Русская линия | 20.08.2009 |
От редакции РЛ. Эти материалы мы получили от нашего уважаемого автора протоиерея Александра Новопашина со следующим сопроводительным письмом:
«Уважаемая редакция, высылаю вам часть перевода материалов из англоязычного интернета по реализации Европейской социальной хартии.
Переведен материал по судебному иску в отношении Хорватии и программа сексуального образования (которая была на той же странице в ссылках на документы).
Людям думающим это поможет развеять иллюзии некоторых благомыслов по поводу того, что патриоты перебарщивают в своей тревоге в отношении нависшей угрозы, а также даст неравнодушным конкретный материал для дальнейших дискуссий. Власти же уверяют нас, что в Европейской социальной хартии ничего про секспросвет не говорится. Нужно, чтобы как можно больше людей (особенно священства) узнало правду!»
Протоиерей Александр Новопашин
Interights против Хорватии (Система коллективных жалоб в рамках Европейской Социальной Хартии)
12.10.08 — Центр репродуктивных прав, Interights (Интерайтс) и Центр обучения и консультирования женщин (CESI) подали жалобу в Европейский Комитет по социальным правам (ECSR) против Хорватии, обвинив ее в поддержке дискриминационных, основанных на половых предрассудках и недостоверных с медицинской точки зрения учебных программ сексуального образования. В записке по делу также говорится, что государство не в состоянии защитить свою молодежь путем обеспечения всестороннего школьного сексуального образования для всех молодых людей. Правозащитные организации также утверждают, что Хорватия подвергает опасности жизни своей молодежи посредством вводящего в заблуждение и неадекватного сексуального образования и, следовательно, нарушает свои обязательства по главному международному договору в области прав человека, Европейской Социальной Хартии. Жалоба была подана в октябре 2007 года. Хорватия поддерживала факультативную программу сексуального образования Teen STAR (Тин СТАР) в течение десяти лет и сейчас стремится сделать обязательной почти идентичную программу. Teen STAR, название которой расшифровывается как «Преподавание сексуальности подросткам в контексте взрослой ответственности», основывается на католическом учении, благоприятствующем воздержанию в ущерб другим жизнеспособным альтернативным способам, таким как контрацепция. Основатель программы и ее международный директор, доктор Ханна Клаус, находится в городе Бетесда, штат Мэриленд. Доктор Клаус говорит, что Teen STAR был присужден грант правительства США в рамках Чрезвычайного плана президента США по оказанию помощи в связи со СПИДом (ПЕПФАР).
Источник: http://reproductiverights.org/en/case/interights-v-croatia
ЦЕНТР РЕПРОДУКТИВНЫХ ПРАВ
Сентябрь 2008
Обязаны ли государственные органы в соответствии с международным законодательством обеспечивать сексуальное образование в школах?
Да. Международные стандарты в области прав человека требуют, чтобы государственные органы гарантировали права подростков на жизнь, здоровье, образование, не допускали дискриминации, обеспечивая им всестороннее сексуальное образование в начальных и средних школах, которое должно быть безошибочными с научной точки зрения и объективным, свободным от предрассудков и дискриминации. (1)
Какое отношение имеет сексуальное образование к международным правам человека?
Самое непосредственное. В соответствии с международными договорами в области прав человека, государственные органы обязаны защищать и гарантировать права на жизнь, здоровье, образование и информацию, а также не допускать дискриминации своего населения, особенно подростков. Эти права не могут быть реализованы и использованы в полной мере в случае отсутствия сексуального образования подростков. Исчерпывающее понимание сексуального и репродуктивного здоровья крайне необходимо для того, чтобы человек имел возможность защищать его/ее здоровье и принимать информированные решения, связанные с сексуальностью и репродуктивными функциями. Из этого следует, что данные сведения чрезвычайно важны для снижения числа подростковых беременностей, нежелательных беременностей и абортов с высокой степенью риска, (2) а также для предотвращения передачи и распространения инфекций, передаваемых половым путем (ИППП) и ВИЧ/СПИДа среди молодежи. (3) Государственные органы не смогут эффективно обеспечивать эти права и решать серьезные вопросы общественного здоровья без предоставления своим гражданам исчерпывающей, научно-обоснованной и не допускающей дискриминации информации о сексуальном и репродуктивном здоровье.
Почему обеспечение государственными органами сексуального образования в школах является крайне необходимым с точки зрения прав человека и общественного здоровья во всем мире?
Достоверное и объективное сексуальное образование в школах является крайне необходимым для улучшения общественного здоровья во всем мире и поддержки прав человека. Однако, во многих странах сексуальное образование совершенно не соответствует реалиям либо полностью отсутствует. Все в большей степени от школьных программ сексуального образования отказываются в пользу идеологизированных программ, зачастую использующих неточную с медицинской точки зрения и предвзятую информацию о контрацепции, абортах, ВИЧ/СПИД и сексуальной ориентации. (4) Данные программы часто основаны на идее исключительно воздержания, не поощряют использование презервативов и полагаются на половые стереотипы, касающиеся секса, сексуальности и половой идентичности. (5) В довершение, исследования показывают, что такие идеи в основном не эффективны в отношении воспрепятствования сексуальной активности молодежи. (6) Не предоставляя альтернативной информации, данные программы поощряют небезопасные способы секса, подрывают использование контрацепции и в конечном итоге здоровье отдельных людей и общества в целом.
Какой закон в области прав человека создает обязательства по обеспечению сексуального образования в школах?
Базовые права человека на жизнь, здоровье, недопущение дискриминации, образование и информацию охраняются международными договорами в области прав человека, защищают и устанавливают обязательства государств по обеспечению сексуального образования в начальной и средней школе. (7) Фактически, данные права трактуются органами ООН по наблюдению за осуществлением договоров как требование по обеспечению школьного сексуального образования в рамках исполнения государствами Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ICESCR), Международного пакта о гражданских и политических правах (ICCPR), Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), Конвенции о правах ребенка (CRC).
Данные органы по наблюдению за осуществлением договоров периодически направляют свои наблюдения и рекомендации каждому государству-участнику по поводу его соответствия или несоответствия условиям конкретного договора. Они также издают общие замечания, содержащие тщательные разъяснения сущности и сферы применения прав, охраняемых договорами. Оба данных вида официальных отчетов органов по наблюдению за осуществлением договоров служат в качестве источников права, разъясняющих значение договорных обязательств, и обеспечивают исходные данные для их соблюдения государствами-участниками.
Каким образом возникли международные обязательства по обеспечению школьного сексуального образования?
Официальные отчеты органов ООН по наблюдению за осуществлением договоров устанавливают международные обязательства по обеспечению школьного сексуального образования. Органы по наблюдению за осуществлением договоров выявили, что доступ к сексуальному и репродуктивному образованию не отвечает требованиям и является препятствием для государства-участника по соблюдению обязательств обеспечения прав на жизнь, здоровье, недопущение дискриминации, образование и информацию. Органы по наблюдению за осуществлением договоров часто направляют запросы государствам-участникам о внедрении школьных программ сексуального образования. (8) Так например, Комитет по Правам Человека (наблюдающий за осуществлением Международного пакта о гражданских и политических правах (ICCPR)), способствовал устранению препятствий в доступе подростков к информации о безопасных способах секса, таких как использование презерватива. (9) Комитеты также ссылаются на сексуальное образование как на средство обеспечения права на здоровье, т.к. оно содействует снижению уровня материнской смертности, абортов, подростковых беременностей и ВИЧ/СПИД. (10) Кроме того, Комитет по правам ребенка (наблюдающий за осуществлением Конвенции о правах ребенка (CRC)) признает, что право на образование требует предоставления необходимой информации для ведения здорового образа жизни. (11) Данные Комитеты прямо рекомендуют сделать сексуальное и репродуктивное образование обязательной и полноценной частью школьного образования. Так, например, Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин содействует государствам-участникам во внедрении обязательного сексуального образования в средних учебных заведениях (12) (в т.ч. профтехучилищах) (13) и в обеспечении его «систематичности». Комитет по правам ребенка аналогично рекомендует государствам-участникам сделать сексуальное образование частью официальной учебной программы начальных и средних школ (14) и выражает озабоченность по поводу программ, позволяющих родителям отказаться от участия в них от имени своих детей. (15)
Кроме международного договорного права, существуют ли какие-то международные организации, поддерживающие государственные органы в обязательном обеспечении сексуального образования в школах?
Да. Рекомендации и официальные доклады международных организаций, а также документы, выражающие всеобщее согласие стран, поддерживают обязательное обеспечение сексуального образования в школах, и в некоторых случаях предоставляют больше указаний в отношении содержания обязательств. Например:
Рекомендации международных организаций также подтверждают необходимость обеспечения государствами достоверной и научно-обоснованной информации в рамках программ сексуального образования. (26) Например, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выпустила специальное руководство, посвященное вопросу включения сексуального образования в школьную программу и рекомендовала предпочтительное выделение сексуального образования в качестве отдельного предмета, нежели включение его в состав других предметов. (27) Такой подход является наилучшим способом гарантировать исполнение государствами их обязательств по эффективной пропаганде здорового образа жизни посредством всестороннего, непрерывного и обязательного сексуального и репродуктивного образования. (28)
Определяют ли международные организации стандарты и методические рекомендации по вопросам, которые должны рассматриваться в рамках программы сексуального образования, дабы обеспечить ее всесторонность?
Да. Комитеты ООН последовательно сформулировали, что школьные программы сексуального и репродуктивного образования должны быть всесторонними и охватывать вопросы предупреждения подростковой беременности, (29) абортов с высокой степенью риска, (30) распространения и мер предупреждения ВИЧ и других инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), (31) планирования семьи и контрацепции. (32) Более того, по утверждению Комитета по правам ребенка, образовательные программы должны включать информацию, направленную на изменение культурных взглядов, половых ролей и стереотипов, способствующих вредным традиционным практикам, таким как обрезание у женщин, «убийства чести» и ранний брак. (33) К тому же, по утверждению Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, программа сексуального образования должна быть «адаптирована к нуждам меняющихся обществ и общностей и отвечать нуждам учащихся из различного социального и культурного окружения». (34) Международные организации обеспечивают дальнейшее руководство и поддержку по вопросам, необходимым для всесторонности программы сексуального образования. Например, Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу рекомендует, чтобы программы предупреждения ВИЧ были всесторонними, высококачественными и научно-обоснованными; способствовали равенству полов и рассматривали отношения полов; включали точную и подробную информацию о безопасном сексе, в т. ч. правильное и последовательное использование презерватива мужчиной и женщиной. (35) Директивы Европейского Регионального Отделения ВОЗ также призывают государства-члены к обучению подростков всем аспектам сексуальности и репродукции. (36) ВОЗ также рекомендует, чтобы программа включала подробную информацию по репродукции и контрацепции с «описаниями, объяснением способов действия, открытым обсуждением их преимуществ и недостатков, в т. ч. в отношении предупреждения ЗППП». (37) ВОЗ считает подход к сексуальному образованию, основанный исключительно на воздержании, неэффективным в деле защиты здоровья молодых людей. (38)
Обязаны ли государства гарантировать, что программы сексуального образования не ущемляют права женщин и девочек?
Да. В соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) и Международным пактом о гражданских и политических правах (ICCPR), государства обязаны ликвидировать ущемление прав женщин общественными и частными субъектами во всех сферах деятельности, включая образование и школы. (39) CEDAW требует, чтобы государства-участники ликвидировали все формы половых стереотипов в программах сексуального образования, включая пересмотр учебников и школьных программ. (40) В соответствии с CEDAW, сексуальное образование должно быть свободным от предрассудков и дискриминации, рассматривать характерные нужды женщин и девочек, способствовать в своей основе равенству полов и положительным отношениям полов, в т. ч. «равноправным взглядам на роли женщин и мужчин в семье и обществе». (41) Кроме вопросов об отношениях полов, Комитет CEDAW указал, что вопросы насилия в отношении женщин также следует включать в программы сексуального образования. (42)
Обязаны ли государства также гарантировать, что программы сексуального образования не ущемляют права по признаку сексуальной ориентации?
Да. Как и в случае с дискриминацией по половому признаку, государства обязаны ликвидировать ущемление прав по признаку сексуальной ориентации общественными и частными субъектами во всех сферах деятельности, включая образование и школы. (43) Комитет по правам ребенка подчеркнул важность недопущения дискриминации молодых людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией (лесбиянок, геев, бисексуалов, транссексуалов — LGBT), отметив, что «подростки, являющиеся объектом дискриминации, более подвержены совращению, иным видам насилия и эксплуатации, и их здоровье и развитие сопряжено с большим риском». (44) Другие международные стандарты поддерживают право подростков на свободу от дискриминации на основе сексуальной ориентации в сфере образования. Например, в соответствии с Джокьякартскими принципами применения международных стандартов в области прав человека в связи с сексуальной ориентацией и половой идентичностью, государства не должны ущемлять права в сфере образования на основе сексуальной ориентации, в т. ч. гарантируя, что «методы обучения, программы и средства служат для повышения понимания и уважения, в числе прочего, различных сексуальных ориентаций и половых идентичностей» (45), а также что образовательные программы направлены на ликвидацию «предвзятого или дискриминационного отношения или поведения» в отношении сексуальной ориентации или половой идентичности. (46)
Заключение
В соответствии с международными стандартами в области прав человека, государства должны наглядно показывать, что они предприняли шаги по исполнению своих обязательств гарантировать право на здоровье и связанные с ним права на жизнь, недопущение дискриминации, образование и информацию, устраняя препятствия на пути доступа подростков к информации о сексуальном и репродуктивном здоровье, а также обеспечивая всестороннее сексуальное образование в школах, предоставляющее достоверную и объективную информацию, свободную от предрассудков и дискриминации. (47)
Замечания и дополнительные пояснения
(1) В то время как международные стандарты в области прав человека обеспечивают общее право подростков на получение сексуального образования, данный документ рассматривает конкретное право подростков на получение сексуального образования в школе.
(2) См. Программу действий Международной конференции по народонаселению и развитию, Каир, Египт, 5−13 сентября 1994 г., параграфы 7.44(а), (b), 7.47, документы ООН A/CONF.171/13/Rev.1 (1995), [в дальнейшем Программа действий ICPD]; Основные действия по дальнейшему исполнению Программы действий Международной конференции по народонаселению и развитию, Отчет Специального Комитета полного состава XXI специальной сессии Генеральной Ассамблеи, GAOR ООН, параграфы 35(b), 73©, (e), документы ООН A/S-21/5/Add.1 (1999).
(3) См. Программу действий ICPD, предыдущая ссылка, параграфы 8.29(a), 8.31, 8.32; см. также Дальнейшие действия и инициативы по выполнению Пекинской декларации и платформа для действия, GAOR ООН, параграф 44, документы ООН A/Res/S-23 (2000).
(4) См. Совет Соединенных Штатов по информации и образованию в сексуальной сфере (SIECUS), «Их собственными словами: О чем говорят программы «исключительно воздержание до брака» (2005).
(5) См. там же
(6) Математика Полиси Рисерч Инк., Воздействие четырех, титул V, секция 510, Образовательные программы, основанные на воздержании: окончательный отчет 59 (2007), доступно на http://www.mathematica-mpr.com/publications/PDFs/impactabstinence.pdf (последний просмотр 16.06.2008 г.) (показавший, что наблюдаемые программы, основанные на воздержании «не имели общего влияния на сексуальную активность подростков [и] не было различий в частоте незащищенного секса» среди тех, кто прослушал данные программы).
(7) Международные договора, защищающие права на жизнь, здоровье, недопущение дискриминации, образование и информацию включают Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ICESCR), Международный пакт о гражданских и политических правах (ICCPR), Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (CERD), Конвенцию о правах ребенка (CRC), Международную Конвенцию о правах рабочих-мигрантов и членов их семей и Конвенцию о правах лиц с ограниченными возможностями.
(8) См., например, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (Ком. CEDAW), Заключительные результаты исследований: Бурунди, пар. 62, документы ООН A/56/38 (2001); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Демократическая Республика Конго, пар. 228, документы ООН A/55/38 (2000); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Ямайка, пар. 224, документы ООН A/56/38 (2001); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Казахстан, пар. 106, документы ООН A/56/38 (2001); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Литва, пар. 25, CEDAW/C/ LTU/CO/4 (2008); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Словакия, пар. 19, CEDAW/C/SVK/ CO/4 (2008); Комитет по правам ребенка (Ком. CRC), Заключительные результаты исследований: Бутан, пар. 45, документы ООН CRC/C/15/Add.157 (2001); Ком. CRC, Заключительные результаты исследований: Камбоджа, пар. 53, документы ООН CRC/C/15/Add.128 (2000); Ком. CRC, Заключительные результаты исследований: Коморские Острова, пар. 36, документы ООН CRC/C/15/Add.141 (2000); Ком. CRC, Заключительные результаты исследований: Египет, пар. 44, документы ООН CRC/C/15/Add.145 (2001); Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (Ком. CESCR), Заключительные результаты исследований: Боливия, пар. 43, документы ООН E/C.12/1/Add.60 (2001); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Китай, пар. 100, документы ООН E/C.12/1/Add.107 (2005); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Польша, пар-ы 28, 50, документы ООН E/C.12/1/Add.82 (2002); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Сенегал, пар. 47, документы ООН E/C.12/1/Add.62 (2001); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Украина, пар. 31, документы ООН E/C.12/1/ Add.65 (2001); Комитет по правам человека, Заключительные результаты исследований: Польша, пар. 9, документы ООН CCPR/CO/82/POL (2004).
(9) См., например, Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Замбия, пар. 53, документы ООН E/C.12/1/Add.106 (2005); Комитет по правам человека, Заключительные результаты исследований: Польша, пар. 11, документы ООН CCPR/C/79/Add.110 (1999).
(10) См., например, Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Белиз, пар-ы 56, 57, документы ООН A/54/38 (1999); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Бурунди, пар. 62, документы ООН A/56/38 (2001); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Чили, пар-ы 226−27, документы ООН A/54/38 (1999); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Доминиканская Республика, пар. 349, документы ООН A/53/38 (1998); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Литва, пар. 25, CEDAW/C/LTU/CO/4 (2008); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Нигерия, пар. 33, CEDAW/C/NGA/CO/6 (2008); Комитет по правам ребенка (Ком. CRC), Заключительные результаты исследований: Камбоджа, пар. 52, документы ООН CRC/C/15/Add.128 (2000); Ком. CRC, Заключительные результаты исследований: Колумбия, пар. 48, документы ООН CRC/C/15/Add.137 (2000); Ком. CRC, Заключительные результаты исследований: Доминиканская Республика, пар. 37, документы ООН CRC/C/15/Add.150 (2001); Ком. CRC, Заключительные результаты исследований: Эфиопия, пар. 61, документы ООН CRC/C/15/Add.144 (2001); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Боливия, пар. 43, документы ООН E/C.12/1/Add.60 (2001); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Гондурас, пар. 27, документы ООН E/C.12/1/Add.57 (2001); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Ливийская Арабская Джамахирия, пар. 36, документы ООН E/C.12/LYB/CO/2 (2006); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Сенегал, пар. 47, документы ООН E/C.12/1/Add.62 (2001); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Украина, пар. 31, документы ООН E/C.12/1/ Add.65 (2001).
(11) Ком. CRC, Замечание общего порядка 1: Цели образования (2001) в Сборнике замечаний общего порядка и общих рекомендаций, принятых договорными органами по правам человека, пар. 9, документы ООН HRI/GEN/1/ Rev.6 (2003).
(12) См., например, Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Литва, пар. 25, документы ООН CEDAW/C/LTU/CO/4 (2008); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Республика Молдова, пар. 31, документы ООН CEDAW/C/MDA/CO/3 (2006);, Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Туркменистан, пар. 31, документы ООН CEDAW/C/TKM/CO/2 (2006).
(13) См. Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Республика Молдова, пар. 31, документы ООН CEDAW/C/MDA/CO/3 (2006).
(14) См. Ком. CRC, Заключительные результаты исследований: Антигуа и Барбуда, пар. 54, документы ООН CRC/C/15/Add.247 (2004);. Ком. CRC, Заключительные результаты исследований: Тринидад и Тобаго, пар. 54, документы ООН CRC/C/TTO/ CO (2006).
(15) См. Ком. CRC, Заключительные результаты исследований: Ирландия, пар. 52, документы ООН CRC/C/IRL/CO/2 (2006).
(16) См. Программа действий Международной конференции по народонаселению и развитию (ICPD, предыдущая ссылка 2, пар. 11.9.
(17) См. Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS), Влияние ВИЧ и образования в области сексуального здоровья на сексуальное поведение молодых людей: обзор, обновленная редакция 27 (1997).
(18) См. Всемирная организация здравоохранения (WHO), Подростковая беременность: Вопросы подросткового здоровья и развития 63 (2004) [в дальнейшем ВОЗ, Отчет о подростковой беременности].
(19) См. там же
(20) Европейское Региональное Отделение Всемирной организации здравоохранения, Региональная стратегия ВОЗ в области сексуального и репродуктивного здоровья 9, 14, EUR/01/5 022 130 (2001) [в дальнейшем Отчет о региональной стратегии ВОЗ]; см. Безопасный проект, Европейская сеть Международной организации по изучению уголовных и пенитенциарных проблем (IPPF), Сексуальное образование в Европе, доступно на http://www.ippfen.org/NR/rdonlyres/7DDD1FA1- 6BE4−415D-B3C2−87694F37CD50/0/sexed.pdf (последний просмотр 03.09.2008 г.) [в дальнейшем Сексуальное образование в Европе].
(21) ЮНЕСКО, EDUCAIDS, Содержание, программа и учебные материалы, http://www.educaids.org/ (последний просмотр 03.09.2008 г.).
(22) Комитет по правам человека, Заключительные результаты исследований: Польша, пар. 9, документы ООН CCPR/ CO/82/POL. (2004).
(23) Ком. CESCR, Замечание общего порядка 14: Право на высочайший достижимый стандарт здоровья, пар. 34, документы ООН E/C.12/2000/4 (2000); Ком. CRC, Замечание общего порядка 3: ВИЧ/СПИД и права ребенка (2003), в Сборнике замечаний общего порядка и общих рекомендаций, принятых договорными органами по правам человека, пар.16, документы ООН HRI/ GEN/1/Rev.6 (2003).
(24) Ком. CRC, Замечание общего порядка 3: предыдущая ссылка 23, пар. 16.
(25) Ком. CRC, Замечание общего порядка 4: Здоровье и развитие подростков в связи с Конвенцией по правам ребенка, пар. 26, документы ООН CRC/GC/2003/4 (2003).
(26) См., например, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), семейная жизнь, репродуктивное здоровье и образование населения: основные элементы пропаганды здорового образа жизни в школе, серия информационных документов в сфере школьного здоровья, док. 8, в 30, 38, доступно на http://www.who.int/school_youth_health/media/en/family_life.pdf (последний просмотр 31.07.2007 г.) [в дальнейшем ВОЗ, Семейная жизнь]; Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS), Усиление мер предотвращения ВИЧ: позиция UNAIDS документ 33 (2005) [в дальнейшем Усиление мер предотвращения ВИЧ]; см. также Программа действий ICPD. Предыдущая ссылка 2, в пар. 7.5 (а).
(27) ВОЗ, Семейная жизнь, предыдущая ссылка 26, в 39.
(28) См. в целом там же
(29) См., например, Ком. CRC, Замечание общего порядка 4: предыдущая ссылка 25, в пар. 28; Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Гондурас, пар-ы 27, 48, документы ООН E/C.12/1/Add.57 (2001); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Мексика, пар. 44, документы ООН E/C.12/MEX/CO/4 (2006); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Уругвай, пар. 170, документы ООН Doc. A/57/38 (2002).
(30) См., например, Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Бенин, пар-ы 23, 42, документы ООН E/C.12/1/Add.78 (2002); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Боливия, пар. 43, документы ООН E/C.12/1/Add.60 (2001); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Мексика, пар. 43, документы ООН E/C.12/1/Add.41 (1999); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Мексика, пар. 44, документы ООН E/C.12/MEX/CO/4 (2006); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Сенегал, пар. 47, документы ООН E/C.12/1/Add.62 (2001).
(31) См., например, Ком. CRC, Замечание общего порядка 4: предыдущая ссылка 25, пар. 28; Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Камерун, пар. 45, документы ООН E/C.12/1/Add.40 (1999); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Чили, пар-ы 27, 55, документы ООН E/C.12/1/Add.105 (2004); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Ливийская Арабская Джамахирия, пар. 36, документы ООН E/C.12/LYB/CO/2 (2006); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Китайская Народная Республика, пар. 60, документы ООН E/C.12/1/Add.107 (2005); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Республика Молдова, пар. 48, документы ООН E/C.12/1/Add.91 (2003); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Российская Федерация, пар. 62, документы ООН E/C.12/1/Add.94 (2003); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Тринидад и Тобаго, пар. 47, документы ООН E/C.12/1/Add.80 (2002); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Украина, пар. 31, документы ООН E/C.12/1/Add.65 (2001); Ком. CRC, Заключительные результаты исследований: Индонезия, пар. 59©, документы ООН CRC/C/15/Add.223 (2004); Ком. CRC, Заключительные результаты исследований: Сан-Томе и Принсипи, пар. 47(b), документы ООН CRC/C/15/Add.235 (2004); Ком. CRC, Заключительные результаты исследований: Того, пар. 55, CRC/C/15/Add.255 (2005).
(32) См., например, Ком. CRC, Замечание общего порядка 4: предыдущая ссылка 25, пар. 28; Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Антигуа и Барбуда, пар. 267, документы ООН A/52/38/Rev.1, часть 2 (1997); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Белиз, пар-ы 56−57, документы ООН A/54/38 (1999); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Босния и Герцеговина, пар. 36, документы ООН CEDAW/C/BIH/CO/3 (2006); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Чили, пар. 227, документы ООН A/54/38 (1999); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Доминиканская Республика, пар. 349, документы ООН A/53/38 (1998); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Греция, пар. 208, документы ООН A/55/38 (1999); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Перу, пар. 342, документы ООН A/53/38 (1998); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Словакия, пар. 92, документы ООН A/53/38/Rev.1 (1998); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Словения, пар. 119, документы ООН A/52/38/Rev.1 (1997); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Зимбабве, пар. 161, документы ООН A/53/38 (1998).
(33) См. Ком. CRC, Замечание общего порядка 4: Здоровье и развитие подростков в связи с Конвенцией по правам ребенка, пар-ы 10, 24, 30, 39(g), документы ООН CRC/GC/2003/4 (2003).
(34) Ком. CESCR, Замечание общего порядка 13: Право на образование, пар. 6(d), документы ООН E/C.12/1999/10 (1999).
(35) Усиление мер предотвращения ВИЧ, предыдущая ссылка 26, в 33.
(36) Отчет о региональной стратегии ВОЗ, предыдущая ссылка 20, в 14.
(37) См. ВОЗ, Отчет о подростковой беременности, предыдущая ссылка 18, в 63.
(38) См. там же
(39) Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), ст. 10©, утвержденная 18.12.1979 г. решением Генеральной Ассамблеи 34/180, GAOR ООН, 34ая сессия, доп.№ 46, в 193, документы ООН A/34/46 (1979) (вступила в силу 03.08.1981 г.); Комитет по правам человека, Замечание общего порядка 28: Равенство в правах мужчин и женщин (Ст. 3) (2000), в Сборнике замечаний общего порядка и общих рекомендаций, принятых договорными органами по правам человека, пар. 31, документы ООН HRI/GEN/1/Rev.5 (2001).
(40) CEDAW, предыдущая ссылка 39, в ст. 10(c); см. также Ком. CEDAW, Рекомендации общего порядка 24: Женщины и здоровье, пар. 18, документы ООН A/54/38 (1999); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Словакия, пар. 19, CEDAW/C/SVK/CO/4 (2008); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Хорватия, пар-ы 200−01, документы ООН A/60/38 (2005).
(41) См. Ком. CEDAW, Рекомендации общего порядка 24: предыдущая ссылка 40, в пар. 18; Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Словакия, пар. 19, CEDAW/C/SVK/CO/4 (2008); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Хорватия, пар-ы 200−01, документы ООН A/60/38 (2005); см. в целом Ком. CEDAW, Рекомендации общего порядка 15: Предупреждение дискриминации в отношении женщин в национальных стратегиях по предотвращению и контролю синдрома приобретенного иммунодефицита человека (СПИД) (1990), в Сборнике замечаний общего порядка и общих рекомендаций, принятых договорными органами по правам человека, в 240, документы ООН HRI/GEN/1/Rev.6 (2003).
(42) Ком. CEDAW, Отчет, пар. 120, документы ООН A/52/38/Rev.1 (1997); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Словения, пар. 120, документы ООН A/52/38/ Rev.1 (1997).
(43) Комитет по правам человека, Замечания общего порядка 28, предыдущая ссылка 39, в пар. 31; см. Тоонен против Австралии (488/1992), Комитет по правам человека, пар. 8.7, документы ООН CCPR/C/50/D/488/1992 (1994) (устанавливающие, что сексуальная ориентация защищается от дискриминации в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах (ICCPR)).
(44) Ком. CRC, Замечания общего порядка 4: предыдущая ссылка 25, в пар. 6.
(45) Джокьякартские принципы применения международных стандартов в области прав человека в связи с сексуальной ориентацией и половой идентичностью, принцип 16(d) (2007), доступно на www.yogyakartaprinciples.org (последний просмотр 03.09.2008 г.).
(46) Там же в принципе 2(f).
(47) См. Ком. CESCR, Замечания общего порядка 3: Сущность обязательств стран-участников, ст. 2(1), документы ООН 14/12/90 (1990).
Источник: http://reproductiverights.org/en/case/interights-v-croatia
http://rusk.ru/st.php?idar=114437
Страницы: | 1 | |