Русская линия
Русская линия Олег Четвериков30.06.2009 

Дивеевский старец схиигумен Феодор
Память — 30 июня 1995 года

Схиигумен Феодор (Ожиганов) в Осиновке. 1994 г.Родился схиигумен Феодор (Федор Григорьевич Ожиганов) 6 января 1918 года (по другим данным — 23 октября 1917 года) в деревне Ожигановы Никулятского округа Яранского района Вятской губернии. Отец семейства Григорий рано умер от болезни, оставив четверо детей: кроме Федора было еще два брата Павел и Николай и самая младшая сестра Руфина. Их мама — Анастасия Андриановна была глубоко верующим человеком. Она приучила детей с молитвой приниматься за всякое дело. По воспоминаниям его сестры Руфины Григорьевны, Федор в семье почитался за отца. Он ездил в Марийский край столярничать, а деньги отдавал матери.

Когда подошел срок воинской службы, Федор Ожиганов был призван в армию в канун праздника Успения Божией Матери 1938 года. Перед уходом его мама Анастасия Андриановна благословила Федора крестиком и Евангелием. Это Евангелие Федор Григорьевич пронес через всю войну.
А домой он смог вернуться только через 7 лет. В боевых действиях участвовал с 23 июля 1941 года по 24 июля 1945 года. Был награжден медалями «За боевые заслуги» и «За Победу над Германией».

Все трое братьев, призванные на фронт, возвратились домой без единой царапины. Демобилизованный из армии, Федор Григорьевич переступил порог родительского дома в день Покрова Божией Матери. С тех пор он очень любил и почитал этот праздник. Много лет спустя его мама, будучи в Псково-Печерском монастыре, поведала, что всю войну молилась за своих сыновей. Владыка Иоанн (Разумов) совершил над ней монашеский постриг. Мать Анастасия похоронена в пещерах Псково-Печерского монастыря.

Покров Божией Матери чудесным образом защищал воина Феодора на всем протяжении войны. Схиигумен Феодор рассказывал духовным чадам о таких случаях. Один раз наша часть передвигалась с обозом по дороге. Вдруг откуда ни возьмись — немецкий самолет. Пролетает низко над колонной и обстреливает из пулемета. Все бросились врассыпную. Самолет снова заходит над колонной, а воин Феодор бежит по трассе и читает молитву «Отче наш». В стороне от дороги сидят солдаты и кричат ему: «Ожиганов, Ожиганов, к нам!» Продолжая бежать, он слышит позади себя взрыв. Оглянулся и видит: на месте звавших его солдат дымится черная воронка. Самолет улетел так же быстро, как появился.

До начала войны Федор Григорьевич служил на Дальнем Востоке и там окончил школу военфельдшеров. Это обстоятельство на всю жизнь связало его с медициной. Во время войны он в качестве санинструктора выносил на себе с поля боя раненых. Однажды после боя он вытаскивал солдата и решил переждать усилившийся обстрел в баньке. Укрылся там вместе с раненым и продолжает читать «Отче наш». Вдруг снаряд ударяет в бревенчатую стену, не причинив вреда людям, проходит через вторую стену и взрывается на опушке леса. В баньке только остались зиять две круглые дыры.

Схиигумен Феодор рассказывал о чудесном явлении Божией Матери: «Однажды ранним утром над большим лугом расстилался густой туман. Пользуясь этой завесой, мы собирали раненых бойцов. Вижу: недалеко от меня стоит высокая величавая Жена в черном одеянии. Она взмахивает рукой в сторону мертвого солдата. И два красивых мужа забирают его и несут к лестнице, спускающейся с неба. Я заинтересовался, куда они его поднимают, подошел поближе, только занес ногу, чтобы поставить на первую ступеньку лестницы, как слышу голос: „Тебе туда еще рано“. Видение исчезло».

Потрясенный дивным видением, воин Феодор дал обет, что если вернется живым с войны, то посвятит свою жизнь Богу и уйдет в монастырь. Но по возвращении домой он сразу не исполнил это обещание.

После войны он окончил в 1960 году медицинское училище в г. Кирове (Вятке) и работал сельским фельдшером в населенных пунктах Перекоп, Бурмакино, Бошарово, Бахта около г. Кирова. Женился Федор Григорьевич на учительнице начальных классов Александре Владимировне. Они держали корову и выращивали овощи, занимались пчелами и всегда получали с ульев хороший взяток. В домашнем хозяйстве у Федора Григорьевича чувствовался порядок и научный подход, отчего соседи любили советоваться с ним, как срубить избу или привить яблоню. Федор Григорьевич любил пошутить и располагал к себе деликатной шуткой. Его неравнодушное отношение к людям проявлялось и в том, что он писал заметки на медицинские и житейские темы в местную районную газету.

Господь дал им троих детей. В 1962 году в семье Ожигановых случилось несчастье. Старший сын Валера 11-ти лет во время половодья катался на плоту и утонул. Когда Господь дал другого сына, его назвали Валерой в память о первом. Но и второй Валера умер в младенческом возрасте от острого лейкоза в областной гематологической больнице. Из детей в семье остался только средний сын Виктор (ныне работает врачом в г. Кирове).

Как опытного фельдшера Федора Григорьевича из сельской больницы перевели на Станцию скорой помощи в г. Киров. И там произошел случай, который резко изменил его дальнейшую жизнь. На работе у Федора Григорьевича нашли Евангелие и передали главному врачу. Тот вызвал его в кабинет и предложил выбор: «Или Евангелие — или работа!». Со станции скорой помощи фельдшера Ф.Г. Ожиганова рассчитали в тот же день.

В трагических событиях своей послевоенной жизни Федор Григорьевич увидел знак Божий. Он не мог больше жить по-прежнему и решил оставить семью. Путь его лежал в Псково-Печерский монастырь, куда он ездил на богомолье несколько лет назад. В это святое место он прибыл на самый престольный праздник — день Архангела Михаила. Была осень 1966 года. Здесь он поведал всю свою жизнь благочинному игумену Александру, и его приняли в обитель. Так Федор Григорьевич исполнил свой обет, данный Богу во время войны.

Увидев его ревностное отношение ко всякому делу, послушника Феодора постригли в монашество с именем Феодорит и рукоположили в иеродиаконы. По совершении диаконского сорокоуста его сразу посвятили в иеромонахи и оставили на второй сорокоуст. Так он служил литургию 80 дней подряд. В те времена Псково-Печерский монастырь славился многими известными старцами. Отец Иоанн (Крестьянкин) и отец Феодорит жили в соседних кельях. Он нес послушание монастырского лекаря, звонаря, пчеловода и столяра. Как опытного специалиста его приглашали на вызовы городские врачи из г. Печоры.

Иеромонах Феодорит несколько раз в письмах приглашал младшую сестру Руфину из Кировской области и их мать монахиню Анастасию навестить его. Сестра долго не решалась, потому что нигде не бывала. Наконец собралась и приехала в г. Печоры. Выйдя из автобуса, присела на скамейку. Вдруг садятся рядом две женщины, и одна другой говорит: «Ты чего расстроилась, давай вернемся в монастырь, там есть прозорливый иеромонах Феодорит, он тебе поможет».

В Псково-Печерском монастыре отец Феодорит подвизался 13 лет. Затем иеромонах Феодорит был назначен в Эстонскую епархию настоятелем Князь-Владимирского храма в г. Усть-Нарве (ныне город-курорт Нарва-Йыэсуу). В послевоенное время г. Усть-Нарва стал режимным городом. Непросто было достать стройматериалы, получить пропуск на въезд посторонних лиц. Несмотря на это, батюшке удалось пригласить из Вятки бригаду плотников. Постепенно около церкви были построены ризница, домик для крещения и трапезная. Заниматься покраской церковной крыши 70-летнему настоятелю пришлось самому. Посильную помощь в ремонте храма оказывал ему родной сын Виктор, приезжавший в гости из г. Кирова.

В г. Усть-Нарве отец Феодорит собрал вокруг себя немало духовных чад. Он все силы отдавал приходу, устроил рядом с храмом целый цветочный сад, а сам жил в неотапливаемой келье, тепло в которую зимой поступало через коридор. Тяжелые условия военной и монастырской жизни сказались на здоровье иеромонаха Феодорита, и в 1988 году он был переведен на покой в Пюхтицкий монастырь митрополитом Эстонским Алексием, будущим Патриархом. В Пюхтицком монастыре митрополит Алексий рукоположил иеромонаха Феодорита в сан игумена.

Молодая незамужняя девушка любила проводить отпуск на послушании в Пюхтицкой обители и исповедоваться у игумена Феодорита. Однажды стоит она к нему на исповедь и думает: «Годы проходят, а нет человека по сердцу». Походит ее очередь исповедоваться. Батюшка выслушивает девушку, накрывает епитрахилью, читает разрешительную молитву и наклоняется к ее уху. «Ты замуж хочешь?» — спрашивает он тихонько. «Да», — отвечает она. «А ты поезжай в Сергиев Посад, там есть семинарист Володя, это твой будущий супруг». Так и случилось. При посещении Лавры она познакомилась с Володей, потом стала матушкой. И он ее попросил: «Отвези меня к своему старцу, познакомь с ним».

Келейница батюшки послушница Тамара вспоминает, что еще в Пюхтицком монастыре духовный сын батюшки подарил на день Ангела игумена Феодорита (28 апреля) летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Батюшка благословил ей почитать эту книгу. «Открываю на том месте, где описывается жизнь преподобной матери Александры в Осиновке, меня охватывает чувство чего-то родного и близкого. Батюшка прерывает мое чтение и спрашивает: „А ты бы хотела быть в Дивеевском монастыре?“. В то время среди Пюхтицких сестер было много разговоров о Дивеево. Отвечаю: „Хотела, но не смею об этом и подумать“. Он говорит: „Будешь“. Пришло время, жила в Осиновке и ухаживала за батюшкой».

В 1992 году игумен Феодорит был переведен из Эстонии в Россию, в Дивеевский монастырь. За неимением жилья проживал в монастырском доме в 2 километрах от Дивеево — в дер. Осиновка. В Серафимо-Дивеевском монастыре игумен Феодорит принял схиму с именем Феодор (в честь преподобного Феодора Начертанного исповедника). Пострижение в великий ангельский чин совершил 21 декабря 1993 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов).

Схиигумен Феодор скрывал от людей свои духовные дарования. В последние годы он исповедовал людей, сидя в инвалидной коляске.
Один раз у него исповедовалась дивеевская сестра. «Подошла моя очередь, — рассказывает она, — стала на колени перед батюшкой, читаю из листка грехи, а он смотрит на кого-то из стоящих в очереди. У меня проносится мысль, что он не слышит, надо подойти к другому батюшке, только бы не порвал листок. После разрешительной молитвы батюшка берет из моих рук листок, аккуратно сворачивает вчетверо и с отцовской любовью возвращает со словами: «Возьми, тебе ведь надо сходить еще к другому батюшке».

Иногда его не понимали и дивеевские священнослужители. После службы один из священников проходит мимо схиигумена Феодора, который смиренно сидит на стульчике и исповедует народ в приделе иконы Божией Матери Умиление. Этот священник обращается к батюшке: «Что ты так долго исповедуешь, служба закончилась, акафист преподобному Серафиму пропели, уборка заканчивается, а ты все сидишь. У нас так не исповедуют».

Схиигумен Феодор имел дар исцеления. Духовная дочь Татьяна из Осиновки как-то пожаловалась батюшке, что часто болеет ангиной. Он сказал ей: «После Пасхи пройдет». Так и получилось: после Пасхи она уже никогда не вспоминала об ангине. В другой раз бабушка привела в келью схиигумена Феодора свою 12-летнюю внучку и пожаловалась, что та мочится в постель. Батюшка их благословил и отпустил, ничего не сказав. Но после этого девочка исцелилась. Другая верующая женщина привела в келью к батюшке недавно поженившуюся пару. У молодой жены руки были покрыты как бы экземой. Пояснили, что это появилось после свадьбы. Перепробовали все лекарства, которые выписывали врачи — не помогли. Батюшка побеседовал с ними, а руки молодой женщины держал в своих руках. Некоторое время спустя келейница схиигумена Феодора встретила женщину, которая приводила молодых. Та сообщила, что после посещения батюшки руки молодой супруги стали чистыми.

Умер схиигумен Феодор ранним утром 30 июня 1995 года. Его монашеский путь составил 30 лет. Чин погребения совершал митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. Владыка при погребении сказал такие слова: «Схиигумен Феодор был невидимым дивеевским духовником». Могила схиигумена Феодора находится за алтарем Троицкого собора в Дивеево.

http://rusk.ru/st.php?idar=114350

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика