Русская линия
Русская линия Игорь Друзь12.08.2009 

Черкасский бунт

Триумфальный визит Патриарха на Украину еще раз показал: автокефальные настроения в УПЦ совершенно маргинальное явление. Московского Патриарха встретили в разных регионах примерно 250 000 человек, по зову сердца за свой счет приехавшие встретить своего Предстоятеля. Они, по старому византийскому обычаю, нередко встречали аплодисментами его прекрасные проповеди и речи. В том числе и те, в которых Патриарх обличал этнофилетические, по сути, взгляды сторонников создания т.н. «единой поместной церкви». Ни одна партия не может собрать такое количество людей, разве что за огромные деньги, и то ведь не будет такой искренней и радостной поддержки.

«Нам нужно объединяться вокруг общей идеи, а автокефалия сегодня такой общей идеей не является», — сказал Патриарх Кирилл в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры.

По его мнению, «сегодня идея автокефалии, радикально политизированная, является реальностью лишь для отдельных групп украинского общества, а не для всего народа». «Все эти радикальные призывы к автокефалии базируются исключительно на политических аргументах».

Он также назвал наивным лозунг сторонников автокефалии: «В независимом государстве должна быть независимая церковь». «Суверенная страна — суверенная Церковь». Откуда это все? «Почему мы должны подчиняться патриарху в Москве?» И это говорят те, кто приглашает сюда (в Украину) Константинопольского патриарха. Почему же Московскому нельзя, а Константинопольскому можно?" — заявил Патриарх Кирилл.

Но до визита подобные же вещи неоднократно говорил и Блаженнейший Митрополит всея Украины Владимир. Он всегда скептически относился к словам националистов о том, что якобы автокефалия уврачует раскол: «Автокефалия не может быть инструментом достижения консолидации Церкви — она может быть лишь результатом уже достигнутого общецерковного консенсуса. К тому же, как свидетельствует исторический опыт, поспешная автокефалия может послужить причиной дальнейших разделений внутри Церкви. Украинская Православная Церковь сегодня предпочитает рассматривать проблему уврачевания существующего церковного разделения в пастырском ключе, избегая вопросов, вокруг которых на данный момент существует множество спекуляций. Это означает, что мы готовы обсуждать проблемы, связанные с преодолением раскола, но не готовы обсуждать изменение статуса Украинской Православной Церкви, поскольку считаем это преждевременным и неполезным для современной церковной жизни», — говорил Митрополит Владимир.

Такого же мнения придерживается огромное большинство украинских иерархов, огромное большинство которых высказывались против автокефалии. В резко негативной форме о ней публично говорили Митрополит Агафангел, Митрополит Онуфрий, Архиепископ Павел и множество других владык. Опасения православного народа в одном их своих интервью хорошо выразил Епископ Сумской и Ахтырский Евлогий, который считает, что идея автокефалии Украинской Православной Церкви сегодня поддерживается католическими кругами." За украинской автокефалией стоит католический Запад. Вспомним, что сама идея создания так называемого «Киевского патриархата» принадлежала униатам, которые понимают объединение Церквей как подчинение Риму". Епископ усматривает «прямой интерес» в достижении Украинской Православной Церковью автокефального статуса со стороны греко-католиков. Последние, по мнению епископа, «прекрасно понимают, что попытка ввести у нас автокефалию ни к чему хорошему для украинского православия не приведет, а скорее всего вызовет в нем новый, еще более страшный раскол».

Мы сделали это длинное вступление только для того, чтобы стало ясно, каким диссонансом общим убеждениям звучит противоположное мнение. В УПЦ есть только один владыка, который публично призывает к автокефалии. Еще в 2005 году, сразу после майдана, владыка Софроний написал обращение к епископату УПЦ:

«Проанализировав теперешнее политическое состояние в Украине и состояние нашей Церкви на перспективу, я пришел к выводу, что период жизни нашей Церкви, начиная с 1992 года и до настоящего времени, потерян… Еще раз повторяю: самые благоприятные условия для приобретения статуса независимости для нашей Церкви — теперь; если мы сегодня или завтра не воспользуемся этой возможностью, то послезавтра будет уже поздно…»

С точки зрения тогдашнего «политического состояния» момент был действительно хорош: Ющенко еще обладал авторитетом и мог организовать куда более серьезный нажим на Церковь, требуя бороться за автокефалию, чем теперь. Он не только пошел против воли иерархов, но и самим фактом такого письма нарушил 34 правило Святых Апостолов, превысив пределы своей компетенции.

Никаких прещений не последовало. Даже наоборот: теперь бывший Архиепископ Софроний получил титул Митрополита, и делает еще более скандальные заявления. Весной этого года Митрополит Черкасский Софроний (Дмытрук) в одном из интервью сказал: «Я лично преклоняюсь перед гетьманом Иваном Мазепой, я считаю его одной из наиболее значительных личностей в истории Украины». Тут Митрополит Софроний языком выдал те планы украинских обновленцев, которые у них на уме: не просто реабилитировать клятвопреступника и убийцу Мазепу, названного Церковью новым Иудой, а сделать его «идеалом». Что будет следующим в модернизации Священного Предания со стороны «реформаторов»? Поклонение Иуде Искариоту? А ведь в пошедшем на поводу у мира сего Ватикане такие настроения уже есть.

Любой мало-мальски знающий церковную обстановку человек в здравом уме прекрасно знает, что РПЦ никогда не реабилитирует Мазепу, это не только антиканонично, но и идет вразрез с мнением всего церковного народа. Но такие речи Митрополита, без сомнения, сеют большой соблазн и смуту. Подвергают сомнению ВСЕ священное предание, ВСЕ ее вероучение. Ибо если Церковь 300 лет якобы лгала миру о «замечательном Мазепе» и «зря» порочила его память, то и все остальные ее слова, начиная с 10 заповедей и заканчивая почитанием определенных святых тоже могут оказаться «ложью». Конечно, у этого владыки есть прошлые заслуги. Но в истории Церкви нередко бывает так, что человек долго жил достойно, а потом перечеркивал все это созданием нового раскола, и память о нем оставалась недоброй. И несмотря на то, что его заявление вызвало резко негативную реакцию в Церкви, совсем недавно он дал новое интервью, в котором снова потребовал автокефалии. «Мы — независимое государство, следовательно, должны иметь независимую Церковь». Как раз этот политический тезис разоблачил спустя немного времени Патриарх Кирилл, смотри выше по тексту. «Автокефалия Украинской Православной Церкви зависит не от Москвы, а от единства епископату УПЦ». Но такие решения, по канонам может принимать только Патриарх Московский Кирилл и Поместный Собор всей РПЦ. Да и мнение мирян УПЦ, которые почти все против автокефалии, надо учитывать. Ведь если некие украинские епископы предпримут антиканоничский бунт против Патриарха Кирилла, то они, без сомнения, останутся без храмов и без паствы. Монастыри немедленно потребуют ставропигии, церковные двадцатки не пустят таких недостойных своего сана епископов в церкви. Да и вообще, ниша независимой от Бога «украинской автокефальной церкви» уже занята гражданином Денисенко. К нему на поклон и пришлось бы идти бунтующим иерархам, восстань они против Патриарха Московского. А без храмов они и там не нужны. Да, пока до этого дело, слава Богу не дошло, но вызывающие заявления Митрополита Софрония могут таки привести к смуте. Ведь он уже прямо отрицает правильность решений священноначалия: «Решения Священного Синода РПЦ иногда весьма далеки от украинских реалий, поэтому как мы можем применять их в наших реалиях, в рамках другого государственного образования? Можем сделать вывод, что получение автокефалии для УПЦ теперь — не кровоточащее разъединение, а жизненно важная необходимость… уже 18 лет подряд мы слышим: „еще рано“. А тогда наступит время, когда окажется поздно».

Напомним правило 34 Святых Апостолов: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих».

Но вызывает смущение и то, что пока его только повышают. Так, совсем недавно его поставили руководить строительством нового кафедрального Собора УПЦ.

Конечно, автокефалия УПЦ совершенно невозможна. Она была бы направлена не только против воли епископата и народа, против так сказать, буквы. Но и против духа церковного предания — против всей нашей общей истории, общих святых, общих святынь. Как верно отметил Патриарх, мы не можем зачеркнуть нашу историю, и Киев — это русский Иерусалим. Тем не менее, смуту автокефалисты вызвать вполне могут. Могут вызвать новые расколы и разделения. Ведь они совершенно маргинальны по взглядам, но не по властным и информационным ресурсам. Это видно на примере деятельности Митрополита Черкасского Софрония.

http://rusk.ru/st.php?idar=114408

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Автор материала    14.08.2009 04:00
Идея правильная, молится надо. Но процесс зашел очень далеко, если он вразумится, это будет чудо похлеще Благодатного Огня!
А Владимирский храм на сегодня вернуть нельзя. Что же, УПЦ оставаться без кафедрального собора в Киеве?
  Алексей Мартюшев    13.08.2009 18:14
ЗА митрополита Софрония нужно побороться, молитвой и обращениями к нему лично. Давайте читать псалтырь каждый день в 21-00 со словами: Господи Иисусе Христе, вразуми раба твоего Митрополита Софрония и настави его на путь Истины!.
  Днипро    12.08.2009 10:55
Прежде чем сталь митрополитом, Софроний стал архиепископом "Получеркасским": его епархию разделили на две – Черкасскую и Уманскую.
Мазепинство его всех шокирует. Предателя Помазаника Божия он называет святым! Более того, поговаривают, что уже и икона Нового Иуды готовится в его мастериких.
Нужно молиться, чтобы Софрония Господь прямо вразумил, иначе Церковь должна будет наложить на него запрет. И – на покой – в монастырь. Благо он их немало восстановил.
Ну а затея со строительством нового огромнейшего храма на окраине Киева пугает: зачем? Есть в Киеве кафедральный собор – Владимирский. Нужно вернуть его себе, есть для этого законные основания. Да и не вечен филаретовский раскол.
  Игнат    12.08.2009 10:28
А я припомню и прошлый год, когда Митрополит Черкасский Софроний не пустил в Черкассы один из восьми (7-й) лучей Крестного хода. Не потому ли, что Ход был под эгидой Богородицы Державной, а крестоходы несли Образ Царственного страстотерпца Николая?
Оказывается, и митрополиты – живые люди, и им тоже свойственно впадать в прелесть.
Увы. А что же делать пастве черкасской?

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика