Русская линия | Зоран Милошевич | 26.08.2009 |
Игра в передаваемых фильмах чаще всего бездарна, диалоги куцые и сведены к 20 стандартным фразам, что, по идее, должно компенсироваться частым использованием туповатых гримас и насилия. Фильмы, которые мне довелось пересмотреть, на 95% были американскими! Пропагандировали американские политические идеи, американский патриотизм, американские товары (от оружия до алкоголя и косметики).
Ау, сербские пацифисты и сектор неправительственных организаций! Готовы ли вы это заклеймить?
Пропагандировали то, что работа на американские разведывательные службы является честью, и те, кому эта честь выпадает, обязан исполнить долг во имя высших (американских) целей.
Наряду с белыми (мужчинами) американский кинематограф вводит на первый план и чернокожих, точнее, не настоящих негров, но тех, у которых один из родителей — белый, и, как правило, является носителем классических американских ценностей и стиля жизни. Это касается и представительниц прекрасного пола, выступающих, впрочем, весьма часто в смешной роли «громил», колошматящих не только других женщин и мужчин-негодяев, но и опасных инопланетян. К слову, отметим, что такие женщины являются «меньшинством» в любом обществе, поэтому эти типажи воспринимаются как попытка пропаганды такого поведенческого типа. Ясно ведь, что киногерои зачастую бывают примерами для подражания, и молодые люди стремятся быть похожими на своих кумиров.
И кому, спрашивается, нужны такие женщины? Мужчинам?
Боже сохрани!
Следующий момент: американцы представляют себя спасателями мира. Спасателями от террористов, которые обрели ядерное или какое-нибудь иное опасное оружие, или же от инопланетян, или даже русской и китайской мафии. Все другие народы неспособны воспрепятствовать катастрофе и исчезновению человечества, и лишь американцы имеют кадры, технику и волю спасти мир! Не нужно комментировать того, что эта идеология просто неприлична, да и педагогически спорна. Ведь если вернуться из грёз в реальность, то как не вспомнить о южноамериканских диктатурах, которые позволяют американцам грабить природные и прочие богатства этих земель или о том, как американцы, без одобрения Совета Безопасности ООН, бомбили Югославию, Ирак, Афганистан…
Американские солдаты (чаще всего — спецназовцы) преподнесены как люди без страха и упрёка, готовые и способные достигнуть любой точки планеты, чтобы сделать дело (разгромить негодяев: китайцев, русских, исламистов…). Американский спецназовец, даже впервые увидев некое сложное оружие, орудует им так, будто прошёл специальную подготовку по владению им. А ведь любой участник реальных боевых действий с первого взгляда поймёт, что артисты не просто не умеют правильно держать оружие в руках, но, похоже, и в армии-то они никогда не служили.
Когда погибают американские спецназовцы, они умирают с улыбкой на устах, с осознанием того, что голову свою они сложили за правое дело. В отличие от них, русские или исламисты всегда помирают в муках и страданиях, без напутственного слова или драматического послания. Американцы преданы идее, которую выдвинули Штаты, и совершенно бесплатно, из американского идеализма, гибнут за эту идею. Американские солдаты не только храбры, но и инициативны. На опасность реагируют хладнокровно и рационально. Когда же появляются американские командиры (генералы), то именно они всегда командуют военными других стран.
Особый разговор о фильмах, в которых каким-то боком — неважно: эпизодически или в основном контексте — показывают русских. (Последний пример — фильм режиссёра Рени Харлина о грузино-российском конфликте, в котором русские показаны как злодеи, бандиты и грабители, а грузины — как морально победившая нация!) Русские мужчины и женщины показаны в исключительно негативном ракурсе: мафиози, спекулянты, проститутки, доносчики, тупые неучи, лишённые ощущения солидарности и братства и т. п.
Другое дело, когда они начинают прислушиваться к американцам. Тогда всё заканчивается благополучно. Военная техника у русских всегда устаревшая, в отличие от американцев, которые продвигают не только новейшие образцы техники и технологии, но и мораль, и модель руководства. Американцы всегда опережают русских на ход вперёд (в знании, опыте, мотивации, морали). Даже тогда, когда американцы сотрудничают с русскими, русские находятся в подчинении, а решения выносит именно американский президент.
Если же рационально взглянуть на проблему, то в итоге можно констатировать следующее: американцы (зло)употребили кинематографом для расширения своей идеологии и пропаганды, системы ценностей и стиля жизни, продукты производства своей индустрии (включая военную, что является признаком милитаризации молодёжи).
Все это не имеет никакой связи с реальностью, и при желании эти фильмы можно было бы подвести под категорию «разжигания той или иной формы ненависти». Но, оказывается, что кому-то можно говорить таким языком, а кому-то — нет.
Впрочем, как можно кому-то что-то доказать, когда СМИ, политические партии и большая часть неправительственного сектора пребывает под контролем тех, кто целенаправленно совершает американизацию сербского культурного пространства. Причем делает это за счет граждан Сербии.
Подобная телевизионная ситуация складывалась в 80-е годы ХХ века и в Западной Европе, и в Канаде, и во многих других странах. Евросоюз (которому мы сейчас пытаемся подражать и в том, в чем нужно, и в непотребном) эту проблему решил очень просто. Тамошние телепрограммы могут содержать не более 50% фильмов производства США. Разумно и практично, а в культурном смысле и спасительно, и вполне демократично. Потому то в ЕС можно видеть хоть сербские фильмы, хоть греческие и болгарские, хоть даже иранские и… русские (о чем мы можем только мечтать, хотя и относимся к тому же цивилизационному образцу).
Другими словами, вполне демократично было бы потребовать от законодателей Сербии принять закон, который бы регулировал эту проблему ко всеобщему удовлетворению.
Уверен, что тогда бы радио и телевидению Сербии не нужно было бы выклянчивать из телезрителей абонентской платы.
Если же все останется по старому, то всякий раз, внося плату за пользование ТВ, будем наступать на те же самые грабли, получая вместо качественного товара (фильмов) очередного кота в мешке. Особую горечь будет добавлять то, что мы давно уже ведаем и про грабли, и про кота…
Профессор Зоран Милошевич, Сербия
http://rusk.ru/st.php?idar=114448
Страницы: | 1 | 2 | Следующая >> |