Русская линия
Русская линия Ольга Надпорожская07.07.2009 

«Кто у Антония не бывал — того Тихвинская не принимает»
24 июня / 7 июля — память преподобного Антония Дымского

В старину, когда паломники шли в Тихвинский монастырь по Вологодскому тракту, они обязательно заходили в древнюю Антониево-Дымскую обитель, находящуюся неподалеку. Умывались здесь, переоблачались в чистые одежды, кланялись честным мощам преподобного Антония Дымского, и только тогда шли к чудотворной Тихвинской иконе. И было у них такое присловье: кто у Антония не бывал — того Тихвинская не принимает. Тем более что и память святого Антония — всего за два дня до праздника Тихвинской иконы Божией Матери: 7 июля по новому стилю.

Прп.Антоний Дымский Пять лет тому назад, в те дни, когда в Россию возвращалась из Америки чудотворная Тихвинская икона, мне довелось побывать в Антониево-Дымском монастыре в день памяти преподобного. В автобус, рано утром отходивший из Тихвина, прихожане Успенского монастыря внесли хоругви, крест и фонарь; одну хоругвь держал молодой человек в тельняшке, по имени Андрей. Он приехал из Вологды по благословению настоятеля Прилуцкого монастыря, несколько дней провел в Петербурге и уже дважды приложился к Тихвинской иконе.

 — В Петербурге, когда ехал к Казанскому собору, видел в небе две такие радуги! — рассказывал Андрей, пока остальные паломники пели «Радуйся, Радосте миру…». — Все смотрели — и верующие, и неверующие. Я купил в соборе маленькую иконку Богородицы, у чудотворного образа освятил, она мне так помогает!..

 — А как вы воспринимаете возвращение Тихвинской иконы: как историческое событие или как что-то личное?

 — Конечно, историческое! Для России это какое значение-то имеет огромное! Но и личное, конечно, тоже. А вы потом приезжайте к нам, в Вологодчину. У нас в монастыре в июне престольный праздник, в этот день из музея в храм переносят икону Димитрия Прилуцкого, древнюю, чудотворную. А я здесь побуду — и в Дивеево…

Антониево-Дымский монастырьЛитургия в Антониево-Дымском монастыре совершалась прямо на скошенной траве перед Троицким храмом. Перед входом в храм был устроен алтарь — тент на длинных жердях, хор расположился под большой березой, возле стога сена началась исповедь. Я решила пройтись по монастырю, который только-только начинал восстанавливаться, миновала коричневый домик, из тонкой трубы которого шел дым. В домике жил странный человек невыского роста, в широкополой шляпе, а у двери лежала лохматая собака, веселость которой странным образом соединялась с бдительностью и решительностью.

Железные монастырские ворота были открыты, но видно, что на ночь они запирались: на них висела цепь и замок. Стояли они, правда, прямо среди травы, никаких стен не было, хочешь — заходи. Несколько лет назад возле этих ворот мы встретили настоящего странника, длинноволосого, с котомкой за спиной и голыми пятками, который представился как «странник Михаил, раб Божий, никуда негожий». Сейчас в эти ворота заходят редкие богомольцы: девушка с толстой белой косой, в светлой юбке до колен и высоких резиновых сапогах; осаживает велосипед женщина с рюкзаком за спиной…

Во время Литургии мимо меня прошёл и встал под плакучей березой маленький согнутый старичок в рясе, с наперсным крестом и палочкой в руке. Словно бы и не замеченный никем — а ведь это прежний настоятель Тихвинского монастыря, игумен Александр (Гордеев). Он появился на свет в 1928 году, в роддоме, располагавшемся на территории Тихвинского монастыря. Остановившись у берёзы, отец Александр тихонько сказал сопровождавшему ему мужчине: «Епитриахиль и поручи», — и стал в одиночестве молиться. Но, как только закончились песнопения и началось чтение жития преподобного Антония Дымского, отца Александра окружило множество богомольцев. Он благословил всех, а потом отошел и встал неподалеку от алтаря, отказавшись присесть на стул, попросил только принести палочку.

Крест на водеПосле Литургии мы крестным ходом пошли к Дымскому озеру. Читали Акафист преподобному Антонию возле маленькой деревянной часовни, а озеро, неподвижное, спокойное, ожидало, когда освятят его воду. Дымское! Однажды оно само рассказало мне, почему его назвали именно так. Мы купались в нем рано утром, часов в шесть, и все оно было словно окутано клубами дыма — туманом, в котором мы плыли-брели, руками раздвигая облака. Все тот же крест возвышается над водой — его установили на большом камне, почти полностью скрытом под водой. На этом камне на рубеже XII—XIII вв.еков и молился преподобный Антоний Дымский.

После Акафиста один из батюшек прямо в облачении вошел в воду и трижды погрузил в неё крест. А потом отец Димитрий Пономарев, священник из Казани, обратился к паломникам:

 — Всечестные отцы, братья и сестры! Господь явил сегодня по молитвам преподобного Антония чудо. То, что вы видите здесь — это и есть жизнь Церкви. Не только в книжках мы читаем об истории Церкви, но и ныне стоящие здесь священники, монахи и мирские люди творят церковную историю. А десять лет тому назад на это святое место пришли всего пять человек! Эти люди молились преподобному Антонию и установили на сем святом месте, у камня, где преподобный молился и зимой и летом, стоя на коленях в воде, памятный крест. И кто мог подумать, что на следующий год на это святое место придёт уже восемь человек? А ещё через год — двадцать! А ещё через год — пятьдесят! И вот сейчас здесь столько людей, что мне даже не сосчитать: что-то около трехсот или четырехсот человек. Сегодня ко мне подошёл монах Тихвинского монастыря и сказал: «Какая радость, Боже! Ну и хор у нас сегодня пел! Кого только в этом хоре не было! Регент из Архангельска, регент из Казани, регент из Ростова. И служило у нас сегодня восемь священнослужителей». А тогда, десять лет назад, среди нас был всего лишь один священник.

И я вас уверяю, что вы, единожды приехав сюда, уже никогда 7 июля не будете находиться в иной точке земного шара. Потому что благодать Божия, которая даруется нам по молитвам преподобного Антония Дымского, велика есть. Сегодня в этом монастыре мы не можем поклониться мощам святого Антония, потому что он не может ныне покинуть Тихвинский Успенский монастырь. Потому что, совершая паломничество, он, по преданию, первым увидел Тихвинскую икону Божией Матери и приложился к ней — тогда она ещё находилась в Константинополе. Получается, он стал предтечею появления Тихвинской иконы Божией Матери в наших землях. Ныне почитание преподобного Антония Дымского становится всё больше. Это чудный святой! Практически все, кто десять лет тому назад нёс сюда памятный крест, стали либо священниками, либо монахами. Преподобный благословляет очень сильно. Пусть же по молитвам преподобного Антония Дымского, чудотворца, Господь наш Иисус Христос благословит вас обильно своей благодатью и человеколюбием!

Пока паломники купались в освящённой воде, я попросила отца Димитрия поподробнее рассказать о том, как устанавливали на озере поклонный крест.

 — Я не знаю, есть ли еще в России такой необычный крест — на водах! — сказал батюшка. — Ну, это воля Божия, это Господь так на сердце положил — и всё. Когда мы 7 июля 1994 года сюда на грузовой машине приехали, выгрузили из нее крест — прогремел в первый раз гром. Отец Геннадий Беловолов, такой скептический человек, говорит: «Это самолёт, самолёт». Но никаких самолётов в небе не было — мы посмотрели. А когда понесли крест — громыхнуло второй раз!

Когда мы крест везли, по пути нашли металлическую воронку, в которую потом крест поставили. Взяли с собой мешок цемента, но нужен был какой-то тяжёлый груз, чтобы крест поставить. Смотрим: свалка старых вентиляционных вещей, и среди них — эта воронка. Потом разводили цемент, потом жгли костёр, чтобы цемент застыл. Погрузили всё это на водный велосипед — тут база отдыха была — и уже очень поздно, ровно в 23 часа 53 минуты, крест сам соскользнул в озеро. И тут в третий раз гром прогремел! И крест встал очень чётко, как и положено православному кресту. Если бы он встал неровно, его невозможно было бы поправить, потому что основание у него очень тяжёлое. Это действительно было чудо Божие.

А вообще почитание Антония Дымского в наше время началось с фильма «Созижди церковь», посвящённого монастырям России, Северной Фиваиды. В девяносто третьем году, в ноябре, мы с отцом Геннадием приехали сюда вместе со съёмочной группой. И когда мы оказались здесь — услышали колокольный звон. Спустились к озеру — никаких колоколов, никакого монастыря не было, ни одной церкви в округе.

Надо бы благодетелей сюда, людей состоятельных! И преподобный Антоний отмолит все их грехи. Все, кто нёс тогда крест, стали священниками либо монахами, все пятеро. А до этого — никто не собирался! Удивительное дело.

Тут к нам с отцом Дмиитрием две бабушки подошли, белый и голубой платочек:

— Мы идём с Новгорода, с Новгорода пешком…

— С Новгорода пешком! — повторил отец Димитрий, благословляя бабушек. — Вот видите, что делается. Знаете, я немного слукавил: в первый год мирян было не пятеро, а на одного больше. Потому что, когда мы пришли на это место, вдруг видим: дяденька стоит, с бородой, седовласый, молится, иконочка висит перед ним на дереве. Он так обрадовался, увидев нас, удивился! Побыл-побыл — и исчез, как ангел Господень. Этого человека я несколько раз потом видел, он тихвинец. Так что подспудное почитание преподобного было всегда, никогда не прекращалось.

Приезжайте к нам в Казань, в храм Рождества Христова! У нас там минареты на каждом перекрёстке, а мы мусульман крестим пачками. Я, кстати, рукоположился последним из тех пяти мирян, что пришли сюда десять лет назад. Это было осенью прошлого года.

Простившись с отцом Димитрием, снова встречаю Андрея из Череповца.

— Ну как, искупались?

— Я же совсем плавать не умею, — расширив глаза, говорит он. — Но искупался! Меня один человек, по имени Антоний, за руки держал. Два раза я окунулся, а потом кричу: «Ой, не могу! Я же утону!» Но и в третий раз он меня окунул. Вот ведь чудо какое!

Иду вверх по тропинке к автобусу, нагоняю незнакомых монахиню и мирянку.

— Взяли сухарик с собой, водички, больше не надо ничего. А какой день! Как прожит! — говорит одна.

— Да, а сколько мы всего делаем лишнего, ненужного, дурного…

http://rusk.ru/st.php?idar=114370

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика