Русская линия | Сергей Сокуров-Величко | 26.08.2009 |
Так устроен человек, что, приближаясь к порогу вечности, он всё чаще всматривается в себя. Можно не верить в библейский Суд Божий, но строгий внутренний судья существует; он требует отчёта о прожитых годах (со временем всё настойчивей). И каждому может быть задан главный для него вопрос. Человек пишущий, имеющий свой круг читателей, чаще всего мучается над ответом, правде ли он служил в своём ремесле. Трудный вопрос. Но ответ необходимо давать.
Всю свою самостоятельную жизнь я служил геологии и литературе одновременно. В беллетристике не преуспел. Большего успеха достиг в публицистике. Так распорядилось время (и тому способствовала моя привязанность к малой родине), что избранной темой стала для меня Украина, а в ней — её прикарпатский край. В личном моём понимании малая родина не место рождения человека, а место познания себя и окружающего мира. Для этого внутреннего процесса продолжительностью в 47 лет Судьба назначила мне историческую область Галицию (Галичина, Червена Русь). Там я сформировался как русский галичанин, со всеми недостатками и достоинствами этого своеобразного типа. Как такое произошло, лучше всего, мне кажется, рассказано в очерке «Гордится малым» (tpht://russkie.org/index.php?module=fullitem&id=12 045). Отсылаю к нему, но советую не открывать, так как сие малое призведение и тон его может некоторым показаться противоречивым настоящему посланию… А, ладно, открывайте! Тем более, что послание адресовано не землякам вообще, а моим читателям-землякам, в основном, критикам моего творчества, принимающим его продукт с возмущением, ругательно.
Названные критики мою публицистику вниманием не обходят. Вот последний пример — отклик на свежий материал, широко опубликованный под названием «Особенности украинской соборности» (http://ruska-pravda.com/index.php/200 908 113 730/stat-i/obschestvo/2009−08−11−09−31−44.html): Таких аналитиков в детстве убивать из рогатки надо… Татаро-финн убогий Я очень благодарен автору этого сильного лаконического отклика, подписавшемуся Отв.лицо. Именно он прервал мой полёт. Из сферы воображения я опустился на землю в смущении и растерянности. Может быть, действительно мой голос грешит неверной тональностью, служит неправде? Этот вопрос начал мучить меня, как болезнь от случайной связи (болезнь не столь телесная, сколько душевная).
И вдруг пришло прозрение: Сергей, ты не прав! Объекты твоей публицистической иронии не заслуживают её; наоборот, они достойны похвалы, восхищения, подражания, воспевания и пр. и пр. Если не смог подняться до их понимания, если голос твой охрип в хуле, если глаза не видят истины, не различают красок, а уши не слышат правды, лучше замолчи, отойди в сторону.
И я решил не то, что замолчать, но примолкнуть, не дожидаясь рогатки, пощадившей меня в детстве. Отныне ни одно моё слово не будет брошено, как камень, в сторону Украины. Если и вырвется мысль изречённая, то только в образе голубя мира. Обещаю. И с такими… такими… малороссами (этим всё сказано!), как Олесь Бузина или Андрей Ваджра, водиться не буду. Ей-Богу! Хотел дать честное благородное слово, но стыжусь. Ведь Велички получили дворянство от преступной Катерины в обмен на волю Украины. Так что лучше перекрещусь по-православному. Хотите?
Я не только обещаю. Я каюсь за многое из написанного раньше. Всего святого, на что поднял руку с писательским пером, не счесть, да и позабылось. Однако совесть обязывает вспомнить хоть малость оклеветанных мной лиц, святынь и славных событий. И не общими словами, а на конкретном повиниться в своей несдержанности, в перевёртывании фактов и преступлениях против истины. Не надеюсь на снисхождение своих критиков. Мне достаточно их сурового молчания.
Я с чернильной пеной у рта отстаивал поверхностные мнения, что на (в?) Атлантиде жили атланты; что шумерскую цивилизацию создали шумеры, а Трою построили троянцы; что Гомер был эллином, Иисус Христос — иудеем (допуская лишь его местечковое происхождение); что, автор «Ромка-яны» писал на санскрите, а протогреки называли хлеб не паляныцей, но словом, похожим по звучанию; что не москали превратили в груду черепков трипольские чудо-горшки, завидуя мастерам, которых я обидно назвал трипольцами, хотя слышал о их арийском происхождении на хуторах близ Киева. Каюсь!
Я смеялся над расследованиями науковцiв-фахiвцiв по делу кражи заокскими вогулами святого имени «Русь» у справжнiх слов’ян. Конечно, воры пошли по стопам галлов, умыкнувших у бедных франков их самоназвание. Только это не смягчает вины финноязычных грабителей, ибо, унося доброе имя, обозвали ограбленных оукраинными малороссами. Да ещё прихватили с собой в московские болота солов'їну мову, изуродовав её до неузнаваемости. И я, Сокуров-Величко, этим коров’ячим язиком оспаривал неоспоримое! Каюсь!
Вопреки фактам я лгал читателям, что в массе своей насельники Южной Руси (украинцы или, в устах шовинистов, малороссы) верноподданно служили обеим империям (белой и красной). Будто бы они были выдающимися государственными и военными деятелями, блестящими разработчиками общерусского литературного языка, унтер-офицерским большинством в армии России, стойкими солдатами на страже единой державы, лучшими жандармами, незаменимыми смотрителями в тюрьмах. Факты же (посещайте известные музеи современной Украины, читайте прессу, специздания!) свидетельствуют об обратном. А именно: едва депутаты Великой Рады в Переяславе вечером 8 января 1654 года разошлись по шинкам, скандируя «навiки разом!», без паузы началась (вернее, продолжилась) вiковiчна боротьба українського народу проти найстрашнiшого ворога — Москвы (были и другие вороги, да не такие, просто страшные, без най). Разве эта борьба могла закончиться победой свiдомого українсьтва спустя 337 лет, если бы её не вибрювали изо дня в день? Мне бы раньше задать себе этот простой вопрос. Отмахнулся. Каюсь!
Я сотворил себе кумиров и пытался навязать их другим, называя бесконечный ряд уроженцев земли украинской (в её нынешнем понимании), — воеводу Дмитрия Боброка-Волынца, первого кругосветного путешественника России капитана Лисянского, автора Ясского мирного договора графа Безбородко, прирезавшего нынешней Украине малую толику землицы; этнографа Миклухо-Маклая, героя Порт-Артура генерала Кондратенко, блистательного военачальника Черняховского, учёного-ракетчика Глушко… Как-то не думалось (пока знатоки не подсказали), что все эти фигуры — зрадники, попихачi, манкурти. Истинный ряд героев Украины, оказалось в новейшее время, начинается с гетманов Выговского и Мазепы. После двухсотлетнего перерыва, призвав мимоходом звуками кобзы «кайданы порвать», стародавние герои возрождаются в Петлюре и Грушевском и плавно переходят в лица типа Степана Бандеры. А как думать, если нас учили не думать. Но принимать на веру. Нам говорили: Мазепа — предатель! И мы верили. Теперь открылось, гетман Малороссии (по совместительству богатый московский помещик) никого не предавал. Он, как хозяин своего добра, продавал, а если быть точным, перепродавал через шведского посредника товар по названию Левобережье одному из двух на то время польских королей. Такая цепочка давала хороший навар — обширную вотчину в Белоруссии. Продавцу давала. А Украине что?.. Украина могла надеяться, что любимый гетман начнёт в новом своём «маетке» выборювати её посредством какой-нибудь очередной перепродажи. Ну, например, китайскому императору. Очень был способен старик на такие дела. Ведь главное у держателей булавы не Украина, а думы о благе Украины, как сейчас в померанчевой голове президента Ющенко. Например, продать за бесценок последние ракеты грузинам, чтобы те палили в москалей, которые под Конотопом уцелели. Всё, как видите, просто. А я со своим университетским дипломом не додумался. Не разобрался… Каюсь!
Я подверг сомнени изначальное единство украинской нации — от Всемирного Потопа до Конца Света с одной стороны и от Холмщины до Северного Кавказа (со значительными анклавами между Волгой и рекой Уссури) — с другой. Сомнение возникло ещё в детстве. Моя рiдна бабця, из полтавского рода Величко, о хорошей (доброй, в устах деда-кацапа) картошке говорила хороша или добра картопля. Но в украинском, уверяют, городе Львове я и в 90-х годах слышал от местных горожан из соседних сёл файна мандебурка (!?) — о хорошей (доброй картошке). Трудно поверить, что и Полтава и Львов являются региональными центрами одной страны, одного народа. Скорее, если судить по картошке, бабушкина Полтавщина, дедушкина Саратовщина, мои «Сибирская Италия» (там я родился) и Земля Московская — это Украина, а Львов с Веной и Берлином… Совсем запутался! Не могу никак разобраться. Каюсь!
Я отказывал современной Украине в реальной государственности. На освящённых 18-ю годами независимости 604-х тыс. кв. км узнавал лишь два образа: Запорожской Сечи и Гуляй-Поля. А на Сечи как на Сечи — без перемен. Легкомыслие. Томительное течение истории. Измена во всём — договорам, словам высоких особ, обязательствам перед собой и окружающими, исторической памяти, вере предков, жизнеполагающим традициям. Может быть, я много не понимаю? А должен понимать, раз делюсь вслух своими мыслями и ощущениями. Что ж, каюсь!
И, в заключение, скажу о главном своём грехе в творчестве на украинскую тему. Названию части Руси Украина я предпочитал всегда Малая Русь, Малороссия. Последние мне кажутся звонче и значительнее, так как указывают на древний центр собирания русских (руских, русьских) земель. Более того, название «Украина» представляется мне для отдельного государства не подходящим. Украина… чего? Понятно было «чего», пока существовали царство, империя, СССР. Но «украинное название» суверенного государства — нонсенс. Поэтому невольно ищешь ответ на вопрос: а всё-таки, «чего?». И понимашь с тяжёлым сердцем: украина Антлантического мира, украина США… Но тогда при чём здесь незалежнiсть!? Кто ответит? Лично я ответить не могу. Я в растерянности. Каюсь!
Также каюсь, что в раскаянии непозволительно многословен. Поэтому повторяю своё решение, вызванное усталостью от однообразия темы, которая сродни «Сказке о белом бычке»:
Прощайте вольные и невольные читатели тех моих произведений из «Особой папки», которые просто невозможно писать без сарказма! Лица и события, вызвавшие их к жизни, сами провоцируют на всплески иронии. Ибо в человеческом обществе всегда найдутся паяцы, способные и святой храм превратить в балаган, а серьёзную драму — в комедию. Но смех такого рода изнурителен. Пора и всплакнуть, вспоминая былое. И обратиться к темам благодарным, вызывающим светлую улыбку.
http://rusk.ru/st.php?idar=114447
Страницы: | 1 | |