Русская линия | Протоиерей Димитрий Сидор | 03.07.2009 |
1. Предисловие. [1]
2. Исторические штрихи этнонимов «славяне» и «русины».
Многие хотели бы сказать, что их предки в древности были русинами. В древности, все могли быть русинами, как все мы вышли из «Шинели» Гоголя. Русины жили в Новгороде, в Пскове, Турове, Лемковине, в Лемберге-Львове и на территории Киевского, Московского и Венгерского государств. Но с весны народов 1848 года в рамках Австро-Венгрии сформировался Русинский политический национальный округ [5] и произошла национальная самоидентификация русинов [6].
Для Галиции, (которая, с 1772 года, как часть разделенной Польши, оказа-лась в рамках Австрии), после 1848 г. был сформирован, новый, ранее неизвест-ный, политический этноним «украинцы». К нему, стараниями Австрии, была раз-работана «грамматика украинского языка», затем открыт «в Лемберге», (будущем Львове) кафедра нового «украинского языка» и дана автономия.
Итак, в рамках Австрии (с 1867 г. двуединой Австро-Венгерской монархии), отчётливо сформировались два разных этноса, два отдельные и признанные Веной народы: коренные русины под Карпатами и новый этноним «украинцы» и числа немногочисленной интеллигенции Галиции.
Вследствие процессов формирования народов в конкретных условиях, русины Новгорода стали великороссами, русины Турова стали белорусами. Русины Киевской державы стали малороссами, а после 1918 года — украинцами большевистской Советской Украины.
Русинская политическая нация [7] своего самоназвания испокон веков просто не меняла. К этому, она оказалась вне упомянутых процессов, и именно подкар-патские русины остались русинами и до сегодня [8]. Причём, согласно решению мирной 10 сентября 1919 г. Сен-Жерменской конференции, именно они остались единственными в мире юридически признанными «подкарпатскими русинами», а их национальная территория зафиксирована в международных правовых доку-ментах Сен-Жермена, как национальная «территория русинов на юг от Карпат».
Чуть ранее, с 21 декабря 1918 года эта территория уже получила политическую автономию, будучи ещё в рамках Венгрии [9].
Просуществовала русинская государственность до 1945 года [10], как автономия в составе Чехословакии и как суверенное государство Закарпатская Украина-Подкарпатская Русь. После 1945 года она незаконно попала в состав Советской Украины. После развала СССР — не совсем легитимно она оказалась и в составе независимой Украины, поскольку последняя в грубой форме игнорирует и сегодня волеизъявление народа, проживающего на этой территории, высказанного на основополагающем для русинов и Украины референдуме-плебисците 1.12.1991 г.
Вот почему для украинской политической элиты нет бoльшей угрозы, как законное возрождение русинской нации и законное восстановление русинской национальной государственности «на этнических землях русинов на юг от Карпат», даже если только в виде автономии в её составе.
Известно, что этноним «украинец» слишком молод по сравнению с древнейшим европейским этнонимом «русины» и возрождением русинов рушится большая часть украинских исторических и политических мифов [11]. Поэтому и дана политическая команда всем веткам украинской власти и спецслужбам — творить этноцид, дискриминацию, насильственную ассимиляцию, геноцид, судебные репрессии, с угрозой даже этнической чистки русинов. Вопрос националистами поставлен ребром: русинов нет, и их не должно уже быть. А всё остальное — «украинские галузки-ветки». Упёртые русины для них — только агенты, 5 колона, «рука Москвы», «след Будапешта», «финансовое влияние диаспоры США».
Обратим свой взор на историю древнейшего европейского этнонима «rusen-ruthen» (русин) и от него родительный падеж «rutenorum» (русенорум = русинский), который зафиксирован документально уже в древности — в 5 веке. Он упоминаются в римской провинции Норика (запись в храме св. Петра и Павла в г. Зальцбург) где написано не просто «руги», «роги», «росы», «русы», а именно, как «dux ruthenorum Odoacer» — «вождь (князь) русинов Одоакр».
Как известно, первое русинское государство на южных склонах гор Карпат Мархиа Русенорум — (Русинская Марка) образовалось в 10−11 веках. Его возглавил князь Имре, сын венгерского короля Стефана. И тогда этноним «русин», «русинский» уже чётко обозначен [12]. Затем русинская национальная территория вошла в состав Венгерского государства. [13] Позже — в состав Австрии, Австро-Венгрии, Венгрии, где 21 декабря 1918 года русинская национальная территория мирно получила законный статус суверенного автономного государства в составе новой Венгрии (как Русская Краина [14]), разработанный русинской 200 членной делегацией в Будапеште и утвержденный властями Венгрии. И всюду, и всегда, неизменно, русинская нация помнит свой этноним.
Однако, большевистский хаос, организованный у Венгрии «посланцем Москвы» Бела Куном, заставил русинов искать другие пути спасения своей государственности в составе нового государства «Чехословакия [15]». В него они вошли с конституционным названием «Подкарпатская Русь», или «Русинско — Русиния»), согласно решению международного договора на мирной конференции в Сен-Жермене от 10 сентября 1919 года [16]. Через 20 лет, 22 ноября 1938 года в Праге был принят конституционный закон № 328, по которому и Подкарпатской Руси, и Словакии предоставлялась уже не просто административная широкая автономия, а национальная автономия, с правом иметь национальные парламенты, национальное гражданство, правительство, свой государственный национальный флаг, гимн, язык. ЧСР стала в федеративным государством [17].
15 марта 1939 года Сойм Подкарпатских Русинов (имя национального парламента русинов) провозгласил автономную национальную территорию русинов на юг от Карпат, как суверенное русинское национальное государство, но только в составе Чехословакии. При этом не совсем легитимно изменено было название страны «Подкарпатская Русь» на «Карпатскую Украину». Но, в тот же день, Венгрия без промедления оккупировала Подкарпатскую Русь. Премьер-министр Венгрии, заявил, что это не оккупация, а предотвращение угрозы «волынской» резни сечевиками-нацистами местных русинов и венгров. Одновременно, это помощь русинам в возвращении им их автономной государственности, перед лицом очевидной угрозы этнической чистки русинов и венгров галицкими сечевиками-фашистами [18]. Что это было именно так, показали дальнейшие события. В 1941 году был проведена венграми Перепись населения в Русинской Автономии. Оказалось, что в ней проживает 506 тысяч русинов и несколько сот украинцев, и те…. из числа эмигрантов. Этим была раскрыта берлинско-галицкий заговор и афера галицких сечевиков-нацистов, которые заставили А. Волошина сменить название Подкарпато-русинской Автономии, и провозгласить для местных 506 тысяч русинов чужой для них галицко-украинский язык соседей, государственным для русинов. Это была нацистская афера.
26 ноября 1944 года Первый Съезд Народных Комитетов в Мукачево провозгласил новое название Русинской Краины, усилиями Сталина [19], «Закарпатская Украина». Очень важно указать, она, фактически, вышла из состава Чехословакии, провозгласив полный суверенитет. Государственным языком, наряду с восстановленным русинским, был объявлен и русский, а «австрийский» флаг «Карпатской Украины», навязанный галицкими сечевиками, изменен на красный.
3. Русинское национальное государство «в составе» СССР
Мало того, что основной политический документ «Манифест» был принят во время войны, на территории, оккупированной чужими войсками, но и в зоне боевых действий 4-го Украинского Фронта, когда все гражданские права и действия властей приостановлены и вся власть находилась в руках военного командования.
Формально, вхождение Подкарпатской Руси в состав СССР состоялось в форме подписания в Москве 29 июня 1945 года договор СССР и ЧСР (Фирлингера-Молотова) «О Закарпатской Украине». Этот договор задумал Сталин как «законный» акт присоединения русинского национального государства к «советской матери его Украине». Однако, и во втором случае не учитывалось мнение народа суверенной Русинской Краины. Итак, Сталиным был инспирирован договор, которым Закарпатская Украина (по Конституции Чехословакии — Подкарпатская Русь), в статусе суверенной национальной державы, присоединялась, как государство к государству, с примитивной большевистской пропагандистской шелухой типа: присоединяется «к… Советской матери своей Украине».
У Сталина была проблема. Не имея возможности русинскую республику втиснуть в украинскую социалистическую республику, Президиум Верховной Рады Украины на территории чужой для него русинской территории образовал сталинскую аномалию с названием «Закарпатская область Украины». Так было уничтожено большевистским Киевом братское русинское национальное государство, а государственно-образующую русинскую нацию превратили в советскую оккупированную «ветку украинского народа». Москва и Киев ликовали. Сегодня Москва молчит, а Киев и дальше творит большевистский этноцид русинов, преступную дискриминацию, насильственную ассимиляцию, имеющих признаки геноцида русинской нации.
Приходится напоминать, что только подкарпатские русины из «всех исторических русинов мира» [20] сформировались в политическую нацию в 1918 году, т. е. раньше на 4 года, до того как сформировался Советский Союз, разрушитель русинской государственности и уничтожитель русинской национальности. Сегодня видные историки и правоведы России, психологически, не могут сломать в себе большевистский стереотип о русинах, как «старом названии украинцев», и молча глядят на этно убийство русинов, творимых руками оранжевых демократов, по сути, братьями-украинцами.
А ведь русины в трудное время (геноцида русской нации с 1918 по 1991 год), оказались сохранившими русскость и в названии своей национальной державы «Подкарпатская Русь» и выше тысячелетнее название своего этнонима «русины». В числе первых народов Европы русины с любовью приняли русских эмигрантов из России и изгнанных из польской Галиции украинцев.
Могли ли предвидеть русины в 20-х, 30-х годах, что они принимают в свой дом русских эмигрантов и галицких нелегалов, как братьев, будущих разрушителей своей государственности и национальности?!
Какая ситуация сегодня? Русины и сегодня не приняли русофоба псевдо патриарха Филарета, галицкую русофобию и возрождающийся в Украине нацизм с реабилитацией фашизма и бандеровщины. Значит ли это, что «руський» народ русины жив? Да! Подкарпатские русины живут, строят храмы, соборы и монасты-ри, чем подтверждают свою способность не только выжить, но и восстановить свой досоветский статус суверенного национального русинского государства!
4. Только ли у русинов есть вопросы исторических свидетельств?
Акцентируя на этом, заметим, особенно со стороны русинов видно, что как «первый немецкий норманизм», так и современный «ословяненный норманизм», прочно «застряли» в «истории руссов» с XIX в. И до сегодня не допускает «фарисейский норманизм» даже дискуссий [22].
Видя, что с позиций иплантированного в тело русской истории как занозу норманизма, совершенно невозможно объяснить начало её (русской истории), и при этом, не в силах порвать с ним, даже историк Ключевский назвал «все эти ученые усилия разъяснить варяжский вопрос… явлением патологии» и утверждал, что стал равнодушен к обеим теориям — норманнской (преимущественно, теорией власть имущих) и славянской (патриотической). [23] Сегодня нам уже легче чем Ключевскому увидеть механизм действия «занозы норманизма», ибо многими историками доказано, что «эпоха викингов была сфабрикована» [24]. А именно она и стала фундаментом норманизма, когда преднамеренно «разбойников викингов выдали за рыцарей». А ведь знают оппоненты подлинной русской истории, что именно «норманнское» решение варяго-русского вопроса легко ведет к изменению взгляда и на всю древнюю Русь". [25]
Проблема для российской историографии в том, что однозначно вопрос этот никогда не трактовался. В отечественной и зарубежной науке варягов и русь выдавали за норманнов, славян, финнов, литовцев, венгров, хазар, готов, грузин, иранцев, кельтов, евреев и т. д. [26], но никогда почему-то не допускали что это могли быть и переселенцы русины из Тиссо-Дунайского бассейна, о чем упоминает, кстати, Нестор Летописец. Правда, Повести Временных Лет (ПВЛ) [27], ведя подробную беседу о деятельности в IX-Х вв. среди восточных славян варяго-русских князей и причин образования государства раннего Средневековья, именуемого ими (ПВЛ) только как «Русь», «Русская земля», а Русскую страну, населенную русью, только русскими, русинами, (говорящими на русском языке и живущими по «закону русскому»), нигде прямо не указывает ни на их этническую принадлежность, ни на их первую прародину. Это и давало простор для разных гипотез и предположений, но не более [28]. Тоже делал и М.П.Погодин [29], который уже в 1874 г. высказался мнение, что только и только из Неманской Руси и была призвана варяжская Русь. [30]
С.М.Соловьев же, в 1855 г. с удовлетворением констатировал наоборот, что только «отрицание скандинавского происхождения Руси уже освобождало от вредной односторонности». [31] Двести лет назад А.Л.Шлецер, по словам В.О.Ключевского, с нервным расстройством и самолюбием выставлял свое монопольное право на первенство в русской исторической науке. [32] А что мы имеем сегодня?
Русины подкарпатские, как четвёртый восточнославянский народ, напоминают «норманнизированным» российским и украинским историкам и политикам взглянуть на историю древнерусского народа не только с севера, но и со стороны Тиссо-Дунайских земель, как об этом подтверждает в своей летописи и Нестор Летописец в русской древности! Русины помнят свою историю. Есть кому помнить!
6. Забывчивость, фанатизм и фарисейство украинской политической элиты толкает их сегодня на этноцид и геноцид русинской нации
Так, газета «Велька Польска» за 19 апреля 1944 года в статье «Украина» писала о том, что это «немцы изобрели украинский народ для своих целей» [33]. «Украинцы не имеют прошлого, следовательно, не могут иметь своего государства. Украина — это немецкая смута, плюс несколько десятков украинских деятелей, воспитанных и вышколенных в немецкой школе, раньше австрийской, а теперь — в гитлеровской» [34].
Газета «Шанец Кресови» от 27 марта 1943 года писала, что восточные земли Речи Посполитой были и являются исключительно польскими. «Русский (украинский)» народ, который там проживает, есть только ветвь польского народа (сравните: Киев считает, что русины Закарпатья-ветка украинского народа). «В будущем, чтобы сделать это племя полностью польским, необходимо ликви-дировать отдельные хозяйственные и другие организации украинцев (сравните: власти в Украине спешат принудительно разогнать сегодня русинский Сойм ПР, как национальную русинскую организацию). (Мы поляки) уничтожим отдельное украинское школьное образование (сравните: в Украине планомерно уничтожают русинское образование), уничтожим отдельное письмо — „кириллицу“ и отдельный календарь» [35].
Наконец в журнале «Плацдарм» за январь 1943 года в статье «Украинцы» опять находим утверждение, что «Украина — это выдумка немцев, а Львов является извечно польским городом. Ни о какой федерации, ни о какой даже автономии для этого меньшинства — галицких русинов (украинцев) — не может быть и речи» [36].
Итак, позиция Польши в 1944 г. по отношению к украинцам-галичанам была такая, как сегодняшняя украинская-антирусинская, о чём забыли галичане, а именно: «1. Отрицание поляками права украинского народа на собственное государство. 2. Их попытка трактовать украинский народ как неспособный к собственной государственной жизни, поэтому Польша должна заботиться о нём или освободить его. 3. Трактовка украинских земель как поприщ своей территориальной и политической экспансии. 4. Трактовка украинской проблемы, как собственного, чисто внутреннего, дела» [37].
Тогда в Польше польские националисты создавали польские вооружённые подразделения против украинцев [38]. (Сравните: Львов сегодня готов создать штурмовые отряды «свободы», нео УНА-УНСО, против русинов Закарпатья).
К этому заметим, что программа «федерализма Юзефа Пилсудского» воспринимала создание Украины как угрозу целостности Польши [39] (как сегодня Киев считает автономию Закарпатья — расколом страны). Модернизированная Федеральная программа, как доктрина «польского прометеизма», в канун мировой войны предусматривала унии всей Украины с Польшей, но только без Галиции, потому, что та попросту оставалась реально польской на 70% [40].
Политические партии Польши сохраняли шовинизм по отношению к украинцам (как сегодня украинские партии по отношению к русинам). Совсем перечеркивалось право на существование украинцев в Холмщине, Полесье, Подляшье [41].
Многие исследователи упрекают поляков в том, что они, как и украинцы сегодня, не заботились об справедливых этнических пределах своего государства, а настаивали на «исторических» границах Польши, что и привело к падению их.
Разрешение этого национального узла проблем усматривалась галицкими украинцами в том, что разговаривать о мирной жизни с поляками украинцам можно будет лишь тогда, когда в их, украинских, руках будет так же (военная) сила, как и у поляков [42].
Польская ненависть или «духинский бред [43]» к русским Московской Руси у поляков традиционно сопровождается страхом, а по отношению к русским Киевской Руси, она всегда сопровождалась презрением. Во время Речи Посполитой они малороссов презирали как своих холопов. И сегодня поляки считают украинцев, как свою неудачную фантазию, благодаря которой ими были выведены в своей галицийской этнолаборатории «украинцы» [44].
Вследствие этого, этническая чистка поляков, известная как волынская резня поляков и евреев, пресловутая деятельность ОУН-УПА, формат «бандеровщины» у галицких «новоукраинцев», русофобия и русинофобия, могут быть названы, как преднамеренный результат польско-австрийского «формата украинской нации».
7. Жесточайшее сопротивление Русинскому возрождению галицких нацистов сродно устроенной ими «волынской резне» поляков и евреев
Европе и миру стало очевидно, что предложенный Киевом и Львовом для русинов отказ от их истории, отказ от старого русинского самосознания, от отцовского имени — это подрыв не только прошлого, но и будущего русинской нации. В противостоянии украинскому этноциду и геноциду и состоит глубинный смысл активного русинского возрождения. Именно удержание праотцовского имени, своей древней идентичности, одновременно с вполне современным её развитием, актуализирующим местное самосознание и особенность подкарпатского исторического опыта, придаёт русинскому движению большую значимость для всех наших восточных стран. Есть мнение, что и всё «восточное славянство вступает в период широкомасштабных перемен в системе этно-территориальной субъектности и национальной политики», [46] среди которых русины идут в авангарде.
Правовой законный вызов, брошенный «национальным русинством» «политическому украинству» и его галицким мифам и домыслам, во многом могут предопределить будущее всего восточного славянства, в том числе и всего русского народа. Важно то, как становится, развивается и актуализируется русинское национальное движение, как оно формулирует свои задачи и требования, свою идентичность. Именно такая модель может дать нам те механизмы, которые позволят уже в скором будущем избежать новых серьёзных конфликтов и строительства новых заградительных стен на исконной земле Святой Руси!
Напомним, что давно разрушен и миф украинских националистов о принципиальном антропологическом различии между русским и украинцами [47].
Оказалось, что на заметном удалении от ядра Украины находятся именно карпатороссы, [48] хотя они далеки от Галицкого нацизма.
Уж если говорить об отличиях, то наибольшее отличие от восточнославянского антропологического типа представляют собой галичане [49]. Эти выводы антропологов, проводивших свои исследования в 50-х и 60-х годах прошлого века, подтвердились американскими генетиками в 2007 году [51]. Научные исследования показали весь бред сегодняшних украинских политических русофобских и русинофобских мифов [52].
8. Кто первым отозвется сегодня на зов порабощённых Русинов?
Ведь указав русским России, что русская земля приняла Православие, Письменность и Русскость от Тиссо-Дунайских русинов, [54] дается всем понять, до каких рубежей она (русская земля) сегодня простирается. Это укажет, где ещё живут потомки древнего русского народа — живые русины (а не только черепки на Прибалтике), что во многом устранит белые пятна в нашей общерусской истории.
Кто же первый отзовется сегодня на зов порабощённых подкарпатских русинов? ЕС, или РФ? Лучше бы, если бы отозвались все и совместно помогли бы именно подкарпатским русинам восстановить их национальность и досоветский статус их государственности.
А, признавши де-факто то, что до сегодня в силе, де-юре, мировое сообщество помогло бы русинам мирно [55] занять свое законное правовое конституционное место в центре Европы! При этом, восстановившись как субъект международного права, только признанная русинская нация сможет стать гарантом мирных процессов в центрально-европейском регионе.
Но, пока украинская политическая элита, проникнута откровенным нацизмом и русофобией. Она тупо считает русинство, таким, что «подрывает мифологическую идеологическую монополию и систему обоснования украинской модели идентичности», (сформированной сперва в Австрии, а затем осуществленную большевиками после 1917 г.). А до тех пор по вине украинского нацизма и будет существовать в Закарпатье очаг межнационального конфликта, из-за открытого этноцида, дискриминации русинов, имеющих признаки геноцида народа в 21 веке в центре Европы… И это при том, что так искусно варьируют сегодня оранжевые фарисеи и нацисты жупелом «большевистского геноцида украинского народа».
Но процесс восстановления русинской государственности уже начался и его нельзя остановить. Русины уже не хотят жить по старому — большевистско-украинскому, а власти Украины — неспособны поступать по-новому, по-демократически. Что скажет ЕС и РФ? Русины свое слово о восстановлении своей национальной досоветской государственности, уже сказали!
Русины и дальше входят в великую семью государств и народов Восточно-Православной Цивилизации!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. Венгерский Закон № 10 от 21 декабря 1918 г. о предоставлении Русинской Политической Нации широчайшей национальной автономии.
10 декабря 1918 года в Будапеште состоялся представительский съезд русинов для разработки автономного статуса русинской территории в составе Венгрии. Председателем съезда был избран русин А. Штефан [56], а участниками были русины А. Годинка [57], Г. Стрипский [58]. Из этого видно, что участники этого съезда русинов Венгрии, тем более члены его президиума, выработав проект Автономии, были высоко образованными людьми, чтобы иметь право не только осознавать себя русинами по национальности, а не украинцами, но и представлять интересы своих соплеменников.
Законопроект об автономии русинов, зачитанный О. Сабовым, после его обсуждения и внесения поправок, был делегатами единогласно проголосован. 21 декабря 1918 г. он был утвержден как 10-й Народный закон Венгрии под названием «Об автономии русинской нации, проживающей на территории Венгрии». Приводим впервые для россиян его полный аутентичный текст:
«§ 1. Русинская нация, проживающая на территории Венгрии, имеет полное право на самоопределение в области своих внутренних дел, юстиции, школьных и образовательных дел, вероисповедования, как с точки зрения законодательства, так и правления, и с усмотрением на это положение этого закона является руководящим.
§ 2. Из частей Мараморошского, Угочанского, Берегского и Угского комитатов, населенных русинами (сегодня это Закарпатская область Украины), создается автономная правовая территория (губернаторская территория) под названием Русинское Государство (Краина). Что касается упорядочения публичного (общественного) права в частях Земплинского, Шаришского, Абауй-Торнянского и Спишского комитатов (сегодня Словакия), населенных русинами, вопрос повисает (остается нерешенным) до заключения общего мира. До вынесения окончательного решения международной мирной конференцией (в Сен-Жермене) границы Русинской Краины будут установлены временной комиссией, созданной с представителей Венгерской народной республики и Русинского Государства.
§ 3. Русинская Краина решает все автономные дела через свои органы. В делах, общих с делами Венгерской народной республики, будут действовать общие органы. Такими общими органами есть: заграничные, военные, финансовые, гражданства, гражданского и уголовного законодательства и дела, которые касаются хозяйствования, транспорта и социальной опеки.
§ 4. Законодательными органами Русинской Краины есть: 1. В делах автономии — Русинское Национальное Собрание (парламент). 2. В делах, общих с делами Венгерской народной республики, общий парламент Венгрии, в котором русинская нация имеет своих представителей в зависимости от количества ее народонаселения.
§ 5. Правительственными органами Русинской Краины есть: 1. Русинско-Государственное министерство. 2. Русинско-Государственное губернаторство.
§ 6. Во главе русинско-государственного министерства стоит русинско-государственный Министр, который в одинаковой мере ответственный перед Русинским Национальным Собранием и общим венгерским парламентом, в общих делах является равноправным членом венгерского народного правительства, в автономных делах — наивысшим правительственным органом. Его заместителем есть государственный секретарь. Резиденция русинско-государственного Министра находится в Будапеште.
§ 7. Во главе русинско-государственного губернаторства стоит русинско-государственный губернатор. Резиденция губернаторства находится в Мукачеве. Губернатор находится под основным наблюдением и контролем Русинско-государственного министра.
§ 8. На основании 1-го закона от 1918 года, Русинское Национальное Собрание избирается общим, тайным, равноправным и прямым голосованием.
§ 9. В Русинской Краине для нерусиноязычного населения обеспечивается автономия органов местного самоуправления и культуры.
§ 10. В Русинской Краине земли, шахты и леса, которые принадлежат государственной казне, переходят во владение законных представителей русинской политической нации.
§ 11. Этот закон будет введен в действие русинско-государственным министром вместе с Венгерским народным правительством; вместе с русинско-государственным министром так же будут введены в действие распоряжения переходного периода. До тех пор, пока Закон о государственном и автономном бюджете не распорядится о финансовом покрытии для введения в жизнь этого закона, об этом будут беспокоиться министр финансов, который вместе с русинско-государственным министром определят смету затрат.
§ 12. Этот закон вступает в силу со дня его оглашения», т. е. 22 декабря 1918 г.
Итак, этот закон суверенной Венгерской Народной Республики впервые в истории русинской нации предоставил жителям Подкарпатской Руси статус автономной республики. По международному праву, как только русинская нация приобрела свою (автономную или независимую) национальную государственность, она приобретает и второе официальное название — «русинский народ». Вот почему с 22 декабря 1918 года русинскую нацию по ныне иногда именуют «русинский народ» и государство-образующей нацией.
На основании этого закона № 10, Министром по делам русинов в правительстве Венгрии в декабре 1918 г. был назначен О.Сабов. Штат Министерства по делам русинов и штат управления губернаторства в Мукачево были укомплектованы чиновниками из числа русинов. Министр О. Сабов и премьер-министр Венгрии Д. Беринкей 5 февраля 1919 г. подписали правительственное Распоряжение № 928. В нем было сказано, что «на период, пока не будет учрежден законодательный орган Русинской Краины, для введения в действие администрации русинского губернаторства и контроля над ним, будет действовать русинско-государственный „Совет Управляющих“, дающий предложения министру Русинской Краины по делам, связанным с автономией губернаторства».
На основании параграфов 1 — 7 этого Распоряжения № 928, «Совет Управляющих» создал избирательные участки для выборов Сойма (парламента) автономного Русинского государства. Они создавались таким образом, чтобы в каждом из них русины представляли большинство. От каждого избирательного округа, а также от городов Ужгород, Севлюш (Виноградово) и Хуст, избиралось по 2 депутата. Автоматически депутатами Сойма становились по должности: Губернатор, председатель «Совета Управляющих» и гос. секретарь — всего 45 депутатов.
Выборы в Сойм были проведены 4 марта 1919 г. К этому времени входивший в Унгскую жупу правобережный регион Подкарпатской Руси и ее столица Унг (Ужгород) еще 12 января 1919 г. были оккупированы чехословацкими войсками Антанты. Город Мараморошский Сигет, а также поселок Рахов и село Ясиня, столицу «Гуцульской Народной Республики в Ясиня», тоже были оккупированы румынскими войсками Антанты. Поэтому население этой оккупированной территории не смогло принять участия в выборах и избрать своих депутатов в Сойм. На состоявшихся 4 марта выборах было избрано только 36 депутатов Сойма, все русинской национальности. Они избрали русина А. Штефана, адвоката из Рахова, губернатором. Первое заседание парламента автономного Русинского государства состоялось 9 марта, а второе было назначено на 17 апреля 1919 г. На нем предстояло рассмотреть проект Конституции автономной Русинии.
Однако 21 марта в Будапеште власть захватила прибывшая из России группа коммунистов во главе с Бейла Куном (Коганом) и его заместителями Ф. Мюннихом и Т.Самуэлли. В результате и Министр по делам русинов О. Сабов тоже оказался как «не у власти». В составе группы Когана-Мюнниха из России прибыл коммунист И. Мондок, родом из Собранцев, а также коммунист П. Терек родом из Мукачева. Б. Кун направил их во главе группы коммунистов-интернационалистов в Мукачево. Они на деньги большевистской России в Мукачеве завербовали разного рода лиц, которые попытались разогнать органы власти автономной Русинской республики, в том числе собравшийся 17 апреля на свое заседание парламент. К этому времени коммунистическое правительство Венгрии назначило губернатора А. Штефана Народным комиссаром в Русинском губернаторстве. На состоявшемся 17 апреля 1919 г. заседании парламента А. Штефана попросили зачитать его «Указ о роспуске парламента». После этого в зал заседания вошли боевики из группы Мондока-Терека и выгнали из зала членов русинского парламента.
Против захвативших власть коммунистов, 21 апреля 1919 г. выступила русинская интеллигенция, поддержанная русинами-крестьянами, и отстранила в городе Мукачево большевиков самозванцев от власти. Затем, в течение 24 — 26 апреля, они изгнали коммунистов лишив их «власти» во всей Бережской и не оккупированной части Унгской жупы.
Для восстановления «своей власти», коммунистическое правительство Венгрии направило из Будапешта в Русинскую автономную республику регулярные войска. Чтобы не допустить кровопролитной расправы над восставшими безоружными русинами, Антанта приняла решение — оккупировать всю территорию Подкарпатской Руси. В конце апреля 1919 года чехословацкие войска вошли в Мукачево, и дошли до Берегова, которое уже было занято румынскими войсками Антанты. Так, из-за большевиков Бейлы Куна не могла действовать (де-факто) первая Русинская автономная республика, что толкнуло русинов выйти из состава Венгрии и со своим венгерским автономным статусом войти в состав Чехословакии, (что русинам позже обошлось дорого).
Прага, отстрочив широкую автономию, позволила автономию де-факто, дав русинам возможность иметь национальное русинское правительство, русинские школы, язык, развивать культуру, иметь политические партии и т. д.
И только в 1938 году Прага в полной мере предоставила русинам такую широкую автономию, которая сопоставима с национальным суверенитетом.
СНОСКИ:
1 — Термин «Русинская Политическая Нация» упоминается уже в различных западных источниках, в частности, в документе Закона Венгрии № 10 от 21 декабря 1918 г.
2 — Венгры, словаки, чехи, румыны, галичане, поляки, хорваты и отчасти сербы.
3 — Подкарпаторусинский народ свидетель прарусской древности со времен св. Кирилла и Мефодия
4 — После подписания в Москве «Договора между СССР и Чехословацкой Республикой о Закарпатской Украине», и Протокола к нему, (во всяком случае, именно такой договор был подписан в Кремле 29.06.1945 г.), русинам запретили упоминать этноним «русин». Но русины заменили его на слово «местный», подразумевая именно русина. В ст. 1 названного Договора говорилось «Закарпатская Украина (носящая согласно Чехословацкой Конституции, название Подкарпатская Русь)… включается в состав Украинской Советской Социалистической Республики». Например, при запрете в Союзе на этноним «русины», сами местные русины выработали равноценные по смыслу фразы: мы местные, говори по- нашему, кулько гoдин по-нашему, мы закарпатцы, закарпатский народ, народ Закарпатья и т. д. Даже галичане, жители Львовской, И. Франковской областей Прикарпатья и сегодня именуются русинами Закарпатья, (точнее, Подкарпатья), парни как «поляками», а девушки — «польками».
5 — Австрия провела административно-территориальную реформу, по которой она была поделена на пять дистриктов (регионов) за национальными признаками: Австрийский, Угорский, Чешский, Румынский и Русинский (с вторым языком русинским). В составе Русинского дистрикта были три русинские области из административными центрами в Ужгороде, Кошице и Пряшеве. Сегодня Кошице и Пряшево в составе Словакии.
6 — Русины, получившие от Вены статус Ужгородской национальной автономии.
7 — Так зафиксирована Русинская Нация в Венгерском Законе № 10 от 21 декабря 1918 года.
8 — Сегодня на этноним русины, кроме Подкарпатских Русинов, никто в мире законно не претен-дует, разве украинские нацисты, которые, в принципе, претендуют на этноним «русины» только для ведения пустых диалогов с русинами, а реально они его давно и окончательно отвергли.
9 — Полный текст Закона Венгрии № 10 впервые дан в Приложение № 1.
10 — Юридически, до 21 января 1946 года, до того как Президиум ВР УССР незаконно образовал на русинской территории Подкарпатской Руси Закарпатскую область Украины.
11 — С гордостью называя себя «украинцами», националисты рассказывают друг другу, что «украинцы» на самом деле истинные руськие, а русские не русские, а коварные москали, угро-финны или даже монголы по происхождению, а страна их имела название — «Московия». И чтобы отличаться от этой низшей расы, мы — руськие Киевской Руси, как истинные славяне и арийцы, отказались от своего славного имени и стали называть себя не менее славным именем «украинцы», придуманным и внедренным поляками при архистараниях австрияков.
12 — Хотя существовал и термин Dux Ruizorum — русский князь.
13 — Вероятнее всего, русины свободно могли войти в состав Венгерского государства.
14 — Сравните «Русская (русинская) Краина» с названием «Сербская Краина».
15 — Хотя, как показали последующие события, этот шаг был не продуманный до конца. Ведь Чехословакия, пообещав в Сен-Жермене 10.09.1919 г. дать русинам широчайшую Автономию в составе ЧСР, что записано в тексте её Конституции от 1920 года, вместе с тем, удерживалась от реализации обещания, поскольку многие словаки также требовали Автономии Словакии, а это, по мысли Т. Масарика и Э. Бенеша, могло развалить придуманный ими проект «чехословацкой нации», куда не впустили ни немцев, ни венгров, а словаков и чехов «сшили» вместе для творения самой многочисленной «титульной нации чехословаков».(См. книгу «Проект Чехословакии» М.2009.)
16 — Именно тем фактом, что Сен-Жерменский мирный договор от 10.09.1919 г. занимался судьбой национальной «территории русинов на юг от Карпат» (юридический термин этого договора) и посчитался с волеизъявлением коренного народа русинов, Подкарпатская Русь, как национальное государство русинов, и стало субъектом международного права. Этот статус оно, де-юре, не утратило до сегодня
17 — Но прискорбен тот факт, что русины подкарпатские имея одинаковые стартовые правовые условия со словаками, сегодня доказывают украинцам, что они русины, когда Словакия — уже независимое государство.
18 — Еще живы свидетели и очевидцы того, что галичане-сечевики готовились к резне русинов и венгров, особенно к физическому истреблению православного русинского духовенства.
19 — Под влиянием НКВД и лично Н. Хрущова и Мехлиса.
20 — В том числе русинов Новгорода, Пскова, Москвы, Турова, Киева и т. д.
21 — В.В. Фомин Начальная история Руси Издатель ство «Русская панорама». 2008. с. 4.
22 — Вместо дискуссий по главному вопросу русской истории, по примеру А.Л.Шлецера, норманисты, всегда почему-то находящиеся у кормила исторической российской науки, выставляли всех, от М.В.Ломоносова до русинов Подкарпатской Руси, «ненавистниками всех нерусских».
23 — Ключевский В.О. Наброски по «варяжскому вопросу» // Его же. Неопубликованные произведения. М., 1983. С. 113, 119−120.
24 — Сойер П. Эпоха викингов. СПб., 2002. С. 18, 21, 56, 110, 176−212, 276−277, 293−294.
Зимек Р. Викинги: миф и эпоха. Средневековая концепция эпохи викингов // Древнейшие государства Восточной Европы. 1999 г. М., 2001. С. 9−25.
25 — Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. Ч. 1. М., 1876. С. 44; Фортинский Ф.Я. Варяги и Русь. Историческое исследование С. Гедеонова. 2 ч. СПб., 1876. СПб., 1878. С. 2.
26 — Мошин В.А. Варяго-русский вопрос // Slavia. Casopis pro slovanskou filologii. Rocnik X. Sesit 1−3. Praze, 1931. С. 532−533.
27 — ПОВЪСТЬ ВРЕМЕННЫХЪ ЛЪТ ЧЕРНОРИЗЦА ФЕДОСЬЕВА МАНАСТЫРЯ ПЕЧЕРЬСКАГО, ОТКУДУ ЕСТЬ ПОШЛА РУСКАЯ ЗЕМЛЯ <
> И КТО В НЕЙ ПОЧАЛЪ ПЪРВЪЕ КНЯЖИТИ, И ОТКУДУ РУСКАЯ ЗЕМЛЯ СТАЛА ЕСТЬ.
28 — М.А.Максимович отмечал в 1841 г., что и Карамзин, хотя и вывел руссов из Швеции, но сначала вынужден был ословянить их в Пруссии и потом уже привести в Новгород". Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. I. М., 1989. С. 58, примеч. 111; Максимович М.А. О происхождении варяго-руссов // Собрание сочинений М.А. Максимовича. Т. I. Киев, 1876. С. 103, примеч. 1.
29 — М.П. Погодин тоже вынужден был варьировать в 1872 г., указывая, что призванное «норманнское племя могло быть смешанным или родственным с норманнами славянскими». Учитывая информацию Гельмольда о Вагрии, писал: «Чуть ли не в этом углу Варяжского моря заключается ключ к тайне происхождения варягов и руси. Здесь соединяются вместе и славяне и норманны, и вагры и датчане, и варяги, и риустри, и росенгау». Гельмольд — западноевропейский хронист.
30 — Погодин М.П. Исследования, замечания и лекции о русской истории. Т. 3. М., 1846. С. 296, примеч. 700; его же. Г. Гедеонов и его система происхождения варягов и руси. СПб., 1864. С. 47; его же. Новое мнение г. Иловайского // Беседа. Кн. IV. Отд. II. М., 1872. С. 114−115; его же Борьба не на живот, а на смерть с новыми историческими ересями. М., 1874. С. 297−298, 384.
31 — Соловьев С.М. Каченовский Мих. Трофимович // Его же. Сочинения. Кн. XXIII. М., 2000. С. 83.
32 — Ключевский В.О. // Его же. Сочинения в восьми томах. Т. VIII. М., 1959. С. 441.
33 — Центральний державний архiв вищих органiв влади i управлiння Украiни (ЦДАВОВУУ), ф.3833, оп.1, спр.174, арк.9
34 — ЦДАВОВУУ, ф.3833, оп.1, спр.174, арк.10.
35 — ЦДАВОВУУ, ф.3833, оп.1, спр.174, арк.10.
36 — ЦДАВОВУУ, ф.3833, оп.1, спр.174, арк.10.
37 — Карпатський А. До украiнсько-польських взаэмин. — Лiтопис УПА, Т.24, С. 273.
38 — Карпатський А. До украiнсько-польських взаэмин. — Лiтопис УПА, Т.24, С. 275.
39 — Украiнська державнiсть в XX столiттi — Киiв: Полiтична думка, 1966, С.148−149.
40 — Украiнська державнiсть в XX столiттi — Киiв: Полiтична думка, 1966, С. 152.
41 — Я.Борович. Украiна i Польща. — Лiтопис УПА, Т.24, С. 193.
42 — Я.Борович. Украiна i Польща. — Лiтопис УПА, Т.24, С. 194.
43 — Имеется ввиду выдумка поляка Франтишека Духинского о том, что великорусы не являются славянами и генетически не имеют ничего общего с малорусами.
44 — Так рассуждает Андрей Ваджра.
45 — Русинская актуальная модель национальной идентичности на фоне других восточнославянских национальных проектов. По публикациям Олега Борисовича Неменского, сотрудника Института славяноведения РАН http://materik.ru/personnel/detail.php?ID=4537
46 — Олег Борисович Неменский. Русинская актуальная модель национальной идентичности на фоне других восточнославянских национальных проектов. Цит. источник.
47 — Не существует никакого «украинского» антропологического типа, отличающегося от великорусского. Иначе говоря, малорусы («украинцы») и великорусы представляют собой один и тот же антропологический тип Антропологичний склад украiнського народу. АН УРСР. Iнститут мистецтвознавства, фольклору та етнографii // В.Д. Дяченко, Киiв, 1965, С. 105−124.
48 — Карпатский антропологический тип включается в карпато-балканскую зону. Из «украинцев-малороссов» или их северных и восточных соседей в эту антропологическую зону больше никто не входит. Входят в нее русины, чехи, словаки, южные поляки, венгры, румыны, болгары, сербы и хорваты. Понтийская (основная) зона — включает, практически, всю остальную территорию УССР (кроме Галичины и, конечно, Закарпатья-Подарпатской Руси). Там же. С. 126.
49 — «Карпатско-украинское население Галиции имеет в значительной мере и не восточнославянский антропологический компонент, отличаясь от иных восточнославянских групп темной пигментацией, значительным волосяным покровом и высоким процентом выпуклых спинок носа». Там же. С. 124.
50 — «The American Journal of Human Genetics» за 2007 год.
51 — «Русское население по размерам головы и лица близко к некоторому центральному европейскому варианту, занимающему промежуточное положение между крайними долихо- и брахикефалией, узко- и широколицестью… сделан вывод, что в составе русского населения имеется особый антропологический элемент — восточноевропейский. Есть все основания считать, что распространение ильменско-беломорского антропологического комплекса в пределах европейского Севера связано не с угро-финским населением, а происходило в процессе так называемой новгородской колонизации или, говоря иначе, носителями предковых форм этого типа были новгородские славяне. При этом, отличительной особенностью русских России является их более светлая пигментация в отличие от европейцев. Происхождение и этническая история русского народа. По антропологическим данным, том 88 (новая серия) серии «АН СССР. Труды института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая», М. 1965, С. 131−133, 136−137.
52 — Так, русины Словакии из года в год просто вопиют о чудовищной ассимиляции со стороны словацких властей. Такое же положение плачевное в Польше, где власти помогли финансово части русинов стать украинцами. А акция «Висла» — насильственная депортация русинов-лемков с родных мест, во время которой тысячи людей погибли, как в акции геноцида, до сих пор официально не осуждена. А депортированным на Волынь русинам-лемкам так и не дали возможности возвратиться с Украины на свои родные места русинской Лемковины. В Румынии только старшее поколение говорит на русинском языке. Дети школьного возраста уже давно перешли на румынский. 10−15 лет и русинов Румынии не станет. Довольно сильная ассимиляция русинов имеет место и в Венгрии, где основная часть венгерских русинов — подкарпатские русины, переселившиеся из Подкарпатья в Будапешт и вокруг него. Подобная ситуация в Чехии, Хорватии. Лучшая ситуация у русинов Сербии-Воеводины и в США.
53 — Уже не говорим о трагедии, когда русских стали называть россиянами наряду с казахами и туркменами.
54 — Кстати, Рюрик не принёс на Русь ни письменность, ни религию, а принесённом им этнониме «Русь» ведутся до сих пор споры учёных, так ли это.
55 — Согласно международному законодательству, порабощенный народ имеет право, если иные способы испробованы, с оружием в руках добиваться своих прав и свобод. Ведь никто сегодня не судит хорватов и словенцев, за то, что они стреляли в сербов. Весь мир признал их государственности, отвоеванные с оружием в руках!
56 — Адвокат из пос. Рахово Мараморошской жупы-региона. Его заместителями были избраны Антал Годинка и Гиядор Стрипский.
57 — В то время был академиком Венгерской академии наук и возглавлял словацкий университет в Братиславе.
58 — В Министерстве культуры заведовал отделом по делам русинов. Он окончил Львовский университет и был членом учрежденного М. Грушевским научного общества им. Т.Шевченко.
http://rusk.ru/st.php?idar=114364
|