки из Послания апостола Павла к галатам: «любовью служите друг другу… Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом». Видим ли мы в отношениях наших «богомольцев» что-либо, кроме грызни? Разве что в момент выклянчивания очередного транша. Но и это не любовь, а одно лишь лицемерие.
Способны ли вообще на истинную веру бывшие пропагандисты — отличники факультета идеологических кадров Университета марксизма-ленинизма, или, скажем, бывшие сотрудники аппарата ЦК КПУ, обогатившие педагогическую науку диссертациями вроде «Деятельность Коммунистической партии Украины по усовершенствованию подготовки преподавателей общественных дисциплин»? Безусловно, способны. Пример чему — тот же апостол Павел, бывший гонитель христиан и чуть ли не первый виднейший идеолог этих гонений. Но Павел не уставал в этом публично каяться. Слышали ли мы хотя бы вздох раскаянья в своем партноменклатурном прошлом от тех, кто и сегодня нас ведет в «счастливое будущее»?
А может быть, им кажется, что их земные успехи — свидетельство богоизбранности? Вот и «представители разных конфессий» пред ними преклоняются (на президентском шоу главы конфессий молились лицом к президенту, премьеру и спикеру ВР, вместо того чтобы повернуться к иконостасу и алтарю).
Людям, привыкшим к лицемерию собственных подчиненных, очень трудно понять, что поклоняются не им, а их должностям. Осел, верхом на котором Христос въезжал в Иерусалим, также думал, что «Осанна» кричали ему.
Дмитрий Скворцов , «2000» (Киев)
http://rusk.ru/st.php?idar=114460
Страницы: | 1 | |