Русская линия | Андрей Чернов | 07.07.2009 |
«Человек восходит к Богу и совершенству
не через отвержение природы,
не мимо ее и не вопреки ей,
а через нее» [1]
И.А.Ильин
современной придаточно-сырьевой России необходимо во что бы то ни стало поставить вопрос о земле, а также об ископаемых и биологических ресурсах с позиций духовно-нравственной экономики. В либеральной рыночной идеологии земля рассматривается как один из непременных факторов производства наряду с трудом, капиталом, информацией и т. д. Думается, что такой узко экономический, рыночно-потребительский подход не только ошибочен, но и опасен, поскольку деструктивно влияет не только на среду обитания человека, но и на духовный мир и здоровье самого человека.
Не случайно, в русском миропонимании и мироотношении, в самом бытии народа, земля выступает непреходящей основой домостроительства, хозяйствования, всей жизнедеятельности человека. Религиозно понятая и принятая людьми «власть земли» закрепилась в народном самосознании в таких сокровенных выражениях как «земля-матушка», «земля-кормилица», «мать-сыра земля» и др. Священной и трепетной отношение к родной земле находило множество форм проявления. Так, отправляясь в дальний путь и чужие края, русские люди брали с собой как оберег горсточку родной землицы.
Несмотря на то, что с развитием общества уменьшилась зависимость человека от чисто природных факторов, его глубинная связь с ними, его нерасторжимость со всей живой природой очевидны, непреходящи и имеют тенденцию к усилению.
В самом слове «природа» выражен генетический аспект происхождения человека: ведь слова природа имеет общий корень со словами «род», «народ», «родить». И недаром в народном сознании это сложилось в словосочетание «мать-природа». Именно у нее искал защиту в трудную минуту русский человек, она была и есть его советчик и покровитель. Она нас выводит на свет Божий, она и обратно берет нас в себя в конце жизни. Природа — это больше чем совокупность живых и неживых систем: она наделена мистическим, сакральным смыслом.
Как тут не вспомнить учение физиократов о земле как главном источнике богатства. В конечном потребительском продукте (питание, одежда, жилье и т. д.) превалирует природная составляющая. Человечество научилось получать искусственные белки, жиры и углеводы, но их себестоимость поистине огромна, а вкусовые и полезные качества — крайне сомнительны. Поэтому естественные продукты питания будут всегда составлять основу рациона человека. Однако все чаще в пище даже простого обывателя, а не какого-нибудь космонавта, начинают превалировать различные химические добавки и продукты, полученные из генетически измененных организмов. Поток импортного продовольствия с различного рода биологическими и химическими включениями, нередко сомнительными, а то и вовсе опасными для здоровья, быстро отворотил российского человека от заграничного продукта. Но беда то вся в том, что на столах российских граждан примерно 60% всех продуктов питания являются импортными!
Земля была и остается кормилицей людей. Земля — это сельскохозяйственные угодья, пашня, пастбища, водные, лесные и другие биоресурсы. Земля — это кладовая невозобновляемых сырьевых продуктов и материалов для возрастающих хозяйственных нужд (нефть, природный газ, торф, каменный уголь, руды металлов и др.). Родная земля — это и дым отечества, и безусловность территории, ойкумена жизни народа.
Россия — единственная в мире страна, которая имеет в своем составе 12 часовых поясов: от тихого Дона до Тихого океана, от Анадыря до Калининграда! Даже после усекновения России в итоге Беловежского сговора на добрую четверть и уменьшения ее территории с 1/6 до 1/7 части суши, она до сих пор простирается на более чем 17 млн. км2!
Немалые средства, получаемые от продажи сырья, не должны оседать золотым дождем на зарубежных счетах новоявленных миллиардеров или лежать под спудом в пресловутом Стабилизационном фонде, опять-таки размещенном в ценных (вернее, малоценных — всего 2−5% годовых) бумагах западных стран. Гораздо более дальновиднее и разумнее вкладывать средства в обновление и технологическое перевооружение отечественного производства, в развитие инфраструктуры, в образование, науку, культуру, инвестировать, в конце концов, в самого человека. Не случайно, а по воле самого Бога, матушка-природа распорядилась так, что Россия, расположенная большей своей частью в приполярной зоне, где в суровых климатических условиях проживает 9/10 приполярного населения мира, сосредоточены полезные ископаемые, содержащие всю периодическую систему Д.И. Менделеева.
Если обратимся к современной рыночной экономике, то она являет собой чудовищные примеры расточительности труда и природных ресурсов, неэквивалентного товарообмена, вопиющей несправедливости в распределении доходов и потреблении. Возьмем, к примеру, цену на хлеб. Стоимость труда российского крестьянина, земледельца в каждой буханке хлеба составляет только 13%. В то же самое время, в странах Европейского Союза фермерская доля в цене на хлеб не опускается ниже 60%. Так называемые «ножницы цен» на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары буквально разоряют крестьян, уничтожают отечественное производство, в небытие уходит российская деревня [2]. Каждая тонна завезенного импортного мяса или порошкового молока буквально выталкивает из производства нескольких российских тружеников. Сегодня в страну импортируется продовольствия на сумму 22 млрд долл. в год. При этом, почти на 60% продовольственные потребности населения, особенно в городах-мегаполисах, покрываются зарубежными поставками. В трехлетнем бюджете Российской Федерации до 2010 года на деревню, землю, леса и воды закладывается менее 1%, при острой необходимости в 10 раз больше!
Взяв в расчет разведанные только в советское время природные ресурсы (20 тыс. месторождений, из которых десятая часть имеет промышленное значение), легко можем убедиться в том, что в сегодняшней России проходится по 160 тыс. долл. на человека, в США — 16 тыс. долл., а в Европе — всего 6. С каждой тонны проданной нефти в казну Арабских Эмиратов, Нигерии, Индонезии берется по 91%, в Норвегии — более 80%, в Америке — почти 60%, а в России в госказну поступает лишь 34% [3]. Вопрос, как говорится, не в бровь, а в глаз: «куда идет остальное»? А ведь страна продает за рубеж до 300 млн.т. нефти, это более чем по две тонны на каждого жителя, причем по цене почти 400 долл. за тонну. А в 2008 году цена за один баррель нефти перевалила за критическо-психологическую отметку в 100 долл.
Однако, на наш взгляд, не дальновидно ограничиваться одной только землей. Есть один скромный фактор производства, как правило, никем не замечаемый, однако обеспечивающий не только функционирование всей экономической машины, но и напрямую поддерживающий человеческую жизнь. Речь идет о воде. Для начала оговоримся: в хозяйственной практике и для нужд человека наиболее важна именно пресная вода, а не соленая морская. Из всех вод мирового океана пресными являются лишь 2,5%, а остальные 97,5% - это непригодная для питья морская вода. Сегодня полностью обеспечены пресной водой всего три страны в мире: Канада, Бразилия и, конечно же, Россия, причем, по данным ООН, мы располагаем более чем 20% всей пресной воды на планете [4].
По данным все той же ООН, мировое потребление воды (далее, под словом «вода» речь будет вестись именно о пресной воде, если это не оговорено в контексте) за последние 100 лет увеличилось в 6 раз! Но это еще не предел. По словам многих политиков, экономистов и геологов в ближайшие десятилетия экономики будут расти во всех частях света. А это, вкупе с увеличением численности населения в развивающихся странах, будет усиливать спрос на все виды товаров и услуг, что, в конечном счете, приведет к острейшему дефициту чистой питьевой воды. Отечественные и западные исследователи лишь незначительно расходятся в сроках грядущего всепланетарного кризиса: 20-е и 30-е гг. этого столетия соответственно, но единодушно признают его неотвратимость. Уже сегодня население отсталых стран довольствуется лишь десятью литрами воды на человека в день, в то время как среднестатистический гражданин Великобритании тратит 135 литров в день [5]. Как результат: мегаполисы современной Европы так сильно эксплуатируют грунтовые воды, что там не редки перебои с водоснабжением. Поэтому в среднесрочной перспективе в результате нехватки водных ресурсов возможны локальные, региональные и даже глобальные международные конфликты. Причем не исключается силовой вариант решения этих проблем.
Но основную антропогенную нагрузку несут все-таки поверхностные воды, а не грунтовые, т.к. последние, в силу того, что текут под землей, постоянно фильтруются горными породами и проходят непрерывную очистку. Так, например, на территории нашей области протекает примерно 18 414 рек общей протяженностью более 68 тыс. км [6]. И сегодня ни из одной нельзя пользоваться водой для питьевых нужд без серьезной предварительной очистки [7].
Выхода из сложившейся ситуации видится два: духовный и материальный, а именно: создание и скорейшее применение водосберегающих технологий (дело в том, что эти технологии сегодня еще даже не созданы) и технологий искусственного опреснения морской воды, с одной стороны, и отказ от потребительского, эгоистичного, меркантильного сознания — с другой. Трудно сказать, какой из этих путей более реалистичен: тот, который требует колоссальных капиталовложений и многих лет апробации или тот, который предлагает всего-то отказаться от хищного и алчного отношения к природе и, в конечном итоге, к среде собственного обитания. Нам представляется, что подобно тому, как птица летит на двух крыльях, так и человеческая цивилизация должна использовать комбинированное решение сложившейся экологической задачи. Но стоит отметить, что доминанту в этом вопросе следует отдать именно духовно-нравственному пути.
Прогрессирующий, но «забуксовавший» в последнее время «культ потребления» — это не просто удачное словосочетание, а… религия нашего времени. Выражаясь христианскими терминами, человечество в очередной раз ставит на место Бога того же самого золотого тельца, как некогда во времена Моисея. И не важно, в каком виде этот идол предстал перед людьми нашей эпохи — в виде доллара, барреля нефти, кубометра природного газа или роскошного автомобиля, — суть его остается прежней [8]. «Культ потребления», как его часто называют, — это продукт современной богоборческой, цивилизации, это чадо атеистического антропоцентризма и воинствующего либерального гуманизма. Это самый настоящий культ, это, если так можно выразиться, самая распространенная религия в мире на сегодняшний момент…
Стоит отметить также и хищническое отношение к богатствам живой природы, что выражается в тотальном истреблении биологических видов в результате прямой или косвенной деятельности человека. При нынешней средней скорости вымирания 40 видов в день необходимо лишь 16 тыс. лет, чтобы исчезло 96% современной биоты — ровно столько, сколько исчезло в период катастрофического Пермского вымирания. Основная причина надвигающегося бедствия — разрушение исторически сложившейся среды обитания растений и животных. Исследования показали, что для современных млекопитающих и птиц продолжительность жизни вида сократилась до 10 тыс. лет, то есть она стала в 100−1000 раз короче, чем для ископаемых форм. Если биогеоценозы будут и дальше разрушать такими же темпами, время жизни входящих в их состав видов вскоре составит всего 200−400 лет [9]. Для беспозвоночных таких расчетов нет, но их, несомненно, намного сильнее затрагивает как глобальное изменение окружающей среды, так и исчезновение локальных биотопов.
Смерть царит на суше и на море. Так, ежегодно исчезает с лица Земли около 1% тропических дождевых лесов. При этом ежедневно вымирает до 70 видов растений и животных, что составляет примерно три вида в час! В настоящее время погибает десятая часть всех коралловых рифов — зон наибольшего биологического разнообразия на мелководье, еще около 30% будет разрушено в ближайшие десятилетия. Кораллы умирают в основном из-за глобальных изменений среды обитания и климата, перелова рифовых рыб, загрязнения и потепления вод мирового океана, гибели симбиотических организмов и др. Все события, происходящие на шельфе, отзываются и в морских глубинах. Пожалуй, лишь «автономные» сообщества глубоководных газогидротерм (т.н. «черные курильщики») пока не затронуты антропогенным влиянием и, вероятно, смогут избежать последствий глобальных изменений в биосфере Земли даже в случае самых непредвиденных обстоятельств.
И все же шестое массовое вымирание биологических видов наступает. Если раньше глобальные вымирания (их насчитывается пять, плюс еще многочисленные более мелкие) происходили в результате онтологических причин, то сегодняшнее вымирание будет первым, происшедшим не по естественным законам развития мира, а в результате деятельности одного единственного вида — человека [10].
Мы коротко рассмотрели проблемы хищной эксплуатации живой и неживой природы, и немного затронули даже отечественную специфику. В завершении укажем на то, что сегодня в России свыше 70% всех операций, связанных с природопользованием, фактически не контролируется государством и минует бюджеты [11], что приносит колоссальный ущерб нашей экономике. Эта цифра усредненная по России в целом, однако в таких районах как Приморье, Сахалинская область, Камчатский край, Астраханская область и многих других браконьерство и незаконное природопользование являются самым настоящим бичом.
Например, по словам С. Дарькина, в настоящее время неконтролируемый вылов и вывоз за рубеж камчатского краба достиг угрожающих масштабов. «В 2004 году в Японию из России было поставлено свыше 27 000 тонн камчатского краба, что более чем в 5 раз превысило общий допустимый улов. В первом квартале 2005 года, в период запрета на промысел камчатского краба, объем его поставок в Японию составил более 5 200 тонн. Это превышает общий допустимый улов более чем в 2 раза. Государству необходимо принять решение о запрете промысла этого краба до восстановления его запасов», — подчеркнул он [12]. Сегодня камчатского краба (Paralithodes camtschatica), этот ценнейший биологический ресурс, вылавливают и обогащаются все кто угодно, кроме отечественных рыбаков. Законный промысел для них очень дорог, а часто просто запрещен, чтобы не подорвать и без того редеющую популяцию. Поэтому на Дальнем Востоке во всю процветает браконьерство, которое принимает самые изощренные формы [13].
В японских средствах массовой информации постоянно публикуются сенсационные цифры поставок в страну краба, добываемого российскими браконьерами. По официальным российским данным, в 1994 г. наша страна экспортировала в Японию крабов и других ракообразных в объеме 7285 т., а согласно японским отчетам туда из России поступило 38 688 т. В 1995 г. эти цифры были следующими — 7316 т. и 56 782,7 т. По самым приблизительным оценкам специалистов, нелегальный экспорт морских биологических ресурсов за последние 7 лет нанес России ущерб (без учета экологических последствий) в 36 млрд долл. США [14]. Есть мнению, что период, на который должен быть введен полный запрет на вылов камчатского краба, составляет 5 лет. А это означает, помимо всего прочего, массовую безработицу в промысловых отраслях экономики региона. Но другого пути просто нет…
Аналогичная ситуация наблюдается и в случае с ценнейшими видами осетровых рыб (сем-во Acipenseridae) в прикаспийских районах, дающих черную икру, и в случае лососевых видов рыб (сем-во Salmonidae) на том же Дальнем Востоке, обеспечивающих нас красной икрой. Фактически весь Дальний Восток живет за счет браконьерства, незаконного промысла морских биоресурсов и «теневой» вырубки леса. Почти 90% добытых таким образом необработанных продуктов поступает на рынки Китая и Японии [15]. Незаконный вылов рыбы по стране в целом превышает объемы разрешенного лова в 1,5−5 раз, а по осетровым — в 20 раз и более! [16] В этой связи М. Фрадков еще в 2005 г. подчеркнул необходимость создания эффективной системы контроля. Но, как и следовало ожидать, дальше разговоров дело не пошло…
В последние годы в России наблюдается значительный рост незаконных лесозаготовок и увеличение объемов российского экспорта «черной» древесины. По мнению участников третьего международного форума «Лес и человек», который прошел в рамках 11-й международной выставки «Лесдревмаш 2006», данная проблема наносит колоссальный ущерб отрасли и всей экономики в целом. В 2005 году наибольший объем незаконной вырубки леса пришелся на Иркутскую область, Красноярский край, Приморский край, Ленинградскую и Тверскую область. Считается, что объемы нелегальных лесозаготовок в приграничных районах — Дальневосточном, Северо-Западном и Сибирском — вообще не учтены статистически. По данным, которые озвучил на конференции «Лес и человек» председатель совета директоров одной из ведущих лесозаготовительных компаний Николай Макаров, только в субъектах федерации, расположенных в европейской части России, как-то: Вологодская и Архангельская область, Республика Карелия и Республика Коми, — ущерб от незаконной вырубки лесов составляет более 9 млрд. рублей — и это данные только за первое полугодие 2006 года. «Причем, это официальная статистика», — утверждает Н.Макаров. По его словам, рынок незаконной вырубки леса в России сегодня составляет порядка 70 млрд руб., и эта цифра будет из года в год расти [17]. Если, конечно, не принимать экстренных мер, в том числе и на государственном уровне.
Можно с уверенностью заявить, что сегодня в нашей стране идет самая настоящая варварская эксплуатация ресурсов живой и неживой природы. Однако секулярный и эгоистичный Homo economicus не хочет понять, что так не может продолжаться вечно. Особо нас тревожит тот факт, что это происходит сегодня именно в России — традиционной хранительнице высших ценностей бытия и цитадели нравственности. Как писал об этом И.А.Ильин: «…каждому народу дается от природы и от Духа Божия. Каждый народ призван принять и природу, и Дух, и Духом одухотворять и себя, и природу» [18].
Возделывание и хранение земли — это заповедь Творца человеку. В Священном писании Господь говорит нам: «Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев. 25:23.). А в детских воскресных школах с малых лет подчеркивается мысль о том, что «человек должен сохранять природу, не наносить ей ущерба, не нарушать законов природы, которые установил Господь» [19]. Земля традиционно и повсеместно рассматривается всеми народами как Божественный дар и общее благо. Ценность земли не ограничивается только экономическими категориями. Труд на земле, освященный вековыми традициями, имеет большой нравственное и воспитательное значение. Он способствует обеспечению стабильности общества, укрепляет связь людей с «малой родиной». В истории России крестьянство — хранитель народных традиций и здоровья нации — всегда играло особую роль.
Опустошение сельских просторов России стало расплатой за скороспелые и непродуманные решения недавнего прошлого. Только за последние 15 лет с карты Российской Федерации исчезли десятки тысяч сел и деревень. Истончается культурный слой сельской интеллигенции. Прозябают в упадке почти все важнейшие отрасли агропромышленного комплекса: от животноводства до традиционного для нашей страны картофелеводства. Аграрные предприятия задыхаются в тисках высоких цен и тарифов на продовольственные ресурсы. По сей день в стране не определена разумная аграрная политика и сельское хозяйство находится в полном обвале.
Достаточно только всмотреться и вдуматься в конкретные показатели реального положения в аграрном секторе страны. Посевная площадь за 15 лет сократилась на 40 млн. га., в т. ч. под зерновыми культурами на 19 млн. га. Поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 37 млн. голов (в 2,7 раза), в т. ч. коров соответственно на 11,3 млн. (в 2,2 раза), свиней — на 23,1 млн. (в 2,8 раза). Особенно не вписались в «рыночный порядок» овцы: их поголовье сократилось в 10 раз. Деградирует и материально-техническая база села. Парк тракторов совратился в 2,9 раза, зерноуборочных комбайнов — в 3,2 раза, кормоуборочных — в 3,7 раза. Износ техники в 3−5 раз опережает ее поступление. Импортная зависимость от продовольственных поставок, товаров далеко не лучшего качества, достигла пороговых значений. На оплату импортного продовольствия в 2006 году было направлено 22 млрд долл. Сравните: для собственного сельского хозяйства выделяется всего два млрд. долл.
Из того, как относится человек к земле можно судить, что он из себя представляет. Или перекати-поле или патриот, или космополит или человек Родины, большой и малой. Если человек в земле души не чает, ухаживает, бережет, заботится об ее плодородии — этот человек основательный, надежный; он — труженик, созидатель. Безразличие, равнодушие и небрежение к земле и к труду крестьянина-кормильца — это настоящая духовно-нравственная трагедия народа. И из этой всенародной беды надо выходить всем миром.
Необходимы срочные и кардинальные меры по поднятию престижа крестьянского труда, по преобразованию жизни на селе, укреплению материальной базы отечественного сельского хозяйства, обучению специалистов-аграриев. Продуманная и предметная поддержка сельских жителей в решении их насущных проблем, развитие приходских общин и церковных хозяйств, строительство на селе жилых домов, школ, библиотек, больниц, детских садов, магазинов, спортивных сооружений благотворно скажется на благосостоянии и здоровье всего российского народа. Важна и поддержка и районных центров, вообще малых городов России, без которых немыслима жизнь села.
Ключевым вопросом этой жизненно важной проблемы остается вопрос собственности на землю. И он вечен, и будет всегда оставаться совечным человечеству. Земля — необычный объект собственности и фактор производства. Она дана самим Богом и природой. От общественной собственности на землю в России отказаться не так-то просто, а главное — зачем? Кому это нужно? Земля была и остается естественным природным даром и она принадлежит всем в одинаковой степени. И если легко убедить человека в том, что предприятия, средства производства могут принадлежать и использоваться частнособственническим способом, то в отношении земли (как и воздуха, воды, всех природных ресурсов) убедить его просто невозможно. Да и в этом нет необходимости.
Вот почему в аграрном секторе процессы приватизации застопорились, сохраняется своеобразный статус-кво, сложившееся положение вещей. То, что сегодня образовался и выделился почти трехсоттысячный слой фермерских хозяйств, а многие колхозы и совхозы превратились в акционерные компании, а их члены получили «бумажные» права на земельные паи — все это принципиально не изменило сути аграрных отношений. Стоит ли создавать, причем искусственно, класс земельных собственников, которые на земле работать не будут? Даже по оценкам западных экономистов — это праздный класс. Стоит ли возрождать абсолютную ренту, чтобы огромные суммы доходов изымались от тех же фермеров или арендаторов в пользу земельных собственников? Стоит ли на корню крушить всю колхозно-совхозную систему, которая тоже оказалась в условиях новых рыночных отношений. Сегодня России нужно многоукладное сельскохозяйственное производство на основе развития всех его организационно-правовых норм. Сама реальная хозяйственная практика докажет, какая из них наиболее эффективна и справедлива, отвечает духовно-нравственному миропорядку хозяйственного развития России в новых условиях.
Еще Ф.М.Достоевский связывал решение земельного вопроса со всем общественным устройством России. Критически и прозорливо оценивая итоги и первые уроки крестьянской реформы 1861 г., он писал: «… с тех пор русская личная поземельная собственность в полнейшем хаосе, продается и покупается, меняет своих владельцев поминутно, меняет даже вид свой, обезличивается, — и в какую форму преобразится в конце концов — все трудно предсказать, а между тем, если хотите, в этом главнейший вопрос русской будущности. Это уж какой-то закон природы, не только в России, но и во всем свете: кто в стране владеет землей, те и хозяева той страны во всех отношениях». Великий русский писатель и философ делает вывод: «…и порядки, и законы, и нравственность, и даже самый ум нации, и все, наконец, всякое правильное отправление национального организма организуется лишь тогда, когда в стране утвердится прочное землевладение». «Более того, — заключает мыслитель, — каков характер землевладения, таков и весь характер нации» [20].
Должна быть прекращена и запрещена купля-продажа (перепродажа) земель сельскохозяйственного назначения. В собственности граждан могут находиться земли подсобных хозяйств, дач, приусадебных участков и т. д., но не целые поля, угодья и пастбища. Дело в том, когда земля становится объектом купли-продажи, она теряет свой сакральный смысл. Происходит своеобразная «секуляризация» земли, когда собственник вкладывает деньги в квадратные километры плодородных почв не для того, чтобы выращивать на них зерно или скот, а для того, чтобы потом перепродать дороже и «сколотить» свой жалкий капитал.
Необходимо пресечь незаконный захват сельскохозяйственных угодий и восстановить права владельцев земельных паев. Для возрождения села необходимы крупные объединения, соединяющие производство, переработку и сбыт сельхозпродукции и сырья для самообеспечения продовольственной безопасности страны. Настоятельно необходимо технико-технологическое перевооружение всех отраслей сельскохозяйственного производства с опорой на отечественную агронауку. Должен быть восстановлен паритет цен на продукцию промышленных и сельхозпредприятий. В полную меру следует задействовать созидательный потенциал всех видов и форм кооперации, положительный опыт которой накоплен в России за целое столетие. Без всенародной, общегосударственной, весомой бюджетной поддержки отечественному сельхозпроизводителю не подняться, а селу — не возродиться.
На сегодняшний момент мы имеем в нашей многострадальной России целый комплекс всевозможных проблем, которые сплелись в единый клубок. И чем больше проходит времени, тем туже он затягивается. Поэтому в скором времени для того, чтобы сдвинуть нашу ржавую социально-экономическую машину с мертвой точки, потребуется гораздо больше усилий, чем сейчас. И распутывать такой клубок надо не только экономическими или административными мерами, но и духовно-нравственными установками. Поэтому главный вывод нами видится в евангельских словах: «Если хочешь изменить мир, то начни вначале с себя»!
Чернов Андрей Владимирович, аспирант Урал. института бизнеса, зав. социологической лаборатории Урал. ин-та бизнеса
Примечания:
1 — Ильин И.А. Собр. Соч.: в 10 т. Т.1 / Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.Т.Лисицы. — М.: Русская книга, 1993. — 400 с., С. 275.
2 — Ветошкин А.П., Каратеева Н.А., Миняйло А.М. Духовно-нравственная экономика. Монография. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2008. — 702 с. — С.261.
3 — Там же, С. 262.
4 — Чеховский Н., Попов А. Жажда изменит планету // РБК. — 2008. — № 3. — С.26.
5 — Там же, С. 27.
6 — Урал и экология. Учеб. пособие / Под ред. А.М.Черняева, Б.А.Урванцева. — Екатеринбург: Изд-во «Банк культурной информации», 2000.
7 — Чернов А.В. Экология Урала — обратная сторона его экономики // Перспективы хозяйственного развития России в XXI веке: социально-философский аспект. Доклады X межвузовской научно-практической конференции (24−25 января 2007 г.). — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2007. — С.100.
8 — Качество жизни: диалектика духовного и социального. Монография / Под общ. ред. К.П.Стожко. — Екатеринбург: Урал. ин-т бизнеса, 2007. — 653 с., С. 387.
9 — http://www.inauka.ru
10 — http://www.inauka.ru
11 — Веклич О. Экологическая рента: сущность, разновидность, формы // Вопросы экономики. — 2006. — № 11. — С.105.
12 — http://www.regnum.ru
13 — http://www.rg.ru
14 — http://www.sci.aha.ru/ARC/d5.htm
15 — Сигал Е. Сохранить восток // РБК. — 2008. — № 4. — С.36.
16 — http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20 050 608 161 124.shtml
17 — http://www.russedina.ru/?id=10 412
18 — Ильин И.А. Собр. Соч.: в 10 т. Т.1 / Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.Т.Лисицы. — М.: Русская книга, 1993. — 400 с., С. 195.
19 — Священник Сергей Коротких. Мир Божий: Основы православной культуры и нравственности. Материалы для школьных уроков. Часть I. — М.: ЗАО «Центр полиграфических услуг Семь и Семь», 2003. — 152 с.
20 — См.: Никольский С.А. Общественное строительство и вопросы аграрного устройства // Независимая газета, 12.09.1997.
http://rusk.ru/st.php?idar=114369
|