Русская линия
Русская линия Татьяна Кружкова10.08.2009 

Русский деловой мир как социокультурный феномен
Доклад на VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях (Екатеринбург, 27−28 апреля 2009 года)

Проблема делового мира как социокультурного феномена в ее философско-экономическом значении вбирает в себя все аспекты философии хозяйства, общественно-экономического бытия. От понимания целей предпринимательства, способов обретения богатства зависят моготивационные и поведенческие направления хозяйственной деятельности человека.

Социокультурный феномен делового мира не может быть изучен и понят вне современного состояния экономики, выявления проблем и перспектив социально-экономического развития.

Определяющим условием понимания делового мира является постижение сущности предпринимателя (делового человека), взятого в единстве и целостности природно-биологических, социокультурных и духовно-нравственных компонентов личности.

В современных философских и экономических словарях не содержится даже общего определения «делового мира», его понятия. В словаре русского языка С.И. Ожегова даются следующие толкования субъектов «делового мира»:

— Деловитый — толковый, серьезный, предприимчивый;
— Деловой — знающий дело, толковый, дельный;
— Дельный — серьезный, заслуживающий внимания.

Эти определения представителей делового мира позволяют лишь выявить некоторые черты, присущие такому феномену, как деловой мир.

Истоки русского делового мира уходят вглубь веков, в тот период, когда формировались у восточных славян социально-экономические воззрения, связанные с основными видами хозяйственной деятельности: земледелием, скотоводством, охотой, бортничеством, ремеслом, торговлей. Становление делового мира в догосударственный период и после образования Киевской Руси происходило на основе традиций, обычаев, менталитета, культуры.

Хозяйственные традиции и обычаи являлись духовным началом, объединяющим представителей делового мира.

В начальный период становления делового мира, его представители работали в значительной мере ради богатства, одним из аспектов которого является экономическая составляющая. То есть в экономическом смысле, богатство — это не сумма ценностей, ресурсов, благ, а определенное отношение человека к ним. Успех предпринимателя может выражаться в достижении поставленных целей, в материальном достатке (богатстве).

Слово «успех» образовано от старославянского глагола «созревать» и означает:

— положительный результат, удачу в достижении чего-либо, конечную цель;
— общественное признание.

Сила личности, что характерно для большинства представителей делового мира не может быть привнесена извне, а приобретается лишь собственными усилиями. Силу личности определяют четыре фактора.

1) Жизненная сила, дело всей жизни. Немецкий философ Карл Ясперс отмечал — человек есть то, что он есть благодаря делу, которое он сделал своим.
2) Самооценка, то есть взвешивание своих сил и способностей. Чтобы избежать самомнения, русский философ Иван Ильин предложил жить не гордостью от совершенного и достигнутого, но мыслью о неудавшемся и еще предстоящем в будущем.
3) Желание преодолевать трудности.
4) Нравственные ценности и принципы.

Поведение человека индивидуально, каждый мыслит по-своему, у каждого свое мнение, своя позиция. В то же время нельзя личность рассматривать вне общества. С окружающими людьми нас связывает общая история, культура, национальная принадлежность, отечество, дружба, любовь. Поэтому стоит иметь в виду мнения и позиции окружающих людей.

Устройство жизненной среды человека, организация успешных взаимоотношений, форм поведения в тех или иных обстоятельствах — это сущностные проблемы делового мира.

Длительное время уникальность делового мира как социокультурного феномена практически не признавалась. Важнейшими причинами такого положения на наш взгляд, стали: во-первых, существенные различия в методологии и инструментарии исследований; во-вторых, общественная масштабность и неоднозначность как самого явления делового мира, так и отдельных его представителей; в-третьих, историческая изменчивость важнейших аспектов функций делового мира, материальной и психологической мотивации их исполнения.

Анализ делового мира как социокультурного феномена невозможен только с помощью описания объективных закономерностей, необходимо обязательно учитывать субъективное личностное начало. Для того, чтобы проявлять деловую активность, то есть заниматься экономическим творчеством, человек должен обладать специфическим набором качеств.

Творчество, в том числе в сфере экономики традиционно рассматривается как процесс индивидуальный. Если бы предпринимательство было простым делом, ни один представитель делового мира не смог бы в течение определенного времени получать прибыль, дающую возможность дальнейшего развития предприятия. Это качество предпринимателя является индивидуальным и его трудно передать другому лицу.

В западной философской литературе существует множество различных описаний личностных качеств представителей делового мира. Ж.Б. Сэй отмечал, что деловым людям необходимы здравый ум, знание психологических особенностей личности, умение верно оценить необходимость производимого продукта, обладание талантом управления и т. д.

Значительный материал, посвященный анализу личностных качеств представителей делового мира, имеется в трудах Й. А. Шумпетера, который выделяет три основных мотива деловой активности. [1] Первый — потребность в господстве, власти, влиянии. Эта цель материализуется в накоплении имущества. Второй — воля к победе, стремление к успеху, достигнутому в борьбе с соперниками и с самим собой. И, наконец, третий важный мотив — это радость творчества, которую представитель делового мира получает от самостоятельного ведения дел. Однако для идеального представителя делового мира достижение больших прибылей не должно являться основной целевой функцией. Представители делового мира должны быть готовы, особенно на стадии становления рынка не к максимальным, а к минимальным прибылям и даже временным (несколько лет) убыткам.

Максимизация прибыли возможна в стабильной экономической обстановке, а это явно не та атмосфера, в которой действовал деловой мир России на рубеже XIX — XX вв. и находится сегодня. Отсюда формируются несколько иные черты характера представителей делового мира нашей страны — упорство, напористость, основательность, желание самоутверждения. То есть российский деловой мир существенно отличается от западного.

Н. Бердяев постоянно отмечал поляризованность русского характера, в котором странным образом совмещаются совершенно противоположные черты: доброта и жестокость, душевная тонкость и грубость, крайнее свободолюбие и деспотизм, альтруизм и эгоизм, самоуничтожение и национальная гордыня.

За последние годы в нашем сознании сложился образ делового человека — предприимчивого, ориентированного на самостоятельное принятие решений и их выполнение, заинтересованного в максимальной свободе выбора, готового и умеющего рисковать, быстро оценивать ситуацию. Подобное принято связывать с вполне конкретным типом экономического поведения — предпринимательством. Речь идет о социальном слое людей, ставших в современных условиях собственниками, выдержавших рыночную конкуренцию, благодаря своим деловым качествам.

В России всегда существовала несколько иная, чем на Западе культурная традиция понимания деятельности. К примеру «говорить дело» — значит говорить важное, полезное. «Заплечных дел мастер» — о круге занятий. «Деловая жилка» — о способностях, качествах, необходимых для дела. «Кровное дело» — о глубокой заинтересованности. «Дело чести» — о поступке, от результатов которого зависит сохранение чувства личного достоинства. «Человек дела» — деятельный, трудолюбивый, умный человек.

Подобное понимание деловитости выходит далеко за рамки деятельности конкретного слоя людей. Делом можно назвать любой вид деятельности, в котором человек стремится достичь успеха за счет энергии, умения, предприимчивости. Деловой человек — тот, кто серьезно относится к поставленным целям, умело мобилизует усилия для их осуществления, добивается позитивных результатов.

В данном случае мы говорим об особой культуре отношения к делу, характеризующей деловой мир как особый социокультурный феномен. Деловому миру присуща деловитость. Деловитость — это способности трансформировать знания, умения, личный опыт, нравственную культуру в профессиональный и деловой успех.

Удовлетворение неразумных, иррациональных потребностей людей, отрицательного или нерационального спроса вряд ли способствует развитию деловой культуры.

Сказанное выше позволяет понимать под культурой делового мира все то, что поднимает, возвышает и развивает человека, формирует в нем подлинно человеческое, расширяет возможности нравственного выбора, достойного самоопределения, раздвигает границы реальной свободы хозяйственного и социального творчества, развивает стремление человека творить добро, формирует волю, способную воспринимать совершенное и стремиться к совершенству во всех своих проявлениях.

Масштабом личности, глубиной внутреннего духовного мира и творческим созидательным потенциалом определяется и достигается действительная деловитость человека.

В философско-экономических параметрах может быть полнее и глубже представлена и осмыслена сама субстанция делового мира в его предметно-вещном наполнении, духовно-нравственном состоянии и субъективной оценке человека (отдельного представителя делового мира).

Деловой мир как социокультурный феномен на современном этапе развивается на основе традиций. Традиция является онтологически целостным всеобщим, так как она определяется историей. Традиция детерминирует поведение представителей делового мира в том смысле, что они соблюдают определенный, установленный на протяжении длительного времени, доказавший свою жизненность, порядок. Этот порядок определяет их особое мироощущение и мировосприятие. «Целостность подобного знания и видения мира состоит в детерминированном поведении любых равновесных систем, основные свойства которых — устойчивость, порядок, однородность.» [2]

Традиция есть процесс передачи наследства от одних представителей делового мира другим. С этой точки зрения она выступает универсально — всеобщим основанием сохранения и развития делового мира.
Традиции делового мира, рассматриваемые в этом аспекте, предстают перед нами как культурно-историческая целостность.

Традиции есть исторически сложившаяся система социокультурной самоорганизации — делового мира. Сохранение опыта, его передача, восприятие и актуализация выступают основными этапами целостности самой традиции как культурно-исторического процесса, как социокультурного коммуникатирования. Социокультурное содержание в деятельности делового мира продолжает определяться и обуславливаться традициями.

Мы согласны с мнением современных историков, философов, занимающихся исследованиями в области традиций, что сегодня «культурные нормы, традиции, образы, хранимые и почитаемые в народной памяти негативируются, извращаются, перетолковываются». [3]

Несмотря на различия в содержании и смыслах конкретных традиций, традиция как обобщающее понятие, как некий философский абстракт предполагает освоение, усвоение и творческую переработку всего того позитивного, что дает всякая иная традиция.

Традиционными чертами делового мира являются софийность, соборность, семейственность, артельность, кооперация.

Среди представителей делового мира, выходцев из купеческого сословия, особое значение играли семейные традиции в их жизненном укладе, что подтверждается духовными завещаниями купцов. Немаловажен и тот факт, что в конце XIX века в ряде купеческих династий начинает осознаваться некая кастовость своего круга, происходит кристаллизация своей социальной идентичности.

В среде делового мира религиозность воспринималась как безусловная добродетель. Филантропические поступки представителей делового мира напрямую были связаны с религиозным чувством. Из православия в практику деловых людей органически вливались такие свойства личности, как терпение, смирение, упорство, совестливость, добросердечие, достойность, умеренность, порядочность, опрятность, рачительность и т. п. Религиозность способствовала упрочению деловой репутации представителей делового мира.

Одной из черт русского делового мира является его самобытность. Бытие охватывает не только некое универсальное, но и вполне частное, специфическое, самобытное.

В определенном смысле самобытность есть самостоятельность бытия, способствовавшего формированию особой духовности делового мира. Н.А. Бердяев указывал, что «Хозяйственная, материальная жизнь не может быть противополагаема жизни духовной, не может быть от нее совершенно отвлечена и оторвана. Хозяйство есть акт человеческого духа. И от качества духа зависит характер хозяйства». [3] Взгляды Н.А. Бердяева свидетельствуют о том, что представителей делового мира отличали религиозность, основательность, масштабность, самодостаточность.

К примеру, известный представитель делового мира коммерции советник А.С. Губкин в 70- е гг. XIX века выступил с инициативой открытия в уральском городе Кунгуре профессионального учебного заведения, позволявшего молодым людям получать образование и ремесло. В 1877 г. было открыто ремесленное училище, имевшее слесарную, столярную, токарную, кузнечную и другие мастерские, а также хорошо оборудованную лабораторию, физический кабинет, музей, библиотеку и др. Общая сумма затрат на строительство и оборудование учебного заведения составила около 1 млн руб. серебром. [5]

Подобные расходы становятся обязательными во многих региональных фирмах, что подтверждается финансовыми отчетами предприятий. Несомненным является факт взаимосвязи экономического сознания представителей делового мира и корпоративной психологии. Под влиянием корпоративной психологии представители делового мира начинали ощущать свою неразрывную связь с будущим народа, которое в тот период было невозможно без развития просвещения и культуры.

По проблеме причин активного занятия благотворительностью и меценатством представителей делового мира можно выделить две основные точки зрения. Марксисты, рыночники и другие специалисты, придерживающиеся материалистических убеждений, объясняли действия меценатов стремлением получать социальные и налоговые льготы. Ученые философы, ориентированные на поиск духовных корней социальной активности хозяйствующих субъектов склонны были выделять религиозные, национально-патриотические, культурно-эстетические корни меценатства.

Анализируя деловой мир, как некую особую субкультуру, на наш взгляд, меценатство в данной среде объяснялось как эгоистическими, так и альтруистическими мотивами одновременно, а также гражданским и нравственным долгом представителей делового мира.

В отличие от делового мира Запада представители российского делового мира стремились добиться от правительства почетных званий, дававших определенные привилегии. Награды пользовались высоким авторитетом в обществе и являлись своеобразной маркой респектабельности представителей делового мира. Это подтверждает совершенно особый алгоритм развития нашего общества. Социокультурное развитие в России осуществлялось неритмично, не эволюционно. Неслучайно И. А. Ильин писал о том, что «… из века в век наша забота была не о том, как лучше устроиться или как легче прожить; но лишь в том, чтобы как-нибудь прожить, продержаться, выйти из очередной беды, одолеть очередную опасность». [6] Это выработало такую черту у представителей делового мира, как постоянная готовность к действию, поступку. Они не терпели бездействия и, когда возникали проблемы, то стремились решать их немедленно. Кроме того, они мгновенно реагировали на каждое изменение ситуации на рынке, в экономической политике государства. В условиях перехода к новым экономическим отношениям представители делового мира опасались предоставлять возможность приказчикам, управляющим действовать самостоятельно, отстаивать целесообразность и необходимость принятых ими решений. Подобные качества были присущи Текутьеву, Мешкову, Любимову, Рязановым, Злоказовым и т. д.

Современная цивилизация — цивилизация динамичная, бурно развивающаяся, которая на первый взгляд, недостаточно дорожит традициями. Но, тем не менее, они остаются, сохраняя духовность в обществе. В условиях бурного развития новых технологий в XXI веке только человеческий ресурс является неисчерпаемым источником созидательных возможностей. Интеллектуально-информационный, социально-профессиональный, инновационный, культурно-образовательный, духовно-нравственный потенциал поистине безграничен, универсален, а главное — конструктивен.

Таким образом, масштабом личности, глубиной внутреннего духовного мира, творческим, созидательным потенциалом личности достигается дальнейшее развитие делового мира.
Кружкова Татьяна Ивановна, профессор Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абалкин Л.И. К самопознанию России. М., 1995.
2. Бердяев Н. А. Субъективизм и идеализм в общественной философии. СПб., 1901.
3. Биджов К.Д. Современное предпринимательство в рыночной экономике. Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 1993.
4. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.
5. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий/ Вебер М. Избранное: Пер. с нем. М. 1990.
6. Ветошкин А.П., Стожко К.П. Философия экономики. Екатеринбург, 2001.
7. Гейте Б. Бизнес со скоростью мысли.: Пер. с англ. М., Эксмо. 2006.
8. Горшков М. и др. Российское предпринимательство: социальный портрет. М., Российские исследования. 1994.
9. Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1998.
10. Качество жизни: диалектика духовного и социального / под ред. К.П. Стожко. Екатеринбург. 2007.
11. Культура социальной ответственности: теория и практика / Под ред. К. П. Стожко. Екатеринбург. 2009.
12. Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в социальном контексте. М., наука. 2004.

Примечания:

1 — Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982. С. 193.
2 — Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986. С. 14.
3 — Рыбаков Н.С. Мутации мировоззрения? // Мировоззрение и культура. Сб. ст. / Под общ. Ред. В.В. Кима. Екатеринбург, 2002. С. 40.
4 — Бердяев Н.А. Философия неравенства // Русская философия собственности. XYII-XX вв. СПб., 1993. С. 294 — 295.
5 — Кружкова Т.И. Деятельность представителей делового мира Урало-Сибирского региона (во второй половине XIX — начале ХХ вв.). Екатеринбург, 2002.С. 55.
6 — Ильин И. А. О России. М, 1991. С. 13.

http://rusk.ru/st.php?idar=114399

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика