Русская линия
Русская линияПротоиерей Димитрий Сидор03.07.2009 

Подкарпатская Русь — плод государственно-образующей русинской нации
Доклад на конференции «Прикарпатская Русь и Русская цивилизация»

1. Предисловие. [1]


Из истории следует, что многие нации несут в себе вирус ассимиляции под себя соседних народов. История подкарпаторусинского народа также свидетельствует, что его народы-соседи в центре Европы [2] тоже пытались, и не безуспешно, ассимилировать русинское население, оказавшееся волею судеб под их властью. Вот почему сохранение цивилизационной идентичности подкарпатских русинов суверенной республики Подкарпатская Русь, как издавна [3], так и после 29 июня 1945 года, приобрело характер общенациональной задачи и в советско-сталинско-хрущовских времена оно носило скрытый, латентный характер [4]. Точно также, на решение этого главного для русинов вопроса направлены все решения подкарпато-русинских организаций и после 1991 года (после референдума-плебисцита 1 декабря) — сохранение цивилизационной идентичности подкарпатских русинов. Но задачу решить оказалось ещё трудне, чем при СССР, в более тяжелейших условиях правления украинской националистической тоталитарной власти. При этом явилась, причем, на виду в ЕС, США и РФ, прямая и открытая угроза от Киева и Львова, уже не только этноцида, насильственной ассимиляции, но и косвенного, и прямого геноцида русинской нации (по типу волынской резни галичанами поляков и евреев).

2. Исторические штрихи этнонимов «славяне» и «русины».

Все мы были исторические славяне! Но, формально, сегодня — славяне, «по национальности», только жители государства Словении. Украина, Россия, Белоруссия и Сербия — исторические славянские страны. Но, юридически признанная славянская республика только национальное государство словаков — Словенская (Словацкая-Славянская) Республика.

Многие хотели бы сказать, что их предки в древности были русинами. В древности, все могли быть русинами, как все мы вышли из «Шинели» Гоголя. Русины жили в Новгороде, в Пскове, Турове, Лемковине, в Лемберге-Львове и на территории Киевского, Московского и Венгерского государств. Но с весны народов 1848 года в рамках Австро-Венгрии сформировался Русинский политический национальный округ [5] и произошла национальная самоидентификация русинов [6].

Для Галиции, (которая, с 1772 года, как часть разделенной Польши, оказа-лась в рамках Австрии), после 1848 г. был сформирован, новый, ранее неизвест-ный, политический этноним «украинцы». К нему, стараниями Австрии, была раз-работана «грамматика украинского языка», затем открыт «в Лемберге», (будущем Львове) кафедра нового «украинского языка» и дана автономия.

Итак, в рамках Австрии (с 1867 г. двуединой Австро-Венгерской монархии), отчётливо сформировались два разных этноса, два отдельные и признанные Веной народы: коренные русины под Карпатами и новый этноним «украинцы» и числа немногочисленной интеллигенции Галиции.

Вследствие процессов формирования народов в конкретных условиях, русины Новгорода стали великороссами, русины Турова стали белорусами. Русины Киевской державы стали малороссами, а после 1918 года — украинцами большевистской Советской Украины.

Русинская политическая нация [7] своего самоназвания испокон веков просто не меняла. К этому, она оказалась вне упомянутых процессов, и именно подкар-патские русины остались русинами и до сегодня [8]. Причём, согласно решению мирной 10 сентября 1919 г. Сен-Жерменской конференции, именно они остались единственными в мире юридически признанными «подкарпатскими русинами», а их национальная территория зафиксирована в международных правовых доку-ментах Сен-Жермена, как национальная «территория русинов на юг от Карпат».

Чуть ранее, с 21 декабря 1918 года эта территория уже получила политическую автономию, будучи ещё в рамках Венгрии [9].

Просуществовала русинская государственность до 1945 года [10], как автономия в составе Чехословакии и как суверенное государство Закарпатская Украина-Подкарпатская Русь. После 1945 года она незаконно попала в состав Советской Украины. После развала СССР — не совсем легитимно она оказалась и в составе независимой Украины, поскольку последняя в грубой форме игнорирует и сегодня волеизъявление народа, проживающего на этой территории, высказанного на основополагающем для русинов и Украины референдуме-плебисците 1.12.1991 г.

Вот почему для украинской политической элиты нет бoльшей угрозы, как законное возрождение русинской нации и законное восстановление русинской национальной государственности «на этнических землях русинов на юг от Карпат», даже если только в виде автономии в её составе.

Известно, что этноним «украинец» слишком молод по сравнению с древнейшим европейским этнонимом «русины» и возрождением русинов рушится большая часть украинских исторических и политических мифов [11]. Поэтому и дана политическая команда всем веткам украинской власти и спецслужбам — творить этноцид, дискриминацию, насильственную ассимиляцию, геноцид, судебные репрессии, с угрозой даже этнической чистки русинов. Вопрос националистами поставлен ребром: русинов нет, и их не должно уже быть. А всё остальное — «украинские галузки-ветки». Упёртые русины для них — только агенты, 5 колона, «рука Москвы», «след Будапешта», «финансовое влияние диаспоры США».

Обратим свой взор на историю древнейшего европейского этнонима «rusen-ruthen» (русин) и от него родительный падеж «rutenorum» (русенорум = русинский), который зафиксирован документально уже в древности — в 5 веке. Он упоминаются в римской провинции Норика (запись в храме св. Петра и Павла в г. Зальцбург) где написано не просто «руги», «роги», «росы», «русы», а именно, как «dux ruthenorum Odoacer» — «вождь (князь) русинов Одоакр».

Как известно, первое русинское государство на южных склонах гор Карпат Мархиа Русенорум — (Русинская Марка) образовалось в 10−11 веках. Его возглавил князь Имре, сын венгерского короля Стефана. И тогда этноним «русин», «русинский» уже чётко обозначен [12]. Затем русинская национальная территория вошла в состав Венгерского государства. [13] Позже — в состав Австрии, Австро-Венгрии, Венгрии, где 21 декабря 1918 года русинская национальная территория мирно получила законный статус суверенного автономного государства в составе новой Венгрии (как Русская Краина [14]), разработанный русинской 200 членной делегацией в Будапеште и утвержденный властями Венгрии. И всюду, и всегда, неизменно, русинская нация помнит свой этноним.

Однако, большевистский хаос, организованный у Венгрии «посланцем Москвы» Бела Куном, заставил русинов искать другие пути спасения своей государственности в составе нового государства «Чехословакия [15]». В него они вошли с конституционным названием «Подкарпатская Русь», или «Русинско — Русиния»), согласно решению международного договора на мирной конференции в Сен-Жермене от 10 сентября 1919 года [16]. Через 20 лет, 22 ноября 1938 года в Праге был принят конституционный закон № 328, по которому и Подкарпатской Руси, и Словакии предоставлялась уже не просто административная широкая автономия, а национальная автономия, с правом иметь национальные парламенты, национальное гражданство, правительство, свой государственный национальный флаг, гимн, язык. ЧСР стала в федеративным государством [17].

15 марта 1939 года Сойм Подкарпатских Русинов (имя национального парламента русинов) провозгласил автономную национальную территорию русинов на юг от Карпат, как суверенное русинское национальное государство, но только в составе Чехословакии. При этом не совсем легитимно изменено было название страны «Подкарпатская Русь» на «Карпатскую Украину». Но, в тот же день, Венгрия без промедления оккупировала Подкарпатскую Русь. Премьер-министр Венгрии, заявил, что это не оккупация, а предотвращение угрозы «волынской» резни сечевиками-нацистами местных русинов и венгров. Одновременно, это помощь русинам в возвращении им их автономной государственности, перед лицом очевидной угрозы этнической чистки русинов и венгров галицкими сечевиками-фашистами [18]. Что это было именно так, показали дальнейшие события. В 1941 году был проведена венграми Перепись населения в Русинской Автономии. Оказалось, что в ней проживает 506 тысяч русинов и несколько сот украинцев, и те…. из числа эмигрантов. Этим была раскрыта берлинско-галицкий заговор и афера галицких сечевиков-нацистов, которые заставили А. Волошина сменить название Подкарпато-русинской Автономии, и провозгласить для местных 506 тысяч русинов чужой для них галицко-украинский язык соседей, государственным для русинов. Это была нацистская афера.

26 ноября 1944 года Первый Съезд Народных Комитетов в Мукачево провозгласил новое название Русинской Краины, усилиями Сталина [19], «Закарпатская Украина». Очень важно указать, она, фактически, вышла из состава Чехословакии, провозгласив полный суверенитет. Государственным языком, наряду с восстановленным русинским, был объявлен и русский, а «австрийский» флаг «Карпатской Украины», навязанный галицкими сечевиками, изменен на красный.

3. Русинское национальное государство «в составе» СССР

И.Сталин, желая присоединить Русинскую Краину-государство к СССР, осознавал сложность вопроса, но как победитель в войне, ни с кем не считался. Ведь когда Закарпатская Украина-Подкарпатская Русь, провозгласила свой национальный суверенитет, то, по настоянию Хрущова и Мехлиса и армии НКВД, вынуждена была принять «московский» Манифест и предложенную там фразу, что будто бы Закарпатская Украина не просто присоединяется к «своей Советской матери Украине», а свободно воссоединяется (?) с ней.

Мало того, что основной политический документ «Манифест» был принят во время войны, на территории, оккупированной чужими войсками, но и в зоне боевых действий 4-го Украинского Фронта, когда все гражданские права и действия властей приостановлены и вся власть находилась в руках военного командования.

Формально, вхождение Подкарпатской Руси в состав СССР состоялось в форме подписания в Москве 29 июня 1945 года договор СССР и ЧСР (Фирлингера-Молотова) «О Закарпатской Украине». Этот договор задумал Сталин как «законный» акт присоединения русинского национального государства к «советской матери его Украине». Однако, и во втором случае не учитывалось мнение народа суверенной Русинской Краины. Итак, Сталиным был инспирирован договор, которым Закарпатская Украина (по Конституции Чехословакии — Подкарпатская Русь), в статусе суверенной национальной державы, присоединялась, как государство к государству, с примитивной большевистской пропагандистской шелухой типа: присоединяется «к… Советской матери своей Украине».

У Сталина была проблема. Не имея возможности русинскую республику втиснуть в украинскую социалистическую республику, Президиум Верховной Рады Украины на территории чужой для него русинской территории образовал сталинскую аномалию с названием «Закарпатская область Украины». Так было уничтожено большевистским Киевом братское русинское национальное государство, а государственно-образующую русинскую нацию превратили в советскую оккупированную «ветку украинского народа». Москва и Киев ликовали. Сегодня Москва молчит, а Киев и дальше творит большевистский этноцид русинов, преступную дискриминацию, насильственную ассимиляцию, имеющих признаки геноцида русинской нации.

Приходится напоминать, что только подкарпатские русины из «всех исторических русинов мира» [20] сформировались в политическую нацию в 1918 году, т. е. раньше на 4 года, до того как сформировался Советский Союз, разрушитель русинской государственности и уничтожитель русинской национальности. Сегодня видные историки и правоведы России, психологически, не могут сломать в себе большевистский стереотип о русинах, как «старом названии украинцев», и молча глядят на этно убийство русинов, творимых руками оранжевых демократов, по сути, братьями-украинцами.

А ведь русины в трудное время (геноцида русской нации с 1918 по 1991 год), оказались сохранившими русскость и в названии своей национальной державы «Подкарпатская Русь» и выше тысячелетнее название своего этнонима «русины». В числе первых народов Европы русины с любовью приняли русских эмигрантов из России и изгнанных из польской Галиции украинцев.

Могли ли предвидеть русины в 20-х, 30-х годах, что они принимают в свой дом русских эмигрантов и галицких нелегалов, как братьев, будущих разрушителей своей государственности и национальности?!

Какая ситуация сегодня? Русины и сегодня не приняли русофоба псевдо патриарха Филарета, галицкую русофобию и возрождающийся в Украине нацизм с реабилитацией фашизма и бандеровщины. Значит ли это, что «руський» народ русины жив? Да! Подкарпатские русины живут, строят храмы, соборы и монасты-ри, чем подтверждают свою способность не только выжить, но и восстановить свой досоветский статус суверенного национального русинского государства!

4. Только ли у русинов есть вопросы исторических свидетельств?

Нам часто говорят украинские и отчасти российские историки: у русинов проблема с историческими документами и начала собственно русинской истории. Мы, русины, отвечаем им так: а вы посмотрите на вопрос начала этнонима «русский»! В мировой исторической науке мало найдется проблем, сравнимых и с таким вопросом: какое же было собственно начало Руси! Интерес и разнобой к этому вопросу со стороны отечественных и зарубежных ученых, широких общественных кругов, по накалу дискуссий и страстей вокруг них очень велик [21]. И вопрос так и не решён окончательно! Но ведь три русских этноса-сепаратисты великороссы, белорусы, малороссы сформировались таки, как отдельные народы-нации. И каждая из них написала «свою» национальную историю.

Акцентируя на этом, заметим, особенно со стороны русинов видно, что как «первый немецкий норманизм», так и современный «ословяненный норманизм», прочно «застряли» в «истории руссов» с XIX в. И до сегодня не допускает «фарисейский норманизм» даже дискуссий [22].

Видя, что с позиций иплантированного в тело русской истории как занозу норманизма, совершенно невозможно объяснить начало её (русской истории), и при этом, не в силах порвать с ним, даже историк Ключевский назвал «все эти ученые усилия разъяснить варяжский вопрос… явлением патологии» и утверждал, что стал равнодушен к обеим теориям — норманнской (преимущественно, теорией власть имущих) и славянской (патриотической). [23] Сегодня нам уже легче чем Ключевскому увидеть механизм действия «занозы норманизма», ибо многими историками доказано, что «эпоха викингов была сфабрикована» [24]. А именно она и стала фундаментом норманизма, когда преднамеренно «разбойников викингов выдали за рыцарей». А ведь знают оппоненты подлинной русской истории, что именно «норманнское» решение варяго-русского вопроса легко ведет к изменению взгляда и на всю древнюю Русь". [25]

Проблема для российской историографии в том, что однозначно вопрос этот никогда не трактовался. В отечественной и зарубежной науке варягов и русь выдавали за норманнов, славян, финнов, литовцев, венгров, хазар, готов, грузин, иранцев, кельтов, евреев и т. д. [26], но никогда почему-то не допускали что это могли быть и переселенцы русины из Тиссо-Дунайского бассейна, о чем упоминает, кстати, Нестор Летописец. Правда, Повести Временных Лет (ПВЛ) [27], ведя подробную беседу о деятельности в IX-Х вв. среди восточных славян варяго-русских князей и причин образования государства раннего Средневековья, именуемого ими (ПВЛ) только как «Русь», «Русская земля», а Русскую страну, населенную русью, только русскими, русинами, (говорящими на русском языке и живущими по «закону русскому»), нигде прямо не указывает ни на их этническую принадлежность, ни на их первую прародину. Это и давало простор для разных гипотез и предположений, но не более [28]. Тоже делал и М.П.Погодин [29], который уже в 1874 г. высказался мнение, что только и только из Неманской Руси и была призвана варяжская Русь. [30]

С.М.Соловьев же, в 1855 г. с удовлетворением констатировал наоборот, что только «отрицание скандинавского происхождения Руси уже освобождало от вредной односторонности». [31] Двести лет назад А.Л.Шлецер, по словам В.О.Ключевского, с нервным расстройством и самолюбием выставлял свое монопольное право на первенство в русской исторической науке. [32] А что мы имеем сегодня?

Русины подкарпатские, как четвёртый восточнославянский народ, напоминают «норманнизированным» российским и украинским историкам и политикам взглянуть на историю древнерусского народа не только с севера, но и со стороны Тиссо-Дунайских земель, как об этом подтверждает в своей летописи и Нестор Летописец в русской древности! Русины помнят свою историю. Есть кому помнить!

6. Забывчивость, фанатизм и фарисейство украинской политической элиты толкает их сегодня на этноцид и геноцид русинской нации

Мог ли кто предвидеть, что точно так, слово в слово, как кричали поляки против галичан-украинцев в 1944 году, так точно и галичане воюют сегодня против русинов Закарпатья (с 1991 по сегодня 2009 г.).

Так, газета «Велька Польска» за 19 апреля 1944 года в статье «Украина» писала о том, что это «немцы изобрели украинский народ для своих целей» [33]. «Украинцы не имеют прошлого, следовательно, не могут иметь своего государства. Украина — это немецкая смута, плюс несколько десятков украинских деятелей, воспитанных и вышколенных в немецкой школе, раньше австрийской, а теперь — в гитлеровской» [34].

Газета «Шанец Кресови» от 27 марта 1943 года писала, что восточные земли Речи Посполитой были и являются исключительно польскими. «Русский (украинский)» народ, который там проживает, есть только ветвь польского народа (сравните: Киев считает, что русины Закарпатья-ветка украинского народа). «В будущем, чтобы сделать это племя полностью польским, необходимо ликви-дировать отдельные хозяйственные и другие организации украинцев (сравните: власти в Украине спешат принудительно разогнать сегодня русинский Сойм ПР, как национальную русинскую организацию). (Мы поляки) уничтожим отдельное украинское школьное образование (сравните: в Украине планомерно уничтожают русинское образование), уничтожим отдельное письмо — „кириллицу“ и отдельный календарь» [35].

Наконец в журнале «Плацдарм» за январь 1943 года в статье «Украинцы» опять находим утверждение, что «Украина — это выдумка немцев, а Львов является извечно польским городом. Ни о какой федерации, ни о какой даже автономии для этого меньшинства — галицких русинов (украинцев) — не может быть и речи» [36].

Итак, позиция Польши в 1944 г. по отношению к украинцам-галичанам была такая, как сегодняшняя украинская-антирусинская, о чём забыли галичане, а именно: «1. Отрицание поляками права украинского народа на собственное государство. 2. Их попытка трактовать украинский народ как неспособный к собственной государственной жизни, поэтому Польша должна заботиться о нём или освободить его. 3. Трактовка украинских земель как поприщ своей территориальной и политической экспансии. 4. Трактовка украинской проблемы, как собственного, чисто внутреннего, дела» [37].

Тогда в Польше польские националисты создавали польские вооружённые подразделения против украинцев [38]. (Сравните: Львов сегодня готов создать штурмовые отряды «свободы», нео УНА-УНСО, против русинов Закарпатья).

К этому заметим, что программа «федерализма Юзефа Пилсудского» воспринимала создание Украины как угрозу целостности Польши [39] (как сегодня Киев считает автономию Закарпатья — расколом страны). Модернизированная Федеральная программа, как доктрина «польского прометеизма», в канун мировой войны предусматривала унии всей Украины с Польшей, но только без Галиции, потому, что та попросту оставалась реально польской на 70% [40].

Политические партии Польши сохраняли шовинизм по отношению к украинцам (как сегодня украинские партии по отношению к русинам). Совсем перечеркивалось право на существование украинцев в Холмщине, Полесье, Подляшье [41].

Многие исследователи упрекают поляков в том, что они, как и украинцы сегодня, не заботились об справедливых этнических пределах своего государства, а настаивали на «исторических» границах Польши, что и привело к падению их.

Разрешение этого национального узла проблем усматривалась галицкими украинцами в том, что разговаривать о мирной жизни с поляками украинцам можно будет лишь тогда, когда в их, украинских, руках будет так же (военная) сила, как и у поляков [42].

Польская ненависть или «духинский бред [43]» к русским Московской Руси у поляков традиционно сопровождается страхом, а по отношению к русским Киевской Руси, она всегда сопровождалась презрением. Во время Речи Посполитой они малороссов презирали как своих холопов. И сегодня поляки считают украинцев, как свою неудачную фантазию, благодаря которой ими были выведены в своей галицийской этнолаборатории «украинцы» [44].

Вследствие этого, этническая чистка поляков, известная как волынская резня поляков и евреев, пресловутая деятельность ОУН-УПА, формат «бандеровщины» у галицких «новоукраинцев», русофобия и русинофобия, могут быть названы, как преднамеренный результат польско-австрийского «формата украинской нации».

7. Жесточайшее сопротивление Русинскому возрождению галицких нацистов сродно устроенной ими «волынской резне» поляков и евреев

Конечно, Львов столь рьяно сопротивляется законному возрождению русинов по той простой причине, что, де-факто, речь идёт о русофобском проекте всей унитарной системы государственного устройства Украины. По сути, законное, в правовом поле, русинское движение осуществляет и презентацию древнего типа восточнославянского самосознания, что может, по словам украинских идеологов, подорвать идеологическую монополию и всю систему польско-австрийского «обоснования» украинской модели идентичности. А восстановление досоветского статуса русинского государства и с этим духа древнерусского единства, сможет благотворно повлиять и на самосознание всех русских [45].

Европе и миру стало очевидно, что предложенный Киевом и Львовом для русинов отказ от их истории, отказ от старого русинского самосознания, от отцовского имени — это подрыв не только прошлого, но и будущего русинской нации. В противостоянии украинскому этноциду и геноциду и состоит глубинный смысл активного русинского возрождения. Именно удержание праотцовского имени, своей древней идентичности, одновременно с вполне современным её развитием, актуализирующим местное самосознание и особенность подкарпатского исторического опыта, придаёт русинскому движению большую значимость для всех наших восточных стран. Есть мнение, что и всё «восточное славянство вступает в период широкомасштабных перемен в системе этно-территориальной субъектности и национальной политики», [46] среди которых русины идут в авангарде.

Правовой законный вызов, брошенный «национальным русинством» «политическому украинству» и его галицким мифам и домыслам, во многом могут предопределить будущее всего восточного славянства, в том числе и всего русского народа. Важно то, как становится, развивается и актуализируется русинское национальное движение, как оно формулирует свои задачи и требования, свою идентичность. Именно такая модель может дать нам те механизмы, которые позволят уже в скором будущем избежать новых серьёзных конфликтов и строительства новых заградительных стен на исконной земле Святой Руси!

Напомним, что давно разрушен и миф украинских националистов о принципиальном антропологическом различии между русским и украинцами [47].

Оказалось, что на заметном удалении от ядра Украины находятся именно карпатороссы, [48] хотя они далеки от Галицкого нацизма.

Уж если говорить об отличиях, то наибольшее отличие от восточнославянского антропологического типа представляют собой галичане [49]. Эти выводы антропологов, проводивших свои исследования в 50-х и 60-х годах прошлого века, подтвердились американскими генетиками в 2007 году [51]. Научные исследования показали весь бред сегодняшних украинских политических русофобских и русинофобских мифов [52].

8. Кто первым отозвется сегодня на зов порабощённых Русинов?

Появление на политической карте восстановленной автономной Республики Подкарпатская Русь могло бы оказать жизненно необходимую поддержку не только русинам в других государствах вне Украины, где, несмотря на сравнительную демократию Евросоюза, всё же продолжается ассимиляция русинского нацменьшинства. [52] Важно это и для самой РОССИИ, где население также изрядно растеряло русскость в его изначальном понимании.[53]

Ведь указав русским России, что русская земля приняла Православие, Письменность и Русскость от Тиссо-Дунайских русинов, [54] дается всем понять, до каких рубежей она (русская земля) сегодня простирается. Это укажет, где ещё живут потомки древнего русского народа — живые русины (а не только черепки на Прибалтике), что во многом устранит белые пятна в нашей общерусской истории.

Кто же первый отзовется сегодня на зов порабощённых подкарпатских русинов? ЕС, или РФ? Лучше бы, если бы отозвались все и совместно помогли бы именно подкарпатским русинам восстановить их национальность и досоветский статус их государственности.

А, признавши де-факто то, что до сегодня в силе, де-юре, мировое сообщество помогло бы русинам мирно [55] занять свое законное правовое конституционное место в центре Европы! При этом, восстановившись как субъект международного права, только признанная русинская нация сможет стать гарантом мирных процессов в центрально-европейском регионе.

Но, пока украинская политическая элита, проникнута откровенным нацизмом и русофобией. Она тупо считает русинство, таким, что «подрывает мифологическую идеологическую монополию и систему обоснования украинской модели идентичности», (сформированной сперва в Австрии, а затем осуществленную большевиками после 1917 г.). А до тех пор по вине украинского нацизма и будет существовать в Закарпатье очаг межнационального конфликта, из-за открытого этноцида, дискриминации русинов, имеющих признаки геноцида народа в 21 веке в центре Европы… И это при том, что так искусно варьируют сегодня оранжевые фарисеи и нацисты жупелом «большевистского геноцида украинского народа».

Но процесс восстановления русинской государственности уже начался и его нельзя остановить. Русины уже не хотят жить по старому — большевистско-украинскому, а власти Украины — неспособны поступать по-новому, по-демократически. Что скажет ЕС и РФ? Русины свое слово о восстановлении своей национальной досоветской государственности, уже сказали!

Русины и дальше входят в великую семью государств и народов Восточно-Православной Цивилизации!

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. Венгерский Закон № 10 от 21 декабря 1918 г. о предоставлении Русинской Политической Нации широчайшей национальной автономии.

10 декабря 1918 года в Будапеште состоялся представительский съезд русинов для разработки автономного статуса русинской территории в составе Венгрии. Председателем съезда был избран русин А. Штефан [56], а участниками были русины А. Годинка [57], Г. Стрипский [58]. Из этого видно, что участники этого съезда русинов Венгрии, тем более члены его президиума, выработав проект Автономии, были высоко образованными людьми, чтобы иметь право не только осознавать себя русинами по национальности, а не украинцами, но и представлять интересы своих соплеменников.

Законопроект об автономии русинов, зачитанный О. Сабовым, после его обсуждения и внесения поправок, был делегатами единогласно проголосован. 21 декабря 1918 г. он был утвержден как 10-й Народный закон Венгрии под названием «Об автономии русинской нации, проживающей на территории Венгрии». Приводим впервые для россиян его полный аутентичный текст:

«§ 1. Русинская нация, проживающая на территории Венгрии, имеет полное право на самоопределение в области своих внутренних дел, юстиции, школьных и образовательных дел, вероисповедования, как с точки зрения законодательства, так и правления, и с усмотрением на это положение этого закона является руководящим.

§ 2. Из частей Мараморошского, Угочанского, Берегского и Угского комитатов, населенных русинами (сегодня это Закарпатская область Украины), создается автономная правовая территория (губернаторская территория) под названием Русинское Государство (Краина). Что касается упорядочения публичного (общественного) права в частях Земплинского, Шаришского, Абауй-Торнянского и Спишского комитатов (сегодня Словакия), населенных русинами, вопрос повисает (остается нерешенным) до заключения общего мира. До вынесения окончательного решения международной мирной конференцией (в Сен-Жермене) границы Русинской Краины будут установлены временной комиссией, созданной с представителей Венгерской народной республики и Русинского Государства.

§ 3. Русинская Краина решает все автономные дела через свои органы. В делах, общих с делами Венгерской народной республики, будут действовать общие органы. Такими общими органами есть: заграничные, военные, финансовые, гражданства, гражданского и уголовного законодательства и дела, которые касаются хозяйствования, транспорта и социальной опеки.

§ 4. Законодательными органами Русинской Краины есть: 1. В делах автономии — Русинское Национальное Собрание (парламент). 2. В делах, общих с делами Венгерской народной республики, общий парламент Венгрии, в котором русинская нация имеет своих представителей в зависимости от количества ее народонаселения.

§ 5. Правительственными органами Русинской Краины есть: 1. Русинско-Государственное министерство. 2. Русинско-Государственное губернаторство.

§ 6. Во главе русинско-государственного министерства стоит русинско-государственный Министр, который в одинаковой мере ответственный перед Русинским Национальным Собранием и общим венгерским парламентом, в общих делах является равноправным членом венгерского народного правительства, в автономных делах — наивысшим правительственным органом. Его заместителем есть государственный секретарь. Резиденция русинско-государственного Министра находится в Будапеште.

§ 7. Во главе русинско-государственного губернаторства стоит русинско-государственный губернатор. Резиденция губернаторства находится в Мукачеве. Губернатор находится под основным наблюдением и контролем Русинско-государственного министра.

§ 8. На основании 1-го закона от 1918 года, Русинское Национальное Собрание избирается общим, тайным, равноправным и прямым голосованием.

§ 9. В Русинской Краине для нерусиноязычного населения обеспечивается автономия органов местного самоуправления и культуры.

§ 10. В Русинской Краине земли, шахты и леса, которые принадлежат государственной казне, переходят во владение законных представителей русинской политической нации.

§ 11. Этот закон будет введен в действие русинско-государственным министром вместе с Венгерским народным правительством; вместе с русинско-государственным министром так же будут введены в действие распоряжения переходного периода. До тех пор, пока Закон о государственном и автономном бюджете не распорядится о финансовом покрытии для введения в жизнь этого закона, об этом будут беспокоиться министр финансов, который вместе с русинско-государственным министром определят смету затрат.

§ 12. Этот закон вступает в силу со дня его оглашения», т. е. 22 декабря 1918 г.

Итак, этот закон суверенной Венгерской Народной Республики впервые в истории русинской нации предоставил жителям Подкарпатской Руси статус автономной республики. По международному праву, как только русинская нация приобрела свою (автономную или независимую) национальную государственность, она приобретает и второе официальное название — «русинский народ». Вот почему с 22 декабря 1918 года русинскую нацию по ныне иногда именуют «русинский народ» и государство-образующей нацией.

На основании этого закона № 10, Министром по делам русинов в правительстве Венгрии в декабре 1918 г. был назначен О.Сабов. Штат Министерства по делам русинов и штат управления губернаторства в Мукачево были укомплектованы чиновниками из числа русинов. Министр О. Сабов и премьер-министр Венгрии Д. Беринкей 5 февраля 1919 г. подписали правительственное Распоряжение № 928. В нем было сказано, что «на период, пока не будет учрежден законодательный орган Русинской Краины, для введения в действие администрации русинского губернаторства и контроля над ним, будет действовать русинско-государственный „Совет Управляющих“, дающий предложения министру Русинской Краины по делам, связанным с автономией губернаторства».

На основании параграфов 1 — 7 этого Распоряжения № 928, «Совет Управляющих» создал избирательные участки для выборов Сойма (парламента) автономного Русинского государства. Они создавались таким образом, чтобы в каждом из них русины представляли большинство. От каждого избирательного округа, а также от городов Ужгород, Севлюш (Виноградово) и Хуст, избиралось по 2 депутата. Автоматически депутатами Сойма становились по должности: Губернатор, председатель «Совета Управляющих» и гос. секретарь — всего 45 депутатов.

Выборы в Сойм были проведены 4 марта 1919 г. К этому времени входивший в Унгскую жупу правобережный регион Подкарпатской Руси и ее столица Унг (Ужгород) еще 12 января 1919 г. были оккупированы чехословацкими войсками Антанты. Город Мараморошский Сигет, а также поселок Рахов и село Ясиня, столицу «Гуцульской Народной Республики в Ясиня», тоже были оккупированы румынскими войсками Антанты. Поэтому население этой оккупированной территории не смогло принять участия в выборах и избрать своих депутатов в Сойм. На состоявшихся 4 марта выборах было избрано только 36 депутатов Сойма, все русинской национальности. Они избрали русина А. Штефана, адвоката из Рахова, губернатором. Первое заседание парламента автономного Русинского государства состоялось 9 марта, а второе было назначено на 17 апреля 1919 г. На нем предстояло рассмотреть проект Конституции автономной Русинии.

Однако 21 марта в Будапеште власть захватила прибывшая из России группа коммунистов во главе с Бейла Куном (Коганом) и его заместителями Ф. Мюннихом и Т.Самуэлли. В результате и Министр по делам русинов О. Сабов тоже оказался как «не у власти». В составе группы Когана-Мюнниха из России прибыл коммунист И. Мондок, родом из Собранцев, а также коммунист П. Терек родом из Мукачева. Б. Кун направил их во главе группы коммунистов-интернационалистов в Мукачево. Они на деньги большевистской России в Мукачеве завербовали разного рода лиц, которые попытались разогнать органы власти автономной Русинской республики, в том числе собравшийся 17 апреля на свое заседание парламент. К этому времени коммунистическое правительство Венгрии назначило губернатора А. Штефана Народным комиссаром в Русинском губернаторстве. На состоявшемся 17 апреля 1919 г. заседании парламента А. Штефана попросили зачитать его «Указ о роспуске парламента». После этого в зал заседания вошли боевики из группы Мондока-Терека и выгнали из зала членов русинского парламента.

Против захвативших власть коммунистов, 21 апреля 1919 г. выступила русинская интеллигенция, поддержанная русинами-крестьянами, и отстранила в городе Мукачево большевиков самозванцев от власти. Затем, в течение 24 — 26 апреля, они изгнали коммунистов лишив их «власти» во всей Бережской и не оккупированной части Унгской жупы.

Для восстановления «своей власти», коммунистическое правительство Венгрии направило из Будапешта в Русинскую автономную республику регулярные войска. Чтобы не допустить кровопролитной расправы над восставшими безоружными русинами, Антанта приняла решение — оккупировать всю территорию Подкарпатской Руси. В конце апреля 1919 года чехословацкие войска вошли в Мукачево, и дошли до Берегова, которое уже было занято румынскими войсками Антанты. Так, из-за большевиков Бейлы Куна не могла действовать (де-факто) первая Русинская автономная республика, что толкнуло русинов выйти из состава Венгрии и со своим венгерским автономным статусом войти в состав Чехословакии, (что русинам позже обошлось дорого).

Прага, отстрочив широкую автономию, позволила автономию де-факто, дав русинам возможность иметь национальное русинское правительство, русинские школы, язык, развивать культуру, иметь политические партии и т. д.

И только в 1938 году Прага в полной мере предоставила русинам такую широкую автономию, которая сопоставима с национальным суверенитетом.

СНОСКИ:

1 — Термин «Русинская Политическая Нация» упоминается уже в различных западных источниках, в частности, в документе Закона Венгрии № 10 от 21 декабря 1918 г.
2 — Венгры, словаки, чехи, румыны, галичане, поляки, хорваты и отчасти сербы.
3 — Подкарпаторусинский народ свидетель прарусской древности со времен св. Кирилла и Мефодия
4 — После подписания в Москве «Договора между СССР и Чехословацкой Республикой о Закарпатской Украине», и Протокола к нему, (во всяком случае, именно такой договор был подписан в Кремле 29.06.1945 г.), русинам запретили упоминать этноним «русин». Но русины заменили его на слово «местный», подразумевая именно русина. В ст. 1 названного Договора говорилось «Закарпатская Украина (носящая согласно Чехословацкой Конституции, название Подкарпатская Русь)… включается в состав Украинской Советской Социалистической Республики». Например, при запрете в Союзе на этноним «русины», сами местные русины выработали равноценные по смыслу фразы: мы местные, говори по- нашему, кулько гoдин по-нашему, мы закарпатцы, закарпатский народ, народ Закарпатья и т. д. Даже галичане, жители Львовской, И. Франковской областей Прикарпатья и сегодня именуются русинами Закарпатья, (точнее, Подкарпатья), парни как «поляками», а девушки — «польками».
5 — Австрия провела административно-территориальную реформу, по которой она была поделена на пять дистриктов (регионов) за национальными признаками: Австрийский, Угорский, Чешский, Румынский и Русинский (с вторым языком русинским). В составе Русинского дистрикта были три русинские области из административными центрами в Ужгороде, Кошице и Пряшеве. Сегодня Кошице и Пряшево в составе Словакии.
6 — Русины, получившие от Вены статус Ужгородской национальной автономии.
7 — Так зафиксирована Русинская Нация в Венгерском Законе № 10 от 21 декабря 1918 года.
8 — Сегодня на этноним русины, кроме Подкарпатских Русинов, никто в мире законно не претен-дует, разве украинские нацисты, которые, в принципе, претендуют на этноним «русины» только для ведения пустых диалогов с русинами, а реально они его давно и окончательно отвергли.
9 — Полный текст Закона Венгрии № 10 впервые дан в Приложение № 1.
10 — Юридически, до 21 января 1946 года, до того как Президиум ВР УССР незаконно образовал на русинской территории Подкарпатской Руси Закарпатскую область Украины.
11 — С гордостью называя себя «украинцами», националисты рассказывают друг другу, что «украинцы» на самом деле истинные руськие, а русские не русские, а коварные москали, угро-финны или даже монголы по происхождению, а страна их имела название — «Московия». И чтобы отличаться от этой низшей расы, мы — руськие Киевской Руси, как истинные славяне и арийцы, отказались от своего славного имени и стали называть себя не менее славным именем «украинцы», придуманным и внедренным поляками при архистараниях австрияков.
12 — Хотя существовал и термин Dux Ruizorum — русский князь.
13 — Вероятнее всего, русины свободно могли войти в состав Венгерского государства.
14 — Сравните «Русская (русинская) Краина» с названием «Сербская Краина».
15 — Хотя, как показали последующие события, этот шаг был не продуманный до конца. Ведь Чехословакия, пообещав в Сен-Жермене 10.09.1919 г. дать русинам широчайшую Автономию в составе ЧСР, что записано в тексте её Конституции от 1920 года, вместе с тем, удерживалась от реализации обещания, поскольку многие словаки также требовали Автономии Словакии, а это, по мысли Т. Масарика и Э. Бенеша, могло развалить придуманный ими проект «чехословацкой нации», куда не впустили ни немцев, ни венгров, а словаков и чехов «сшили» вместе для творения самой многочисленной «титульной нации чехословаков».(См. книгу «Проект Чехословакии» М.2009.)
16 — Именно тем фактом, что Сен-Жерменский мирный договор от 10.09.1919 г. занимался судьбой национальной «территории русинов на юг от Карпат» (юридический термин этого договора) и посчитался с волеизъявлением коренного народа русинов, Подкарпатская Русь, как национальное государство русинов, и стало субъектом международного права. Этот статус оно, де-юре, не утратило до сегодня
17 — Но прискорбен тот факт, что русины подкарпатские имея одинаковые стартовые правовые условия со словаками, сегодня доказывают украинцам, что они русины, когда Словакия — уже независимое государство.
18 — Еще живы свидетели и очевидцы того, что галичане-сечевики готовились к резне русинов и венгров, особенно к физическому истреблению православного русинского духовенства.
19 — Под влиянием НКВД и лично Н. Хрущова и Мехлиса.
20 — В том числе русинов Новгорода, Пскова, Москвы, Турова, Киева и т. д.
21 — В.В. Фомин Начальная история Руси Издатель ство «Русская панорама». 2008. с. 4.
22 — Вместо дискуссий по главному вопросу русской истории, по примеру А.Л.Шлецера, норманисты, всегда почему-то находящиеся у кормила исторической российской науки, выставляли всех, от М.В.Ломоносова до русинов Подкарпатской Руси, «ненавистниками всех нерусских».
23 — Ключевский В.О. Наброски по «варяжскому вопросу» // Его же. Неопубликованные произведения. М., 1983. С. 113, 119−120.
24 — Сойер П. Эпоха викингов. СПб., 2002. С. 18, 21, 56, 110, 176−212, 276−277, 293−294.
Зимек Р. Викинги: миф и эпоха. Средневековая концепция эпохи викингов // Древнейшие государства Восточной Европы. 1999 г. М., 2001. С. 9−25.
25 — Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. Ч. 1. М., 1876. С. 44; Фортинский Ф.Я. Варяги и Русь. Историческое исследование С. Гедеонова. 2 ч. СПб., 1876. СПб., 1878. С. 2.
26 — Мошин В.А. Варяго-русский вопрос // Slavia. Casopis pro slovanskou filologii. Rocnik X. Sesit 1−3. Praze, 1931. С. 532−533.
27 — ПОВЪСТЬ ВРЕМЕННЫХЪ ЛЪТ ЧЕРНОРИЗЦА ФЕДОСЬЕВА МАНАСТЫРЯ ПЕЧЕРЬСКАГО, ОТКУДУ ЕСТЬ ПОШЛА РУСКАЯ ЗЕМЛЯ <…> И КТО В НЕЙ ПОЧАЛЪ ПЪРВЪЕ КНЯЖИТИ, И ОТКУДУ РУСКАЯ ЗЕМЛЯ СТАЛА ЕСТЬ.
28 — М.А.Максимович отмечал в 1841 г., что и Карамзин, хотя и вывел руссов из Швеции, но сначала вынужден был ословянить их в Пруссии и потом уже привести в Новгород". Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. I. М., 1989. С. 58, примеч. 111; Максимович М.А. О происхождении варяго-руссов // Собрание сочинений М.А. Максимовича. Т. I. Киев, 1876. С. 103, примеч. 1.
29 — М.П. Погодин тоже вынужден был варьировать в 1872 г., указывая, что призванное «норманнское племя могло быть смешанным или родственным с норманнами славянскими». Учитывая информацию Гельмольда о Вагрии, писал: «Чуть ли не в этом углу Варяжского моря заключается ключ к тайне происхождения варягов и руси. Здесь соединяются вместе и славяне и норманны, и вагры и датчане, и варяги, и риустри, и росенгау». Гельмольд — западноевропейский хронист.
30 — Погодин М.П. Исследования, замечания и лекции о русской истории. Т. 3. М., 1846. С. 296, примеч. 700; его же. Г. Гедеонов и его система происхождения варягов и руси. СПб., 1864. С. 47; его же. Новое мнение г. Иловайского // Беседа. Кн. IV. Отд. II. М., 1872. С. 114−115; его же Борьба не на живот, а на смерть с новыми историческими ересями. М., 1874. С. 297−298, 384.
31 — Соловьев С.М. Каченовский Мих. Трофимович // Его же. Сочинения. Кн. XXIII. М., 2000. С. 83.
32 — Ключевский В.О. // Его же. Сочинения в восьми томах. Т. VIII. М., 1959. С. 441.
33 — Центральний державний архiв вищих органiв влади i управлiння Украiни (ЦДАВОВУУ), ф.3833, оп.1, спр.174, арк.9
34 — ЦДАВОВУУ, ф.3833, оп.1, спр.174, арк.10.
35 — ЦДАВОВУУ, ф.3833, оп.1, спр.174, арк.10.
36 — ЦДАВОВУУ, ф.3833, оп.1, спр.174, арк.10.
37 — Карпатський А. До украiнсько-польських взаэмин. — Лiтопис УПА, Т.24, С. 273.
38 — Карпатський А. До украiнсько-польських взаэмин. — Лiтопис УПА, Т.24, С. 275.
39 — Украiнська державнiсть в XX столiттi — Киiв: Полiтична думка, 1966, С.148−149.
40 — Украiнська державнiсть в XX столiттi — Киiв: Полiтична думка, 1966, С. 152.
41 — Я.Борович. Украiна i Польща. — Лiтопис УПА, Т.24, С. 193.
42 — Я.Борович. Украiна i Польща. — Лiтопис УПА, Т.24, С. 194.
43 — Имеется ввиду выдумка поляка Франтишека Духинского о том, что великорусы не являются славянами и генетически не имеют ничего общего с малорусами.
44 — Так рассуждает Андрей Ваджра.
45 — Русинская актуальная модель национальной идентичности на фоне других восточнославянских национальных проектов. По публикациям Олега Борисовича Неменского, сотрудника Института славяноведения РАН http://materik.ru/personnel/detail.php?ID=4537
46 — Олег Борисович Неменский. Русинская актуальная модель национальной идентичности на фоне других восточнославянских национальных проектов. Цит. источник.
47 — Не существует никакого «украинского» антропологического типа, отличающегося от великорусского. Иначе говоря, малорусы («украинцы») и великорусы представляют собой один и тот же антропологический тип Антропологичний склад украiнського народу. АН УРСР. Iнститут мистецтвознавства, фольклору та етнографii // В.Д. Дяченко, Киiв, 1965, С. 105−124.
48 — Карпатский антропологический тип включается в карпато-балканскую зону. Из «украинцев-малороссов» или их северных и восточных соседей в эту антропологическую зону больше никто не входит. Входят в нее русины, чехи, словаки, южные поляки, венгры, румыны, болгары, сербы и хорваты. Понтийская (основная) зона — включает, практически, всю остальную территорию УССР (кроме Галичины и, конечно, Закарпатья-Подарпатской Руси). Там же. С. 126.
49 — «Карпатско-украинское население Галиции имеет в значительной мере и не восточнославянский антропологический компонент, отличаясь от иных восточнославянских групп темной пигментацией, значительным волосяным покровом и высоким процентом выпуклых спинок носа». Там же. С. 124.
50 — «The American Journal of Human Genetics» за 2007 год.
51 — «Русское население по размерам головы и лица близко к некоторому центральному европейскому варианту, занимающему промежуточное положение между крайними долихо- и брахикефалией, узко- и широколицестью… сделан вывод, что в составе русского населения имеется особый антропологический элемент — восточноевропейский. Есть все основания считать, что распространение ильменско-беломорского антропологического комплекса в пределах европейского Севера связано не с угро-финским населением, а происходило в процессе так называемой новгородской колонизации или, говоря иначе, носителями предковых форм этого типа были новгородские славяне. При этом, отличительной особенностью русских России является их более светлая пигментация в отличие от европейцев. Происхождение и этническая история русского народа. По антропологическим данным, том 88 (новая серия) серии «АН СССР. Труды института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая», М. 1965, С. 131−133, 136−137.
52 — Так, русины Словакии из года в год просто вопиют о чудовищной ассимиляции со стороны словацких властей. Такое же положение плачевное в Польше, где власти помогли финансово части русинов стать украинцами. А акция «Висла» — насильственная депортация русинов-лемков с родных мест, во время которой тысячи людей погибли, как в акции геноцида, до сих пор официально не осуждена. А депортированным на Волынь русинам-лемкам так и не дали возможности возвратиться с Украины на свои родные места русинской Лемковины. В Румынии только старшее поколение говорит на русинском языке. Дети школьного возраста уже давно перешли на румынский. 10−15 лет и русинов Румынии не станет. Довольно сильная ассимиляция русинов имеет место и в Венгрии, где основная часть венгерских русинов — подкарпатские русины, переселившиеся из Подкарпатья в Будапешт и вокруг него. Подобная ситуация в Чехии, Хорватии. Лучшая ситуация у русинов Сербии-Воеводины и в США.
53 — Уже не говорим о трагедии, когда русских стали называть россиянами наряду с казахами и туркменами.
54 — Кстати, Рюрик не принёс на Русь ни письменность, ни религию, а принесённом им этнониме «Русь» ведутся до сих пор споры учёных, так ли это.
55 — Согласно международному законодательству, порабощенный народ имеет право, если иные способы испробованы, с оружием в руках добиваться своих прав и свобод. Ведь никто сегодня не судит хорватов и словенцев, за то, что они стреляли в сербов. Весь мир признал их государственности, отвоеванные с оружием в руках!
56 — Адвокат из пос. Рахово Мараморошской жупы-региона. Его заместителями были избраны Антал Годинка и Гиядор Стрипский.
57 — В то время был академиком Венгерской академии наук и возглавлял словацкий университет в Братиславе.
58 — В Министерстве культуры заведовал отделом по делам русинов. Он окончил Львовский университет и был членом учрежденного М. Грушевским научного общества им. Т.Шевченко.

http://rusk.ru/st.php?idar=114364

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика