Русская линия
Русская линия Сергей Сокуров24.08.2009 

Особенности украинской соборности
К Дню независимости Украины

I.
Чтобы осуществить идею государственности, надо иметь, во-первых, территорию, населённую людьми, которых объединяет язык, историческая память, традиции, фольклор, культура в целом, верования и, скажем по-современному, общий рынок. Во-вторых, пассионарная часть такого сообщества должна быть готова на любые жертвы ради этой идеи, а лидеры достаточно авторитетны, чтобы массы пошли за ними в огонь и в воду. Прибавляет энергии государственникам национальный и социальный гнёт со стороны внешних завоевателей. Думается, не заманить было сварливую стаю удельных князей в общие границы под сильную государеву руку, не случись на Руси ордынского ига.

Вариантов державообразования не счесть. Отличительная черта некоторых — процесс нарастания земель вокруг некоего ядра, способного привлечь к себе и удержать соседей. Обычно центр собирания уже существует как государственное образование с основными его институтами. Когда практически заканчивается объединение тяготеющих друг к другу близкородственных племен и народностей, такая общность вправе называться соборной. Соборное государство стремится обладать максимумом независимости. Оно ревниво относится к проявлениям внутреннего сепаратизма. И стремление какой-либо её части к самостоятельности воспринимается центром и большинством общества, верным единству, болезненно, вызывая реакцию удержать беглянку всеми средствами и способами. Наиболее распространённая причина для дрейфа в сторону — тяжёлое экономическое положение страны и ослабление центра. В этих условиях узкие краевые националисты (а они есть повсюду) получают наибольший отклик на свою пропаганду в массах, раздражённых скудностью жизни. Голодные, раздетые, не обогретые склонны верить обещаниям митинговых витий изменить их жизнь к лучшему, как только самостийная лодка отчалит от общего берега. Как правило, «тоска отделения» в многонациональном обществе обуяет явно и мнимо обиженных по этническому (самое распространённое объяснение неудачников и обойденных) признаку. Ощущение второсортности толкает если не к мести, то к уходу на поиски Беловодья. Лучшее средство для усиления сепаратистских настроений — пропаганда национального гнёта со стороны «господствующей нации». Если его в реальности нет, необходимо придумать. Мифы легко принимаются массами за быль, ибо они примитивны, легко усваиваются и питают инстинкты.

На стыке II и III тысячелетий мы стали свидетелями торжества своеобразных, особого сорта сепаратистов. Им не пришлось трудиться в поте лица своего долго, упорно для достижения своих целей. Ключ от «незалэжной» квартиры им преподнесли на блюдечке с золотой каёмочкой. Своеобразие их в том, что они — представители державообразующей нации, от русского (руського) корня. Их отцы, деды, пращуры не за страх, а за совесть, веками принимали деятельное участие в строительстве общего дома. Он наполнен их добром и славой. В нём пережиты внешние и внутренние катастрофы, неустройство, праздничные дни и, бывало, позор. Поколения живущих в нём самоотверженно защищали его от врагов, как родное гнездо. Они занимали высшие должности в государственном аппарате, в армии, блестяще проявили себя в науке, в создании общерусского литературного языка, образцов искусства. И вдруг их потомки отказываются от коллективного наследия. А поскольку у отказников за душой ничего «окрэмого», с чем можно стать вровень с развенчанными ими общими ценностями, нет, ими начинается массовая, ударными темпами подделка продуктов самого низкопробного творчества под мировые образцы. Взамен истинных героев, якобы запятнанных сотрудничеством с «оккупантами», раздуваются и золотятся фигуры лживые и жалкие (ибо иных попросту нет). В СМИ, в научных трудах и публицистике, в художественной литературе воцаряются ложь, подтасовки. Для этого есть и время и силы, ведь главная работа, обеспечившая фундамент для краевых сепаратистов, сделана — они получили в свои руки соборную страну с чётко определёнными границами и независимость в виде безумного подарка со стороны торопливых властолюбцев.

Да, вы догадались, разговор об украинцах, наших современниках. Только не о всех. О той категории, которая соответствует понятию «свидомэ — то есть сознательное — украйинсьтво». Их в современной Украине меньшинство. Но они, вовремя подсуетившись, повели уже марширующие «на месте», на плацу перестройки, колонны к «незалэжности». А в тех колоннах — значительная во всех отношениях часть Руси. Умело сыграв на недовольстве народа обвальным экономическим кризисом в СССР, на ослаблении власти, покинули совместно обустроенный материк площадью в 22 млн. кв. км. Не так с оборудованием приграничного рва вдоль границ, как с безоглядной ориентацией на Запад, с воспитанием новых поколений украинцев во вражде ко всему русскому, отколовшаяся часть Руси становится «окрэмым» соборным островом. Когда же успело «свидоме украйинсьтво» собрать тех «своих по походжэнню», кто склонен пассивно следовать за поводырями? И каким образом в «незалэжной» оказалось столько «мигрантов, котри розмовляють на мови окупантив»?

На эти вопросы можно найти ответы в кратком обзоре исторических хроник.

II.
Гетман Богдан Хмельницкий (1647−1657 гг.), возглавивший борьбу православного украинского народа за освобождение от шляхетского гнёта, засилья католиков и униатов в 1648 г., и царь Алексей Михайлович (1645−1676 гг.), вступивший в войну против Польши через шесть лет, дали начало украинской соборности. По Андрусовскому договору 1667 г., подтверждённому «Вечным миром» в 1686 г., Речь Посполитая лишалась Левобережной Украины и Киева (Отец Городов Русских был выкуплен царём у короля).

Эта территория исчисляется примерно 120-ю тыс. кв. км (20% площади современной Украины). Ранее Москва открыла южную границу для расселения в украйных слободах, по верховьям рр. Сейм, Псел, Ворскла, Северский Донец, православных беженцев из Польши. Ныне это Харьковская и Сумская области Украины, т.н. Слобожанщина. Таким образом, образовалась «строительная площадка» общего дома для насельников расчленённой Южной Руси, откуда есть пошла Руская земля. Образование такого центра притяжения именно при Государстве Российском (Московском царстве) — не случайность. Переяславский выбор Великой Рады зимой 1654 г. исходил из общей исторической памяти, православия, близости народных наречий от причерноморских степей до «Моря Студёного». Ни круль, ни султан, ни хан в собирании вокруг какого-либо единого центра воинственных наследников киевской славы не были заинтересованы, да и сил для этого не было ни у кого из них. Тем и другим обладал Государь Всея Руси.

С той поры на протяжении 300 лет к Левобережной и Слободской Украине прирастали (с временными уступками соседям) в разной степени населённые и пустующие земли, расположенные к югу и западу от Киева. Никто из соседей, в своё время оккупировавших окраинные регионы ослабленной внутренними раздорами Руси, добровольно от них не отказывался. Набравшая силу империя (а Левобережная Малороссия укрепила её) заветные территории отнимала у захватчиков вооружённой силой, присоединяла к «общему материку».

Сначала «округлялась» этническая территория южан-русичей; затем, с образованием УССР, — республиканская. Кроме того, последней была приписана практически безлюдная до Екатерининских войн Новороссия (древнее Дикое поле) впоследствии принявшее смешанное население со всей Европы. Собирателями в этом процессе с XVIII по ХХ век выступали все граждане единой страны — Российской империи и СССР. Но, разумеется, роль главных архитекторов соборности исполняли высшие государственные лица, военные деятели и дипломаты. Ниже мы называем первых из первых по именам, отдавая им дань признательности, прощая им ошибки вольные и невольные. Ведь в конечном результате их объективной деятельности возникла суверенная держава под названием Украина на 604 тысячах кв. км — самое большое по площади государство Европы (за исключением европейской части РФ). За это строители единой Украины заслуживают доброй памяти тех, кто сейчас пользуется плодами их деятельности.

III.
В правление императрицы Анны Иоанновны (1730−1740) многолетняя война между Россией и Турцией, в результате блестящих побед в Причерноморье и в самом Крыму, закончилась заключением мира в Белграде осенью 1739 г. Для России результаты дипломатических баталий оказались более чем скромными. Граница империи лишь незначительно передвинулась по безлюдной степи к югу, да и то практически на бумаге. Но значительно была подорвана сила Бахчисарая, что приблизила день окончательного падения этого векового хищника.

При Екатерине Великой (1762−1796), в результате 2-го и 3-го разделов Польши (1793 и 1795 гг.), последняя потеряла всю (!) Правобережную Украину и Волынь. Это наибольший прирост украинских земель за все царствования. Галиция, Холмщина, Буковина, Карпатская (Пудкарпатская) Русь, в древности периодически входившие в состав Киевского государства, остались тогда отделёнными от украинских этнических земель, собственно Малороссии.

Правобережную Украину с юга подпирали степные владения Крымского хана, вассала Порты. В результате русско-турецких войн в 1768—1774 и 1787−1792 гг. Северное Причерноморье, вплоть до Днестра, и Крымский п-ов оказались в составе империи. Заселение практически безлюдных пространств Новороссии и (в меньшей степени) Таврии происходило со стороны Балкан сербскими, болгарскими, греческими беженцами; колонистами из немецких стран; переселялись евреи, итальянцы, венгры, молдаване. авантюристы со всего мира. Наибольший поток крестьян-новосёлов наблюдался из центральных губерний России, им по численности немногим уступали малороссы. Сейчас русскоязычные потомки участников «вавилонского столпотворения» на Диком поле и в прилегающих к нему районах живут в областях Одесской, Николаевской, Херсонской, Кировоградской, Днепропетровской, значительной части Запорожской, Донецкой, Луганской, в Крыму. Следовательно, вся причерноморская и приазовская полоса земель сегодняшней Украины, включая Крым, является территорией не моноэтнической (украинской), а заселённой многонациональным сообществом в результате колонизации целинных земель. Язык общения этого сообщества — русский, в местных вариантах с обилием украинских слов и разных экзотических заимствований.

Шестилетнее владение Александром I (1801−1825 гг.) частью Тарнопольщины (теперь Тернопольская область Украины), отнятой у австрийских Габсбургов в 1809 г., лишь эпизод в истории округления украинских земель, но он знаменательно предвосхищает 1939 год. Тогда же, после войны с турками в Валахии и за Дунаем, по Бухарестскому мирному договору 1812 г., будущий победитель Наполеона овладел Северной Буковиной с г. Черновицы (теперь Черновцы, обл. центр Украины). С 1918 года она на два с небольшим десятилетия отойдёт к Румынии. Та же участь и на тот же срок постигнет Южную Бессарабию (ЮЗ часть Одесской области с г. Измаилом) — приз Александра II (1855−1881) в войне с Турцией 1877−1878 гг.

IV.

Отсюда история земель, ныне входящих в состав Украины, получает своеобразную окраску. Она вызвана разными причинами. Первая — в границах союзной украинской республики, УССР, оказываются не только территории, населённые преимущественно украиномовными, но и приданные ей соседние инонациональные регионы бывшей империи. Вторая — присоединяемые к СССР в результате внешних войн или через дипломатический нажим на соседние страны исторические области, прилегающие к УССР с запада, безоговорочно включаются в состав этой советской республики на правах обычных областей. Новые граждане, с игнорированием этнических особенностей, записываются украинцами; выбор языка образования в городах — между русским и мовой в её литературном варианте первой трети ХХ века (в сельских школах — только мова).

Высшие должестные лица СССР становятся архитекторами украинской соборности иного плана, чем их предшественники, ибо они создавали конкретную, в определённых союзным законом республиканских границах, Украину, которая по конституции вольна была выйти из состава СССР. Рассмотрим этот личностный ряд:

V.
Ульянов-Ленин (1917−1924 гг.) в строительстве общего для украинцев дома превзошёл отцов Центральной Рады и Директории, Грушевского и Петлюру, с их мечтой о независимой Украине в составе пяти губерний — Киевской, Подольской, Волынской, Полтавской и Черниговской. По его настоянию в состав УССР ввели возникшую в Гражданскую войну и вскоре ликвидированную Москвой Донецко-Криворожскую республику, в составе Харьковской и Екатеринославской губерний, с Донецким угольным бассейном и промышленными районами бывшей области Войска Донского -«для укрепления рабочего класса». Отошли Советской Украине Херсонская губерния и север Таврии. То есть, вся Новороссия смешанных, но, в основном, русскоязычных семей. А это добрая треть территории республики на 1991 год (!). Вот кто в первую очередь заслуживает звания Героя Украины — вождь мирового пролетариата!

Отец народов Сталин (1924−1953 гг.) за счёт «союзнонерушимых братьев» земельных даров УССР не делал. Пресловутый пакт Молотова-Риббентропа позволил дарить соседское, которое в начале Второй мировой «плохо лежало» за Днестром и Збручем. В 1939 г. к Советской Украине была присоединена Волынь (Волынская и Ровенская области) и Галиция (Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области), хотя лишь немногим более половины жителей Червеной Руси идентифицировали себя как украинцы; самоназвание остальных было русыны. Даже об автономии речи не было. Подобный «аншлюс» в пользу УССР через год случился с Северной Буковиной и Южной Бессарабией. А по окончании войны почти миллион карпатороссов, жителей Пудкарпатской Руси, которые считали (и считают себя сегодня) отдельной ветвью общерусской нации, насильственно отделённой от материнского ствола 900 лет назад, насильственно же втиснули в «украинский советский массив». Делегации из Ужгорода, прибывшей в Москву просить автономии и права на язык отцов, от имени Сталина ответили: или Сибирь, или Закарпатская область Украины. Народные ходоки выбрали второе, и пошли они, солнцем палимы, повторяя «суди его Бог"…

Кажется справедливым назвать именами Молотова и Риббентропа параллельные улицы во Львове и других городах западной Украины. Сталину же областными законодательными актами присвоить титул Отца… точнее, Батьки Галыцьких Мист. Ведь по его мудрому указу в 1945—1947 гг. «зачистили» западные города от коренных их жителей — поляков (вторую по численности часть коренных, евреев, ранее уничтожил Гитлер и «гэройи» ОУН-УПА). Не появись «Великий Сталинский план переселения народов», и поныне галичане оставались бы по преимуществу задавленными убожеством (по П. Кулишу) селянами и жителями предместий, каковыми были в предыдущие столетия.

Собирании Украинских земель завершил «верный ленинец» Хрущёв (1953−1964 гг.). Из его рук родная ему Украина получила самую драгоценную жемчужину из короны Российской империи, как когда-то называли Крым. Эта область РСФСР, почти сплошь русскоговорящая, была передана братской республике. Уж не знаю, какой акт посмертного шанування достоин памяти дарителя. Это не просто дар, это удовлетворение самых амбициозных мечтаний «свидомого украйинсьтва». Подумать только: сегодня они владеют колонией, населённой ненавистными москалями! Вот вам, вогулы, за все вековые страдания Украины под пятой московской орды!

Уже в наше время Олесь Бузина напишет: «Как бы-то ни было, но Крым стал последним территориальным приобретением Украины. И ведь что удивительно! Проиграв все войны в начале XX века как независимое государство, Украина, как советская республика, «приросла» такими землицами, о которых «батько Грушевский» и Центральная Рада даже и не мечтали! И после этого кто-то еще будет утверждать, что не большевики создали Украину?»

Ждущим оставалось дождаться следующего акта истории — обретение Украиной полной независимости. И он свершился, когда высшие должностные лица двух, говорят, братских народов, Ельцин и Кравчук, подписали соответствующие документы. Очень торопились тот и другой: хотелось поцарствовать, а вместе над одной страной не получалось.

Только вопрос: независимость от кого? При взгляде через плечо на общее прошлое, ответ получается один: от самих себя…

http://rusk.ru/st.php?idar=114406

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Максон    04.09.2009 18:50
"Украина — это капище невозмутимых мудрецов. Наш главный религиозный ритуал — упорное ожидание бесплатного чуда.
Говорят, что под лежачий камень вода не течет. Украинцы с этим не согласны. Мы триста лет сидели сиднем в центре Европы и ждали “самостийности”. Бог не выдержал такой наглости и свершил чудо. Удовлетворенные результативностью своей религии, мы ожидаем других чудес. Например, процветания и благополучия. При этом нас не пугает время и кратковременность жизни. Мы ведем себя, как бессмертные люди, которым не падает на голову кирпич, но зато падают мешки с твердой валютой.
Украинцы — это нация, полностью лишенная комплекса неполноценности. Из всех видов ожидания мы избрали самую зрелую философскую форму. Как индивидуумы с окончательно сложившимся представлением о мире, мы вгоняем окружающую жизнь в понятные нам алгоритмы развития. Все “зная”, мы пребываем в постоянном ожидании, опираясь на заготовленные ярлыки. Очередной парламент для нас — ничто. Очередной премьер для нас — никто. Флот — это то, что делится само по себе. Гривна — это рубль. Свинья — это сосед. А сало — это продукт.
Активные деловые люди в наших глазах выглядят, как озабоченные меркантильные дураки, лишенные традиционной украинской духовности. А с другой стороны, они подтверждают ожидаемые нами чудеса. Не двигаясь с места и не предпринимая каких-либо усилий, мы наблюдаем за переменами вокруг: нашествием иномарок, строительством новых магазинов, появлением диковинных товаров. Мы смотрим на все это, как на закономерное следствие своих ожиданий. Теоретически у нас все есть. Главное — этого дождаться.
Незыблемость тихого украинского рая очевидна. Турки с москалями приходят и уходят, а девочки с веночками и дедушка с бандурой пребывают вечно. Свою главную религиозную песню мы сделали государственным гимном. “Згинуть нашi вороженьки, як роса на сонцi” — то есть сами по себе… “Запануєм i ми, браття, у своїй сторонцi” — то есть когда-нибудь, сейчас нам не до этого. “Ще на нашiй Українi доленька доспiє” — другими словами, сытый украинец незрелыми плодами питаться не привык.
Для нас судьба — это не факт настоящего времени, а нечто до сих пор несуществующее. Все, что с нами происходит, не имеет никакого значения, потому что в каждом украинском доме обитают монахи похлеще буддийских, знакомые с невиданным чувством нирваны.
Нам странно наблюдать за поведением американцев, англичан, французов, русских и так далее. Они постоянно лезут в мировую историю, что-то декларируют, “выпендриваются”, нападают на соседей. То есть ведут себя, как ущербные люди. Сидя на пороге своей хаты, которая с краю, мы медленно жуем галушку и не можем понять, чего это немцы постоянно лезут к нам во двор. Может, они нам завидуют? Этих гансов не разберешь: то они корову забирают, то гуманитарную помощь суют. Складывается впечатление, что весь мир танцует перед нами на задних лапах и пытается привлечь к себе внимание. Наверное, окружающие нас народы не могут догадаться, что нам на них даже плевать скучно.
Украина самодостаточна. Это российскую птицу-тройку постоянно гоняют или на Аляску за снегом, или в Порт-Артур за мордобоем. А нашим задумчивым волам ходить некуда и незачем, ну разве что в Крым за солью.
Украинская философствующая душа не приемлет резвых нордических мыслей или поступков. Ведь ожидание чуда — это сложнейшая внутренняя практика. Она не позволяет нам отвлекаться на суетное. Только хрущи, которые “над вишнями гудуть”, имеют право тревожить нас по вечерам. Нас бессмысленно чем-либо соблазнять. Изначально поместив себя в центр Вселенной, мы существуем в ином измерении. Нам не нужна целеустремленность. Мы сами являемся целью. Мы ни в ком не испытываем нужды, но в нас нуждаются все: варяги любили у нас пожить, татары — поживиться, Петр I не мог без нас построить Петербург, его дочь не могла спать без нашего мужчины. Сталину мы помогали охранять лагеря, а Гитлеру — воевать. У нас так много чудотворного здоровья, что даже Чернобыль мы согласились взять на себя.
Мы запросто помогаем решать проблемы соседям, потому что своих проблем у нас нет. Люди наблюдательные это давно заметили. Русский писатель Иван Бунин был яростным хохломаном. Он неустанно повторял, что украинцы — это абсолютно реализованная, эстетически совершенная и гармонически развитая нация. Что ничего подобного в мире больше нет. Бунин, конечно, не ошибся.
Украинцы превосходны не в своем умении ожидать, а в том, что они сами являются чудом. Как совершенные создания, мы ничего не создаем. Откровенно проявленная гениальность обиженного “кріпака” Шевченко — это неприятное исключение, подтверждающее правило: совершенство в декларации и развитии не нуждается; оно помогает развиваться только тому, что существует за его пределами. Украинские священники, писатели, поэты, художники, политики, полководцы, режиссеры, актеры, певцы, конструкторы, ученые, изобретатели, умельцы вечно разъезжают по миру и объявляют себя русскими, американцами, турками, поляками, французами — кем угодно, чтобы бедные, ущербные народы имели повод гордиться собой.
Украина — родина дремлющих ангелов. Ее безмолвное ожидание наполняет чудесами планету. Ее нельзя завоевать, поработить или уничтожить. Она не чувствительна к событиям. Ее жизнь не протекает и не происходит. Она вне событий и времени. Она не помнит свой день рождения и не знает своего возраста. Она сама себе достойный собеседник. Ей не с кем спорить и нечего доказывать. Для нее уже все произошло."
Густав Водичка, современный украиснкий писатель
  Писарь    25.08.2009 01:30
До тех пор,пока авторы пишущие на "украинскую" тему будут признавать за "украинцами" этнический характер,они вольно или невольно будут искажать истинный смысл явления именуемого "Украинством".А между тем "Украинство" по духу и по происхождение суть явление исключительно политического характера.Если коротко."Украинство"-сепаратистское религиозно-политическое движение провинциального толка с ярко выраженной антирусской(антиправославной) направленностью."Украинцы"- либо активные члены этого движения,либо сочувствующие ему.Целью движения всегда являлось,является и будет являться-раскол Русского Народа путем искусственного создания из его части "украинской нации"..Деятельность пока продвигается успешно.(в том числе из-за неверной и,к сожалению,широко распостраненной трактовки явления)Вот уже более 150 лет.Люди которые взялись за это дело,особенно не торопятся.Не вышло в этом столетии,выйдет в следующем.В заключение.Рассматривать "Украинство" как этническое явление-ошибка и ошибка серьезная.Ошибка,которая (по словам Бисмарка)сродни туберкулезу,поначалу не видна,а когда проявляет себя во всей полноте,делать что-либо поздно.Это подход порочный и от него необходимо отказаться.Если и дальше следовать в рамках логики этничности, будет вполне естественным шагом предоставить национально-культурную автономию ЛДПР(например).
  брат Матвей    24.08.2009 11:58
Это все правильно и понятно, но … Кто-то там, за бугром ждал-поджидал подходящего момента, и как только это произошло, так и принялся за работу. И теперь большими тиражами и массовым давлением через СМИ "украинская" история преподносится и вдалбливается в головы совсем по другому. А те, кто в бывшей империи, ставшей "северным соседом" были заняты собственной "розбудовой" и "перестройкой" и только теперь, кажется, проснулись. И теперь "чухают потилицю" : как же так, такую лошадку (из птицы-тройки) увели… Но, к счастью, не все потеряно. "Свидомые" уже довели ее до такой ручки, что не за горами то время, когда лошадка попросится обратно. Только, опять же, над этим работать надо причем очень напряженно… И еще – нет в природе "моноэтнических" украинцев, как пишет автор, и никогда не было. Не лейте воду на "их" мельницу.
С уважением, б.М (bratstvo.kiev.ua)

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru